Доказательство от противного
план-конспект урока по математике (7 класс)
Цели урока:
Образовательные – добиться, чтобы учащиеся усвоили, в чем заключается метод доказательства от противного; умели применять данный метод при решении задач.
Воспитательные – способствовать выработке у учащихся желания и потребности изучения геометрии, новых способов доказательства; воспитывать уверенность в своих знаниях.
Развивающие – развитие логического мышления; развитие самостоятельности учащихся; развитие творческого отношения к учебе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokazatelstva_ot_protivnogo.pptx | 476.19 КБ |
dokazatelstva_ot_protivnogo.docx | 28.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: Образовательные – добиться, чтобы учащиеся усвоили, в чем заключается метод доказательства от противного; умели применять данный метод при решении задач. Воспитательные – способствовать выработке у учащихся желания и потребности изучения геометрии, новых способов доказательства; воспитывать уверенность в своих знаниях. Развивающие – развитие логического мышления; развитие самостоятельности учащихся; развитие творческого отношения к учебе.
Устный счет. Задачи по готовым чертежам
Дополнительные вопросы: Какие углы называются вертикальными? Сформулировать свойство вертикальных углов? Какие углы называются смежными? Сформулировать свойство смежных углов? Сформулировать основное свойство измерения отрезков? Сформулировать аксиому измерения углов? Сформулировать основные свойства принадлежности точек и прямых на плоскости. Сформулировать основное свойство параллельности прямых.
Вводное слово учителя В древней Греции всех ораторов учили геометрии. На дверях школы было написано: «Не знающий геометрии, да не войдет сюда». Это объясняется тем, что геометрия учит рассуждать и доказывать. Речь человека убедительна, когда он доказывает свои выводы. Считается, что первыми стали применять доказательство древние греки ( VI век до н.э.) Фалес из Милета первым начал игру в «Докажи», которая продолжается уже два с половиной тысячелетия и конца которой не видно. Например, египтяне, передавая знания ученику, говорили: «Делай, как делается». А Фалес поставил вопрос: «Почему это так?» и стал не только наблюдать различные свойства геометрических фигур, но и выводить одни свойства из других.
Инсценировка «Как Петя теорему доказал» Ведущий: Как –то раз мама и Петина сестра Катя ушли в гости, а сам он, чтобы не скучать, достал с верхней полки томик увлекательнейших историй о Шерлоке Холмсе. Доставая книгу, Петя нечаянно смахнул вазочку, которая разбилась вдребезги. Хорошее настроение было несколько омрачено, но, решив не расстраиваться заранее, он смел черепки и уютно устроился с книгой на диване. Рядом примостился верный пес Дружок. Едва раскрыв книгу, Петя забыл обо всем на свете и с головой погрузился в мир загадочных преступлений, которые так ловко распутывал Шерлок Холмс с помощью своего дедуктивного метода. К действительности его вернул возмущенный голос Кати.
Инсценировка «Как Петя теорему доказал» Катя : Мама, смотри, Петька вазочку разбил, которую я тебе подарила! Петя : А ты видела? Докажи, что это сделал я! Катя: (пожимает плечами). Что же тут доказывать? Дома были только ты и Дружок. Допустим, что ты не разбил вазочку, тогда значит, ее разбил Дружок. Но не станешь же ты утверждать, что Дружок мог добраться до верхней полки? Дружок все-таки собака, а не кошка. Значит, вазочку разбил ты, больше не кому. Петя : Да, с тобой не поспоришь, логика как у Шерлока Холмса: вазочку действительно разбил я. Пойду - ка к Мите, спрошу, что задано по геометрии. (Идет к Мите.)
