Открытый урок по теме «Действия со смешанными числами», 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс)
Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценивания невозможно, так как именно этот процесс является одним из показателей результативности, её регулятором. В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений учащихся. Новая программа обучения поставила перед учителями сложную задачу: выставить в журнал итоговую отметку, соответствующую знаниям, и в тоже время оценить развитие каждого ученика. Как оценить труд ученика и его деятельность на уроке? Как поддержать его старания в соответствии с уровнем его способностей, чтобы каждый ребенок стал успешным, активным, творческим и самостоятельным?
Учебник: Дорофеев, Г. В., Петерсон, Л.Г. Математика (в 2 частях). 5 класс. М.: Просвещение, 2021.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_formiruyushchee_otsenivanie.docx | 28.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Вельчинская Ольга Александровна. МБОУ СШ №16 г. Новый Уренгой, учитель математики и информатики
Тема: Применение формирующего оценивания на уроках математики
Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценивания невозможно, так как именно этот процесс является одним из показателей результативности, её регулятором. В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений учащихся. Новая программа обучения поставила перед учителями сложную задачу: выставить в журнал итоговую отметку, соответствующую знаниям, и в тоже время оценить развитие каждого ученика. Как оценить труд ученика и его деятельность на уроке? Как поддержать его старания в соответствии с уровнем его способностей, чтобы каждый ребенок стал успешным, активным, творческим и самостоятельным?
Многие учителя и я, в том числе осознаю, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся. Поэтому есть необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов, т.е. когда учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
Я хочу поделиться, как развиваю эти умения на уроках математики через использование формирующего оценивания. Формирующее оценивание, в отличие от итогового, определяет уровень знаний учеников в процессе обучения. Смысл и цель оценивания — не контроль, а подача обратной связи и корректировка действий ученика. Формирующая оценка выявляет пробелы в усвоении знаний и дает возможность их устранить. Чтобы эта обратная связь сработала на повышение качества обучения, необходимо не только определить, на каком уровне учащиеся должны владеть содержанием темы к её окончанию, но и до какой степени они осваивают её по ходу темы.
Для формирующего оценивания можно организовать свою деятельность по следующим шагам:
- планирование образовательных результатов по каждой теме;
- определение «основных точек» каждой темы;
- определение в рамках программы обучения тем, при изучении которых целесообразно использование листов обратной связи;
- предъявление учащимся планируемых образовательных результатов;
- разработка листов обратной связи для каждой «основной точки»;
- использование листов обратной связи для оценки образовательных результатов и организации самооценки учащихся: промежуточное комментирование результатов выполнения учащимся задания (одно-два), работа учащегося над заданием с учетом комментариев собеседование с учащимися по поводу образовательных результатов;
- итоговое оценивание образовательных результатов в рамках темы, выставление отметки.
Определение «основных точек» темы:
В содержании каждой темы необходимо определить точки контроля, которые дают необходимую информацию об освоении образовательных результатов этой темы учащимися. Количество точек контроля, уровень освоения знаний, подлежащий контролю, исходя из обязательного минимума содержания образовательной области «Математика» определённого класса.
Если контролю подлежат уровни воспроизведения, то можно использовать традиционные формы контроля знаний, умений и навыков: тестовые вопросы закрытого типа, диктанты, контрольные работы, самостоятельные работы. Нередко те же формы контроля позволяют оценить образовательные результаты на уровнях понимания. В других случаях уже для оценки образовательного результата на уровне применения применяю обратную связь, где для учащихся есть возможность улучшить свой образовательный результат. Еще в большей степени это относится к образовательным результатам на уровнях анализа, синтеза и оценки.
Таким образом, наряду с традиционными формами контроля для обеспечения формирующего оценивания требуется новый инструмент – листы обратной связи, о которых речь пойдет ниже.
Лист обратной связи как инструмент формирующего оценивания
Лист обратной связи – это документ, используемый учителем для формирования, а также для качественной и количественной оценки промежуточных и итоговых результатов деятельности учащихся по освоению определенных, четко обозначенных результатов образования, позволяющий учащемуся:
- ставить собственные цели в освоении учебного материала и планировать деятельность по их достижению;
- получать обратную связь о результатах своей деятельности без окончательной отметки (до двух раз и более) и, следовательно, сохранять мотивацию на дальнейшую деятельность по освоению учебного материала;
- получать комментарии, позволяющие спланировать деятельность по достижению результата более высокого уровня;
- овладевать алгоритмом оценки собственного продвижения.
