РП по математике 6 класс 8 вид(вариант 2) надомное
рабочая программа по математике (6 класс)

Аткина Ольга Викторовна

РП по математике для 6 класса 8 вид вариант 2 для надомного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Юдихинская средняя общеобразовательная школа

Тюменцевского района Алтайского края

«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО учителей естественно – научного

цикла                         Милова Т.А.

Протокол №_____    от

«     »                                  20        г

УТВЕРЖДЕНО

на Педагогическом совете

Протокол № ___  от

«     »                              20        г

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор  МКОУ  Юдихинской СОШ                            Лахова О.А.

Приказ   №________    от

«     »                                   20         г

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

 ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЁЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

(вариант 8.2)

Математические представления и конструирование

6  КЛАСС

(надомное обучение)

  Рабочая программа  составлена на основе программыобучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. ИЛинакова и др.; Под.ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: 1 ЩК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. —296 с.

   Составитель: Аткина Ольга Викторовна,                      

 учитель математики

                                                                                                   первая аттестационная категория

Юдиха 2020

1.Пояснительная записка

1.1 Адаптированная рабочая программа для обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (вариант 8.2) составлена на основе следующих документов:

- Приказ Министерства образования и науки  Российской Федерации от 10.04.2002 г. 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

- Положение об организации обучения детей с ОВЗ по адаптированной образовательной программе;

- АООП для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

- авторской программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Линакова и др.; Под.ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: 1 ЩК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.

-  федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования. (Приказ МО РФ № 234 от 28.12.2018)

1.2 Цели и задачи:

Цель: формирование и преобразование получаемого детьми элементарного математического и конструктивного опыта путем активного, преднамеренного, осознанного овладения ими физической и социальной картиной мира, значимой для социально-бытовой адаптации учащихся.Максимальное включение в образовательный процесс, в формировании доступных видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).

Задачи:

- развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно-величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности;

- формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях;

- формирование элементарных обще учебных умений;

- овладение элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности;

- развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на основе ознакомления с бытовыми, здоровье сберегающими ситуациями, развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного и логического мышления;

- общее развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

1.3 Используемый УМК:

1. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б.Баряевой, СПБ, 2011 г.

2. Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; СОЮЗ, 2011 г.

3. Андрющенко Н В. Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия. — СПб., Речь, 2012 год.

4. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Игры и логические упражнения с цифрами. — СПб., КАРО, 2013 г.

5. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. — СПб., КАРО, 2011 год.

1.4 На изучение адаптированной программы по Математическим представлениям и конструированию

(надомное обучение) по АООП для обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (вариант 8.2)  и авторской программе в 6 классе отводится 68 часов (из расчета 2 часа в неделю). Данная программа предусматривает безоценочную систему обучения. Контроль проводится в виде диагностики на начало и конец учебного года. Промежуточная диагностика – конец I полугодия.

1.5  Формы, методы и средства обучения:

- индивидуальная работа (карточки, индивидуальные задания);

- рассказ;

- беседа;

- дидактические игры;

- практическая деятельность;

- самостоятельная работа;

- работа с наглядными пособиями;

- работа с наглядным материалом.

Специальные методы и приемы:

  1. Больший акцент на наглядные и практические методы обучения;
  2. Демонстрация реальных объектов, изучаемых по программе;
  3. Схематизированная форма подачи изучаемого материала;
  4. Приёмы развития мыслительной активности;
  5. Приём выделения главного;
  6. Метод «малых порций», предлагающий дробление учебного материала на несколько смысловых частей, изучение каждых в отдельности и последующее закрепление;
  7. Действия по образцу, по словесной инструкции;
  8. Соотнесение предметов с соответствующими им изображениями;
  9. Приёмы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов.