Инсценировка «Как Петя теорему доказал» Петя : (приветствует Митю). Митя, что нам задано по геометрии? Митя: Теорему «Две различные прямые либо не пересекаются, либо пересекаются только в одной точке». Я уже выучил! Ведущий: Чтение учебника геометрии, которую мальчики только начали изучать, казалось Пете делом трудным и скучным, он подумал и попросил Митю. Петя: Расскажи, пожалуйста ее доказательство. Митя: Пожалуйста! Допустим, что утверждение теоремы не верно, тогда…
Инсценировка «Как Петя теорему доказал» Петя: Постой, постой, дальше я сам. Пусть прямые имеют две точки пересечения. Но если бы они имели две точки пересечения, то через эти точки проходили бы две различные прямые. А этого быть не может – мы уже знаем аксиому «Через любые две точки можно провести прямую и только одну». Значит, прямые не могут иметь две точки пересечения, следовательно, две различные прямые либо не пересекаются, либо пересекаются только в одной точке. Митя: Молодец! Где это ты так «наловчился»? Петя (смеется ): Именно, «наловчился». Только что Катька таким же способом доказала, что вазочку разбил я, а не собака.
Инсценировка «Как Петя теорему доказал» Митя : Каким это способом? В чем он состоит? И вообще, что общего между доказательством геометрической теоремы и «расследованием» по делу о какой-то разбитой вазочке? Учитель: В своих рассуждениях ребята воспользовались способом доказательства, который в математике называется доказательством от противного . Суть этого метода: рассуждение проводится от предположения, противоположного тому, которое требуется доказать.
Игра. Учитель. Я говорю слово (или фразу), а вы должны сказать слово (или фразу) противоположную по смыслу. Например: Толстый – тонкий; Горячий – ; Голодный – ; Медленный - ; Принадлежит - ; Разделяет – ; Лежит между – ; Пересекаются - ; и т. д.
Объяснение нового материала. Пример №1 . (на доске на платках вывешены опорные слова: дано, доказать, предположим, рассуждаем, противоречие, вывод). Дано: Петя, Дружок, вазочка разбитая. Доказать: Петя разбил вазу. Предположим: не Петя разбил вазу. Рассуждаем: тогда вазу разбил Дружок. Противоречие: Дружок не может залезть на верхнюю полку. Вывод: предположение неверно, значит, вазу разбил Петя.
Объяснение нового материала. Пример №2. Дано: 1 + ⦟ 2 = 156° . Доказать: ⦟1 и ⦟2 – не могут быть смежными. Предположим: ⦟1 и ⦟2 – смежные. Рассуждаем: тогда. 1 + ⦟ 2 = 180° (свойство смежных углов). Противоречие: по условию. ⦟ 1 + ⦟ 2 =156°. Вывод: предположение неверно, значит, ⦟ 1 + ⦟ 2 – не могут быть смежными.
Закрепление (устная работа) 1) Сумма двух углов 160°. Докажите, что эти углы не могут быть смежными. 2) Разность двух углов 10°. Докажите, что эти углы не могут быть вертикальными. 3) Докажите, что если прямая пересекает одну из параллельных прямых, то она пересекает и другую.
Физкультминутка Учитель произносит математические термины, связанные с геометрией и нет. Упражнение 1: руки вверх – если это геометрический термин, руки в стороны – если термин не связан с геометрией. Упражнение 2: присесть – если это геометрический термин, встать– если термин не связан с геометрией. Учитель диктует выполнение одних движений, а сам выполняет другие. Например: руки вверх; делает руки в стороны и т.д.
Решение задач Дано: А.В.С – точки прямой a ; АВ=5 см, АС=2см, ВС = 7 см. Доказать: точка С не лежит между точками А и В. Доказательство: Рассуждаем: по свойству измерения отрезков АС+СВ=АВ. Противоречие: 2+7 ≠ 5. Вывод: С не принадлежит АВ (точка С не лежит между А и В).