Использование таких листов упрощает процесс обратной связи и обеспечивает преемственность в оценке сходных образовательных результатов, достигаемых как в рамках изучения различных тем внутри предмета, так и на материале разных предметов. Листы обратной связи как инструмент формирующей оценки помогают учащемуся задуматься о том, каким образом можно улучшить качество работы и принять осознанное решение о продолжении или прекращении работы по освоению того или иного образовательного результата.
Формирующее оценивание с помощью критериев
Для достижения навыков оценивания учеником, учитель совместно с ними должен составить критерии для правильной организации работы. Использования критериев дает ученику уверенность в том, что он правильно оценил себя на данном этапе урока. Оценка, поставленная учеником себе или однокласснику, становится объективной и понятной для ученика.
При формирующем оценивании учитель всегда рядом с учеником, учитель контролирует, чтобы ученик хорошо понимал цели, задачи обучения и согласно составленным критериям мог оценить свое участие на уроке.
Совместная разработка критериев (учитель – учащийся) позволяет сформировать у учащихся позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за достижение результата.
Лист обратной связи (для учителя)
ФИ _________________класс___________
Тема урока «Действия со смешанными числами», 5 класс
Учебник: Дорофеев, Г. В., Петерсон, Л.Г. Математика (в 2 частях). 5 класс. М.: Просвещение, 2021.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок, сегодня у нас фрагмент урока на этапе контроля и самооценки знаний.
- У каждого из вас на столе лежит лист обратной связи, с которым мы будем работать. Давайте откроем тетради, запишем число и классная работа.
- Прежде чем, мы приступим к выполнению заданий на систематизацию и обобщение знаний, и их самооценки, что нам необходимо знать???? Критерии оценки каждого задания.
- Совершенно верно. Давайте посмотрим в наш лист обратной связи. В последнем столбце у вас прописаны баллы, которые вы можете получить за выполнение каждого задания. Прежде чем оценить свою работу, внимательно изучите критерии. Оценив свою работу, вам необходимо полученные баллы вписать в столбец самооценка.
Уровень усвоения | Учебные действия | Задания | Самооценка | Оценка учителя | Комментарии учителя | |
Ребята, а что необходимо сделать, чтобы приступить к обобщению знаний по нашей теме? Повторить правила У вас на парте лежит конверт, в котором лежат пункты алгоритмов действия со смешанными числами. Перед каждым пунктом написана буква. Составьте правила и коды букв впишите в таблицу. На выполнения данного задания у вас 2 мин. | ||||||
Воспроизведение | Знаю правило сложения и вычитания смешанных чисел | Чтобы сложить смешанные числа, можно: 1. 2 3. 4. | Чтобы вычесть смешанные числа, можно: 1. 2. 3. 4. | 2б (за каждое правильное правило -1 балл) | ||
Воспроизведение | Знаю правило умножения и деления обыкновенных дробей и смешанных чисел | Чтобы перемножить смешанные числа, можно: 1. 2. 3. 4. | Чтобы разделить смешанные числа, можно: 1. 2. 3. | 2б (за каждое правильное правило -1 балл) | ||
Ребята, давайте проверим ваши ответы. Оцените свою работу. Кто записал верно все правила, поднимите руку. У кого допущены ошибки? Что вам необходимо сделать, для того, чтобы этих ошибок избежать? Ребята, какой можно сделать вывод после выполнения данного задания??? Мы знаем правила | ||||||
Давайте приступим к следующему заданию. Внимательно изучите критерии оценки. Вам необходимо вычислить значения выражений. Действия выполняйте в рабочих тетрадях. На выполнения данного задания у вас 4 мин. | ||||||
Понимание | Умею складывать и вычитать смешанные числа | Вычислить: ; ; ; . | 8б (за каждый правильно решенный пример -1 балл) | |||
Понимание | Умею умножать и делить обыкновенные дроби и смешанные числа | Вычислить: ; ; ; 12 : 3 | ||||
Время закончилось. Я прошу вас поменяться тетрадями с соседом по парте. Проверьте правильность выполнения действий. Если ответы совпали с моими, то поставьте плюс напротив данного примера. Обменяйтесь тетрадями, теперь оцените свою работу, подсчитав верные ответы. Ребята, поднимите руку, кто справился со всеми заданиями и получил 8 баллов??? Кто допустил ошибки? У кого все ответы верные, проконсультируйте своих товарищей. Ребята, какой можно сделать вывод после выполнения данного задания??? Мы умеем складывать, вычитать, умножать и делить дробные числа. | ||||||
Давайте приступим к следующему заданию. Внимательно изучите критерии оценки. Вам необходимо решить простейшие уравнения. Задания выполняйте в рабочих тетрадях. На выполнения данного задания у вас 3 мин. У доски будем решать похожие уравнения. Желающие??? | ||||||