Основные направление коррекционной работы:

  1. Формирование активного произвольного внимания, волевого усилия;
  2. Формирование умения обращаться к детям и педагогу на основе действий, жеста;
  3. Соотнесение предмета с его плоскостным изображением;
  4. Игровые упражнения на активацию движений кистей рук, пальцев;
  5. Развитие умения следовать правилам поведения в общественных местах;
  6. Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы;
  7. Определение предметов по величине, форме, осуществление проверки с использованием приёмов наложения и приложения;
  8. Обводка по трафаретам, по опорным точкам, штриховка в процессе совместных действий с педагогом, частично, под контролем взрослого;
  9. Развитие графических умений;
  10. Чередование интеллектуальных нагрузок и отдыха;
  11. Не использовать многоступенчатые инструкции, предлагать короткие и чётко сформулированные задания;
  12. Развитие понимания речи;
  13. Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
  14. Развитие общей и речевой моторики;
  15. Уточнение и расширение словарного запаса;
  16. Формирование ритмико-слоговой структуры слова;
  17. Формирование двусоставного предложения, развитие диалогической формы речи.

  1. Содержание тем учебного курса

Первое полугодие

Конструирование. Упражнения с разрезными картинками со смысловыми разъемами, с тематическими сборно-разборными игрушками, с сюжетными картинками с вырубленными частями круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной формы. Складывание разрезных картинок по образцу (игрушки, овощи, фрукты, животные). Узнавание целого предмета по фрагментам и называние его. Дидактические игры, развивающие восприятие отношений объектов на основе величины и формирующие представления о ее относительности (с использованием одноименных конструкторов, но разных размеров, изготовленных из разных материалов, например, настольные пазлы-картинки из картона и полифункциональный модульный набор «Напольные пазлы», деревянная пирамидка из пяти частей и напольный модуль «Пирамида»).

Обучение учащихся конструированию по объемному образцу (мосты, ворота и пр.) с последующим выкладыванием аналогичных конструкций из плоскостных элементов на магнитной доске или на фланелеграфе.

Конструирование из палочек (например, счетных, палочек Кюинзенера) по образцу.

Количественные представления. Игры и упражнения на выделение одного-пяти предметов из множества (формирование представлений о возможности разьединения множества из любых предметов).

Обучение учащихся практическим действиям присчитывания: к каждому объекту может быть присоединен только один объект.

Обозначение общего количества сосчитанных объектов последним произнесенным числом, сопровождение обводящим движением руки и показом сосчитанного количества на пальцах (вместе с учителем).

Демонстрация учителем счета объектов в любом порядке (формирование представлений о том, что любая совокупность объектов может быть сосчитана).

Выбор соответствующего количества предметов без пересчета и с пересчетом, с проверкой своих действий способами прикладывания или накладывания одного количества предметов или картинок па другое.

Упражнения в узнавании цифр «О», «1», «2», «3», «4», «5» в правильном и перевернутом расположении, дорисовывание цифр.

Рисование цифр от «1» до «5» по трафаретам, по опорным точкам, самостоятельно. Лепка цифр из пластилина, конструирование из деталей (из частей разрезанных шаблонов цифр, палочек).

Знакомство с монетами достоинством 1, 5 копеек, 1, 2, 5 рублей (различение, набор и размен монет).

Упражнения в счете на различных абаках и счетах разной величины в вертикальном и горизонтальном расположении (напольные счеты, настольные счеты).

Знакомство с арифметическими задачами-иллюстрациями с открытым результатом на наглядном материале в пределах шести, с арифметическими задачами-иллюстрациями с закрытым результатом в пределах двух-трех. Решение и составление на наглядной основе простых арифметических задач на бытовые темы на сложение и вычитание. Использование для решения арифметических задач набора цифр и знаков (+, — =).

Театрализованные игры по сказкам и рассказам с математическим содержанием: театр шариков и кубиков (фигурки надеваются на пальцы), театр кукол бибабо, театр кукол-оригами и т. п. Счет количества персонажей, и определение их пространственного расположения.

(Количественные представления формируются у учащихся, исходя из их индивидуально-типологических особенностей. Поэтому возможный предел счетных навыков определяется учителем в ходе уроков-занятий с учащимися. В «Программе» предлагается максимально доступный предел счетных навыков для учащихся с умеренной умственной отсталостью).

Представления о форме.Выбор учащимися шара, куба, треугольной призмы (крыши), прямоугольной призмы (бруска), круга, квадрата, треугольника, прямоугольника (по образцу и по словесной инструкции).

Невербальная классификация, сериация фигур по одному и двум признакам на основе использования логических блоков Дьенеша.