Решение задач Дано: ⦟(ас) = 50° Доказать: луч с проходит между сторонами ⦟( ав ). Доказательство: Предположим: луч с проходит между сторонами ⦟( ав ). Рассуждаем: по аксиоме измерения углов: ⦟ас) + ⦟( св ) =⦟( ав ) ⦟( св ) = ⦟( ав ) – ⦟(ас). Противоречие: ⦟( св ) = 40°-50° < 0° Противоречие аксиоме измерения углов. Вывод: луч с не проходит между сторонами ⦟( ав ).
Закрепление Плакаты с выделенными фразами вывешиваются на доске. При втором чтении выделенные фразы ученики повторяют вслух хором. Чтобы в речи убедительным и логичным быть, Вам метод от противного надо уяснить. Следует подумать и загадать Противоположное тому, что надо доказать. И если мы, порассуждав , найдем противоречие , То и доказывать будет уже нечего.
Повторить задачи: п.1 №3 (с.6), №41 (с.16) ,п.17, с.28,29 Докажите, что если МН=8см, МК =5см, НК=10см, то точка М не лежит между точками Н и К. Докажите, что если ⦟( ав ) = 100°, ⦟( вс ) = 120°, то луч с не проходит между сторонами ⦟( ав ). Проходит ли луч с между сторонами ⦟( ав ), если ⦟(ас) и ⦟( вс ) тупые? Задание на дом (на карточках).
Предварительный просмотр:
Урок геометрии в 7 классе
ТЕМА: Доказательства от противного
Воронина И.С.
Цели урока:
Образовательные – добиться, чтобы учащиеся усвоили, в чем заключается метод доказательства от противного; умели применять данный метод при решении задач.
Воспитательные – способствовать выработке у учащихся желания и потребности изучения геометрии, новых способов доказательства; воспитывать уверенность в своих знаниях.
Развивающие – развитие логического мышления; развитие самостоятельности учащихся; развитие творческого отношения к учебе.
Ход урока
- Устный счет. Задачи по готовым чертежам
1 a ? c 2 a
? ? ?
b 300 d b 1300 c
3 a 4
240 ?
b
? A B C
с AC = 320 см ; BC = 18 дм
b - биссектрисса
5 6 c
а A a A
b . B b
a ∩ b = A a b , a ∩ c = A
Может ли a ∩ b = B? Доказать: b ∩ c
Дополнительные вопросы:
- Какие углы называются вертикальными?
- Сформулировать свойство вертикальных углов?
- Какие углы называются смежными?
- Сформулировать свойство смежных углов?
- Сформулировать основное свойство измерения отрезков?
- Сформулировать аксиому измерения углов?
- Сформулировать основные свойства принадлежности точек и прямых на плоскости.
- Сформулировать основное свойство параллельности прямых.
- Подготовка к введению нового материала
Вводное слово учителя
В древней Греции всех ораторов учили геометрии. На дверях школы было написано: «Не знающий геометрии, да не войдет сюда».
Это объясняется тем, что геометрия учит рассуждать и доказывать. Речь человека убедительна, когда он доказывает свои выводы. Считается, что первыми стали применять доказательство древние греки (VI век до н.э.)
Фалес из Милета первым начал игру в «Докажи», которая продолжается уже два с половиной тысячелетия и конца которой не видно. Например, египтяне, передавая знания ученику, говорили: «Делай, как делается». А Фалес поставил вопрос: «Почему это так?» и стал не только наблюдать различные свойства геометрических фигур, но и выводить одни свойства из других.
Инсценировка «Как Петя теорему доказал»
Ведущий: Как –то раз мама и Петина сестра Катя ушли в гости, а сам он, чтобы не скучать, достал с верхней полки томик увлекательнейших историй о Шерлоке Холмсе. Доставая книгу, Петя нечаянно смахнул вазочку, которая разбилась вдребезги. Хорошее настроение было несколько омрачено, но, решив не расстраиваться заранее, он смел черепки и уютно устроился с книгой на диване. Рядом примостился верный пес Дружок. Едва раскрыв книгу, Петя забыл обо всем на свете и с головой погрузился в мир загадочных преступлений, которые так ловки распутывал Шерлок Холмс с помощью своего дедуктивного метода. К действительности его вернул возмущенный голос Кати.
