План открытого занятия по теме: «Определение синуса, косинуса, тангенса угла»
план-конспект по математике
Открытое занятие по дисциплине Математика по теме: «Определение синуса, косинуса, тангенса угла»
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГРОЗНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АКАДЕМИКА М.Д.МИЛЛИОНЩИКОВА
Факультет среднего профессионального образования
План открытого занятия по дисциплине: Математика
«Определение синуса, косинуса, тангенса угла»
Преподаватель: Шахаева З.А.
Грозный – 2022 г.
Тема занятия «Определение синуса, косинуса, тангенса угла»
Цели занятия – организация продуктивной деятельности обучающихся, направленной на достижение ими следующих результатов:
Предметных:
– систематизация уже имеющихся знаний по тригонометрии;
– введение новых определений синуса, косинуса, тангенса, котангенса углов;
– сформировать умения и навыки нахождения значений выражений, содержащих синусы, косинусы, тангенсы, котангенсы углов;
– закрепление навыков использования определений и таблицы значений при решении задач.
Метапредметных:
– изложение информации, интерпретируя факты, разъясняя теорию;
– применение новых знаний для решения проблемных задач;
– умение участвовать в диалоге, признавать право на иное мнение;
– умение точно, грамотно излагать свои мысли, выстраивать аргументацию;
– овладение навыками самоконтроля и оценки своей деятельности.
Личностных:
– умение ставить перед собой цель, планировать деятельность;
– умение точно и грамотно излагать свои мысли;
– умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
– освоение приёмов самостоятельного открытия знаний и выполнения заданий.
Формы организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Требования к результатам усвоения учебного материала:
обучающиеся должны знать:
- определения синуса, косинуса, тангенса и котангенса угла;
- таблицу значений синусов, косинусов, тангенсов, котангенсов углов;
обучающиеся должны уметь:
- пользоваться таблицей значений;
- находить значения выражений, содержащих синусы, косинусы, тангенсы, котангенсы углов.
Учебно-методическое обеспечение:
Алгебра и начала математического анализа. 10-11. Алимов Ш.А. М., «Просвещение», 2018
Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска, мел, презентация, раздаточный материал
Ход занятия
Организационный момент
Приветствие, заполнение журнала.
Преподаватель: Хочу начать наше занятие со слов французского философа, писателя и мыслителя 18 века Жан Жака Руссо: «Час работы научит больше, чем день объяснения». Так давайте потратим этот час на приобретение новых знаний и поработаем над понятием синуса, косинуса, тангенса и котангенса углов. Запишем тему занятия.
Сегодня на занятии вы сами будете оценивать результаты своей работы. За каждый правильный ответ или за выход к доске на полях тетрадки ставьте 1 балл, в конце занятия посчитаете количество баллов и поставите сами себе отметку, оценив свою деятельность на занятии. Но сначала давайте вспомним, что же мы уже умеем.
- Повторение
- Найти радианную меру угла, заданного в градусах
- Выразить в градусной мере величину угла, заданную в радианах
- В какой четверти расположена точка, полученная поворотом точки P(1;0) на угол равный .
II. Изучение нового материала
В курсе геометрии синус, косинус и тангенс определяется с помощью острого угла в прямоугольном треугольнике.
Синусом острого угла в прямоугольном треугольнике называется отношение противолежащего к этому углу катета к гипотенузе, т.е.
Косинусом острого угла в прямоугольном треугольнике называется отношение прилежащего к этому углу катета к гипотенузе, т.е.
Тангенсом острого угла в прямоугольном треугольнике называется отношение противолежащего к этому углу катета к прилежащему, т.е.
Котангенсом острого угла в прямоугольном треугольнике называется отношение прилежащего к этому углу катета к противолежащему, т.е.
В курсе алгебры синус и косинус, тангенс и котангенс произвольного угла определяется на единичной окружности.
Синусом угла α называется ордината точки, полученной поворотом точки (1;0) вокруг начала координат на угол α (обозначается sin α);
Косинусом угла α называется абсцисса точки полученной поворотом точки (1;0) вокруг начала координат на угол α (обозначается cos α);
Тангенсом угла α называется отношение синуса угла α к его косинусу (обозначается tg α);
Котангенсом угла α называется отношение косинуса угла α к его синусу (обозначается ctg α).
В этих определениях угол α может выражаться как в градусах, так и в радианах. Например, при повороте точки (1;0) на угол , т.е. на угол, получается точка (0;1). Ордината точки (0;1) равна 1, поэтому sin = sin абсцисса этой точки равна 0, поэтому cos = cos sin 0 = 0; cos 0 = 1; sin π = 0; cos π = –1.
Приведем таблицу часто встречающихся значений синуса, косинуса, тангенса и котангенса.
0 (0 | (30) | (45) | (60) | (90) | (180) | (270) | (360) | |
0 | 1 | 0 | –1 | 0 | ||||
1 | 0 | –1 | 0 | 1 | ||||
0 | 1 | 0 | 0 | |||||
1 | 0 | 0 |
III. Рефлексия
Релаксация
1)Упражнение для улучшения мозгового кровообращения:
Сидя, вытяните и положите на парту руки. Поверните голову направо, затем налево, затем плавно наклоните голову назад, потом вперёд. Медленно повторите 2 – 3 раза.
