Урок Сложение и вычитание десятичных дробей
план-конспект урока по математике (5 класс)

Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей (Слайд 1)

  5 класс         «Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные»»

Цели урока:    (Слайд 2)

·        повторить и обобщить изучаемый материал;

·        контроль за уровнем усвоения материала, научить учащихся оценивать свои знания;

·        воспитывать чувство коллективизма, прививать умения выслушать других;

·        тренировка внимания, памяти, расширение кругозора.

Задачи урока: (Слайд 3)
Образовательные
1. Закрепить знание правил по данной теме.
2. Формировать умения и навыки работы над операциями сложения и вычитания десятичных дробей.
Развивающие
1. Развивать познавательный интерес к предмету.
2. Развивать логическое мышление, память, внимание.
Воспитательные
1. Воспитывать патриотизм и любовь к родному городу.
2. Прививать учащимся навык самостоятельной работы, работы в группе.
3. Воспитывать настойчивость в достижении цели.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. (Слайд 4)
Вид урока: урок с применением ИКТ и ЦОР.
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная; устная, письменная.
Продолжительность: 45 мин. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 36.2

Алексеева Тамара Александровна,

учитель МБОУ «СОШ с. Петрунь»,

Республики Коми, г. Инта, с. Петрунь

Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей (Слайд 1)

  5 класс         «Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные»»

Цели урока:    (Слайд 2)

  • повторить и обобщить изучаемый материал;
  • контроль за уровнем усвоения материала, научить учащихся оценивать свои знания;
  • воспитывать чувство коллективизма, прививать умения выслушать других;
  • тренировка внимания, памяти, расширение кругозора.

Задачи урока: (Слайд 3)
Образовательные
1. Закрепить знание правил по данной теме.
2. Формировать умения и навыки работы над операциями сложения и вычитания десятичных дробей.
Развивающие
1. Развивать познавательный интерес к предмету.
2. Развивать логическое мышление, память, внимание.
Воспитательные
1. Воспитывать патриотизм и любовь к родному городу.
2. Прививать учащимся навык самостоятельной работы, работы в группе.
3. Воспитывать настойчивость в достижении цели.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. (Слайд 4)
Вид урока: урок с применением ИКТ и ЦОР.
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная; устная, письменная.
Продолжительность: 45 мин.
Оборудование. 
1. Мультимедийная презентация с заданиям. (Электронное приложение ).
2. ЭОР и ЦОР педагогических порталов Министерства образования РФ. (Приложение «Модуль ОМС»)
3. ПК, проектор, интерактивная доска.
4. Карточки с заданиями.
Программное обеспечение.
ОМS – проигрыватель для ОС Windows
Литературные источники, использованные при подготовке к уроку.
1. “Математика 6 класс” Н.А. Виленкин, Москва, Просвещение, 2005г.
2. “Дидактические игры на уроках математики”, 2006 г.
3. http://fcior.edu.ru
4. http://files.school-collection.edu.ru

Презентация к уроку.
План урока: (Слайд 5)
Этап урока.  Форма работы.  Деятельность учителя.  Деятельность обучающихся.  
I. Организационный момент. 
1.Сообщение темы и постановка целей урока –
(1 мин. )
2.Актуализация знаний учащихся –
(9 мин)
Фронтальная
(блиц - опрос) Учитель задает вопросы Обучающиеся отвечают – (2 мин)
Фронтальная
(устный счет) Учитель дает рекомендации по выполнению задания.

Обучающиеся по цепочке решают примеры, передвигая на интерактивной доске карточки с ответами.( 4 мин.)
Исторический материал
(3 мин )
II. Операционно-деятельностная часть.

  1. Работа с учебником – (6 мин)
  2. Работа с использованием ИКТ  (6 мин.) 
  3. Физкультминутка (2 мин)
  4. Индивидуальная  самостоятельная работа с дифференцированными заданиями.(5 мин)
  5. Работа с учебником – (3 мин)
  6. Сказка Обыкновенные и десятичные дроби» , (flach player) (2 мин)
  7. Формирует группы по вариантам на ПК (7 мин):
  • дает задание  1 группе  и предлагает приступить к решению карточек.
  • дает задание 2 группе  и предлагает приступить к решению карточек.
  • дает задание  3 группе  и предлагает приступить к решению карточек.
  1. Высказывают свои мнения по решению карточек.
    III. Рефлексивно-оценочная часть. (2 мин)
    1. Подведение итогов урока- 1 мин.
    2. Домашнее задание-1 мин.
    IV. Окончание урока (2 мин)

Ход урока.

