Программа курса внеурочной деятельности по формированию математической грамотности "Интеллектуальный клуб " Математика для всех!"
рабочая программа по математике (6, 7, 8, 9 класс)
Национальный проект «Образование» - сроки реализации: 01.01.2019 - 31.12.2024– это инициатива, направленная на достижение двух ключевых целей:
- обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
- воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
В достижении данных целей немаловажную роль играет совершенствование системы образования. Одной из задач современной системы образования является формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся. Она же выступает одним из главных показателей качества знаний и умений учащихся в аспекте международных сравнительных исследований. Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе.
Результаты участия российских школьников в данных исследованиях прошлых лет свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности функциональной грамотности. В исследовании PISA-2018 российские школьники продемонстрировали средний балл, равный 479, что позволило Российской Федерации занять 31 строчку в рейтинге стран-участников исследования, в то время как средний балл первой десятки стран составил 526. PISA в своем мониторинге в 2022 году будет оценивать 6 видов функциональной грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую, критическое мышление и глобальные компетенции
Следует учитывать, что сформировать функционально грамотную личность учащихся может учитель, сам обладающий ею, и готовностью к реализации реформ образования в условиях конкретного учебного заведения и контингента обучающихся. Для учителя-предметника актуальными являются следующие вопросы: Каково содержание функциональной грамотности? Какого гражданина России следует считать функционально грамотным? Насколько сам учитель готов к реализации задачи формирования и развития функциональной грамотности в рамках проведения международного исследования PISA?
Я разработала программу методической работы учителя по формированию функциональной грамотности обучающихся.
Цель: создать условия для формирования функциональной грамотности обучающихся как необходимого навыка использования знаний и умений для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, также в межличностном общении и социальных отношениях.
Задачи:
- Повысить уровень профессиональной компетентности через освоение технологии формирования и оценивания функциональной грамотности
- Совершенствовать формы обучения для развития функциональной грамотности обучающихся.
- Применять в учебном процессе инструменты для формирования функциональной грамотности
- Улучшить качество внеурочной и внеклассной работы.
- Проводить информационно-просветительскую работу с родителями (законными представителями) обучающихся
В результате системной методической работы мной была разработана программа курса внеурочной деятельности по формированию математической грамотности «Интеллектуальный клуб «Математика для всех» для учащихся 8 класса.
Цель курса: формирование математической грамотности, обеспечивающей способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах
Задачи курса:
- распознавать, формулировать и решать проблемы, возникающие в окружающей действительности с помощью математического аппарата школьного курса математики;
- развивать социальную компетентность учащихся, используя широкий социальный контекст для постановки и решения различных проблем личностного, общественного, профессионального и научного характера.
Новизна данного курса состоит в том, что задания «Интеллектуальный клуб «Математика для всех»
- Предназначены для формирования и оценки математической грамотности, которая изучается в международном сравнительном исследовании PISA – способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
- Содержат практико-ориентированные задачи, сформированные по принципу отработки общей математической модели. Все задания построены на основе реальных жизненных ситуаций.
Оригинальность программы состоит в том, что
- Задания данного курса помогают формировать умение осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения жизненных задач, развивают активность и самостоятельность учащихся, вовлекают их в поисковую и познавательную деятельность
- Решение практико-ориентированных задач будет способствовать развитию математической грамотности учащихся, поможет в определении будущей профессии
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16
«Утверждаю»
Директор МОУ-СОШ №16
____________О.В.Соколова
Приказ №_______/О от______
Рабочая программа по
внеурочной деятельности
Интеллектуальный клуб «Математика для всех»
8-Б класс
на 2020-2021 учебный год
Количество часов в неделю – 1
Количество часов в год – 34
Учитель
Загрядская Е.П.
го Клин
2020
Планируемые результаты освоения учебного курса
Невозможно представить без математики повседневную жизнь. Как правильно рассчитать проценты по кредиту или воспользоваться скидкой в магазине, какую модель нового гаджета выбрать, сколько магазинов должно быть в каждом районе или сколько автобусов нужно для нового микрорайона, как правильно накопить нужную сумму денег – этим и другим вопросам посвящены задания этого курса.