Применение | Умею решать простейшие уравнения | Реши уравнение: Х + 1 = 3 ; 5 : z = ; | 5б (за каждое уравнение -1 балл, за задачу- 3 балла) | |||
Проверьте правильность выполнения действий. Если ответы совпали с моими, то поставьте плюс напротив данного уравнения. Теперь оцените свою работу, подсчитав верные ответы. Ребята, поднимите руку, кто справился со всеми уравнениями??? У кого допущены ошибки? Что вам необходимо сделать, для того, чтобы этих ошибок избежать? Ребята, какой можно сделать вывод после выполнения данного задания??? Мы умеем решать простейшие уравнения. | ||||||
Давайте приступим к следующему заданию. Вам необходимо решить задачу по основам финансовой грамотности. На выполнения данного задания у вас 3 мин. У доски тоже решим одну задачу. Желающие??? | ||||||
Применение | Умею применять правила сложения, умножения обыкновенных дробей и смешанных чисел при решении задач | Реши задачу по основам финансовой грамотности: На день рождения Елисея семья, состоящая из мамы, папы, сестры и бабушки с дедушкой, решила сделать ему общий подарок на сумму 3200 рублей. Сумму взноса разделили пропорционально заработку. Сколько составил вклад сестры в общую стоимость подарка, если мамин взнос составил от общей суммы, папин взнос был в два раза больше маминого, а бабушка и дедушка внесли вместе от суммы подарка? | ||||
Проверьте правильность решения задачи. Если решение совпало с моим, то оцените свою работу, подсчитав количество баллов. Ребята, поднимите руку, кто справился со всеми действиями??? У кого допущены ошибки? Что вам необходимо сделать, для того, чтобы этих ошибок избежать? Ребята, какой можно сделать вывод после выполнения данного задания??? Мы умеем применять полученные знания при решении задач. | ||||||
Давайте приступим к следующему заданию. Вам необходимо оценить решение на нахождение значения числового выражения. Давайте изучим критерии. На выполнения данного задания у вас 3 мин. | ||||||
Синтез | Умею оценивать решение по предложенным критериям | Оцени решение примера по критериям
1) 3) 2) 3) Оцени решение, исходя из 4 максимальных баллов (1б) 4) Где допущены ошибки? Напротив допущенных ошибок поставьте ◄ (1б) | 4б (нашёл ошибки и исправил 2б, ответил на 2 вопроса -2б) | |||
Ребята, какой можно сделать вывод после выполнения данного задания??? Мы умеем находить ошибки в решении и оценивать решение по предложенным критериям. | ||||||
Анализ | Умею находить ошибки в решении примеров на действия с обыкновенными дробями и смешанными числами | Дополнительное задание:
| 4б (нашёл ошибки и исправил 3 балла, ответила на вопрос– 1 балл) | |||
Ребята, предлагаю теперь подсчитать общее количество и в соответствии с таблицей поставить себе оценку за урок. Итоговое количество баллов / оценка за урок |
Перевод баллов в оценку
Балл | 1-10 | 11-15 | 16-19 | 20-21 |
оценка | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ребята, давайте сделаем вывод о проделанной работе на уроке. Мы умеем оценивать свою деятельность, исходя из предложенных критериев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
6 класс. Урок на тему: "Действия над рациональными числами".
Обобщить знания учащихся по темам « Сложение, вычитание, умножение рациональных чисел»; совершенствовать вычислительные навыки; развивать активность, самостоятельность, познавательный интерес, л...
Урок математики в 5-м классе "Мы обретаем ту силу,что преодолели" (обобщающий урок по теме "Действия с натуральными числами"
Цель урока: дать Ребенку радость умственного труда от того,что он сумел преодолеть трудности, проявить себя, увидеть красоту мысли при решении интересных задач....
Открытый урок по теме "Действия с многозначными числами" (интегрированный урок математики и истории)
На уроке учащимся предлагается совершить путешествие в Древний Египет с помощью математики....
Открытый урок по математике "Действия с целыми числами. Красная книга России. Бобр".
Образовательные: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков выполнять все действия с целыми числами. Знакомство с краснокнижным млекопитающим животным – бобром.Коррекционно-развивающие:...
открытый урок на тему: Действия электрического тока, 8 класс
открытый урок на тему: Действия электрического тока, 8 классдата проведения: 22.01.2019 год.Учитель: Молдурушку Айслу Александровна...
Тренажер по теме "Действия со смешанными числами"
Тренажер предназначен для автоматизации навыков выполнения действий со смешанными числами....
Открытый урок по математике "Действия с целыми числами, обыкновенными и десятичными дробями"
Совершенствование работы по формированию у учащихся вычислительных навыков при повторении темы «Все действия с целыми числами, десятичными и обыкновенными дробями»Патриотическое воспитание...