Проблемы преемственности 5 класс математика (презентация)
презентация к уроку по математике (5 класс)

Шепова Татьяна Николаевна

Переход из начальной школы в пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни учащихся. Им приходится привыкать и к предметной системе обучения, и к занятиям в разных кабинетах, и к новым учителям, и к требованиям каждого из них. Изменяется социальная обстановка, роль учащегося, увеличивается учебная нагрузка. В этот период у учащихся, как правило, наблюдается повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость, рассеянное внимание и, как  следствие снижение успеваемости. Поэтому  очень важно в начале учебного года  помочь пятикласснику адаптироваться в новых условиях, и вести преподавание с учетом не только тех знаний, которые учащиеся получили  в начальных классах, но и с использованием тех методических приемов, которые характерны для начальной школы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_preemstvennosti.pptx261.05 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемы преемственности по математике между начальной школой и 5 классом

Слайд 2

Организационно-психологические проблемы 1. Недостаточная наполняемость урока материалом, неоправданно медленный темп урока, отсутствие материалов для «сильного» ученика, перенос основной тяжести усвоения курса на домашнюю работу. Возможности разрешения: уменьшение доли фронтальных бесед и других малоэффективных методов работы на уроке, использование печатных дидактических материалов, уменьшение пауз в работе детей.

Слайд 3

Организационно-психологические проблемы 2. Недостаточно организованное и четкое начало урока, окончание урока, выделение дополнительного (сверх отведенных 45 мин.) времени на выполнение письменных проверочных работ, из-за чего дети не приучаются быстро включаться в работу, эффективно и быстро работать. Возможности разрешения: приучать начинать работу на уроке по звонку, быстро включаться в работу, не давать отдельным детям дополнительного времени на выполнение контрольных и проверочных работ, заканчивать урок также со звонком с урока.

Слайд 4

Организационно-психологические проблемы 3. Стойкая привычка у детей к неумеренной помощи родителей при выполнении домашних заданий, творческих работ. Возможности разрешения : разъяснения родителям наносимого ущерба интеллектуальному развитию их ребенка, включение в уроки заданий, контролирующих степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.

Слайд 5

Организационно-психологические проблемы 4. Бедность и однообразие используемых материалов обучения, несоответствие методического багажа учителя реальным учебным возможностям детей. Возможности разрешения : распространение опыта успешного обучения детей в современных условиях (школьным методическим объединениям учителей начальных классов и математики полезно знакомиться с лучшим опытом).

Слайд 6

Организационно-психологические проблемы 5. Пассивность большинства учащихся в процессе обучения. Возможности разрешения : использование форм и методов организации занятий, требующих от каждого ученика активного и осознанного участия, в том числе парной и групповой работы.

Слайд 7

Организационно-психологические проблемы 6. Несформированность у учащихся представления об отличном устном ответе, ответе у доски на уроке математике. Возможности разрешения : учителям математики совместно с учителями начальной школы определиться в требованиях к ответу ученика и постепенно разъяснять детям эти требования, учитывать их, оценивая ответы на уроке. 7. Привычка у детей получать отметки за любое (самое малое) действие, в т.ч. за краткие или односложные, невразумительные ответы. Возможности разрешения : добиваться от детей развернутых, полных ответов, четкой и грамотной речи, не допускать выставления необоснованно высоких оценок за неполные ответы.

Слайд 8

Организационно-психологические проблемы 8. Обедненная речь учителя, отсутствие динамики в использовании лексики от 1 к 4 классам. Возможности разрешения : полезно создание и внедрение учителями математики совместно с учителями начальной школы словаря-программы постепенного ознакомления детей с «взрослой» лексикой, проведение отдельных уроков в начальной школе вместе с учителем средних классов. 9. Создание у детей учителем и родителями в конце 4 класса «психологического барьера» - настороженного ожидания трудностей учения в 5 классе. Возможности разрешения : знакомство родителей и детей со своими будущими учителями уже в 4 классе, проведение математических праздников, олимпиад, соревнований, отдельных уроков, родительских собраний совместно с учителем 5 класса.

Слайд 9

Общие учебные умения и навыки 1. Недостаточная техника чтения, большие проблемы в понимании текста учащимися из-за обедненного лексического запаса у части детей, неумение делить текст на смысловые части и анализировать его. Возможности разрешения : постоянно предлагать учащимся задания на проверку знания и понимания смысла математических терминов, вести словарики терминов, читать вслух и анализировать условия задач, рекомендовать и родителям проводить такую работу с детьми при выполнении заданий по математике . 2. Недостаточная скорость письма, нечеткий почерк у значительной части детей. Возможности разрешения : рекомендовать упражнения для развития мышц кисти руки, подходящую ручку, продолжать следить за правильностью написания букв и цифр, за верным положением ручки

Слайд 10

Общие учебные умения и навыки 3. Неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память у многих детей. Возможности разрешения : на уроках предлагать цепочные вычисления, дома – специальные упражнения на тренировку внимания и памяти. 4. Недостаточная тренированность долговременной механической памяти. Возможности разрешения : практиковать письменный опрос правил, предлагать для запоминания не только стихотворные, но и прозаические тексты. 5. Отсутствие у учащихся умения и привычки обращаться к энциклопедиям, справочникам, словарям, научно-популярной и дополнительной литературе. Возможности разрешения : рекомендовать иметь в классе справочные издания, предлагать учащимся задания по работе со справочниками и словарями, поручать готовить сообщения, рассказы, сочинения по материалам дополнительной литературы.