Соотнесение плоскостных и пространственных фигур. Рисование круга, квадрата, треугольника по трафаретам, опорным точкам и самостоятельно. Лепка пространственных фигур из пластилина, пата и т. п. Рисование фигур на песке, манке (пшеничке), грифельной доске, в тетради.

Конструирование фигур из палочек (счетные палочки, палочки Кюинзенера) по подражанию и по образцу (дома, окошки, солнышко, елка).

Игры на узнавание целого предмета по его фрагментам (для развития восприятия целостного образа).

Соотнесение частей конструкции с частями игрушки или конструкции-образца в процессе конструктивных и дидактических игр.

Строительство двух-трех объектов на основе их предварительного анализа: гаражей для машинок, домиков для роботов. Создание знакомых построек из нового строительного материала.

Постройки на основе анализа образца (знакомые постройки из других элементов, например ворота с аркой, мост через препятствие из трех элементов и др.).

Представления о величине. Сравнение величины путем сопоставления двух объектов (большой — маленький, длинный — короткий, широкий — узкий, высокий — низкий).Использование приемов наложения и приложения.

Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изображений различной величины (вместе с учителем и самостоятельно).

Наблюдения, дидактические игры и игровые упражнения, направленные на формирование представлений учащихся об относительности (транзитивности) величины.

Измерительные приборы — линейка. Показ приемов измерения. Измерение линейкой (размер называет учитель, но действия производит учащийся). Измерение с помощью меток.

Пространственные представления. Перемещение учащихся в пространстве класса по словесной инструкции, по стрелкам-векторам (знак «Направляющая стрелка» и др.), по элементарному плану-схеме (карта маршрута) и самостоятельно.

Игровые упражнения, связанные с перемещением в пространстве, изменением положения частей тела (поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку) по образцу, по словесной инструкции, стоя рядом с учителем, напротив него (ориентировка в паропротивоположных направлениях).

Использование вербальных и невербальных средств в процессе показа и называния пространственных отношений: речи или пантомимических движений (большой — руки разводятся широко; длинный— руки разводятся в стороны, демонстрируя протяженность).

Формирование ориентировки учащихся в трехмерном пространстве (в помещении), в двухмерном пространстве (на доске, на плоскости подноса с манкой или песком, на листе бумаги в альбоме, в тетради) по словесной инструкции, по указательным знакам (стрелкам, точкам, символам).

Временные представления. Наблюдение простейших явлений погоды (холодно, тепло, идет дождь, идет снег).

Обучение учащихся использованию часов в реальной жизни. Показ стрелок часов. Называние и показ времени — от 1 до 5 часов на часах. Игры с игрушечными часами, перевод стрелок на указанное время (по образцу, по словесной инструкции).

Выделение по наиболее характерным признакам и называние времен года. Определение времен года по иллюстрациям, по ситуациям на стендовом театре. Театрализованные игры на темы времен года. Игры-этюды на изображение погодных явлений с помощью имитационных действий: холодно — нахмуриться и сжаться; тепло — улыбнуться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу; дождь — имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола и сопровождение словами «кап-кап» и т. п.

Уточнение представлений учащихся об астрономических символах: солнце, луне, звездах (показ на небе и на иллюстрациях). Рисование по внутренним и внешним трафаретам солнца, луны, звезд, туч, облаков. Пиктограммы о природных явлениях. Составление коротких рассказов с использованием картинного материала, пиктограмм.

Работа с календарями природы и погоды.

Второе полугодие

Конструирование. Конструирование улицы (например, дом, проезжая часть) после предварительного наблюдения (экскурсии).

Совместная с учащимися постройка разных зданий: жилого дома-башни с одним входом, школы (невысокое, длинное здание с несколькими входами), магазина.

В специально созданных игровых ситуациях экспериментирование с полифункциональными конструктивными материалами (Lego, конструктор «Элтик», полифункциональные наборы мягких модулей «Радуга», «Гномик», «Мастер» и др.), создание построек для игр (при минимальной помощи учителя).

Знакомство учащихся с образцами, представленными на CD-диске (работа с компьютерными изображениями), на фотографиях.

Обучение учащихся конструированию по объемному образцу (мосты, ворота и пр.) с последующим выкладыванием аналогичной конструкции из плоскостных элементов на магнитной доске или на фланелеграфе.