Катя: Мама, смотри, Петька вазочку разбил, которую я тебе подарила!
Петя: А ты видела? Докажи, что это сделал я!
Катя: (пожимает плечами). Что же тут доказывать? Дома были только ты и Дружок. Допустим, что ты не разбил вазочку, тогда значит, ее разбил Дружок. Но не станешь же ты утверждать, что Дружок мог добраться до верхней полки? Дружок все-таки собака, а не кошка. Значит, вазочку разбил ты, больше не кому.
Петя: Да, с тобой не поспоришь, логика как у Шерлока Холмса: вазочку действительно разбил я. Пойду-ка к Мите, спрошу, что задано по геометрии.
(Идет к Мите.)
Петя:(приветствует Митю). Митя, что нам задано по геометрии?
Митя: Теорему «Две различные прямые либо не пересекаются, либо пересекаются только в одной точке». Я уже выучил!
Ведущий: Чтение учебника геометрии, которую мальчики только начали изучать, казалось Пете делом трудным и скучным, он подумал и попросил Митю.
Петя: Расскажи, пожалуйста ее доказательство.
Митя: Пожалуйста! Допустим, что утверждение теоремы не верно, тогда…
Петя: Постой, постой, дальше я сам. Пусть прямые имеют две точки пересечения. Но если бы они имели две точки пересечения, то через эти точки проходили бы две различные прямые. А этого быть не может – мы уже знаем аксиому «Через любые две точки можно провести прямую и только одну». Значит, прямые не могут иметь две точки пересечения, следовательно, две различные прямые либо не пересекаются, либо пересекаются только в одной точке.
Митя: Молодец! Где это ты так «насобачился»?
Петя (смеется): Именно, «насобачился». Только что Катька таким же способом доказала, что вазочку разбил я, а не собака.
Митя: Каким это способом? В чем он состоит? И вообще, что общего между доказательством геометрической теоремы и «расследованием» по делу о какой-то разбитой вазочке?
Учитель: В своих рассуждениях ребята воспользовались способом доказательства, который в математике называется доказательством от противного. Суть этого метода: рассуждение проводится от предположения, противоположного тому, которое требуется доказать.
Игра.
Учитель. Я говорю слово (или фразу), а вы должны сказать слово (или фразу) противоположную по смыслу.
Например:
Толстый - тонкий. Горячий – холодный;
Голодный – сытый; Медленный - быстрый; Принадлежит - не принадлежит; Лежит между – не лежит между; Пересекаются - не пересекаются; Разделяет – не разделяет и т. д.
3. Объяснение нового материала.
Пример №1 . (на доске на платках вывешены опорные слова: дано, доказать, предположим, рассуждаем, противоречие, вывод).
Дано: Петя, Дружок, вазочка разбитая.
Доказать: Петя разбил вазу.
Предположим: не Петя разбил вазу.
Рассуждаем: тогда вазу разбил Дружок.
Противоречие: Дружок не может залезть на верхнюю полку.
Вывод: предположение неверно, значит, вазу разбил Петя.
Пример №2.
Дано: 1 + ⦟ 2 = 156° .
Доказать: ⦟1 и ⦟2 – не могут быть смежными.
Предположим: ⦟1 и ⦟2 – смежные.
Рассуждаем: тогда. 1 + ⦟ 2 = 180° (свойство смежных углов).
Противоречие: по условию. 1 + ⦟ 2 =156°.
Вывод: предположение неверно, значит, 1 + ⦟ 2 – не могут быть смежными.
Закрепление (устная работа)
1) Сумма двух углов 160°. Докажите, что эти углы не могут быть смежными.
