Реализация требований обновленных ФГОС ООО в работе учителя математики
статья по математике
С 1 сентября 2022 года во всех школах России вступают в силу обновлённые ФГОС начального и основного общего образования.
Обновлённые стандарты детализировали требования к результатам и условиям реализации основных образовательных программ.
В 2022 г. обязательное введение стандартов предусмотрено для первых и пятых классов. Завершение перехода всех школ на обновлённые ФГОС планируется в 2025 г. Данная статья поможет учителю выстроить образовательный процесс в логике обновлённых стандартов с использованием учебников, которыми обеспечена школа к началу 2022/23 учебного года.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Реализация требований обновленных ФГОС ООО в работе учителя математики
В целях методического обеспечения реализации обновленных ФГОС разработаны примерные рабочие программы по предметам учебных планов основного общего образования. Они одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.
Примерные рабочие программы соответствуют требованиям федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и обеспечивают:
- Равный доступ к качественному образованию
- Единые требования к условиям организации образовательного процесса
- Единые подходы к оценке образовательных результатов
Основой для разработки РП учебного предмета «математика» стали
• ФГОС ООО (обновленный вариант)
• Универсальный кодификатор, разработанный ФИПИ
• Поручение Президента РФ «обеспечить совершенствование преподавания учебных предметов «математика» и «информатика» в общеобразовательных организациях, установив их приоритет в учебном плане и скорректировав содержаниепримерных основных образовательных программ общего образования».
Учебный предмет «математика» в основной школе теперь будет состоять из 4 курсов: «математика» (5-6 кл), «алгебра» (7 – 9 кл), «геометрия» (7 – 9 кл) и «вероятность и статистика» (7 – 9 кл)
Содержательные линии курса «вероятность и статистика»
- Представление данных и описательная статистика
- Вероятность
- Элементы комбинаторики
- Введение в теорию графов
- Общематематические знания: элементы логики, теории множеств
Принципы построения курса «Вероятность и статистика»
Первичность статистики:в основе – наблюдение над случайной изменчивостью и закономерностями в случайном
Некомбинаторный подход: теория вероятностей выступаеткак математическое описание случайности, а самавероятность–как мера правдоподобия событий
Практическая направленность:
•Умение представлять, описывать и использовать данные
•Представление о роли маловероятных событий в природеи обществе
•Понимание закона больших чисел как фундаментальногозакона природы, имеющего математическое выражение
•Функциональная грамотность
Также изменятся критерии уровня изучения математики
В «Концепции развития математического образования в Российской Федерации» определены три уровня изучения математики:
• Математика для жизни
• Математика для прикладного применения в профессии
• Творческая математика
Раньше к углубленному уровню изучения математики относилась только «Творческая математика». По новому ФГОС к углубленному уровню изучения математики будут относиться «Математика для прикладного применения в профессии» и «Творческая математика».
В школах должны будут созданы условия, чтобы учащиеся могли переходить с базового изучения математики на углубленный уровень и наоборот.
Все примерные РП ООО составлены по единой схеме.
Структура примерной рабочей программы учебного предмета «Математика»
- Пояснительная записка, включающая цели изучения учебного предмета, общую характеристику предмета, место предмета в учебном плане.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» на уровне основного общего образования:
а) Личностные результаты
б) Метапредметные результаты
- Личностные и метапредметные результаты раскрываются на основе обновленного ФГОС ООО с учетом специфики учебного предмета
в) Предметные результаты (по курсам, по годам обучения)
Программы курсов (4 программы)
Каждая программа курсов также составлена по единой схеме:
* Цели изучения учебного курса
* Место учебного курса в учебном плане
* Предметные результаты освоения Примерной рабочей программы
(по годам обучения)
* Содержание учебного курса (по годам обучения)
Тематическое планирование содержит разделы: примерные темы и количество часов, отводимое на их изучение; основное программное содержание; основные виды деятельности обучающихся.
. Содержание и требования по годам обучения
• определенная разгрузка объема изучаемого материала за счет отказа от некоторых элементов содержания и результатов обучения
• снижении требований к освоению формальных элементов содержания программы и сложных понятий
• отказ от линейного принципа построения курса
• временной зазор между распределенными по годам обучения содержанием и требованиями к овладению этим содержанием.