Конструирование из палочек (например, счетных, палочек Кюинзенера) по образцу.

Конструктивные и дидактические игры, основанные на перемещении трех-четырех объемных или плоскостных элементов по отношению друг к другу (развитие наблюдательности, памяти, внимания).

Упражнения на воспроизведение комбинаций из двух, трех, четырех элементов модульного или строительного набора по образцу, данному учителем.

Выполнение простейших построек по образцу (после его предварительного анализа) под руководством педагога: выделение основных частей постройки, определение необходимых строительных элементов.

Строительство двух-трех объектов на основе их предварительного анализа: гаражей для машинок, домиков для роботов. Создание знакомых построек из нового строительного материала.

Постройки на основе анализа образца (знакомые постройки из других элементов, например ворота с аркой, мост через препятствие из трех элементов и др.).

Количественные представления. Знакомство с числом и цифрой «6». Обучение учащихся называнию числового ряда в прямом порядке от I до 6 (устный счет) на наглядном материале. Формирование умений учащихся подбирать последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число (исходя из индивидуальных возможностей учащихся).

Последовательное выделение каждого предмета или картинки (в пределах шести) на основе использования зрительного и (или) тактильного анализаторов.

Хлопки, удары молоточком или барабанной палочкой в соответствии с заданным количеством, ориентируясь на слово, названное учителем.

Выделение одного-шести предметов на основе тактильного обследования по чипу игры «Чудесный мешочек».

Развитие понимания отношений между числами натурального ряда (6 больше 5 на 1, а 5 меньше 6 на 1), формирование умения увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 6).

Упражнения в узнавании цифр «О», «I», «2», «3», «4», «5», «6» в правильном и перевернутом расположении, дорисовывание цифр.

Рисование цифр от «1» до «6» по трафаретам, по опорным точкам, самостоятельно. Лепка цифр из пластилина, конструирование из деталей (из частей разрезанных шаблонов цифр, палочек и т. п.).

Знакомство с монетами достоинством 1, 5 копеек, 1, 2, 5 рублей (различение, набор и размен монет).

Упражнения в счете на различных абаках и счетах разной величины в вертикальном и горизонтальном расположении (напольные счеты, настольные счеты).

Знакомство с арифметическими задачами-иллюстрациями с открытым результатом на наглядном материале в пределах шести, с арифметическими задачами-иллюстрациями с закрытым результатом в пределах двух-трех. Решение и составление на наглядной основе простых арифметических задач на бытовые темы на сложение и вычитание. Использование для решения арифметических задач набора цифр и знаков (+, -, =).

Упражнения с цифрами, решение арифметических задач в сюжетно-дидактических играх «Магазин», «Почта» и др., многократно проигрываемых при прямом и косвенном руководстве учителя.

Театрализованные игры по сказкам и рассказам с математическим содержанием: театр шариков и кубиков (фигурки надеваются на пальцы), театр кукол бибабо, театр кукол-оригами и т. п. Счет количества персонажей и определение их пространственного расположения.

Представления о форме. Группировка предметов по форме (по образцу и по словесной инструкции). Невербальная классификация, сериация фигур по одному и двум признакам на основе использования логических блоков Дьенетпа.

Соотнесение плоскостных и пространственных фигур. Рисование круга, квадрата, треугольника по трафаретам, по опорным точкам и самостоятельно. Лепка пространственных фигур из пластилина, пата и т. п. Рисование фигур на песке, манке (пшеничке), грифельной доске, в тетради.

Знакомство учащихся с линией (прямая, извилистая, как волна). Рисование линий на песке, манке (пшеничке), на бумаге, выкладывание линий с помощью ниток, веревок, различных шнуров и т. п. (Интеграция с уроками по предмету «Графика и письмо».)

Составление ритмических композиций из фигур по образцу, данному учителем, и по собственному желанию.

В процессе конструктивных и дидактических игр соотнесение частей конструкции с частями игрушки или конструкции-образца по форме.

Представления о величине. Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изображений различной величины (вместе с учителем и самостоятельно).

Измерительные приборы — линейка, сантиметровая лента. Показ приемов измерения учащимся. Измерения с помощью линейки и сантиметровой ленты (размер называет учитель, но действия производит учащийся). Измерение с помощью меток. Упражнения в определении размеров одежды с использованием приемов наложения и приложения, совместного с учителем измерения сантиметровой лентой.