  1. Организационный момент.(1 мин)

1. Тема урока записана на доске. Учащимся  сообщается план урока.

2. Вопросы:  (2 мин)

1.    Сформулируйте правило сложения десятичных дробей. (Слайд 6)

2.Сформулируйте правило вычитания. (Слайд 7)

3. Устное задание. (задания на слайде презентации) (Слайд 8) (4 мин)

  1. Вычислите: (примеры даются дифференцированно)

7,4 + 3,2;        5,3 + 1,3;        2,65 + 0,25;

9,5 - 4,3;        7,5 - 1,4;        6,25 - 2;

8 + 2,4;        10,9 - 5,7;        3,3 + 1,5;

59,1 - 27;        7,7 - 5,1;        12,35 + 2;

18,6 + 4,2;        7,19 -7,08;        17 - 1,3;

1,37 + 3,7;        0,863 - 0,563;                      24,45 – 14.

  1. Сравнить: какие числа можно поставить в окошки, чтобы неравенство было верным?

2, 1 < 2,02

6,423 > 6,48

0,39826 < 0,3845

1,892 < 1,0765

4,58 > 4,593

5,683 > 50,61

4. Исторический материал.(3 мин)

Двое учащихся делают сообщения из истории дробей, подготовленные дома.

  • Сообщение ученицы.

Первое понятие дроби появилось в Древнем Египте много веков назад. В русском языке это слово появилось лишь в 8 веке. Происходит слово «дробь» от слова «дробить, разбивать, ломать на части». В первых учебниках дроби назывались «ломанные числа». Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии; дробная черта появилась в записи дробей лишь около 300 лет назад. Название «числитель» и «знаменатель» ввел в употребление греческий ученый-математик Максим Пеануд. Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка «попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение.

  • Сообщение ученицы.

Развитие промышленности и торговли, науки и техники требовали все более громоздких вычислений, которые с помощью десятичных дробей легче было выполнять. Широкое применение десятичные дроби получили в XIX веке после введения тесно связанной с ними метрической системы мер и весов. Например, в нашей стране в сельском хозяйстве и промышленности десятичные дроби и их частный вид – проценты – применяются намного чаще, чем обыкновенные дроби.

  •  Исторически дроби возникли в процессе измерения.
  •  В основе любого измерения всегда лежит какая-то величина (длина, объем, вес и т.д.). Потребность в более точных измерениях привела к тому, что начальные единицы меры начали дробить на 2, 3 и более частей. Более мелкой единице меры, которую получали как следствие раздробления, давали индивидуальное название, и величины измеряли уже этой более мелкой единицей. Так возникали первые конкретные дроби как определенные части каких-то определенных мер.
  •  Уже несколько тысячелетий человечество пользуется дробными числами, а вот записывать их удобными десятичными знаками оно додумалось значительно позже.
  • Уже несколько тысячелетий человечество пользуется дробными числами, а вот записывать их удобными десятичными знаками оно додумалось значительно позже.

Примерно в III веке н.э. десятичный счет распространился на меры массы и объема. Тогда и было создано понятие о десятичной дроби, сохранившей, однако метрологическую форму. Например, в Китае в Х веке существовали следующие меры массы: 1лан = 10 цянь = 102 фэнь = 103 ли = 104 хао = 105 сы = 106 хо.

  •  Целую часть стали отделять от дробной особым иероглифом«дянь» (точка).

Полную теорию десятичных дробей дал узбекский ученый Джемшид Гиясэддин   ал-Каши в книге " Ключ к арифметике", изданной в 1424 году, в которой он показал запись дроби в одну строку числами в десятичной системе и дал правила действия с ними. Ученый пользовался несколькими способами написания дроби: то он применял вертикальную черту, то чернила черного и красного цветов.

В конце XVI века мысль записывать дробные числа десятичным знакам пришла некому Симону Стевину из Фландрии. В своей книге "Десятая" (1585 г.) он излагает теорию десятичных дробей и предлагает писать цифры дробного числа в одну строку с цифрами целого числа, при этом нумеруя их.

