Инновационные технологии на уроках математики
статья по математике

В статье указывается важность применения инновационных технологий на уроках математики. На основе исследования видов инноваций в образовательной деятельности выявляется сущность использования исследуемых технологий. Выделяются основные направления применения инновационных технологий как средства повышения качества математического образования. Делается вывод о высокой эффективности данного процесса, который способствует активизации познавательного интереса обучающихся, развитию их творческих и интеллектуальных способностей и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii_na_urokah_matematiki.docx44.51 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Аннотация. В статье указывается важность применения инновационных технологий на уроках математики. На основе исследования видов инноваций в образовательной деятельности выявляется сущность использования исследуемых технологий. Выделяются основные направления применения инновационных технологий как средства повышения качества математического образования. Делается вывод о высокой эффективности данного процесса, который способствует активизации познавательного интереса обучающихся, развитию их творческих и интеллектуальных способностей и т.д.

Ключевые слова: урок, математика, инновационные технологии, мультимедийные средства, проектная деятельность, задания, обучение, методики.

В современных условиях общественного развития, характеризующихся внедрением инновационных технологий во все сферы функционирования государства, сфера образования не стоит в стороне от данного процесса. В последние годы важной задачей государственной образовательной системы ставится обеспечение инновационного характера образования, что предполагает использование инновационных технологий в процессе обучения, в том числе на уроках математики, нацеленных на развитие у обучающихся математической речи, логического и алгоритмического мышления, формирование знаний математических понятий и т.д. [8]. Важность указанной задачи определяет высокую актуальность темы исследования.

Инновационные технологии могут быть определены как «методики преподавания и обучения, направленные на использование совокупности средств и методов взаимодействия между преподавателем и обучающимися с помощью информационных технологий и интерактивного оборудования, помогающего в преобразовании информации общего характера в личные знания и умения» [3].

М.В. Дербуш и С.Н. Скарбич выделяют следующие виды инноваций в образовательной деятельности, представленные на рис.1., исследование которых позволяет сделать вывод о том, что применение инновационных технологий на уроках математики предполагает использование компьютерных программ, специальных приложений и ресурсов сети Интернет, что обеспечивает визуальность передаваемой обучающимся информации; стимулирует их познавательную и творческую активность, освоение новых способов получения математической информации; способствует достижению мобильности участников образовательного процесса.

Рис.1. Виды инноваций в образовательной деятельности [2]

Такой исследователь, как А.Э. Дорохова, отмечая важность применения инновационных технологий на уроках математики, акцентирует внимание на эффективности использования ИКТ как средства повышения качества математического образования [4]. При этом могут быть выделены следующие направления данного использования:

- применение мультимедийных средств, обеспечивающих визуализацию материалов урока. Наиболее универсальным средством в данном случае является мультимедийная презентация, позволяющая демонстрировать видеофильмы, содержащие информацию в рамках урока, текст, математические графики [6] и т.д.;

- осуществление контроля знаний учащихся, например, посредством различных видов текстов, подготовленных с применением Microsoft Word;

- применением информационных ресурсов сети Интернет для поиска и получения дополнительной информации, как учителем, так и обучающимися. «Использование готовых цифровых ресурсов в сети Интернет позволяет обучающимся выполнять математические задания различного уровня сложности, включая развивающие, исследовательские» [1]. Кроме того, это способствует повышению мотивации детей к развитию математических способностей, создает условия для эффективного подбора заданий с учетом индивидуальных способностей ребенка.

- использование ИКТ в рамках осуществления проектной деятельности, которая предполагает разработку и защиту проектов, например, с помощью информации, представленной в сети Интернет; презентацию полученного результата с использованием ИКТ и т.д.

По мнению Н.В. Седовой, К.Г. Череповой и И.В. Пискуновой, для современного урока математики характерно применение калькулятора, интерактивных модулей решения математических задач, on-line построителей графиков, виртуальных сервисов и новых программных продуктов, «инсталлированных на мобильных устройствах» [7]. В качестве современной технологии, которая может использоваться при работе с детьми, называется GTD (Getting Things Done), сущность которой заключается в том, что с ее помощью, как учитель, так и обучающиеся, получают быстрый доступ к индивидуальным и типовым математическим заданиям, которые представлены в сети Интернет, используя при этом либо компьютер, либо мобильный телефон. Посредством GTD может организовываться эффективная обратная связь между учителем и обучающимися, что создает условия для совместного поиска решения творческих заданий и т.д. Кроме того, отмечается, что использование инновационных технологий на уроках математики позволит сформировать у обучающихся не только определенную систему знаний и предметных умений, но и необходимые ИКТ-компетентности.