Пространственные представления. Перемещение учащихся в пространстве класса по словесной инструкции, по элементарному плану-схеме (карта маршрута) и самостоятельно.

Выполнение практических действий по ориентировке учащихся в трехмерном пространстве (в помещении), в двухмерном пространстве (на доске, на плоскости подноса с манкой или песком, на листе бумаги в альбоме, в тетради) по словесной инструкции, по указательным знакам (стрелкам, точкам, символам). «Письмо» стрелок от одной картинки к другой. Работа с пиктограммами: «Выбери картинку и проведи к ней стрелку». (Интеграция с уроками по предмету «Графика и письмо», «Альтернативное чтение».)

Развитие топологических представлений учащихся в ходе упражнений на перемещение объекта в пространстве по типу упражнений с «Улиткой» (Ж. Пиаже).

Временные представления. Обучение учащихся использованию часов в реальной жизни. Показ стрелок часов. Упражнения со стрелками на игрушечных часах.

Называние и показ времени от 1 до 6 часов на часах. Упражнения с будильниками (большого размера), перевод стрелок на указанное время (по образцу, по словесной инструкции).

Регулирование времени по часам (по песочным часам, по таймеру — движение стрелок и приближение окончания времени). Выполнение практических действий за определенное время (до 5 минут).

Выделение по наиболее характерным признакам и называние времен года. Определение времен года по иллюстрациям, по ситуациям на стендовом театре. Театрализованные игры на темы времен года. Игры-этюды на изображение погодных явлений с помощью имитационных действий. (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)

Уточнение представлений учащихся об астрономических символах: солнце, луне, звездах (показ на небе и на иллюстрациях). Занятия в темной сенсорной комнате.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Критерии оценки ЗУН по предмету «Математические представления и конструирование»

По этой шкале оценивается способность ребёнка к счёту, соотнесением числа с количеством, сравнению чисел, решению примеров и задач, способность действовать в двух-трех мерном пространстве, воспринимать, узнавать и соотносить различные эталоны, их свойства и отношения.

  1. Не владеет элементарными математическими представлениями, не понимает различий предметов по форме, цвету и величине. Не ориентируется в пространстве, боится самостоятельно даже сделать шаг.
  2. Различает «один» - «ничего», сравнивает предметы по величине «большой» - «маленький». Узнаёт основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), знает основные цвета (красный, синий, желтый). Ориентируется только в пространстве своего класса, попадая в иные условия, нуждается в посторонней помощи.
  3. Различает «один» - «много», сравнивает предметы по величине: «большой – маленький», «широкий – узкий», «короткий – длинный». Различает основные цвета: красный, зелёный, синий, жёлтый, чёрный. Ориентируется в пространстве знакомых помещений: столовая, класс, туалетная комната, спортивный зал, кабинет музыки. Пересчитывает предметы в пределах трёх, знает цифры 1,2,3.
  4. Показывает: «один – ничего – много». Узнаёт и соотносит с эталоном основные цвета. Узнает и различает предметы округлой и многоугольной формы при тактильно-зрительном обследовании. Добавляет к группе предметов один предмет, выделяет из группы предметов один предмет. Уверенно ориентируется в хорошо знакомом пространстве.
  5. Различает «мало – много». Сравнивает предметы по величине «глубокий – мелкий», «толстый – тонкий». Понимает: убрали – стало меньше, добавили – стало больше. Считает в пределах пяти. Может добавить 2-3 предмета к группе, выделить 2-3 предмета из группы. Может назвать форму знакомых предметов простой конфигурации (овощи, фрукты, предметы обихода), может узнать, соотнести и назвать элементарную величину. Перемещается в помещении самостоятельно, но не может правильно назвать или указать пространственное направление, не использует эти понятия в своей деятельности.

