Программа сопровождения одаренных детей «Математический воображариум»
рабочая программа по математике
Программа сопровождения одаренных детей «Математический воображариум»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
promezhutochnaya_attestatsia_1.docx | 123.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра психологии
ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
«МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ВООБРАЖАРИУМ»
Исполнители:
Мачулина Екатерина,
Савчук Александра,
Зайцева Дарья,
Исламова Арина,
Озганбаева Айна,
Воронина Анастасия
Сургут, 2022
Содержание
Концепция одарённости Д.Б. Богоявленской, которая служит опорой для разработки программы. 5
Этапы психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка. 5
Критерии эффективности программы. 6
Этапы диагностической работы по выявлению математической одаренности. 8
Методики выявления одаренности и их оценка. 8
Работа с участниками программы. 10
Формы подведения итогов реализации программы. 17
Аннотация
Пояснительная записка
Актуальность данной программы заключается в том, что интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одарённости в настоящее время волнуют многих. В современную эпоху работа с одарёнными и высокомотивированными детьми является крайне необходимой.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями, прежде всего, потребностью общества в неординарной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Нормативно-правовая база.
1. Закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
2. Подпрограмма "Одаренные дети" федеральной целевой программы "Дети России".
3. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (26.12.2012).
4. Конвенция о правах ребенка 1989г.
5. Программа развития школы.
6. Устав школы.
Выявление одаренных детей.
Выявление одаренных детей связано также с проблемой выделения различных видов одаренности, которые характеризуются определенными признаками.
К методам выявления одаренных детей относятся:
- наблюдение;
- общение с родителями;
- работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
- олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.
Целью освоения программы является организация работы с обучающимся, имеющим повышенный уровень мотивации к математике, которая направлена на развитие его математических способностей.
Задачи программы:
- формирование у учащихся устойчивого интереса к математике;
- выявление и развитие математических способностей;
- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
Ожидаемые результаты:
1. Личностные:
- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
- Сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками.
2. Метапредметные:
- Готовность и способность к сотрудничеству в образовательной деятельности.
3. Предметные:
- Овладение логическими операциями и основами комбинаторики;
- Сформированность основ социально-критического мышления;
- Осознанное, произвольное и адекватное использование, создание и трансформация различных видов знаково-символических средств, схем, моделей;
- Получение, расширение и углубление теоретических и практических навыков обучающихся.
Принципы деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Концепция одарённости Д.Б. Богоявленской, которая служит опорой для разработки программы.
С учетом специфики одаренности в детском возрасте наиболее адекватной формой идентификации признаков одаренности того или другого конкретного ребенка является психолого-педагогический мониторинг.
Этапы психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка
Этап | Цель | Методы |
Диагностический | Его целью является идентификация одаренных детей, изучение индивидуальных особенностей школьников. |
|
Развивающий | Целью этапа является гармоничное развитие одаренных детей. Включает в себя организацию, проведение индивидуальных и групповых занятий по адаптации одаренного ребенка в группе сверстников, создание развивающей среды для таких детей. |
|
Оценочный | Целью данного этапа является оценка развития обучающихся. |
|
Портрет одаренного ребенка
Ребёнок проявляет любопытство к математическим вопросам и всегда пытается связать явления окружающего мира с математикой.
Предлагает нестандартные способы решения задач. Когда он загорается идеей нового математического проекта, постоянно занимается исключительно этим.
Очень любознателен, изучает природные процессы через математические вычисления. Любит создавать математические ребусы и предлагает решить их родителям и учителям.
Составляет сборник математических сказок, которые пишет самостоятельно. Очень наблюдателен с ранних лет, любит изучать что-то новое, всегда занимается чем-то интересным для него.
Смотрит обучающие фильмы и мультфильмы. Любит смотреть видео на «YouTube», в которых показывают как решать олимпиадные задачи по математике.
Критерии эффективности программы.
Выявление:
- степени участия в математических олимпиадах, интеллектуальных конкурсах дистанционных, заочных формах соревнований;
- количество участников и победителей олимпиад муниципального, регионального и федерального этапов по математике;
- степень полноты используемых способов выявления одаренных детей.
Развитие:
- стабильность результатов выступлений на высших этапах олимпиад и других интеллектуальных конкурсах;
- динамика познавательной активности и креативности одаренных детей;
- наличие в работе с одаренными детьми исследовательской деятельности,
обучения на основе индивидуальных программ и планов; - наличие специальных программ обучения одаренных детей.
