Реализация требований обновленных ФГОС ООО в работе учителя математики
статья по математике

С 1 сентября 2022 года во всех школах России вступают в силу обновлённые ФГОС начального и основного общего образования.

Обновлённые стандарты детализировали требования к результатам и условиям реализации основных образовательных программ.

В 2022 г. обязательное введение стандартов предусмотрено для первых и пятых классов. Завершение перехода всех школ на обновлённые ФГОС планируется в 2025 г. Данная статья  поможет учителю выстроить образовательный процесс в логике обновлённых стандартов с использованием учебников, которыми обеспечена школа к началу 2022/23 учебного года.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация требований обновленных ФГОС ООО в работе учителя математики

В целях методического обеспечения реализации обновленных ФГОС разработаны примерные рабочие программы по предметам учебных планов основного общего образования. Они одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г. 

Примерные рабочие программы соответствуют требованиям федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и обеспечивают:

  • Равный доступ к качественному образованию
  • Единые требования к условиям организации образовательного процесса
  • Единые подходы к оценке образовательных результатов

Основой для разработки РП учебного предмета «математика» стали 

 • ФГОС ООО (обновленный вариант)

• Универсальный кодификатор, разработанный ФИПИ

• Поручение Президента РФ «обеспечить совершенствование преподавания учебных предметов «математика» и «информатика» в общеобразовательных организациях, установив их приоритет в учебном плане и скорректировав содержаниепримерных основных образовательных программ общего образования».

Учебный  предмет  «математика» в основной школе  теперь будет состоять из 4 курсов: «математика» (5-6 кл), «алгебра» (7 – 9 кл), «геометрия» (7 – 9 кл) и «вероятность и статистика» (7 – 9 кл)

Содержательные линии курса   «вероятность и статистика»

  • Представление данных и описательная   статистика
  •  Вероятность
  • Элементы комбинаторики
  • Введение в теорию графов
  • Общематематические знания: элементы   логики, теории множеств

Принципы  построения курса «Вероятность и статистика»

Первичность статистики:в основе – наблюдение над случайной изменчивостью и закономерностями в случайном

Некомбинаторный подход: теория вероятностей выступаеткак математическое описание случайности, а самавероятность–как мера правдоподобия событий

Практическая направленность:

•Умение представлять, описывать и использовать данные

•Представление о роли маловероятных событий в природеи обществе

•Понимание закона больших чисел как фундаментальногозакона природы, имеющего математическое выражение

•Функциональная грамотность

Также изменятся критерии  уровня изучения математики

В «Концепции развития математического образования в Российской Федерации» определены три уровня изучения математики:

• Математика для жизни

• Математика для прикладного применения в профессии

• Творческая математика

Раньше к углубленному уровню изучения математики относилась только «Творческая математика». По новому ФГОС к углубленному уровню изучения математики будут относиться «Математика для прикладного применения в профессии» и «Творческая математика».

В школах должны будут созданы условия, чтобы учащиеся могли переходить с базового изучения математики на углубленный уровень и наоборот.

Все  примерные РП  ООО составлены по единой схеме.

Структура примерной рабочей  программы учебного предмета «Математика»

  1. Пояснительная записка, включающая цели изучения учебного предмета, общую характеристику предмета, место предмета в учебном плане.

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» на уровне основного общего образования:

а) Личностные результаты

б) Метапредметные результаты

  • Личностные и метапредметные результаты раскрываются на основе обновленного ФГОС ООО с учетом специфики учебного предмета

в) Предметные результаты (по курсам, по годам обучения)

Программы курсов (4 программы)

Каждая программа курсов также составлена по  единой схеме:

*  Цели  изучения учебного курса

*  Место учебного курса в учебном плане

*  Предметные результаты освоения  Примерной рабочей программы

     (по годам обучения)

*  Содержание учебного курса     (по годам обучения)

Тематическое планирование содержит разделы: примерные темы и количество часов, отводимое на их изучение; основное программное содержание; основные виды деятельности обучающихся.

. Содержание и требования по годам обучения 

• определенная разгрузка объема изучаемого материала за счет отказа от некоторых элементов содержания и результатов обучения

• снижении требований к освоению формальных элементов содержания программы и сложных понятий

• отказ от линейного принципа построения курса

• временной зазор между распределенными по годам обучения содержанием и требованиями к овладению этим содержанием.