Для основного общего образования в Примерной Основной Образовательной Программе представлены 6 вариантов примерного недельного учебного плана и в каждом из них на изучение курса математики в 5 – 6 кл. отведено не менее 5 ч в неделю, на изучение курса алгебры в 7 – 9 кл. – не менее 3 ч. в неделю, на изучение курса геометрии в 7 – 9 кл. – не менее 2 ч. в неделю, на изучение курса «Вероятность и статистика» в 7 – 9 кл. – не менее 1 ч. в неделю.
Тематическое планирование
- Автор рабочей программы вправе увеличить или уменьшить предложенное число учебных часов на тему, чтобы углубиться в тематику, более заинтересовавшую учеников, или направить усилия на преодоление затруднений.
- Допустимо также локальное перераспределение и перестановка элементов содержания внутри данного класса.
- Количество проверочных работ (тематический и итоговый контроль качества усвоения учебного материала) и их тип (самостоятельные и контрольные работы, тесты) остаются на усмотрение учителя.
- Также учитель вправе увеличить или уменьшить число учебных часов, отведённых на обобщение, повторение, систематизацию знаний обучающихся.
- Единственным, но принципиально важным критерием, является
достижение результатов обучения, указанных в настоящей программе.
В тематическое планирование включены:
• Формирование функциональной математической грамотности: Решать задачи из реальной жизни, применять математические знания для решения задач из других предметов
• Итоговое обобщение и систематизация
В конце каждого года, большой блок в 9 классе, в частности, для подготовки к ГИА, обращаться можно и в течение года.
• Практические работы
На сайте https://edsoo.ru/constructor/ (Единое содержание общего образования) есть страничка Конструктор рабочих программ.
«Конструктор рабочих программ» – удобный бесплатный онлайн-сервис для быстрого создания рабочих программ по учебным предметам. «Конструктор РП» понятен и прост в использовании.
Для начала работы с Конструктором необходимо выбрать учебный предмет, для которого Вы составляете рабочую программу и шаблон – для какого класса и по какому предмету необходимо составить РП.Дальше – «Создать РП»
В примерной РП уже расписано: и пояснительная записка, и содержание учебного курса, и планируемые образовательные результаты.
В тематическом планировании расписано наименование разделов и тем программы.
Учителю остается заполнить только количество часов по темам, по контрольным работам (в ПРП указано количество часов по разделам и общее количество к/р за учебный год), даты изучения, виды деятельности, ЭОР (ЦОР), выбрать из предложенных вариантов виды и формы контроля.Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме.
Также в конце РП необходимо указать учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Содержание рабочих программ под имеющиеся учебники корректировать не требуется, поскольку будут изданы новые учебники, соответствующие примерным рабочим программам.
Учебники, прошедшие экспертизу и вошедшие в федеральный перечень, будут соответствовать содержанию примерных рабочих программ и включать в себя задания, направленные на формирование функциональной грамотности.
За основу составления РП надо брать программу, переработанную авторами учебников в соответствии с Примерной рабочей программой.
Учитель, пока нет новых учебников, должен использовать при подготовке уроков ЭОР и ЦОР, учитывая требования ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ.
Единственным, но принципиально важным критерием, является достижение результатов обучения, указанных в Примерной Рабочей Программе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одобрены ФУМО Протокол 3/21 от 27.09.2021
Примерные рабочие программы обеспечивают: Равный доступ к качественному образованию Единые требования к условиям организации образовательного процесса Единые подходы к оценке образовательных результатов
Основы для разработки рабочей программы учебного предмета «Математика» • ФГОС ООО (обновленный вариант) • Универсальный кодификатор, разработанный ФИПИ • Поручение Президента РФ « обеспечить совершенствование преподавания учебных предметов «математика» и «информатика» в общеобразовательных организациях, установив их приоритет в учебном плане и скорректировав с одержание примерных основных образовательных программ общего образования».
