Урок математики "Среднее арифметическое"
учебно-методический материал по математике (5 класс)
Урок математики по теме "Среднее арифметическое" с использованием ЭФУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_s_ispolzovaniem_efu.docx | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Среднее арифметическое»
«Математика 5 класс», А.Г. Мерзляк и др.
Учитель математики МБОУ гимназия №6
Кечко Татьяна Александровна
Цели урока
Образовательные:
- ввести понятие среднего арифметического; вывести правило для его нахождения;
- научить решать задачи, связанные с нахождением среднего арифметического;
- отрабатывать навыки действий с десятичными дробями;
- развивать умение составлять задачи, используя цифровые данные из жизни.
Развивающие:
- содействовать развитию у школьников логического мышления, математической речи;
- способствовать развитию познавательного интереса;
- развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов;
- способствовать формированию правильной математической речи;
- создать условия для развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.
Воспитательные:
- содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;
- активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся;
- показать значение математических знаний в жизни, побудить применять эти знания в жизни.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: презентация к уроку, проектор, экран, планшеты с электронными учебниками, учебник.
Ход урока
Этап урока | Дидактическая цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
1 | Организационный этап | Подготовить учащихся к работе на уроке:
| Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; | Учащиеся готовы к началу работы. |
2 | Этап подготовки учащихся к осознанному изучению материала. |
смотивировать учащихся на самостоятельное определение темы и целей. | 1. Мотивация Учитель: Знания, которые мы получаем на уроках математики, всегда связана с окружающим нас миром. Давайте посмотрим фрагмент выступлений Маши и Медведя (просмотр видеофрагмента). Как этот фрагмент связан с математикой? 2. Комментарий учителя к просмотренному фрагменту, вопросы А) За свое выступление участники получили следующие оценки: Маша: 5 4 6 5 5; Мишка: 6 6 2 4 2. Как вы думаете, кто победил в соревнованиях? Б) Как вы определили? | 1. Смотрят фрагмент 10 серии мультфильма «Маша и Медведь». 2. Отвечают на вопросы. |
3 | . Этап определение темы и целей урока |
подготовить учащихся к сознательному усвоению нового материала. | А) А как оценивают спортсменов в настоящем спорте? Б) А что еще может быть средним? Придумайте несколько словосочетаний со словом «средний». В) В математике эти словосочетания объединены одним понятием «Среднее арифметическое» Г) Назовите тему урока. Д) Правильно будет «Среднее арифметическое нескольких чисел». Запишите тему урока. Е) Что вы знаете о среднем арифметическом нескольких чисел? Ж) Что вы хотите узнать? Это и будет нашими целями на урок. | А) «Находят среднюю оценку» Б) «Средняя температура, среднее образование, средняя цена, среднее ухо, средняя заработная плата и т.д.» В) «Среднее чисел» Г) «Среднее чисел» Д) Записывают тему урока в тетрадях (Учащиеся заполняют технологическую карту): Ж) «Что это такое?» «Как найти среднее арифметическое нескольких чисел?» «Где и для чего применяется среднее арифметическое?» |
4 | .Этап изучения новых знаний | Обеспечить восприятие, осмысление, первичное запоминание учащимися определения «среднего арифметического нескольких чисел» | 1. Работа над определением «среднего арифметического» Определение можно найти в учебнике на стр.247 Какое слово является ключевым? Попробуем воспроизвести это определение с помощью задания в электронном учебнике. (стр. 247 – составить определение из предложенных слов) Проговорите алгоритм нахождения среднего арифметического чисел. | Учащиеся находят определение в учебнике Определение: «Это частное суммы нескольких чисел на их количество» Учащиеся записывают формулу нахождения среднего арифметического нескольких чисел: Среднее арифметическое = (сумма слагаемых): (количество слагаемых) В планшетах на стр. 247 из предложенных слов составляют определение среднего арифметического |
5 | Этап первичного осмысления и закрепления знаний. | Проверить:
умение находить среднее арифметическое нескольких чисел при решении задачи | Этап первичного осмысления и закрепления знаний. Давайте вернемся к нашим фигуристам и оценим их как настоящих спортсменов. | Учащиеся, используя алгоритм, находят средний балл каждого героя, проговаривая порядок выполнения действий. |
6 | Физкультминутка | Сменить деятель-ность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | А) Учитель: Поднимает руки класс – это «раз». Б) Задание на внимание Найдите среднее арифметическое трех чисел, названных в стихотворении последними. | Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем. Б) «5», т.к. (4+5+6) : 3 = 5. |
7 | Этап закрепления нового материала. | Проверить:
| Этап закрепления нового материала.
