Урок-игра по математике "Мир математики"
занимательные факты по математике (5 класс)

Видясова Елена Васильевна

Урок-игра по математике " Мир математики" Обобщение пройденного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок-игра44.98 КБ
Файл urok-igra_mir_matematiki.pptx831.32 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК-ИГРА

Для учащихся 5- ого класса

«МИР МАТЕМАТИКИ»

Подготовила

Учитель математики МБОУ «Тат-Пишленская СОШ»  

Рузаевского муниципального района

                                                                               Видясова Е.В.

Цель урока-игры: Воспитание интереса к предмету математики через использование игровых форм. Развитие внимания и сообразительности, логического мышления, формирование коммуникативных навыков, волевых качеств личности.

Задачи урока-игры:

Учебные:

  1. Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в процессе подготовки, организации и проведения урока.
  2. Повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор.
  3. Углубить представления обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни.
  4. Развитие у обучающихся умений работы с учебной информацией, развитие умений планировать и контролировать свою деятельность.

Развивающие:

  1. Развивать у обучающихся интерес к занятиям математикой.
  2. Выявлять учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний по математике.
  3. Развивать речь, память, воображение и интерес через применение творческих задач и заданий творческого характера.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.
  2. Воспитание умений применять имеющиеся знания на практике.
  3. Воспитание умений защищать свои убеждения, делать нравственную оценку деятельности окружающих и своей собственной.

Принципы организации урока математики:

  1. Принцип массовости (работа организуется таким образом, что в творческую деятельность вовлекается как можно больше обучающихся).
  2. Принцип доступности (подбираются разноуровневые задания).
  3. Принцип заинтересованности (задания должны быть интересно оформлены, чтобы привлечь внимание визуально и по содержанию).
  4. Принцип соревновательности (ученикам предоставляется возможность сравнивать свои достижения с результатами учащихся своего  класса).

Ожидаемые результаты:

  1. Подтверждение имеющихся у обучающихся базовых знаний в соответствии с тематикой урока математики.
  2. Знакомство с видами творческой самостоятельной деятельности и развитие навыков её выполнения.
  3. Выявление круга учащихся, стремящихся к углублению знаний по математике.
  4. Вовлечение родителей в совместную с учащимися деятельность при проведении мероприятий.
  5. Расширение историко-научного кругозора учащихся в области математики.
  6. Развитие коммуникативных умений при общении с учениками разного возраста.

Формы поощрения активных и успешных участников:

  1. Награждение индивидуальных победителей грамотами образовательного учреждения и призами.
  2. Выставление хороших оценок в журнал активным и успешным обучающимся.

Мероприятие не должно быть затянуто по времени. Необходимо учитывать  то обстоятельство, что возрастает учебная нагрузка на детей. Содержание урока математики должно быть подобрано так, чтобы всем было интересно, а разноуровневые задания позволили бы каждому почувствовать себя успешным. Урок – игра по математике должна проходить под девизом: “Успех порождает успех!”

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок математики, а урок – игра “Мир математики”. И начать его я хочу стихотворением М.Борзаковского “Математика повсюду!”:

Математика повсюду. Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму ты вокруг себя найдешь.
Каждый день, вставая бодро, начинаешь уж решать:
Идти тихо или быстро, чтобы в класс не опоздать.
Вот строительство большое. Прежде чем его начать,
Нужно всё ещё подробно начертить и рассчитать.
А иначе рамы будут с перекосом, потолок провалится.
А кому, друзья скажите, это может нравится?
Ох, скажу я вам, ребята, все примеры не назвать,
Но должно быть всем понятно, что математику нам
надо знать.
Если хочешь строить мост, наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле, иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе, добросовестно учись!

1-й конкурс. Математическая разминка

  • Сколько хвостов у семи котов? (7)
  • Сколько носов у двух псов? (2)
  • Сколько пальчиков на руках у четырёх мальчиков? (40)
  • Сколько ушей у пяти малышей? (10)
  • Сколько ушек у трёх старушек? (6)
  • Сколько у десяти ослов ушей и хвостов? (30 = 20 ушей + 10 хвостов)
  • На одной ноге страус весит 60 кг. Сколько килограммов он весит на двух ногах? (60 кг)
  • Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30 км)
  • В 12 часов ночи идёт дождь. Можно ли утверждать, что через 48 часов будет светить солнце? Почему? (Нет, так как через 2 суток будет вновь ночь)
  • Что тяжелее : килограмм сена или килограмм железа? (Одинаковый вес)

2-й конкурс.  Расшифровать ребусы.