II. Операционно-деятельностная часть.

  1.  Работа с книгой.(6 мин)

A). Примеры № 1009

а) 241,1 – (16,7 – 2,41) + 11,9; (Валя)

б) (1956 – 421,28) – (678,4 – 29). (Лена)                

          B). Задача  № 1014

Общая масса трех кочанов капусты, представленных на выставке, 26,67 кг. Один из кочанов весил 6,87 кг, другой на 1,55 кг больше. Сколько весил третий кочан капусты? (Диана)

  1. Задание с использованием ПК (задания на слайде презентации) .(6 мин)

А) Учитель: Вася решал примеры на сложение и вычитание десятичных дробей, но так как очень торопился гулять, забыл поставить запятые. Давайте поможем Васе исправить его ошибки. (3 мин)

(ученики выполняют задания на листочках

38+32=7                    436 - 236=2

3+208=508                 53 - 24=506

62+17=637                57 – 4 =17

Запишите их в тетрадь, поставив  в нужном месте запятые.

В). Эстафета «Получи слово» (задания на слайде презентации)  .(4 мин)

Необходимо решить уравнение и выбрать правильный ответ.

1)47,45 + х = 78,57;(Денис)        3) 7 – у = 1,5(Настя)        

2)у + 0,896 = 2,07;(Игорь)   4) 3,74 – х = 0,25;(Лена)

                                           5)х - 5,26 = 3,04;(Максим)        

К = 31,12;        Р = 29,15;

О = 1,174;        У = 1,17;

Д = 10,15;        С = 8,3;

Н = 8,2;        К = 5,5;

А = 3,49;        Е = 0,53.

(Коска – в переводе на русский язык - запятая).

3.   Физкультминутка.(2 мин)

4.   Самостоятельная работа.(5 мин)

Ученикам даются карточки с цепочкой примеров. Решив пример, дети узнают некоторые исторические факты. Сильным учащимся дается две карточки, слабым – одна.

5. Работа с учебником.(3 мин)

   1) № 1004

Расположите десятичные дроби в порядке возрастания:

5,6;  7,6;  0,7;  0,02; 5,06.

  1. №  1010

Округли до сотых: 4,7856;  2,603;  0,9372.

  1. Сказка Обыкновенные и десятичные дроби» , (flach player) (2 мин)

7.  Задания по таблице. Работа в группах Задание с использованием ПК (задания на слайде презентации).  (7 мин)

а) карточка № 1

Номер

задания

р

к

ы

и

н

т

я

ш

1

10,7

11,44

9,05

14,75

13,47

18,5

15,85

15

2

28

8,984

89,84

27,9

25,2

28,891

30,74

29

3

65,6

65,2

70,6

56,5

45,9

62,8

64,5

50

4

104,44

87,45

94,44

54,21

100

179,56

42,9

30

5

8

5,6

14,8

5,1

6,3

7,8

7

4,4

6

3,76

3,0076

37,6

376

3,076

0,3076

0,057

0,04

7

180,7

195,4

108

185,8

189,5

170,8

187,2

180

8

3,29

2,37

5

4,95

4,2

3,17

3,27

4,05

  1. 4,9 + 10,95 =
  2. 37,5 – 8,609 =
  3. Решить уравнение: х – 27,5 = 38,1
  4. Решить уравнение: 137 – х = 42,56
  5. В дно реки забили бетонный столб высотой 9,6 м так, что 3,4 м было в земле, а 1,8 м – над водой. Какова глубина реки?
  6. Запишите число, состоящее из 3 сотых и 76 тысячных.
  7. В первый день автомобиль проехал 238,4 км, во второй день на 52,6 км меньше. Какой путь проехал автомобиль во второй день?
  8. 4,2 – (0,08 + 1,75) =

Каждое задание определяет букву. Ученики должны прочитать название растения.

б)  карточка № 2

Номер

задания

к

т

и

я

с

ч

1

38,21

31,489

49,5

85,56

39,12

40,821

2

50,12

9,217

46,69

67,5

127,34

133,04

3

2,2

1,43

0,8

2,15

1,57

0,97

4

8,25

7,5

9,27

10,5

8,2

9,15

5

209,9

210,7

219,8

221,5

220

205

6

1,4

3,38

0,52

5

1,2

3,02

  1. 35,85 + 4.971 =            
  2.    125,19 – 78,5 =
  1. Решить уравнение: х – 0,07 = 1,5    
  2.  Решить уравнение: 9 – у = 1,5
  1. Ученики четвертого класса собрали 215,7 кг металлолома, а пятого класса – на 5,8 кг больше. Сколько металлолома собрал пятый класс?