Для основного общего образования в Примерной Основной Образовательной Программе  представлены 6 вариантов примерного недельного учебного плана и в каждом из них на изучение курса  математики в 5 – 6 кл. отведено не менее 5 ч в неделю, на изучение курса алгебры в 7 – 9 кл. – не менее 3 ч. в неделю, на изучение курса геометрии в 7 – 9 кл. – не менее 2 ч. в неделю, на изучение курса «Вероятность и статистика»  в 7 – 9 кл. – не менее 1 ч.                                   в неделю.

Тематическое планирование

  • Автор рабочей программы вправе увеличить или уменьшить предложенное число учебных часов на тему, чтобы углубиться в тематику, более заинтересовавшую учеников, или направить усилия на преодоление затруднений.
  • Допустимо также локальное перераспределение и перестановка элементов содержания внутри данного класса.
  • Количество проверочных работ (тематический и итоговый контроль качества усвоения учебного материала) и их тип (самостоятельные и контрольные работы, тесты) остаются на усмотрение учителя.
  • Также учитель вправе увеличить или уменьшить число учебных часов, отведённых на обобщение, повторение, систематизацию знаний обучающихся.
  • Единственным, но принципиально важным критерием, является

достижение результатов обучения, указанных в настоящей программе.

В тематическое планирование включены:

Формирование функциональной математической грамотности:     Решать задачи из реальной жизни, применять математические знания для решения задач из других предметов

Итоговое обобщение и систематизация

В конце каждого года, большой блок в 9 классе, в частности, для подготовки к ГИА, обращаться можно и в течение года.

Практические работы

На сайте  https://edsoo.ru/constructor/ (Единое содержание общего образования) есть страничка Конструктор рабочих программ.

«Конструктор рабочих программ» – удобный бесплатный онлайн-сервис для быстрого создания рабочих программ по учебным предметам.  «Конструктор РП»  понятен и прост в использовании.

Для начала работы с Конструктором  необходимо выбрать учебный предмет, для которого Вы составляете рабочую программу и шаблон – для какого класса и по какому предмету необходимо составить РП.Дальше – «Создать РП»

В примерной РП уже   расписано: и пояснительная записка, и содержание учебного курса, и планируемые образовательные результаты.

В тематическом планировании расписано наименование разделов и тем программы.

 Учителю остается заполнить только количество часов по темам, по контрольным работам (в ПРП указано количество часов по разделам и общее количество к/р за учебный год), даты изучения, виды деятельности, ЭОР  (ЦОР), выбрать из предложенных вариантов виды и формы контроля.Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме.

Также  в конце РП необходимо  указать  учебно – методическое  и материально – техническое обеспечение образовательного  процесса

Содержание рабочих программ под имеющиеся учебники корректировать не требуется, поскольку будут изданы новые учебники, соответствующие примерным рабочим программам.

Учебники, прошедшие экспертизу и вошедшие в федеральный перечень, будут соответствовать содержанию примерных рабочих программ и включать в себя задания, направленные на формирование функциональной грамотности.

За основу составления РП надо брать программу, переработанную авторами учебников в соответствии с Примерной рабочей программой.

Учитель,  пока нет новых учебников, должен использовать при подготовке уроков ЭОР и ЦОР,  учитывая требования ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ.

Единственным, но принципиально важным критерием, является     достижение результатов обучения, указанных в Примерной Рабочей  Программе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация требований обновленных ФГОС ООО в работе учителя математики Гареева Л.И. учитель математики

Слайд 2

Одобрены ФУМО Протокол 3/21 от 27.09.2021

Слайд 3

Примерные рабочие программы обеспечивают: Равный доступ к качественному образованию Единые требования к условиям организации образовательного процесса Единые подходы к оценке образовательных результатов

Слайд 4

Основы для разработки рабочей программы учебного предмета «Математика» • ФГОС ООО (обновленный вариант) • Универсальный кодификатор, разработанный ФИПИ • Поручение Президента РФ « обеспечить совершенствование преподавания учебных предметов «математика» и «информатика» в общеобразовательных организациях, установив их приоритет в учебном плане и скорректировав с одержание примерных основных образовательных программ общего образования».

