Уроки математики в школе гуманитарного профиля
статья по математике (6 класс)

Степаненко Анастасия Павловна

Современные подходы к образованию ставят перед учителем – предметником все более сложные задачи в подготовке каждого урока, так и к подготовке к сдаче итоговой аттестации.

 Ранее обучение строилось на методиках освоения академических знаний, а теперь большое внимание уделяется умению применять эти знания в повседневной жизни. Учитель, владея арсеналом разных педагогических технологий, стремится сформировать у учащихся потребность в активном познании окружающего мира. Вы когда-нибудь задумывались о том, что именно математика является одним из основных предметов в школьном образовании и занимает первую позицию по суммарному количеству учебных часов за все годы обучения в школе? Также, не секрет, что математика является одним из обязательных экзаменационных предметов. Любой предмет, а математика особенно, требует от ученика разных навыков «умения учиться»: и умственного напряжения, и сосредоточенности, и внимания, а, подчас, и настойчивости. Очевидно и другое…Практика показывает, что немногие ученики охотно изучают точные науки, особенно это ощущается в школе с углубленным изучением языков. Большая часть относит себя к людям с «гуманитарным складом ума», искреннее считая, что эти науки им не пригодятся, да и слишком сложны. Перед учителем встает задача не из легких: как снизить негативное отношение к предмету? Как обучать детей с очень развитым образным мышлением и чем можно привлечь их интерес? Учитель должен поработать и со слабоуспевающими и не упустить сильных мотивированных учеников.  Учитель не может останавливаться в желании подобрать и освоить новые формы и методы обучения, чтобы успешно решать не только образовательные задачи, но и развивающие, и воспитательные.

Казалось бы, что воспитывать, решая примеры и доказывая теоремы, просто невозможно. В моей, небольшой пока, практике очень удачным оказалось использование краеведческих ресурсов в подборе содержания заданий, а также организации проектной деятельности учащихся. Детям нравится чувствовать значимость поиска ответов на обозначенную проблему, которая обязательно присутствует в методе проектов. Учителю интересно совместно с детьми определенным образом организовать поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, направленную на достижение результата и оформление небольшого конечного «продукта».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание на уроках математики

в школе гуманитарного профиля.

(автор: А.П. Степаненко, учитель математики, ГБОУ СОШ №13 Санкт-Петербурга)

Современные подходы к образованию ставят перед учителем – предметником все более сложные задачи в подготовке каждого урока, так и к подготовке к сдаче итоговой аттестации.

 Ранее обучение строилось на методиках освоения академических знаний, а теперь большое внимание уделяется умению применять эти знания в повседневной жизни. Учитель, владея арсеналом разных педагогических технологий, стремится сформировать у учащихся потребность в активном познании окружающего мира. Вы когда-нибудь задумывались о том, что именно математика является одним из основных предметов в школьном образовании и занимает первую позицию по суммарному количеству учебных часов за все годы обучения в школе? Также, не секрет, что математика является одним из обязательных экзаменационных предметов. Любой предмет, а математика особенно, требует от ученика разных навыков «умения учиться»: и умственного напряжения, и сосредоточенности, и внимания, а, подчас, и настойчивости. Очевидно и другое…Практика показывает, что немногие ученики охотно изучают точные науки, особенно это ощущается в школе с углубленным изучением языков. Большая часть относит себя к людям с «гуманитарным складом ума», искреннее считая, что эти науки им не пригодятся, да и слишком сложны. Перед учителем встает задача не из легких: как снизить негативное отношение к предмету? Как обучать детей с очень развитым образным мышлением и чем можно привлечь их интерес? Учитель должен поработать и со слабоуспевающими и не упустить сильных мотивированных учеников.  Учитель не может останавливаться в желании подобрать и освоить новые формы и методы обучения, чтобы успешно решать не только образовательные задачи, но и развивающие, и воспитательные.

Казалось бы, что воспитывать, решая примеры и доказывая теоремы, просто невозможно. В моей, небольшой пока, практике очень удачным оказалось использование краеведческих ресурсов в подборе содержания заданий, а также организации проектной деятельности учащихся. Детям нравится чувствовать значимость поиска ответов на обозначенную проблему, которая обязательно присутствует в методе проектов. Учителю интересно совместно с детьми определенным образом организовать поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, направленную на достижение результата и оформление небольшого конечного «продукта».

Приведем некоторые примеры из материалов проекта, который можно использовать на уроках при изучении новой темы, закрепления пройденного или проверки знаний учащихся.

Проект включает в себя три направления:

  • задачи культурологического содержания
  • математический калейдоскоп
  • тестирование

Отметим, что изучение родного города возможно включить во все предметы и это, как вариант, может стать ПРОЕКТОМ работы всей команды педагогов.

Итак, задачам культурологического содержания можно отнести, например, такие.  

  1. Нева – единственная в мире река, через которую на протяжении 13 км перекинуто 8 мостов. Самое большое число мостов среди городов мира имеет Санкт- Петербург. Сейчас их в нашем городе 539, из которых в центральной части города 315, а остальные – в разных районах большого красивейшего мегаполиса.