2) Разность двух углов 10°. Докажите, что эти углы не могут быть вертикальными.
3) Докажите, что если прямая пересекает одну из параллельных прямых, то она пересекает и другую.
- Физкультминутка
- Учитель произносит математические термины, связанные с геометрией и нет.
Упражнение 1: руки вверх – если это геометрический термин,
руки в стороны – если термин не связан с геометрией.
Упражнение 2: присесть – если это геометрический термин,
встать– если термин не связан с геометрией.
- Учитель диктует выполнение одних движений, а сам выполняет другие. Например: руки вверх; делает руки в стороны и т.д.
- Решение задач
- Дано: А.В.С – точки прямой а;
АВ=5 см, АС=2см, ВС = 7 см.
Доказать: точка С не лежит между точками А и В.
Доказательство:
Рассуждаем: по свойству измерения отрезков АС+СВ=АВ.
Противоречие: 2+7 ≠ 5.
Вывод: САВ (точка С лежит между А и В).
- Дано: ; ⦟(ас) = 50°
Доказать: луч с проходит между сторонами ⦟(ав).
Доказательство:
Предположим: луч с проходит между сторонами ⦟(ав).
Рассуждаем: по аксиоме измерения углов:
⦟ас) + ⦟(св) =⦟(ав)
⦟(св) = ⦟(ав) – ⦟(ас).
Противоречие: ⦟(св) = 40°-50° < 0°
Противоречие аксиоме измерения углов.
Вывод: луч с не проходит между сторонами ⦟(ав).
- Закрепление
Плакаты с выделенными фразами вывешиваются на доске. При втором чтении выделенные фразы ученики повторяют вслух хором.
Чтобы в речи убедительным
И логичным быть,
Вам метод от противного
Надо уяснить.
Следует подумать и загадать
Противоположное тому,
Что надо доказать.
И если мы, порассуждав,
Найдем противоречие,
То и доказывать
Будет уже нечего.
- Задание на дом (на карточках).
- Повторить задачи: п.1 №3 (с.6), №41 (с.16)
- п.17, с.28,29
- Докажите, что если МН=8см, МК =5см, НК=10см, точка М не лежит между точками Н и К.
- Докажите, что если (ав) = 100°, ⦟(вс) = 120°, то луч с не проходит между сторонами ⦟(ав).
- Проходит ли луч с между сторонами ⦟(ав), если ⦟(ас) и ⦟(вс) тупые?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка серии уроков по теме " Хулиганство" как способ воспитания нравственности человека методом от противного"
Основные цели уроков: знакомство учащихся с проблемой физического и психологического террора в отношении учащегося со стороны группы одноклассников в Британии, воспитание моральных качеств, соч...
Тест: Развитие эволюционных представлений. Доказательства эволюции.
Тема: Развитие эволюционных представлений. Доказательства эволюции....
презентация "Реликтовые формы как доказательства эволюции"
В презентации представлены различные виды растений и животных, дожившие до наших лет и прекрасно существующие в современном мире....
Решение задач на доказательство равенства треугольников и их элементов.Случаи, когда один из треугольников частично накрывает другой.
При изучении курса геометрии решению задач должно быть уделено большое внимание. Все новые понятия, теоремы, свойства геометрических фигур, способы рассуждений должны усваиваться в процессе решения за...
Урок " Доказательство тождеств"
Урок алгебры в 7 классе «Доказательство тождеств». Урок – изучение нового материала. Урок посвящен обучению доказательства тождеств, рассмотрены способы доказательства тождеств. На уроке использ...
Урок геометрии по теме "Метод от противного"
Урок геометрии в 7 классе...
Технологическая карта урока родного русского языка в 8 классе "Доказательство и его структура. Виды доказательств"
Технологическая карта урока родного русского языка в 8 классе по теме: "Доказательство и его структура. Виды доказательств" Тип урока: урок открытия новых знанийТехнологии: ...