Слайд 5

Курсы учебного предмета «Математика» • «Математика» ( 5-6 классы) • «Алгебра» (7-9 классы) • «Геометрия» (7-9 классы) • «Вероятность и статистика» (7-9 классы)

Слайд 6

К урс «Вероятность и статистика » в примерной рабочей программе по математике

Слайд 7

Первичность статистики: в основе – наблюдение над Случайной изменчивостью и закономерностями в случайном Некомбинаторный подход: теория вероятностей выступает как математическое описание случайности, а сама вероятность–как мера правдоподобия событий Практическая направленность : • Умение представлять, описывать и использовать данные •Представление о роли маловероятных событий в природе и обществе •Понимание закона больших чисел как фундаментального з акона природы, имеющего математическое выражение • Функциональная грамотность Принципы построения курса «Вероятность и статистика»

Слайд 8

Уровни освоения математики Математика для жизни - базовый уровень Математика для прикладного применения в профессии углубленный Творческая математика уровень

Слайд 9

Структура программы учебного предмета «Математика» Пояснительная записка * Общая характеристика учебного предмета «Математика» * Цели и особенности изучения учебного предмета «Математика» * Место учебного предмета «Математика» в учебном плане Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» на уровне основного общего образования : * Личностные результаты * Метапредметныерезультаты * Предметные результаты (по курсам, по годам обучения) Программы курсов (4 программы)

Слайд 10

Структура программ курсов учебного предмета «Математика» * Цели изучения учебного курса * Место учебного курса в учебном плане * Предметные результаты освоения Примерной рабочей программы ( по годам обучения ) * Содержание учебного курса (по годам обучения ) * Тематическое планирование учебного курса ( по годам обучения)

Слайд 12

Содержание и требования по годам обучения • разгрузка объема • снижении требований • отказ от линейного принципа • временной зазор

Слайд 13

Место курса в учебном плане ГЕОМЕТРИЯ Базисный учебный план предусматривает изучение геометрии на базовом уровне, исходя из не менее 68 учебных часов в учебном году, всего за три года обучения - не менее 204 часов МАТЕМАТИКА 5-6 КЛАССЫ Базисный учебный план отводит не менее 5 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего не менее 340 учебных часов. АЛГЕБРА Базисный учебный план на изучение алгебры в 7-9 классах отводит не менее 3 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего за три года обучения не менее 306 учебных часов.

Слайд 14

Тематическое планирование увеличить или уменьшить предложенное число учебных часов на тему локальное перераспределение и перестановка элементов содержания внутри данного класса. к оличество проверочных работ и их тип на усмотрение учителя. увеличить или уменьшить число учебных часов , отведённых на обобщение, повторение, систематизацию знаний обучающихся. достижение результатов обучения, указанных в настоящей программе.

Слайд 15

Тематическое планирование • Формирование функциональной математической грамотности : • Итоговое обобщение и систематизация • Практические работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Удостоверение повышения квалификации «Реализация требований обновленных ФГОС ООО в работе учителя». 72 часа. 04.04 -18.04 2022 г.

laquo;Реализация требований обновленных ФГОС ООО в работе учителя», очное. Университет ХХ1 века.. Удостоверение № 340000384429.Регистрационный номер №1691.  72 часов. 04.04 ...

Презентация к докладу "Требования обновленных ФГОС ООО в работе учителя математики"

Презентация к докладу "Требования обновленных ФГОС ООО в работе учителя математики"...

Практическая работа № 2 к КПК "Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя"

Практическая работа № 2 к КПК "Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя". Разработка технологической карты урока по литературе....

В рамках курсов повышения квалификации «Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя».Практическая работа №2 Ненашкина С.И.

Данный учебно-методический материал содержит технологическую карту урока  по теме: "Экспериментальная проверка закона ДЖоуля-Ленца",  8 класс...

"Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя" (математика)

Представленный материал содержит ответы на тесты, самостоятельные работы, а также практические работы по курсу "Реализация требований обновленных ФГОС ООО. ФГОС СОО в работе учителя" (м...

Реализация требований обновленных ФГОС ООО в работе учителя по родному языку и литературе в 2023-2024 учебном году

Требования  к современному уроку родного языка и литературы в условиях введения ФГОС...