Национальный проект «Образование»- сроки реализации: 01.01.2019 - 31.12.2024 – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых целей:
- обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
- воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
В последние десятилетия в России проводятся многочисленные исследования качества образования, в том числе математического.
Исследование PISA-2021 проверит функциональную грамотность российских школьников, в том числе и математическую грамотность.
В рамках исследования PISA-2021 будет использоваться следующее определение:
Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке».
В курсе учащимся предлагаются близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики.
Задания, для развития математической грамотности, включает три структурных компонента:
− контекст, в котором представлена проблема;
− содержание математического образования, которое используется в заданиях;
− мыслительная деятельность, необходимая для того, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математическим содержанием, необходимым для её решения.
Контекст задания – это особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в задании в рамках предлагаемой ситуации. Эти ситуации связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни и требуют для своего решения большей или меньшей математизации. Выделены и используются 4 категории контекстов, близкие учащимся: общественная жизнь, личная жизнь, образование/профессиональная деятельность, и научная деятельность.
Математическое содержание заданий распределено по четырём категориям: пространство и форма, изменение и зависимости, количество, неопределённость и данные, которые охватывают основные типы проблем, возникающих при взаимодействиях с повседневными явлениями. Название каждой из этих категорий отражает обобщающую идею, которая в общем виде характеризует специфику содержания заданий, относящихся к этой области.
В совокупности эти обобщающие идеи охватывают круг математических тем, которые, с одной стороны, изучаются в школьном курсе математики, с другой стороны, необходимы 15-летним учащимся в качестве основы для жизни и для дальнейшего расширения их математического кругозора:
– изменение и зависимости – задания, связанные с математическим описанием зависимости между переменными в различных процессах, т.е. с алгебраическим материалом;
– пространство и форма – задания, относящиеся к пространственным и плоским геометрическим формам и отношениям, т.е. к геометрическому материалу;
– количество – задания, связанные с числами и отношениями между ними, в программах по математике этот материал чаще всего относится к курсу арифметики;
– неопределённость и данные – задания охватывают вероятностные и статистические явления и зависимости, которые являются предметом изучения разделов статистики и вероятности.
Мыслительная деятельность: используются следующие глаголы: формулировать, применять и интерпретировать, которые указывают на мыслительные задачи, которые будут решаться учащимися:
– формулировать ситуацию на языке математики;
– применять математические понятия, факты, процедуры;
– интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты
Задания курса используются для подготовки школьников к участию в исследованиях, направленных на оценку математической грамотности – способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
Используя сюжеты заданий, каждый ученик может выполнить исследовательскую работу (индивидуально или в группе).
Новизна данного курса состоит в том, что задания курса
Интеллектуальный клуб «Математика для всех»
- Предназначены для формирования и оценки всех аспектов функциональной грамотности, которые изучаются в международном сравнительном исследовании PISA – способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
- Содержат компетентностно ориентированные задачи, сформированные по принципу отработки общей математической модели. Все задания построены на основе реальных жизненных ситуаций.
Оригинальность программы состоит в том, что
- Решение практико-ориентированных задач будет способствовать развитию математической грамотности учащихся, поможет в определении будущей профессии.
- Задания данного курса помогают формировать умение осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения жизненных задач, развивают активность и самостоятельность учащихся, вовлекают их в поисковую и познавательную деятельность.
Широкий социально-экономический контекст заданий создаёт базу для формирования универсальных учебных действий:
- познавательных: способность постановки реальных проблем и их решение средствами математики; умение определять и находить требуемую информацию;
- коммуникативных: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- регулятивных: овладение навыками планирования, прогнозирования, контроля и оценки;
- личностных: обеспечение ориентации в социальных ролях и соответствующей им деятельности; объяснение гражданской позиции в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.
- Метапредметные:
Уровень анализа и синтеза | Формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации |
Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания | интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации |
.