С точки зрения М.А. Зайнитдиновой, в сферу применения инновационных технологий на уроках математики входят кейс-технологии, использование которых «позволяет сформировать у обучающихся высокую мотивацию к учебе, развивать способность к сотрудничеству, чувство лидерства и т.д.» [5]. Кейс-технологии характеризуются целым рядом достоинств, которые предполагают соблюдение совокупности основных дидактических принципов, среди которых следующие:

- обеспечение учета индивидуальных особенностей и способностей обучающихся, степени их познавательной активности, что особенно важно в процессе математического образования;

- вариативность, сущность которой заключается в задействовании на уроках математики разнообразного математического материала и различных способов работы с математической информацией;

- прагматизм в обучении, сущность чего заключается в том, что при работе с кейсами задачей обучающегося является не просто совершение математических вычислений по готовому образцу, а поиск информации, которая позволит наиболее рационально и целесообразно выполнить задание;

- ориентирование на успешность в обучении, так как работа с кейсами предполагает учет индивидуальных особенностей обучающихся, что позволяет задействовать в процессе выполнения тех или иных математических задач наиболее сильные стороны конкретного ребенка;

- обеспечение содержательности и разнообразия уроков математики, что способствует развитию кругозора обучающихся и т.д.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что применение инновационных технологий на уроках математики способствует активизации познавательного интереса обучающихся, развитию их творческих и интеллектуальных способностей. Использование данных технологий дает возможность использовать принципы проблемного обучения, активно включать школьников в проектную деятельность в процессе математического образования, приобретать новые знания и практические навыки по работе с математической информацией.

Список источников

1. Белова Е.И. Применение цифровых технологий на уроках математики / Е.И. Белова // Лучшие практики «Вызов цифрой» по предметным областям «Математика», «Информатика», «Технология» - Чебоксары, 2020 – С. 11-14.

2. Дербуш М.В. Инновационные подходы к использованию информационных технологий в процессе обучения математике / М.В. Дербуш, С.Н. Скарбич // Непрерывное образование: XXI век.  - 2020. - № 2. - С. 53-57.

3. Дербуш М.В. Особенности подготовки будущих учителей математики к формированию универсальных учебных действий посредством инновационных технологий / М.В. Дербуш, С.Н. Скарбич // Вестник Омского государственного педагогического университета.  - 2019. - № 3. - С. 134-139.

4. Дорохова А.Э. Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики / А.Э. Дорохова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4. – С. 70-72.

5. Зайнитдинова М.А. Применение инновационных технологий на уроках математики / М.А. Зайнитдинова // European science – 2020 - № 3 – С. 59-61.

6. Раскина И.И. Использование мобильных устройств на уроках математики и информатики / И.И. Раскина, Н.А. Курганова // Актуальные проблемы обучения информатике и математике в современной школе. - М., 2019. - С. 732-739.

7. Седова Н.В. Место и роль инновационных технологий на уроках математики / Н.В. Седова, К.Г. Черепова, И.В. Пискунова // Аспекты и тенденции педагогической науки. – СПб., 2018. - С. 146-148.

8. Смолеусова Т.В. Методические инновации для системного обновления начального математического образования: дис…док-ра пед. наук / Т.В. Смолеусова – Новосибирск, 2017 – 393 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление"Инновационные технологии на уроках математики"

"Инновационные технологии на уроках математики"...

Инновационные технологии на уроках математики

Выступление на заседании педагогического совета по теме "Инновационные технологии на уроках математики" (презентация)...

использование инновационных технологий на уроке математики

Каждый раз, готовясь к уроку, учитель старается выбрать оптимальные средства и способы его проведения. Для оптимизации урока часто использовались различные технические средства обучения, на...

План самообразования учителя математики по теме «Применение инновационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения»

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и сред...

Описание методической системы "Применение инновационных технологий на уроках математики с целью формирования ключевых компетенций"

Источник    изменений:Применение инновационных технологий на современном этапе обучения приводит к ряду противоречий (например, традиционные подходы к преподаванию и высокие требования ...

Инновационные технологии на уроках математики

представлена презентация по теме:"Инновационные технологии на уроках математики", для выступления на педсовете, материал содержит теоретические вопросы, опыт работы учителя и председателя МО....

Применение инновационных технологий на уроках математики и во внеурочное время.

       Интенсивные изменения происходящие в настоящее время в нашем обществе, требующие творчески развитой, креативно  мыслящей, компетентной, активной личности, ориент...