ДАЛЕЕ можно задать разные вопросы (математический калейдоскоп):

Сколько мостов построено в новых районах Санкт-Петербурга?

Какую часть составляют мосты вашего района (в нашем случае-Невского) от числа мостов города? От числа мостов разных районов, кроме центра города?

Решая эту задачу, в процессе работы, детям придется найти информацию о мостах невского района Санкт-Петербурга. Учитель может придумать множество заданий с математическими расчетами, требующих от детей умения найти соответствующую информацию и умения внимательно читать задания (развивая при этом компетенцию функциональной грамотности).

Для справки: их насчитывают 11 (Рыбацкий, Володарский, Российский, Ледовый, Яблоновский, Б.Обуховский, Б.Яблоновский, Шлиссельбургский, Товарищеский, Клочков, Долгоруков)

Ответ: 224 моста в разных районах города; 2 % приходится на долю мостов в Невском районе от числа всех мостов; около 5% (4,9%) составляет доля от мостов разных районов города.

  1. Через Обводный канал переброшено 18 мостов, а через канал Грибоедова – на 2 больше, через Зимнюю канавку в 6 раз меньше, чем мостов через Обводный. Сколько мостов переброшено через канал Грибоедова? Через Зимнюю канавку? Как ты думаешь, от чего зависит количество мостов, переброшенных через эти каналы?

Ответ: 18+2= 20 (м.) – через канал Грибоедова

             18:6 =3 (м.) –через Зимнюю канавку

Количество мостов зависит от протяженности (длины) канала. Чем он длиннее, тем больше мостов. А, также, от количества улиц, выходящих на его набережные. Чем их больше, тем больше и мостов.

  • Детям можно предложить подтвердить свои рассуждения. Тогда они должны найти в справочных материалах длину Зимней канавки (5080 дм=… метров) и длину Обводного канала (8 км= 8000 метров). Вывод: 8000 м больше, чем 508 метров, что совпадает с нашими цифрами и рассуждениями. На 8000 метров приходится 18 мостов, а на 508 метров – всего 3 моста.

В приведенных примерах можно увидеть некоторую информацию о Санкт-Петербурге. Можно создать несколько слайдов с изображением карты города и показать локацию мостов и рек. А, также, продемонстрировать красивые фотографии или старинные гравюры с изображением мостов и рек нашего города.

Чем мы занимались? Конечно, математикой! Но, как красиво и интересно рассматривать достопримечательности нашего города, сравнивать, запоминать, узнавать исторические факты, рассуждать. Анализируя опыт реализации применения проектной работы на уроках и во внеурочной деятельности, выяснилось, что учащиеся –гуманитарии, заинтересовались форматом и содержанием заданий, подобрали интересные краеведческие справки, создали необходимые слайды и успешно решили поставленную задачу. Вне всякого сомнения, они проявили умение переносить ранее усвоенные знания в новую ситуацию, повысили навыки самостоятельной работы, приобрели уверенность и повысили самооценку. Воспитывали ли мы их в этом проекте? Да, незримо вовлекая их в чудесное пространство нашего города, напоминая им, что мы –петербуржцы, что нам повезло иметь возможность пройти по этим мостам и набережным, вспоминая, казалось бы, обычный урок математики…

Формат статьи не дает возможности привести больше интересных примеров и заданий, но целью написания и публикации было показать вектор для работы современного учителя математики в гуманитарном образовательном пространстве! Мне очень интересно работать творчески, а вам?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация принципа деятельности коррекционного обучения на уроках математики в школе-интернате VIII вида.»

Конец  20  столетия  был  ознаменован  в  системе  образования  нашей страны событиями, которые  без  преувеличения можно  наз...

Рабочая программа по математике 11 класс гуманитарный профиль (4 часа)

Рабочая программа по математике 11 класс гуманитарный профиль по учебникам Мордковича и Атанасяна, рассчитана на 4 часа в неделю...

Рабочая программа по математике для студентов гуманитарного профиля

Рабочая программа учебной дисциплины "Математика" базовый уровень разработана по гуманитарным специальностям среднего профессионального образования  :- Право и организация социального обеспечения...

Программа учебной дисциплины МАТЕМАТИКА для специальностей гуманитарного профиля

Программа учебной дисциплины «Математика»  предназначена  для изучения математики в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную програм...

О ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ В КЛАССАХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

Математика как учебный предмет уверенно проникает в гуманитарное образование. Ценность математики...

ПРИНЦИП ГУМАНИТАРИЗАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В КЛАССАХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПРОФИЛЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Тезисы к выступлению на Всероссийской конференцииРассматривается практическая реализация принципа гуманитаризации образования при изучении математики в старших классах естественнонаучного профиля....

конспект урока технологии коррекционной школы по профилю "швейное дело" 5 класс

конспект урока технологии по профилю "Швецное дело" для учащихся 5 класса школы 8 вида по теме "Сведения о швейных машинах. Подготовка машины к работе. Правила безопасной работы на швей...