МЕ+100 (место);

 40+А ( сорока)

3 +БУНА (трибуна)

 И+100+РИЯ ( история)

3 + УМФ =    (триумф)

Р +1+ А =   (родина)

7 + Я =          (семья)

3-й конкурс. Весёлое умножение.

Ведущий: Кто умеет перемножать в столбик два двузначных числа? Все умеют?! Проверим! Я приглашаю к отдельному столу  по одному участнику от каждой команды. (После того, как дети вышли, ведущий продолжает.) Вот только я забыл вас предупредить, что умножать вы будете с завязанными глазами! Итак, 18 * 12 =

4-й конкурс. Математика + Литература.

Команде предлагается написать как можно больше пословиц, содержащих числа. Например, не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

5-й конкурс. Блицтурнир.

Командам предлагается заполнить таблицы поочерёдно с помощью всех членов команды. Таблицы даются равнозначные. В таблицах заполнена колонка “Словесная запись”, а ребятам необходимо заполнить колонку “Символическая запись”.

1-я команда

2-я команда

Словесная запись

Символическая запись

Словесная запись

Символическая запись

а на 70 больше, чем в

а – в = 70

в на 4 меньше, чем а

а – в = 4

а в 3 раза больше, чем в

а : в = 3 или а = 3в

а в 5 раз меньше, чем в

в : а = 5 или
в = 5а

Сумма чисел а и 18 равна 25

а + 18 = 25

Разность чисел в и 23 равна 14

в – 23 = 14

6-й конкурс. Пантомима.

Командам предлагается придумать и показать пантомиму на тему “ Двоечник у доски”.

7-й конкурс. РАБОТА КОМАНДЫ.

Командам решить пример, содержащий все математические действия, но выполнить это задание всей командой.

  • 1-й ученик – расставляет порядок действий.
  • 2-й ученик – выполняет первое действие.
  • 3-й ученик – выполняет второе действие.
  • 4-й ученик – выполняет третье действие.
  • 5-й ученик – выполняет четвертое действие.
  • 6-й ученик – выполняет пятое действие и записывает ответ.

Команда 1: 14 + (36*18 – 522:87) – 21= 635

36*18=648; 2) 522:87=6; 3) 648 – 6 = 642; 4) 14+642=656; 5) 656 -21 = 635

Команда 2: 23 + (468: 78 + 46 * 24) – 157 = 976

1) 468:78=6; 2) 46*24=1104; 3) 1104+6=1110; 4) 23+ 1110 = 1133;

5) 1133 – 157= 976

Команда 3: 689 – (621: 69 + 35*18) + 57=107

621: 69 = 9; 2) 35*18=630; 4) 630 +9 = 639; 5) 689 -639 = 50: 6) 50+57=107

8-й конкурс. Математический футбол.

Какое число делится без остатка на любое число, отличное от нуля?

(Ответ: число ноль)

Сумма каких двух натуральных чисел равна их произведению?

(Ответ: 2 и 2 , 2 + 2 = 4, 2 * 2 = 4)

Когда делимое и частное равны между собой?

(Ответ: когда делитель равен одному)

Кирпич весит 2 кг и ещё полкирпича. Сколько весит весь кирпич? (Ответ: 4 кг)

Три кошки за три минуты ловят трёх мышей. Сколько нужно кошек, чтобы за 100 минут поймать 100 мышей? (Ответ: 100 кошек)

Не производя никакой записи, увеличьте число 86 на 12?

(Ответ: перевернуть число и получить 98)

От трёхзначного числа отняли один и получили двузначное? Что это за числа? (Ответ: 100 – 1 = 99)

Применяя знаки действий, запишите число 1 тремя двойками.

(Ответ: 2 + 2 : 2 = 1)

Как нужно расставить знаки “+” в записи 1 2 3 4 5 6 7 , чтобы получилась сумма, равная 100? (Ответ: 1 + 2 + 34 + 56 + 7 = 100)

Какое целое число делится без остатка на любое число, отличное от нуля?

(Ответ: число ноль)

Какое целое число делится без остатка на любое число, отличное от нуля?

(Ответ: Число ноль)

Сумма каких двух натуральных чисел равна их произведению?