Поддержка:
- степень разнообразия форм работы с одаренными детьми.
Содержание программы
Этапы диагностической работы по выявлению математической одаренности
Этап предварительного поиска. Совместная работа психологов, педагогов, родителей, самих учащихся о наличии математических способностей и степени их выраженности. Выполнение тестовых заданий. Моделирование дальнейшей диагностической или развивающей деятельности.
Этап оценочно-коррекционный. Уточнение, конкретизация полученной на этапе поиска информации. Реализуется с помощью разовых тестирований, единичных тестирований, тренингов, проведения специальных программ, ориентированных на развитие продуктивного мышления и психосоциальной сферы респондента.
Этап самостоятельной оценки. Добровольное посещение занятий дополнительного характера. Желание продолжать занятия - один из важных индикаторов одаренности. Проявление склонности к повышенным интеллектуальным нагрузкам - одна из важных отличительных черт одаренных подростков и юношей. Проявляется феномен «познавательной самодеятельности». Участие в самостоятельном оценивании собственной одаренности.
Этап заключительного отбора. Данная процедура, основываясь на данных результативности деятельности учащихся в добровольно выбранном направлении, позволяет с большой долей уверенности говорить о степени одаренности и служит надежным основанием для построения прогноза развития.
Методики выявления одаренности и их оценка
Карта интересов для младших школьников.
Инструкция для детей.
В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках: ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак "-"; если нравится - "+", если очень нравится, ставьте "++".
Инструкция для родителей.
Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности
сравните его с другими детьми того же возраста. На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе,
не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - "-"; если нравится - "+"; очень нравится - "++". Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.
Лист вопросов.
Каждый вопрос начинается со слов: "Нравится ли вам ..."
1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;
2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
3) петь, музицировать;
4) заниматься физкультурой;
5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
8) играть с техническим конструктором;
9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;
10) самостоятельно рисовать;
11) играть в спортивные, подвижные игры;
12) руководить играми детей;
13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
14) ходить в магазин за продуктами;
15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);
21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;
22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);
27) ухаживать за домашними растениями;
28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
31) участвовать в постановке спектаклей;
32) заниматься спортом в секциях и кружках;
33) помогать другим людям;
34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;
35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Обработка результатов.
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:
1. математика и техника (1-й столбик в листе ответов);
2. гуманитарная сфера (2-й столбик);
3. художественная деятельность;
4. физкультура и спорт;
5. коммуникативные интересы;
6. природа и естествознание;
7. домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.
Тест Стэнфорд-Бине (редакция 1972г.)
Содержание задач меняется со временем. Тест предназначен для измерения интеллекта детей от 2 до 18 лет. Представляет собой набор заданий в виде вопросов, на которые надо дать ответ, либо в виде задач. Задания сгруппированы в блоки по 6 заданий, в соответствии с хронологическим возрастом детей. Блоки заданий составлены таким образом, что большинство детей одного возраста способны выполнить все сходящие в данный блок задания.
Задания теста (для ребенка 9 лет):
1. указать сегодняшнюю дату (день недели, число, месяц, год). Правильные ответы предполагают, что ребенок имеет представление о летоисчислении, пользуется календарем в своей жизни.
2. распределить 5 предметов на определенные классы. Предполагает наличие у ребенка способностей к абстракции и обобщению.
3. решить задачу, в которой надо рассчитать, сколько денег должны дать сдачи после покупки какой- то вещи. Предполагает определенное знание математики и умение совершать в уме определенные математические операции.
4. повторить 4 цифры в обратном порядке. Умение удерживать цифры в памяти, совмещать умственные операции по выстраиванию в уме в порядке.
5. построить осмысленное предложение, содержащее 3 слова. (мальчик, река, мяч). Предполагает умение ребенка строить предложения, и устанавливать между словами смысловые связи.
6. найти рифму к 3 различным словам. (лошка-кошка, день-пень, солнце-лопата). Тестируется словарный запас ребенка. Умение находит нужные слова в нужное время.
Успешное выполнение теста предполагает наличие у ребенка определенных знаний и определенных умственных умений.
Т.о., в свете этого теста, ИНТЕЛЛЕКТ – совокупность знаний и умственных умений, позволяющих человеку решать определенные задачи.
Диагностическая ситуация «Исправь ошибки и назови следующий ход»
Цель – выявление умений детей соблюдать последовательность ходов, предлагать варианты исправления ошибок, рассуждать, мысленно обосновывать ход своих действий.