2) Гимнастика для глаз.
Быстро поморгайте. Закройте глаза и спокойно посидите, медленно считая до 5. Повторить 2 – 3 раза.
Историческая справка
Древнегреческие ученые владели методами решения прямоугольных треугольников. Астрономы и математики Гиппарх и Клавдий Птолемей (II в до н.э) нашли зависимость между сторонами и углами треугольника, Гиппарху часто приписывают авторство первых тригонометрических таблиц, не дошедших до нас. Вместо современной функции синуса Гиппарх и другие древнегреческие математики обычно рассматривали зависимость длины хорды окружности от центрального угла (дуги окружности, выраженной в угловой мере).
В IV веке, после упадка античной науки, центр развития математики переместился в Индию. В 4-5 веках индийский ученый Ариабхаты ввел специальный термин джива – «тетива», который при переводе арабских текстов на латынь был заменен синусом, что означает изгиб, кривизна.
Под «джива» понималась длина отрезка AD, опирающегося на дугу AC окружности радиуса R=3438 единиц. Таким образом, «индийский синус» угла в 3438 раз больше современного синуса.
Индийцы первыми ввели в использование косинус - «дополнительный синус».
В VIII веке учёные стран Ближнего и Среднего Востока познакомились с трудами древнегреческих и индийских математиков и астрономов. Самые ранние из сохранившихся трудов принадлежат ал-Хорезми и ал-Марвази (IX век), которые рассмотрели, наряду с известными ещё индийцам синусом и косинусом, новые тригонометрические функции: тангенс, котангенс, секанс и косеканс. Из-за отсутствия алгебраической символики все теоремы выражались в громоздкой словесной форме, но по существу были эквивалентны их современному пониманию.
Первая книга в Европе, в которой тригонометрия рассматривалась как самостоятельная дисциплина появилась в XV в. Её написал немецкий астроном и математик Региомонтан (И.Мюллер).
К концу XVII века появились современные названия тригонометрических функций. Термин «синус» впервые употребил около 1145 года английский математик и арабист Роберт Честерский. Региомонтан в своей книге назвал косинус «синусом дополнения», его последователи в XVII веке сократили это обозначение до co-sinus (Эдмунд Гунтер) а позднее — до cos английский математик, изобретатель логарифмической линейки Уильям Отред. Названия тангенса и секанса предложил в 1583 году датский математик Томас Финке, а английский математик и астроном Эдмунд Гунтер ввёл названия котангенса и косеканса. Термин «тригонометрические функции» впервые употребил в своей «Аналитической тригонометрии» (1770) немецкий математик и физии Георг Симон Клюгель
Современные обозначения синуса и косинуса знаками sin x и cos x были впервые введены в 1739 году И. Бернулли в письме к петербургскому математику Л. Эйлеру. Эйлер принял эти обозначения и стал употреблять их в своих работах. Кроме того, Эйлер ввел следующие обозначения тригонометрических функций угла x: tang x, cot x, sec x, cosec x.
IV. Закрепление нового материала
№ 433 (1,3) (устно), № 434 (1,3), № 437 (1,3), № 438 (2,3).
Найти значение выражения:
№ 434 1), 3)
ищем значения в таблице и подставляем в пример
№ 437 1), 3)
№ 438 2), 3)
V. Подведение итогов
1) Достижение предметных и метапредметных результатов.
Что нового узнали сегодня на уроке?
Чему Вы научились?
Что вызвало затруднение?
2) Подсчитайте количество баллов и оцените свою работу.
VI. Домашние задание
№ 433 (2,4), № 434 (2,4), № 437 (2,4), № 438 (1,4).
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 10 классе по теме "Определение синуса, косинуса, тангенса угла" с применением технологии развития критического мышления
Данный урок разработан по учебнику Колягина Ю.М " Алгебра и начала математического анализа" 10 класс с применением технологии развития критического мышления....
Презентация к уроку алгебры в 10 классе по теме:"Определение синуса, косинуса, тангенса", выполненная учеником 10 класса Шуруповым Семеном.
Презентация носит обучающий характер. Данная тема имеет важное значение при сдачи ЕГЭ....
Презентация к уроку алгебры в 10 классе по теме:"Определение синуса, косинуса, тангенса", выполненная учеником 10 класса Шуруповым Семеном.
Презентация носит обучающий характер. Данная тема имеет важное значение при сдачи ЕГЭ,...
Презентация по теме " Значения синуса, косинуса, тангенса углов 30,45,60 градусов"
Презентация по теме " значения синуса,косинуса,тангенса углов 30,45,60 градусов"...
Конспект по теме " Значения синуса,косинуса, тангенса углов 30,45,60 градусов
Конспект по теме " Значения синуса,косинуса углов 30,45,60 градусов"...
Урок по теме"Значения синуса,косинуса, тангенса углов 30,45,60 градусов"
Значения синуса,косинуса, тангенса углов 30,45,60 градусов...
Презентация по теме: «Определение синуса, косинуса и тангенса угла»
Презентация к открытому занятию по дисциплине "Математика". Тема: «Определение синуса, косинуса, тангенса угла»...