(Ответ: 2 и 2 , 2 + 2 = 4, 2 * 2 = 4)

Когда делимое и частное равны между собой? (Ответ: Когда делитель равен одному)

Шоколадка стоит 10 рублей и ещё половина шоколадки. Сколько стоит вся шоколадка? (Ответ: 20 рублей)

Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько будет весить петух, стоя на двух ногах? (Ответ: 5 кг)

Какой цифрой заканчивается произведение всех чисел от 5 до 87? (Ответ: Нулём)

Что больше: произведение всех цифр или их сумма? (Ответ: Сумма,0*1*2*3*4*5*6*7*8*9=0, 1+2+3+4+5+6+7+8+9 = 45)

Как нужно расставить знаки “+” в записи 1 2 3 4 5 6 7 , чтобы получилась сумма, равная 100? (Ответ: 1+2+34+56+7 = 100)

9-й конкурс. Поставь знак

Поставьте знаки между семерками так, чтобы равенства были верными.

7777=1            Ответы:   7:7+7-7=1

7777=2                             7:7=7:7=2

7777=3                             (7+7+7):7=3

7777=4                             77:7-7=4

10-й конкурс. Решите кроссворд

  1. Некоторое число
  2. То, что надо знать наизусть.
  3. Геометрическая фигура.
  4. Арифметическое действие.
  5. Единица измерения длины.
  6. Равенство, содержащее неизвестную величину.
  7. Геометрическая фигура, обозначаемая одной буквой.
  8. Математический инструмент.
  9. Геометрическая фигура, у которой все углы прямые.
  10. Деления на измерительных приборах.

Кроссворд “Математика”

 

М

И

Л

Л

И

О

Н

 

П

Р

А

В

И

Л

О

 

 

 

 

 

Т

Р

Е

У

Г

О

Л

Ь

Н

И

К

Д

Е

Л

Е

Н

И

Е

 

 

 

М

Е

Т

Р

 

У

Р

А

В

Н

Е

Н

И

Е

 

 

 

 

Т

О

Ч

К

А

 

 

Ц

И

Р

К

У

Л

Ь

 

 

К

В

А

Д

Р

А

Т

 

Ш

К

А

Л

А

 

 

 

 

11-й конкурс. Весёлые вопросы:

Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается… (не два, а шесть)

Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно… (не пять, а четыре)

Ходит в народе такая молва: шесть минус три получается… (не два, а три)

Говорил учитель Ире, что два больше, чем… (один, а не четыре)

Меньше в десять раз, чем метр, всем известно… (дециметр)

Ты на птичку посмотри: лап у птицы ровно … (две, а не три)

У меня собачка есть, у нее хвостов аж… (один, а не шесть)

У доски ты говори, что концов у палки… (два, а не три)

Отличник тетрадкой своею гордится: внизу, под диктантом, стоит… (не единица, а пять)

На уроках будешь спать, за ответ получишь… (два, а не пять)

Вот пять ягодок в траве. Съел одну, осталось -… (не две, а четыре)

Мышь считает дырки в сыре: три плюс две – всего… (пять, а не четыре).

12-й конкурс. “ТРЕНИРУЕМ ПАМЯТЬ”

Посмотрите в течение 5 секунд на нарисованные фигуры и постарайтесь запомнить их порядок и воспроизведите их у себя на листе бумаги:

(за правильный ответ – 2 балла).

https://urok.1sept.ru/articles/663499/Image6272.gif https://urok.1sept.ru/articles/663499/Image6271.gif https://urok.1sept.ru/articles/663499/Image6273.gif

Домашнее задание: Отгадайте кроссворд. Ключевое слово: Лобачевский.

https://urok.1sept.ru/articles/663499/Image6274.gif

Вопросы:

  1. Числа, употребляемые при счете предметов. (Натуральные)
  2. Четырехугольник с прямыми углами. (Прямоугольник)
  3. Цифры 0, 1, 2, 3... (Арабские)
  4. Наглядное представление разных числовых данных. (Диаграмма)
  5. Результат от деления. (Частное)
  6. Число, показывающее, на сколько равных частей разделено целое. (Знаменатель)
  7. Сумма одинаковых слагаемых. (Произведение)
  8. Закон сложения. (Переместительный)
  9. Площадь квадрата со стороной 100м. (Гектар)
  10. Отрезок, длина которого равна 1. (Единичный)
  11. Угол меньше прямого. (Острый)

Итоги урока: Подошла к концу наша игра. Победители получают призы. Побежденные –    тоже. Потому что все мы размышляли и старались. А это самое главное! Всем спасибо за участие в игре.  Активным и успешным обучающимся выставляются отличные и хорошие оценки в журнал. На этом уроке плохих оценок не бывает и обучающихся надо поощрить только оценками “4” и “5”.