Ученик получит возможность научиться:
• устанавливать причинно-следственные связи; строить логические
рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
• формировать учебную и общекультурную компетентность в
области использования информационно-коммуникационных технологий;
• видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
• выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
• интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
• оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).
.
Содержание курса
Рабочая программа курса «Интеллектуальный клуб «Математика для всех»
для учащихся 8 класса составлена на основе авторской программы Т.Ф.Сергеевой опубликованной в учебном пособии для общеобразовательных организаций «Математика на каждый день. 6-8 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций», М.: Просвещение, 2020, серии «Функциональная грамотность. Тренажер», направление общеинтеллектуальное развитие личности. Курс рассчитан на 34 учебных недели, 1 ч в неделю.
Цель курса: формирование математической грамотности, обеспечивающей способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах
Задачи курса:
- распознавать, формулировать и решать проблемы, возникающие в окружающей действительности с помощью математического аппарата школьного курса математики;
- выбирать и обосновывать оптимальные методы решения реальных ситуаций с помощью применения математики;
- формулировать и записывать результаты решения и давать им интерпретацию в контексте поставленной проблемы;
- развивать социальную компетентность учащихся, используя широкий социальный контекст для постановки и решения различных проблем личностного, общественного, профессионального и научного характера.
Тематическое планирование
Раздел 1. Математика в повседневной жизни
Математика как средство оптимизации повседневной деятельности человека: в устройстве семейного быта, в семейной экономике, при совершения покупок, выбора товаров и услуг, организации отдыха и др.
Раздел 2. Математика и общество
Применение математических знаний при осуществлении основных обязанностей гражданина: получение основного общего образования, соблюдение законов РФ, не нарушать права и свободы, законные интересы других лиц; платить установленные налоги и сборы; бережно относиться к природе и др.
Раздел 3. Математика и профессии
Применение математики для формирования позитивного отношения к труду, интереса к осуществлению различных видов деятельности, осознание своих интересов и профессиональной направленности личности. Демонстрация возможностей математики для оптимизации решения профессионально ориентированных задач.
Раздел 4. Математика как язык науки
Использование математического языка для количественной обработки различной информации. Описание и интерпретация различных процессов и явлений окружающего мира на языке математики. Формирование познавательного интереса учащихся к использованию математического языка для осуществления учебно-исследовательской деятельности.
- Занятие 1 Тренировки стр. 6
Задачи | Содержательная область | Ведущая познавательная деятельность | Контекст |
Вопрос 1 | Неопределённость и данные | Применять | Научный |
Вопрос 2 | Неопределённость и данные | Интерпретировать | Научный |
Вопрос 3 | Неопределённость и данные | Формулировать | Общественный |
Вопрос 4 | Количество | Формулировать | Личный |
- Занятие 2. Домашние задания стр. 8
Задачи | Содержательная область | Ведущая познавательная деятельность | Контекст |
Вопрос 1 | Неопределённость и данные | Применять | Научный |
Вопрос 2 | Неопределённость и данные | Интерпретировать | Научный |
Вопрос 3 | Количество | Формулировать | Личный |
- Занятие 3. На даче стр. 14
Задачи | Содержательная область | Ведущая познавательная деятельность | Контекст |
Вопрос 1 | Количество | Формулировать | Личный |
Вопрос 2 | Количество | Формулировать | Профессиональный |
Вопрос 3 | Количество | Формулировать | Профессиональный |
Вопрос 4 | Количество | Формулировать | Профессиональный |