Слайд 11

Специальные математические знания, умения и навыки 1. Недостаточные умения устных вычислений (все арифметические действия в пределах до ста учащиеся должны выполнять устно). Возможности разрешения : постоянное подкрепление знаний таблиц сложения и умножения, систематическое проведение содержательного и напряженного устного счета. 2. Ошибки в письменном делении многозначных чисел и письменном умножении многозначных чисел. Возможности разрешения : регулярное повторение всех этапов алгоритма выполнения деления и умножения, систематическое включение в устную работу заданий на табличное умножение и деление, сложение и вычитание.

Слайд 12

Специальные математические знания, умения и навыки 3. Слабое знание правил порядка действий (в том числе и в выражениях со скобками). Возможности разрешения : после записи вычислительных примеров начинать с выделения отдельных «блоков», из которых он состоит, обращать внимание на «сильные» и «слабые» знаки арифметических действий, а затем расставлять номера действий. 4. Недостаточные умения решать текстовые задачи (даже в одно - два действия). Возможности разрешения : предлагать сначала представить себе ситуацию, о которой идет речь в задаче, изобразить её на рисунке или схеме; при обсуждении решения – вопросы: как догадались, что первое действие именно такое?

Слайд 13

Специальные математические знания, умения и навыки 5. Недостаточное развитие графических умений. Возможности разрешения : регулярное выполнение чертежей как на бумаге в клетку, так и на нелинованной бумаге, построение фигур по командам. 6. Формальные представления об уравнении, его корне, способах проверки правильности решения уравнения. Возможности разрешения : большее внимание уделять первым этапам формирования понятия переменной, верного и неверного равенства, нахождение значения выражения с переменной.

Слайд 14

Специальные математические знания, умения и навыки 7. Недостаточно грамотная математическая речь учащихся. Возможности разрешения : учителю чаще давать образцы чтения выражений, равенств, уравнений и неравенств, склонять числительные, тренировать школьников в верном чтении математических выражений, использовании названий натуральных чисел и дробей в косвенных падежах.

Слайд 15

В начальных классах Выполни действия наиболее удобным способом: 12+5 +8, 14-5-4, 6·2·5, 180:2: 10; 2. Вычисли, удобно расставив скобки: 24+36+12+18+ 13, 435 – 135 + 147 - 47, 13 • 2 • 25 • 4, 49 • 2 · 5;

Слайд 16

Для 5-6 классов 1. Выполни действия наиболее удобным способом: 235 + 148 + 115, 387 + 69 + 113 , 172 – 37 - 42 , 132 - 57 + 25, 275 - 138 – 37, 27 - 2 - 50 , (200 + 9) • 7, (50 + 6) • 30; 2. Вычисли, удобно расставив скобки: 189 + 219+ 107 + 81, 289 + 96 + 394 + 121; 3. Найди результат, используя метод округления слагаемых и замену сло­жения умножением: 95 + 99 + 96 + 98 + 97, 101 + 105 + 102 + 104 + 103, 7.

Слайд 17

При решении задачи получается ответ: скорость самолета 24 км/ч. В чем нелепость такого ответа? Какие два числа при сложении дадут 7, а при умножении 15, 12, 7, 16, 18, 10? Какие два числа при вычитании дадут 7, а при умножении 18, 60, 44? Найдите 2 числа, если: первое больше второго на 4, а их сумма =14. Найдите устно ответ: 64+259+36+441, 542+270+45

Слайд 18

Математический диктант . - Задумайте круглое четырехзначное число. 1. Запишите задуманное число. 2. Прибавьте к задуманному числу 100 000. Запишите. 3. Уменьшите полученное число на 20 000. Запишите. 4. Вычтите из полученного числа 30 000. Запишите. 5. Увеличьте полученное число на 1 000. Запишите. 6. От полученного числа отнимите 10 000. Запишите. 7. К полученному числу прибавьте 5 000. Запишите. 8. От полученного числа отнимите 40 000. Запишите. 9. Отнимите от полученного числа 6 000. Запишите. 10. Должно получиться задуманное вами число.