6. Скорость лодки в стоячей воде 3.2 км/ч, а скорость течения реки 1,8 км/ч. Найдите скорость лодки против течения.        

в) карточка № 3

Номер

задания

ь

н

о

л

п

ы

1

4,946

5,801

9,446

8,36

9,77

9,41

2

5,06

3,24

3,44

4,04

5,16

5,42

3

10,74

0,67

11,456

12,86

10,86

9,24

4

100,4

179,56

85,6

100,36

89,4

94,44

5

9,81

3,89

4,11

5,12

10,1

8,09

6

30,85

24,9

34,55

30,15

32,515

29,4

  1.   4,41 + 5,36 =
  2.   5,24 – 1,8 =
  3.   Решить уравнение: х – 11,3 = 1,56
  4.   Решить уравнение: 137 – х = 42,56
  5.   Бревно длиной 6,85 м распилили на две части. Длина одной части 2,96 м. Найдите  длину второй части.
  6.   Яблоки с ящиком весят 32,7 кг. Сколько весят яблоки, если ящик весит 1,85 кг.

8. Высказывают свои мнения по решению карточек.

III. Рефлексивно-оценочная часть.(2 мин)

          А) Выставление оценок за урок.

Б) Задание на дом.

Домашняя контрольная работа.

Вариант № 1.

1. Вычислите выражение: (4,8 + 3,4) - (5,2 - 3,9).

2. Вычислите выражения и ответ округлите до десятых:

4,57 + 12,16;        18,35 + 6,03;

16,2 - 12;        43 - 40,2.

  1. Сравните:      2,4  и  2,7;     3,25  и  3,145.
  2. Найдите значение выражения:    4,92 - (а – 2,3), при а = 2,54.

Вариант № 2.

  1. Вычислите:    4,15 + 8,42 + (5,85 - 3,42).
  2. Вычислите, ответ округлите до десятых:

        4,07 + 12,92;        2,3 + 20,81;

        49,82 - 49;        4,208 - 3.

  1. Сравните:

0,01 и 0,0101;        15,042 и 15,0419.

  1. Найдите значение выражения:  (14,72 + в ) - 0,991, при в =3,56.

Вариант № 3.

1. Вычислите:   (2,68 + 3,15) - 1,68.

2. Вычислите, ответ округлите до десятых:

4,03 + 18,4;        5,97 + 36,4;

27,9 - 8;        15 - 0,8.

  1. Сравните:      4,01  и  4,009;     0  и  0,014.
  1. Найдите значение выражения:     а +7,001+13,02, при а =0,509.

Вариант № 4.

1. Вычислите:       18,36 + 4,04 - (12,36 - 5,96).

2. Вычислите, ответ округлите до десятых:

     42,79 + 21,7;        0,21 + 6;

  1.  - 15,01;                            152 - 150,9.

3. Сравните:    0,48  и  0,4499;         7,59  и  7,591.

4. Найдите значение выражения   3,54 + в - 29,501, при в =20,23.

IV. Окончание урока.(2 мин) Самооценка работы на уроке.

Притча.    Шел мудрец, а навстречу ему три  человека ,которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: « Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил  проклятые камни. У второго мудрец спросил: « А что ты делал  целый день?», и тот ответил: « А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: « А я принимал участие в строительстве храма!»

- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

- Кто работал так, как первый человек?  

- Кто работал добросовестно?  

- Кто  принимал участие в строительстве храма?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Разработка урока математики в 5 классе по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». Цели:-повторить правила сложения и вычитания десятичных дробей;-продолжить работу по закреплению выч...

Урок "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Этот урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС.Планируемые образовательные результаты:предметные:Знать алгоритм действия с десятичными дробями.Уметь применять выработанный алгоритм на практике...

урок "Сложение и вычитание десятичных дробей"

конспект урока, презентация, карточки для индивидуальной работы...

План-конспект урока Сложение и вычитание десятичных дробей

План-конспект урока Сложение и вычитание десятичных дробей...

Урок математики в 5 классе. Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Тип урока: обобщение – систематизация знаний.Цели урока:  закрепление вычислительных навыков, повторение правил сложения и вычитания десятичных дробей,  формирование умений выполнять действи...