2. Практическое применение понятия «Среднее арифметическое нескольких чисел. Находим средний балл учащихся по оценкам из электронного дневника Слово учителя о профессии статистика. Это специалист, занимающийся сбором и обработкой информации. Эти данные используются государственными учреждениями для разработки планов. Например, статистики выяснили, что за последние 5 лет в России средняя продолжительность жизни увеличилась на 3 года. Еще среднее арифметическое можно применить в метеорологии. Например, в результате наблюдений за погодой и измерений температуры выяснилось, что средняя температура воздуха в Каменске-Уральском в 2011 году составила + 2,40. 3. Самостоятельная работа Учитель: Я предлагаю вам сегодня побывать в роли статистика и обработать предложенную информацию. | Учащиеся в тетрадях решают задачу, один ученик решает задачу у доски. |
8 | Этап оценивания знаний учащихся | Выявить качество и уровень овладения знаниями; дать оценку успешности достижения цели учащимися. | VIII. Этап оценивания знаний учащихся Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки. | |
9 | Подведение итогов урока | Проанализировать работу на уроке; дать оценку успешности достижения цели. | Учитель: Вернемся к таблице, которую мы начали заполнять в начале урока. Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы? Давайте еще раз вспомним определение среднего арифметического нескольких чисел. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Учащиеся заполняют пропуски в определении: Средним арифметическим нескольких чисел называется ………….. суммы нескольких чисел на ………… |
10 | Этап информирования учащихся о домашнем задании | Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения; помочь учащимся выполнить творческое задание | Учитель: Сегодня мы говорили о среднем арифметическом нескольких чисел. На следующем уроке будем решать более сложные задачи. Чтобы вам было проще разобраться в условиях задач, прочитайте п.38 на стр.226 и решите № 1524. А еще я предлагаю вам побыть дома в роли статистика, собрать и обработать некоторую информацию: определить стоимость 1 кг бананов в 3-х магазинах и вычислить его среднюю стоимость, а на следующем уроке мы выясним, где выгоднее покупать бананы. Спасибо за работу на уроке! | Учащиеся внимательно слушают.
|
Приложение 1. Технологическая карта
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Литература.
- Математика. 5 класс. А.Г. Мерзляк и др. – М.: Вентана-Граф, 2015
- ЭФУ Математика .5 класс А.Г. Мерзляк и др.
- http://festival.1september.ru/articles/639272/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку алгебры арифметическая и геометрическая прогрессии
Красная презентация к предыдущей методической разработке...
Урок алгебры "Арифметическая прогрессия", 9 класс
Цели урока: Образовательные : - повторить материал по теме «Арифметическая прогрессия»; - подготовка к итоговой...
Урок "Среднее арифметическое" 5 класс
Презентация PowerPoint к уроку изучения нового материала....
Урок алгебры 9 класс Тема урока: Определение арифметической прогрессии.
Цели: 1. Образовательная: -ознакомить учащихся с понятием арифметической прогрессии, ее элементами и свойствами, формировать умение пользоваться алгоритмом для вычисления членов арифметической пр...
Открытый урок "Определение арифметической прогрессии.Формула n-го члена арифметической прогрессии "
Определение арифметической прогрессии.Формула n-го члена арифметической прогрессии...
Методическая разработка открытого урока по математике для 5 класса. Тема урока "Среднее арифметическое"
Тип урока: изучение нового материала (первый из пяти по данной теме).Цель урока: создание условий для формирования понятия среднего ...
Сценарий урока "Среднее арифметическое". Самоанализ урока
В сценарии описан урок математики в 5 классе по ФГОС и его самоанализ...