Курсы учебного предмета «Математика» • «Математика» ( 5-6 классы) • «Алгебра» (7-9 классы) • «Геометрия» (7-9 классы) • «Вероятность и статистика» (7-9 классы)
К урс «Вероятность и статистика » в примерной рабочей программе по математике
Первичность статистики: в основе – наблюдение над Случайной изменчивостью и закономерностями в случайном Некомбинаторный подход: теория вероятностей выступает как математическое описание случайности, а сама вероятность–как мера правдоподобия событий Практическая направленность : • Умение представлять, описывать и использовать данные •Представление о роли маловероятных событий в природе и обществе •Понимание закона больших чисел как фундаментального з акона природы, имеющего математическое выражение • Функциональная грамотность Принципы построения курса «Вероятность и статистика»
Уровни освоения математики Математика для жизни - базовый уровень Математика для прикладного применения в профессии углубленный Творческая математика уровень
Структура программы учебного предмета «Математика» Пояснительная записка * Общая характеристика учебного предмета «Математика» * Цели и особенности изучения учебного предмета «Математика» * Место учебного предмета «Математика» в учебном плане Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» на уровне основного общего образования : * Личностные результаты * Метапредметныерезультаты * Предметные результаты (по курсам, по годам обучения) Программы курсов (4 программы)
Структура программ курсов учебного предмета «Математика» * Цели изучения учебного курса * Место учебного курса в учебном плане * Предметные результаты освоения Примерной рабочей программы ( по годам обучения ) * Содержание учебного курса (по годам обучения ) * Тематическое планирование учебного курса ( по годам обучения)
Содержание и требования по годам обучения • разгрузка объема • снижении требований • отказ от линейного принципа • временной зазор
Место курса в учебном плане ГЕОМЕТРИЯ Базисный учебный план предусматривает изучение геометрии на базовом уровне, исходя из не менее 68 учебных часов в учебном году, всего за три года обучения - не менее 204 часов МАТЕМАТИКА 5-6 КЛАССЫ Базисный учебный план отводит не менее 5 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего не менее 340 учебных часов. АЛГЕБРА Базисный учебный план на изучение алгебры в 7-9 классах отводит не менее 3 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего за три года обучения не менее 306 учебных часов.
Тематическое планирование увеличить или уменьшить предложенное число учебных часов на тему локальное перераспределение и перестановка элементов содержания внутри данного класса. к оличество проверочных работ и их тип на усмотрение учителя. увеличить или уменьшить число учебных часов , отведённых на обобщение, повторение, систематизацию знаний обучающихся. достижение результатов обучения, указанных в настоящей программе.
Тематическое планирование • Формирование функциональной математической грамотности : • Итоговое обобщение и систематизация • Практические работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый тест. Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя.
Итоговый тест....
Итоговый тест . Реализация требований обновленных ФГОС НОО,ФГОС ООО в работе учителя
итоговый тест по прохождению курса"Реализация требований обновленных ФГОС НОО,ФГОС ООО в работе учителя."...
Удостоверение повышения квалификации «Реализация требований обновленных ФГОС ООО в работе учителя». 72 часа. 04.04 -18.04 2022 г.
laquo;Реализация требований обновленных ФГОС ООО в работе учителя», очное. Университет ХХ1 века.. Удостоверение № 340000384429.Регистрационный номер №1691. 72 часов. 04.04 ...
Презентация к докладу "Требования обновленных ФГОС ООО в работе учителя математики"
Презентация к докладу "Требования обновленных ФГОС ООО в работе учителя математики"...
Практическая работа № 2 к КПК "Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя"
Практическая работа № 2 к КПК "Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя". Разработка технологической карты урока по литературе....
В рамках курсов повышения квалификации «Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя».Практическая работа №2 Ненашкина С.И.
Данный учебно-методический материал содержит технологическую карту урока по теме: "Экспериментальная проверка закона ДЖоуля-Ленца", 8 класс...
"Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя" (математика)
Представленный материал содержит ответы на тесты, самостоятельные работы, а также практические работы по курсу "Реализация требований обновленных ФГОС ООО. ФГОС СОО в работе учителя" (м...