статья
статья по математике

Основные противоречия развития образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Основные противоречия развития образования

«Главная социальная функция образования – передача опыта, накопленного предшествующими поколениями людей. А что представляет собой этот опыт? Он представляет собой деятельность, воплощённую в знаниях, умениях, творчестве и отношении к миру»[1]. Но так как деятельность исключительно разнообразна, сложна и специфична для каждой профессии, то в общеобразовательной школе учащиеся не могут овладеть всеми видами деятельности. Перед дидактикой и частными методиками возникла задача – в многообразии деятельностей найти общие для всех видов деятельности элементы, подлежащие усвоению независимо от характера будущего конкретного дела.

Подрастающее поколение, чтобы удовлетворить свои потребности и жить в обществе, должно усвоить его культуру. С педагогической точки зрения, «культура – это, прежде всего, совокупность процессов материальной и духовной деятельности, выработанных человечеством, которая может быть усвоена личностью и стать её достоянием». Общие элементы культуры, которые необходимо усвоить школьникам усвоить, составляют после определённой педагогической обработки содержание образования.

С точки зрения И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина содержание образования включает:

  1. систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся верной диалектико-материалистической картины мира, вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;
  2. систему общих интеллектуальных и практических навыков и умений, являющихся основой множества конкретных деятельностей;
  3. опыт творческой деятельности, её основные черты, которые постепенно были накоплены человечеством в процессе развития общественно-исторической практики;
  4. опыт эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу, являющийся вместе со знаниями и умениями условием убеждений и идеалов, формирования у личности системы ценностей»
  • Содержание образование существенно отличается от наличной системы учебных предметов, зависящей от изменения конкретно-исторических требований развития общества и общественного производства.
  • При ускорении социально-экономического развития всевозрастающее значение приобретает живое творчество людей, а не опыт человечества, хранящийся в его исторической памяти.
  • Содержание обучения не представляет собой собственно познания и освоение способов познавательной деятельности.
  • Соответствие содержания, форм организации, характера образовательной деятельности.
  • Само общественное развитие порождает новые цели образования при объективном отставании средств их достижения.
  • Объективная потребность обновления содержания образования и медленный механизм встраивания в учебный процесс, включения в учебные программы.
  • Формирование мировоззрения и «планетарного мышления» с осознанием своего предназначения в жизни при исключительности учения «для себя» в индивидуализации образовательного процесса.
  • Объективный характер развития общества в действенно-преобразовательных процессах и фактическое преобладание созерцательности в познании и изменении мира.
  • Всестороннее развитие личности не может осуществляться без систематической и разносторонней практической, трудовой деятельности.
  • Характер образовательной деятельности при декларации «ученик есть субъект деятельности» с реальным положением «ученик как объект воздействия»
  • Иждивенческий, потребительский характер деятельности ученика на протяжении всего периода обучения.

Основные противоречия в образовании[2].

  1. Между конечной (далёкой) и актуальной (близкой) целями обучения. Ближняя цель «для себя» осуществляется в процессе учения ежедневно и постоянно исключает возможность реализации дальней цели формирования личности, сочетающей свои личные и общественные интересы: заботу об общественном благе, интересах государства; осознание своего предназначения при реализации себя в профессиональной деятельности.
  2. Между ничтожным проявлением действенной активности, направленной на сознательное преобразование окружающей действительности (предметного мира и людей), и подавляющим избытком созерцательных процессов в деятельности учащегося, превращающих его в постоянный объект воздействия с формированием индивида созерцательного типа при необходимости формирования личности, преобразующей мир и других людей.
  3. Преобладание потребительского, иждивенческого отношения к своим обязанностям у учащегося и почти полное отсутствие общественно-полезной, действенно-созидательной работы в процессе обучения, на обычных уроках.
  4. Между структурами общения в жизни (вне урока, вне школы) и структурами урочной деятельности, где применяются только те структуры, которые не имеют в жизни вне школы решающего и доминирующего значения для развития общества и индивида. Не применяется основная структура общения между людьми – диалогические сочетания – основной механизм коллективной жизни и главное средство развития личности.
  5. Между единым (одинаковым) темпом работы всех учащихся группы (класса) и огромными различиями в их индивидуальных способностях, склонностях и задатках.
  6. Между индивидуальным характером обучения и коллективной природой воспитания.
  • Общение учащихся друг с другом на уроке запрещается и строго пресекается.
  • Все учащиеся во время урока сидят вместе, но деятельность обособлена: каждый работает для себя и отвечает только за себя и за свою работу.
  • Оценка результата имеет сравнительный характер: чем меньше знают и хуже умеют соученики, тем выше оцениваются мои знания, мои достижения.
  • Обособленность и даже изоляция группы обучающихся: принцип организации – разбить всех на классы вертикально (по возрасту) и горизонтально (по способности).
  • Учебный предмет изучается отдельно без связи с другими предметами, без понимания взаимозависимости и взаимообусловленности в освоении содержания.
  • При обучении в группе только один обучающий, остальные обучаемые (воспитываемые) или пережидающие (толерантно понимающие).
  • В обучении принят один язык. Иной язык осваивается фрагментарно изолированно.
  • Деятельность учителя обособлена (изолирована) от деятельности других учителей.
  • Требования одного учителя не согласованы с требованиями другого учителя: отсутствие понимания и принятия норм деятельности.
  • В учебной группе осваивают единый программный материал в определённый интервал времени: критерий успеваемость, а не качество освоения.
  • Достижение качества усвоения программного материала каждым невозможно в рамках урока при нормативном количестве обучаемых, при норме урочного времени. Это переносится на внеурочное время, даётся в форме самостоятельных домашних заданий.
  • Обновление содержания образования как дополнение (перегрузка) или введение за счёт сокращения часов и содержания предметного материала (изменение программ).


[1] Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Дидактика средней школы/Под ред. М.Н. Скаткина, М.

[2] По Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие/М.: Педагогика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....