  1. Сравнивает множества способом построения пар. Сравнивает предметы по величине наложением и приложением. Считает предметы, соотносит  количество предметов и число в пределах 5. Дифференцирует предметы по двум из признаков (форма, цвет, величина).
  2. Понимает смысл сложения и вычитания, выполняет эти действия в пределах 5. Сравнивает предметы по величине, используя различные способы. Считает предметы, соотносит их количество с числом и цифрой. Дифференцирует предметы по трём признакам. Уверенно ориентируется в малознакомых местах.
  3. Считает предметы, соотносит количество предметов с числом и цифрой в пределах 10, владеет прямым порядковым счётом в пределах 10. Понимает смысл: «увеличить – уменьшить». Решает примеры на сложение и вычитание в пределах 10 на калькуляторе. Различает основные цвета, может соотнести заданный цвет с цветом предмета, правильно выбрать заданный цвет из цветового ряда (3-4 основных цвета). Узнаёт соотносит и называет форму простых предметов (тарелка – круглая). Различает понятия «большой – маленький – одинаковые», может сравнивать предметы по форме и величине. Сформированы навыки перемещения в пространстве. Знает некоторые пространственные направления, может перемещать предметы по горизонтальной поверхности.
  4. Прямой и обратный счёт в пределах 10, соотносит число с количеством предметов в пределах 20, решает примеры на сложение и вычитание в пределах 20 на счётном материале, решает простые типовые задачи в одно действие. Чертит, используя линейку; сравнивает, может использовать математические знаки =, >,  <. Может выделить заданный цвет из множества при отсутствии зрительного образца. Зрительно узнаёт и называет форму предметов (круг, квадрат, треугольник). Сравнивает предметы по величине, может выложить ряд предметов по степени увеличения (3 – 4) или уменьшения. Выбирает из множества предметов одинаковые по величине. Может определить пространственное расположение предметов, относительно себя, ориентируется на листе бумаги.
  5. Прямой и обратный счёт в пределах 100, способен к элементарному устному счёту, выполняет основные математические действия (сложение, вычитание) в пределах 100, решает задачи в 1 -  2  действия. Называет несколько дополнительных цветов, может назвать объекты окружающего мира, имеющие постоянный цветовой признак. Узнаёт и различает круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, выделяет заданную форму из небольшого множества других форм по словесной инструкции. Различает предметы по высоте и длине. Может правильно обозначить словами пространственное положение предметов относительно себя.

(Оценка достижений обучающегося проводится по полугодиям, в соответствии с критериями (Приложение)

  1. Тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них практических

1

Конструирование

10

2

Количественные представления

15

3

Представления о форме

8

4

Представления о величине

15

5

Пространственные представления

10

6

Временные представления

10

Итого

68

  1. Календарно- тематический план

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Тема урока

1

Конструирование

5

Упражнения с разрезными картинками со смысловыми разъемами, с тематическими сборно-разборными игрушками

2

Складывание разрезных картинок по образцу (игрушки, овощи, фрукты, животные)

3

Дидактические игры, развивающие восприятие отношений объектов (настольные пазлы-картинки из картона,  модульный набор «Напольные пазлы» и др. )

4

Конструирование по объемному образцу (мосты, ворота и пр.)

5

Конструирование из палочек (например, счетных, палочек Кюинзенера) по образцу

6

Количественные представления

7

Игры и упражнения на выделение одного-пяти предметов из множества

7

Присчитывание по одному. Демонстрация счета объектов в любом порядке

8

Упражнения в узнавании цифр «О», «1», «2», «3», «4», «5» в правильном и перевернутом расположении, дорисовывание цифр

9

Рисование цифр от «1» до «5» по трафаретам, по опорным точкам. Лепка цифр из пластилина, конструирование из деталей

10

Знакомство с монетами достоинством 1, 5 копеек, 1, 2, 5 рублей (различение, набор и размен монет)

11

Упражнения в счете на различных абаках и счетах разной величины в вертикальном и горизонтальном расположении (напольные счеты, настольные счеты)

12

Знакомство с арифметическими задачами-иллюстрациями. Решение и составление на наглядной основе простых арифметических задач на бытовые темы

13

Представления о форме

4

Рисование круга, квадрата, треугольника по трафаретам, опорным точкам. Лепка пространственных фигур из пластилина

14

Конструирование фигур из палочек по образцу (дома, окошки, солнышко, елка)

15

Игры на узнавание целого предмета по его фрагментам

16

Строительство объектов на основе их предварительного анализа: гаражей для машинок, домиков для роботов