Урок сегодня завершён, но каждый должен знать:

Что спорт, упрямство, ум  и труд

К успеху в жизни приведут.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МИР МАТЕМАТИКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА ДЛЯ 5 КЛАССА Подготовила: Учитель МБОУ «Тат- Пишленская СОШ» Видясова Елена Васильевна

Слайд 2

ПРАВИЛА ИГРЫ - Каждая команда – банк. - Капитан команды – президент банка. Он имеет право принимать окончательное решение по каждому заданию игры.

Слайд 3

Девиз нашего занятия “Успех порождает успех!” Стихотворение М. Борзаковского “Математика повсюду!” Математика повсюду. Глазом только поведешь И примеров сразу уйму ты вокруг себя найдешь. Каждый день, вставая бодро, начинаешь уж решать: Идти тихо или быстро, чтобы в класс не опоздать. Вот строительство большое. Прежде чем его начать, Нужно всё ещё подробно начертить и рассчитать. А иначе рамы будут с перекосом, потолок провалится. А кому, друзья скажите, это может нравится? Ох, скажу я вам, ребята, все примеры не назвать, Но должно быть всем понятно, что математику нам надо знать. Если хочешь строить мост, наблюдать движенье звёзд, Управлять машиной в поле, иль вести машину ввысь, Хорошо работай в школе, добросовестно учись!

Слайд 4

1 конкурс Математическая разминка Сколько хвостов у семи котов? Сколько носов у двух псов? Сколько пальчиков на руках у четырёх мальчиков? Сколько ушей у пяти малышей? Сколько ушек у трёх старушек? Сколько у десяти ослов ушей и хвостов? На одной ноге страус весит 60 кг. Сколько килограммов он весит на двух ногах? Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? В 12 часов ночи идёт дождь. Можно ли утверждать, что через 48 часов будет светить солнце? Почему? Что тяжелее : килограмм сена или килограмм железа?

Слайд 5

2 конкурс. Расшифруйте ребусы МЕ+100 40+А 3 +БУНА И+100+РИЯ 3 + УМФ Р +1+ А 7 + Я

Слайд 6

Конкурс Блицтурнир 1-я команда 2-я команда Словесная запись Символическая запись Словесная запись Символическая запись а на 70 больше, чем в в на 4 меньше, чем а а в 3 раза больше, чем в а в 5 раз меньше, чем в Сумма чисел а и 18 равна 25 Разность чисел в и 23 равна 14

Слайд 7

7- й конкурс « Работа команды » Командам решить пример, содержащий все математические действия, но выполнить это задание всей командой. 1-й ученик – расставляет порядок действий. 2-й ученик – выполняет первое действие. 3-й ученик – выполняет второе действие. 4-й ученик – выполняет третье действие. 5-й ученик – выполняет четвертое действие. 6-й ученик – выполняет пятое действие и записывает ответ.

Слайд 8

9-й конкурс «Поставь знак» 7777=1 7777=2 7777=3 7777=4

Слайд 9

Ответы 7:7+7-7=1 7:7+7:7=2 (7+7+7):7= 3 77:7-7=4

Слайд 10

Решите кроссворд Ключевое слово: Математика Некоторое число То, что надо знать наизусть. Геометрическая фигура. Арифметическое действие. Единица измерения длины. Равенство, содержащее неизвестную величину. Геометрическая фигура, обозначаемая одной буквой. Математический инструмент. Геометрическая фигура, у которой все углы прямые. Деления на измерительных приборах.

Слайд 11

Конкурс «Тренируем память»

Слайд 12

Домашнее задание Отгадайте кроссворд

Слайд 13

Итоги урока Урок сегодня завершён, но каждый должен знать: Что спорт, упрямство, ум и труд К успеху в жизни приведут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки - игры и соревнования по математике

Уроки - игры  по математике для учащихся  5, 7 9,10 классов коррекционной школы, с использованием интерактивной доски....

Материалы к интегрированному уроку-игре по физике и математике в 9 классе

Материалы для интегрированного  урока-игры по физике и математике в 9 классе. Авторы: Кашенцова Н.И., Суворова Н.Н.. МБОУ СОШ № 43 г.Архангельска...

Урок-игра "В поисках Царицы-Математики"

Эта игра для 6 класса, которую можно проводить как на обычных уроках, так и на факультативах или классных часах....

"Математик-бизнесмен" (презентация к уроку-игре по математике)

Презентация к матемптической игре-викторине...

Интегрированный урок-игра "Число. Имя числительное". (математика и русский язык) 6 класс

Интегрированный урок: Число. Имя числительное. (по математике и русскому языку)...

Урок-игра по математике для 5-х классов "Мир математики"

План и сценарий урока-игры  по математике для 5-х классов "Мир математики". Прекрасно подходит для проведения в последний учебный день четверти....