Слайд 19

Устный счёт. Игра «Да или нет » 1.Если число 270 разделить на 3, получится 80? 2.Если из 1000 вычесть 780, получится 120? 3.Произведение чисел 150 и 4 равно 600? 4.Число 99 увеличили в 1000 раз и получили 9900? 5.Частное чисел 800 и 5 равно150? 6.Если к 570 прибавить 34, получится 604? 7.Числа 3,5,7,9 все нечетные? 8. Частное чисел 960 и 6 равно 160? 9.Если сторона квадрата 60 дм, то площадь квадрата равна 3600? 10. В 90 м 9000 дм?

Слайд 20

Устный счёт 1) Разность чисел 760 и 450 равна ___________. 2 ) Первый множитель140, второй множитель 4. Произведение ____________. 3 ) Если число 12 увеличить в 50 раз, получится ______________. 4 ) Если 700 уменьшить на 360, получится ____________. 5) Сумма чисел: 360 и 440 равна ___________. 6 ) Делимое 640, делитель 16. Частное ____________. 7 ) 54 уменьшить в 18 раз__________________ . 8 ) Первое слагаемое 320, второе слагаемое 480. Сумма равна___________ . 9) Перевести : 82кв.дм 4кв.см= ____________ кв.см 10) Перевести : 678кв.м 3кв.см=_____________кв.см 11) Перевести : 43км 25м= _____________м 12) 58935кг =____т_____ц_____кг 13) Перевести : 4га=_________а 14) Перевести : 5мин. 3сек.=________сек.

Слайд 21

Математический диктант Паук видит бабочку на расстоянии 2 дм. Сколько это см? Длина пиявки 12 см. Сколько это мм ? В реках Азии интересная рыбка-снайпер. Она может стрелять водой. Маленькие рыбки стреляют водой на расстоянии 1 дм, а большие - на 44 см дальше. На какое расстояние могут стрелять большие рыбки-снайперы? Числа , которые услышите, запишите цифрами. Длина границы России 60932 км. Самая большая река России Обь 3650 км, ее длина – 2200км. В Черном море 1500 видов животных, а в Азовском 350 видов. За день с плохо закрытого крана вытекает 14л воды. В школе 25 кранов, сколько воды может вытечь со всех этих кранов?

Слайд 22

Игра «Знатоки» 81 49 32 72 45 56 27 18

Слайд 23

Игра «Поиск» Дополни пример, чтобы получить в ответе 1000 __+ 910 , ___:10 , 720+___, ___*100, ___* 2

Слайд 24

Игра «Будь внимательным» На доске записаны числа: 5, 12, 41, 3, 6, 8, 32, 19 за 5 секунд запомните числовой ряд; запишите по памяти наибольшее и наименьшее числа; найдите сумму этих чисел и запишите

Слайд 25

За 30 секунд подобрать к каждой строке по три слагаемых так, чтобы сумма слагаемых была равна числу в кружочке: 8 11 7 10 3 4 5 4 20 19 15 6 25 Игра «Лучший математик» 41

Слайд 26

«Рыбки»

Слайд 28

Вопросник а) Из каких разрядов состоит класс единиц? б ) Из каких разрядов состоит класс тысяч? в ) Каковы соотношения между единицами длины? г ) Как найти расстояние, зная время и скорость? д ) Что такое произведение? и ) Что такое периметр? к)Что такое кв. см?

Слайд 29

У кого из четырех мальчиков длина шага больше, если известно , что, измеряя шагами длину футбольного поля, Петя сделал 59 шагов, Ваня — 64, а Коля — 56?

Слайд 30

В трех коробках 86 карандашей. В первой коробке на 13 карандашей меньше, чем во второй, но на 8 карандашей больше, чем в третьей. Сколько карандашей в третьей коробке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы преемственности по математике при переходе со ступени начального образования на ступень основного общего образования

 Переход со ступени начального образования на ступень основного общего образования – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из т...

Умножение дробей. 5 класс, математика. Презентация

Презентация  предназначена для учащихся 5 класса. Урок изучения нового материала.Содержание учебного материала соответствует цели урока, требованиям учебной программы...

5 класс математика презентация к уроку "Ломаная линия"

Тема урока: «Ломаная линия» Тип урока - урок рефлексии. Цели урока: Образовательные: научиться различать виды ломаной линиРазвивающие: развивать внимание, речь, па...

5 класс математика презентация к уроку "Окружность. Её элементы"

Тема урока: «Окружность. Её элементы»  Тип урока : Урок – открытие нового знания. Цели урока: Обучающие: сформировать умения распознавать на чертежах, рисунках ок...

6 класс математика презентация к уроку "Что такое процент?"

Тема урока: «Что такое процент?»  Тип урока :  комбинированный урок. Цели урока:Обучающие: познакомиться с понятием «процент»; научиться находить процент ра...

6 класс математика презентация к уроку "Пересекающиеся прямые"

Тема урока: «Пересекающиеся прямые»  Тип урока :  изучение нового знания Цели урока: Обучающие: ввести понятие  вертикальных углов;  ввести понятие...