17

Представления о величине

7

Сравнение величины путем сопоставления двух объектов (большой — маленький, длинный — короткий, широкий — узкий, высокий — низкий)

18

Сравнение величины путем сопоставления двух объектов (большой — маленький, длинный — короткий, широкий — узкий, высокий — низкий)

19

Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изображений различной величины

20

Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изображений различной величины

21

Дидактические игры и игровые упражнения, направленные на формирование представлений о величине

22

Дидактические игры и игровые упражнения, направленные на формирование представлений о величине

23

Линейка.Измерение линейкой. Измерение с помощью меток

24

Пространственные представления

5

Перемещение в пространстве класса по словесной инструкции, по стрелкам-векторам, по элементарному плану-схеме

25

Игровые упражнения, связанные с перемещением в пространстве, изменением положения частей тела (поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку)

26

Игры на формирование ориентировки учащихся в трехмерном

пространстве (в помещении)

27

Игры на формирование ориентировки в двухмерном пространстве (на доске, на плоскости подноса с манкой или песком, на листе бумаги в альбоме, в тетради)

28

Игры на формирование ориентировки по словесной инструкции, по указательным знакам (стрелкам, точкам, символам)

29

Временные представления

5

Использование часов в реальной жизни. Игры с игрушечными часами, перевод стрелок на указанное время

30

Выделение по наиболее характерным признакам и называние времен года. Определение времен года по иллюстрациям

31

Театрализованные игры на темы времен года

32

Астрономические символы: солнце, луна, звезды. Рисование по трафаретам солнца, луны, звезд, туч, облаков

33

Календари природы и погоды

34

Конструирование

5

Конструирование улицы, жилого дома-башни с одним входом, школы, магазина

35

Обучение учащихся конструированию по объемному образцу (мосты, ворота и пр.)

36

Конструктивные и дидактические игры, основанные на перемещении трех-четырех объемных или плоскостных элементов по отношению друг к другу

37

Выполнение простейших построек по образцу

38

Строительство объектов на основе их предварительного анализа: гаражей для машинок, домиков для роботов

39

Количественные представления

8

Знакомство с числом и цифрой «6». Называние числового ряда в прямом порядке от I до 6

40

Упражнения в узнавании цифр «О», «I», «2», «3», «4», «5», «6» в правильном и перевернутом расположении, дорисовывание цифр

41

Рисование цифр от «1» до «6» по трафаретам, по опорным точкам. Лепка цифр из пластилина, конструирование из деталей

42

Знакомство с монетами достоинством 1, 5 копеек, 1, 2, 5 рублей (различение, набор и размен монет)

43

Упражнения в счете на различных абаках и счетах разной величины в вертикальном и горизонтальном расположении (напольные счеты, настольные счеты)

44

Знакомство с арифметическими задачами-иллюстрациями. Решение и составление на наглядной основе простых арифметических задач на бытовые темы на сложение и вычитание

45

Упражнения с цифрами, решение арифметических задач в сюжетно-дидактических играх «Магазин», «Почта» и др.

46

Театрализованные игры по сказкам и рассказам с математическим содержанием

47

Представления о форме

4

Группировка предметов по форме (по образцу и по словесной инструкции)

48

Рисование круга, квадрата, треугольника по трафаретам, по опорным точкам и самостоятельно. Лепка пространственных фигур

49

Знакомство учащихся с линией (прямая, извилистая). Рисование линий, выкладывание линий с помощью ниток, веревок и т. п.

50

Составление ритмических композиций из фигур по образцу

51

Представления о величине

8

Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изображений различной величины

52

Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изображений различной величины

53

Измерительный прибор — линейка. Показ приемов измерения

54

Измерительный прибор —сантиметровая лента. Показ приемов измерения

55

Измерения с помощью линейки и сантиметровой ленты

56

Измерение с помощью меток

57

Упражнения в определении размеров одежды с использованием приемов наложения и приложения

58

Упражнения в определении размеров одежды с использованием приемов наложения и приложения

59

Пространственные представления

5

Перемещение учащихся в пространстве класса по словесной инструкции, по элементарному плану-схеме

60

Выполнение практических действий по ориентировке  в трехмерном пространстве (в помещении)