Ситуация организуется без практических действий. Ребёнок следит за ходом взрослого, комментирует свой ход, исправляет ошибки.
Педагог: Представь, что мы с тобой играем в домино. Кто-то из нас допустил ошибки. Найди их и исправь. Первый ход был моим (слева).
По мере обнаружения ошибок ребёнку задаётся вопрос: «Кто же из нас допустил ошибки? Как их исправить, используя дополнительные фишки?»
Методика изучения индивидуальных особенностей решения задач.
Цель: Изучение основных индивидуальных особенностей решения задач у школьников старших классов и взрослых (быстроты решения, интеллектуальной активности, выражающейся в целенаправленном нахождении наиболее рациональных путей решения задачи (в противоположность методу "проб и ошибок", качества решения).
Материалы: Бланки для решения, протокол эксперимента. Квадраты для усвоения условий решения задачи предлагаемые суммы находятся в промежутке от 39 до 51. Инструкция зачитывается столько раз, сколько необходимо для полного усвоения всех условий задачи. В 2-х квадратах испытуемые решают задачу без учета времени, с целью твердо усвоить условия задачи и опробовать варианты, пути ее решения. Далее испытуемый предлагает решить задачи на 2-х квадратах с учетом времени. Решения проверяются самими испытуемыми. Кроме времени выполнения заданий учитывается число исправлений (зачеркивания и пробные, поисковые обозначения) и число ошибок (неверный подбор сумм, неправильно поставленные произведения, использование 2-х клеток более чем в одной строке или в одном столбце). В сводный протокол вносятся среднее арифметическое каждого из двух решений и среднее арифметическое по группе испытуемых. Индивидуальные данные сравниваются с групповыми. Делаются заключения об индивидуальных особенностях решения задач. При этом учитывается, что: 1) время решения задач является показателем скорости протекания мыслительных процессов; 2) число исправлений служит показателем интеллектуальной активности. Чем меньше число исправлений, тем глубже анализ предлагаемых условий задачи и правильное построение в уме схемы предлагаемой совокупности действий.
Большое число исправлений свидетельствует о том, что условия были недостаточно проанализированы, комбинаторное планирование осуществлялось слабо и, что задание выполнялось в основном путем "проб и ошибок"; 3) ошибки определяют качественную сторону интеллектуальной деятельности.
Диагностическая ситуация аналитико-синтетической деятельности
(адаптированная методика Белошистой А.В.)
Цель: выявить сформированность навыка анализа и синтеза детей 5-6 лет.
Задачи: оценка умения сравнивать и обобщать предметы по признаку, знаний о форме простейших геометрических фигур, умения классифицировать материал по самостоятельно найденному основанию.
Предъявление задания: диагностика состоит из нескольких этапов, которые поочерёдно предлагаются ребёнку. Проводится индивидуально.
Материал: набор фигур — пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький), маленький красный квадрат. (Слайд «Круги»)
кубики
1.Диагностическая ситуация
Задание: «Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат.) Объясни почему. (Все остальные — круги.)».
2.Материал: тот же, что к №1, но без квадрата.
Задание: «Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру.)».
3.Материал: тот же и карточки с цифрами 2 и 3.
Задание: «Что на кругах означает число 2? (Два больших круга, два зеленых круга.) Число 3? (Три синих круга, три маленьких круга.)».
Оценка задания:
1 уровень – задание выполнено полностью верно
2 уровень – допущено 1-2 ошибки
3 уровень – задание выполнено с помощью взрослого
4 уровень – ребёнок затрудняется с ответом на вопрос даже после подсказки
Работа с участниками программы
Работа психолога с одаренными детьми осуществляется в таких формах, как:
- психодиагностика,
- психопрофилактика,
- психокоррекция,
- развитие,
- психологическое консультирование,
- психологическое просвещение.
Психологическое консультирование является одним из главных направлений в этой работе, и его основной принцип – доверительное общение, откровенная беседа. Для этого в школе создан специальный психологический кабинет, являющийся особой рабочей зоной школьного психолога, своего рода его методической базой (здесь сосредоточены комплекс психодиагностических методик, психолого-педагогическая литература, результаты различных исследований и т.п.).
Немаловажную роль играют уроки по психологии, тренинговые занятия с одаренными детьми, в процессе которых развиваются интеллектуальные способности учащихся.
На таких уроках диагностируются способности, интересы, склонности учащихся с целью оказания им помощи в профессиональном и личностном самоопределении, исследуются структура и состояние межличностных отношений и психологического климата в классах, проводится коррекция конфликтных взаимоотношений и др.
Контакт учащегося с психологом носит информационный характер: ребенок узнает о психологической природе своей личности, приобщается к психологическим знаниям и психологической культуре. С учетом своего типа темперамента, характерологических особенностей, коммуникативных и лидерских способностей, с учетом своего интеллектуального потенциала (IQ) одаренный ребенок вместе с психологом строит программу саморазвития и самосовершенствования.
Формы работы с одарёнными детьми:
- групповые занятия;
- конкурсы; интеллектуальные игры;
- участие в олимпиадах; презентации;
- работа по индивидуальным планам;
- исследовательская деятельность.
- творческие мастерские;
- занятия исследовательской деятельностью;
- научно-практические конференции;
Консультация для родителей : «Организация работы с интеллектуально одаренными детьми, имеющими склонность к математике».
Одаренные дети. Кто они? Это, прежде всего, - дети, но обладающие большими способностями к высоким достижениям и выдающимся результатам в различных сферах деятельности.
Широко распространено мнение о том, что одаренные дети, обладая большими способностями, могут добиваться всего сами. Это не всегда так!
Чтобы уменьшить родительские тревоги и помочь черпать радость в воспитании одаренных детей, необходимо следовать этим ценным советам и рекомендациям.
Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:
* Уверенность, базирующуюся на сознании самоценности;
* Понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
* Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
* Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и душевному мужеству;
* Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
* Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, рас, социоэкономических и образовательных уровней;
* Родители создадут прекрасные условия для развития этих качеств, если своим собственным поведением продемонстрируют, что:
* Они ценят то, что хотят привить ребенку в моральном, социальном или интеллектуальном плане;
* Они точно рассчитывают момент и степень реакции на потребности ребенка. Если ребенок задает вопрос, связанный с сексом, родители дают ответ, предлагая лишь чуть больше информации, чем определено вопросом;
* Они опираются на собственные силы и позволяют ребенку самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу; даже если сами могут сделать все быстрее и лучше;
* Они практически не оказывают давления на ребенка в его школьных делах, но всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную информацию в сфере, к которой ребенок проявляет интерес.
Советы родителям:
- Давать ребенку время для размышления и рефлексии.
- Стараться регулярно общаться со специалистами по одаренности и родителями одаренных детей, чтобы быть в курсе современной информации.
- Стараться развивать способности ребенка во всех сферах. Например, для интеллектуально одаренного ребенка были бы очень полезны занятия, направленные на развитие творческих, коммуникативных, физических и художественных способностей.
- Избегать сравнивать детей друг с другом.
- Дать ребенку возможность находить решения без боязни ошибиться. Помогать ему ценить, прежде всего собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках.
- Поощрять хорошую организацию работы и правильное распределение времени.
- Поощрять инициативу. Пусть ваш ребенок делает собственные игрушки, игры и модели из любых имеющихся материалов.
- Способствовать задаванию вопросов. Помогать ребенку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы.
- Дать ребенку возможность получить максимум жизненного опыта. Поощрять увлечения и интересы в самых разнообразных областях.
- Не ждать, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем.
- Быть осторожными, поправляя ребенка. Излишняя критика может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости.
- Находить время для общения всей семьей. Помогать ребенку в его самовыражении.
- Быть честными! Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
- Адекватно оценивать уровень развития ребенка!
- Избегать длинных объяснений или бесед!
- Стараться вовремя уловить изменения в ребенке! Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.
- Уважать в ребенке индивидуальность! Не стремиться проецировать на него собственные интересы и увлечения.
- Развивать в своих детях следующие качества: уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности; понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих; интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску; уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству; привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки; умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.
Календарно-тематическое планирование
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Критерии выявления одаренности:
- активность, динамичность интеллектуальной деятельности;
- наличие конкретных знаний и умений в определенных предметных областях и общеучебных умений и навыков;
- систематическое самообразование;
- креативность (умение применять стереотипные алгоритмы в новых обстоятельствах);
- темпераментные особенности; активность и саморегуляция в деятельности (высокая мотивация и самостоятельность в деятельности).
Диагностика по выявлению одарённых детей включает:
- Выявление интересов, способностей к той или иной деятельности.
- Выявление предпосылок общей одарённости.