61

Выполнение практических действий по ориентировке в двухмерном пространстве (на доске, на плоскости подноса с манкой или песком, на листе бумаги в альбоме, в тетради)

62

«Письмо» стрелок от одной картинки к другой

63

Работа с пиктограммами: «Выбери картинку и проведи к ней стрелку»

64

Временные представления

5

Использование часов в реальной жизни. Показ стрелок часов. Упражнения со стрелками на игрушечных часах

65

Называние и показ времени от 1 до 6 часов на часах. Упражнения с будильниками

66

Регулирование времени по часам

67

Определение времен года по иллюстрациям, по ситуациям

68

Уточнение представлений учащихся об астрономических символах: солнце, луне, звездах

  1. Лист внесения изменений

п/п

Класс

Дата

Причина

изменений

№ приказа

Содержание

темы

Содержание

изменений

Подпись

Приложение:

Критерии оценки ЗУН по предмету

«Математические представления и конструирование»

Критерии оценивания

Уровень усвоения

Примечания учителя

Понимает различие предметов (по форме, по цвету, по величине)

Различает «один» - «ничего»

Сравнивает «большой» - «маленький»

Узнаёт основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)

Знает основные цвета  (красный, зелёный, синий, желтый, чёрный)

Различает «один» - «много»

Сравнивает предметы по величине: «большой – маленький»,

«широкий – узкий», «короткий – длинный»

Ориентируется в пространстве знакомых помещений: столовая, класс, туалетная комната, спортивный зал

Пересчитывает предметы в пределах трёх, знает цифры 1,2,3

Показывает: «один – ничего – много»

Узнает и различает предметы округлой и многоугольной формы

Сравнивает предметы по величине «глубокий – мелкий»,

«толстый – тонкий»

Понимает: убрали – стало меньше, добавили – стало больше

Считает в пределах пяти

Может добавить 2-3 предмета к группе, выделить 2-3 предмета из группы

Может назвать форму знакомых предметов простой конфигурации (овощи, фрукты, предметы обихода)

Сравнивает предметы по величине наложением и приложением

Считает предметы, соотносит  количество предметов и число в пределах 5

Понимает смысл сложения и вычитания, выполняет эти действия

 в пределах 5

Считает предметы, соотносит их количество с числом и цифрой

Может соотнести заданный цвет с цветом предмета

Узнаёт соотносит и называет форму простых предметов (тарелка – круглая)

Различает понятия «большой – маленький – одинаковые», может сравнивать предметы по форме и величине

Чертит, используя линейку

Может выложить ряд предметов по степени увеличения (3 – 4) или уменьшения

Называет несколько дополнительных цветов

Узнаёт и различает круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, выделяет заданную форму из небольшого множества других форм по словесной инструкции

Может правильно обозначить словами пространственное положение предметов относительно себя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для 1-4 классов (II) вариант учебного плана

Рабочая программа по математике содержат темы  и цели уроков, перечень коррекционных игр и упражнений, наглядных и дидактических пособий для учащихся 1-4классов. обучающихся по II варианту у...

Итоговые тесты по математике 5 класс, 5 вариантов с ответами

Разработаны на основе дидактических материалов В. И. Жохова, Ю. Н. Макарычева, Н. Г. Миндюк, приложения «Математика» к газете «1 сентября», тестов для подготовки к ГИА и интернет – источников....

Итоговые тесты по математике 6 класс, 5 вариантов

Разработаны на основе дидактических материалов В. И. Жохова, Ю. Н. Макарычева, Н. Г. Миндюк, приложения «Математика» к газете «1 сентября», тестов для подготовки к ГИА и интернет – источников....

Экзаменационная работа по математике для 6 класса - 2 вариант

Экзаменационная работа по математике для 6 класса - 2 вариант...

Контрольная работа для поступления в 7 класс с углубленным изучением математики на 4 варианта

Контрольная работа для поступления в 7 класс с углубленным изучением математики  на 4 варианта...

Итоговая диагностическая работа по математике 5 класс 2 варианта с самооценкой

Итоговая диагностическая работа по математике 5 класс 2 варианта с самооценкой...

РП по математике 8 класс 8 вид (надомное)

РП для обучающихся на дому по 8 виду в 8 классе. Автор: Баряева Л.Б....