- Выявление уровня развития креативности (творческих способностей) ребёнка.
Тесты интеллекта:
∙Шкала интеллекта Стенфорд-Бине;
∙ Тест Р.Кеттела;
∙ Прогрессивные матрицы Дж.Равена;
∙ Тест Д.Векслера;
∙ Тест Р.Амтхауэра;
∙ Интелект-тест Слоссона
Тесты способностей:
∙ Тесты креативности П.Торранса;
∙ Креативные тесты Е.Туник;
∙ Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование» И.С.
Аверина, Е.И. Щебланова;
∙ «Шкала детских способностей» Маккарти
Идентификация детской одаренности педагогами и родителями:
∙ Карта интересов для младших школьников
∙ Методика «Интеллектуальный портрет»
∙ Характеристика ученика
∙ Методика «Карта одаренности»
∙ Опросник креативности Джонсона.
∙ Анкета «Определение уровня познавательной потребности»
Этапы диагностической работы по выявлению математической одаренности:
- Этап предварительного поиска. Совместная работа психологов, педагогов, родителей, самих учащихся о наличии математических способностей и степени их выраженности. Выполнение тестовых заданий. Моделирование дальнейшей диагностической или развивающей деятельности.
- Этап оценочно-коррекционный. Уточнение, конкретизация полученной на этапе поиска информации. Реализуется с помощью разовых тестирований, единичных тестирований, тренингов, проведения специальных программ, ориентированных на развитие продуктивного мышления и психосоциальной сферы респондента.
- Этап самостоятельной оценки. Добровольное посещение занятий дополнительного характера. Желание продолжать занятия - один из важных индикаторов одаренности. Проявление склонности к повышенным интеллектуальным нагрузкам - одна из важных отличительных черт одаренных подростков и юношей. Проявляется феномен «познавательной самодеятельности». Участие в самостоятельном оценивании собственной одаренности.
- Этап заключительного отбора. Данная процедура, основываясь на данных результативности деятельности учащихся в добровольно выбранном направлении, позволяет с большой долей уверенности говорить о степени одаренности и служит надежным основанием для построения прогноза развития.
Список литературы
- Андреева И.Н. Современные модели обучения одаренных детей: сборник научных статей научно-практической конференции. Минск,1998г.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.
- Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М. Знание.,1991.
- Работа с одаренными детьми / сост. О.А. Запотылок. – Минск: Красико-Принт, 2006.
- Нестеренко Ю., Олехник С., Потапов М. Лучшие задачи на смекалку. Москва, «АСТ-ПРЕСС», 1999.
- Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С.Математическая шкатулка. Москва «Просвещение», 1984.
- Перельман Я.И. Живая математика. Москва,1994. АО «Столетие». Перельман Я.И. Математические рассказы и головоломки.
- Гайштут А. Г. Математика в логических упражнениях. Киев. Радянска школа. 1985, 192 с.
- Гуревич К. М. Тесты интеллекта в психологии. // Вопр. Психол,1982.,№ 2, с. 28-32.
- Крутецкий В. А. Психология математических способностей. М. Просвещение, 1968. 432 с.
- Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики, Л. 1984.
- Мательский Н. В. Психолого-педагогические основы дидактики математики. Минск. Вышейная школа. 1977, с. 149-160.
- Методы психологической диагностики. Выпуск 1. Под ред. Дружинина В.Н. и Галкиной Т.В. Москва, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательной организации
Данная программа предназначена для педагогов-психологов общеобразовательных учреждений. Цель программы - обеспечение благоприятных условий для создания системы выявления, развития и поддержки оде...
Дополнительная общеразвивающая программа сопровождения одаренных детей "ВЗЛЕТ"
Направленность дополнительной общеразвивающей программы сопровождения одаренных детей «Взлет» - техническая. Новизна программы заключается в сопровождении одаренных детей через ...
Программа сопровождения одаренных детей
Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей образовательного учреждения....
Программа сопровождения ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Программа сопровождения одарённых детей предназначена для педагогического коллектива, специалистов школы....
Программа сопровождения одаренных детей МБОУ СШ № 2 г. Вязьмы Смоленской области (2015-2020 г.).
Модернизация российской системы образовании, требования к уровню подготовки выпускников школы в условиях компетентного подхода, введения новых образовательных стандартов, научно-технический пр...
Программа сопровождения одаренных детей
В настоящее время, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала возрастает, работа с одаренными детьми и высокомотивированными является крайне необходимой....