- Занятие 4. Ученическое самоуправление стр. 16
Задачи | Содержательная область | Ведущая познавательная деятельность | Контекст |
Вопрос 1 | Количество | Формулировать | Общественный |
Вопрос 2 | Количество | Формулировать | Общественный |
Вопрос 3 | Количество | Формулировать | Общественный |
Вопрос 4 | Количество | Формулировать | Общественный |
- Занятие 5. Каникулы стр. 22
Задачи | Содержательная область | Ведущая познавательная деятельность | Контекст |
Вопрос 1 | Неопределённость и данные | Интерпретировать | Общественный |
Вопрос 2 | Неопределённость и данные | Применять | Общественный |
Вопрос 3 | Изменения и отношения | Применять | Общественный |
- Занятие 6. Родственники стр. 30
Задачи | Содержательная область | Ведущая познавательная деятельность | Контекст |
Вопрос 1 | Количество | Формулировать | Личный |
Вопрос 2 | Количество | Применять | Личный |
Вопрос 3 | Количество | Применять | Общественный |
- Занятие 7. Волонтёрское движение стр. 32
Задачи | Содержательная область | Ведущая познавательная деятельность | Контекст |
Вопрос 1 | Количество | Формулировать | Общественный |
Вопрос 2 | Количество | Применять | Общественный |
Вопрос 3 | Количество | Формулировать | Общественный |
- Занятие 8. Поход стр. 46
Задачи | Содержательная область | Ведущая познавательная деятельность | Контекст |
Вопрос 1 | Изменение и зависимости | Интерпретировать | Научный |
Вопрос 2 | Изменение и зависимости | Интерпретировать | Общественный |
Вопрос 3 | Изменение и зависимости | Формулировать | Общественный |
Вопрос 4 | Изменение и зависимости | Интерпретировать | Общественный |
- Занятие 9. Маршрут стр. 48
Задачи | Содержательная область | Ведущая познавательная деятельность | Контекст |
Вопрос 1 | Изменение и зависимости | Интерпретировать | Профессиональный |
Вопрос 2 | Изменение и зависимости | Интерпретировать | Профессиональный |
Вопрос 3 | Изменение и зависимости | Интерпретировать | Профессиональный |
Вопрос 4 | Изменение и зависимости | Формулировать | Профессиональный |
- Занятие 10. Телефон стр. 52
Задачи | Содержательная область | Ведущая познавательная деятельность | Контекст |
Вопрос 1 | Изменения и отношения | Интерпретировать | Общественный |
Вопрос 2 | Изменения и отношения | Интерпретировать | Личный |
Вопрос 3 | Изменения и отношения | Применять | Личный |
- Занятие 11. Ноутбук стр. 54
Задачи | Содержательная область | Ведущая познавательная деятельность | Контекст |
Вопрос 1 | Изменения и отношения | Интерпретировать | Общественный |
Вопрос 2 | Изменения и отношения | Интерпретировать | Личный |
Вопрос 3 | Изменения и отношения | Применять | Личный |
- Занятие 12. Комплексный обед стр. 60
Задачи | Содержательная область | Ведущая познавательная деятельность | Контекст |
Вопрос 1 | Количество | Формулировать | Личный |
Вопрос 2 | Количество | Формулировать | Личный |
Вопрос 3 | Количество | Формулировать | Личный |
- Занятие 13. Видеокамера стр. 62
Задачи | Содержательная область | Ведущая познавательная деятельность | Контекст |
Вопрос 1 | Количество | Формулировать | Личный |
Вопрос 2 | Количество | Формулировать | Личный |
Вопрос 3 | Количество | Формулировать | Личный |
- Занятие 14. Экскурсия стр. 64
Задачи | Содержательная область | Ведущая познавательная деятельность | Контекст |
Вопрос 1 | Количество | Формулировать | Личный |
Вопрос 2 | Количество | Формулировать | Личный |
Вопрос 3 | Количество | Применять | Личный |
- Занятие 15. Набор конфет стр. 66
Задачи | Содержательная область | Ведущая познавательная деятельность | Контекст |
Вопрос 1 | Количество | Формулировать | Личный |
Вопрос 2 | Количество | Формулировать | Личный |
Вопрос 3 | Количество | Применять | Личный |
- Занятие 16. Поездка за границу стр. 68
Задачи | Содержательная область | Ведущая познавательная деятельность | Контекст |
Вопрос 1 | Количество | Формулировать | Личный |
Вопрос 2 | Количество | Применять | Личный |
Вопрос 3 | Количество | Применять | Личный |
- Занятие 17. Вклад стр. 70
Задачи | Содержательная область | Ведущая познавательная деятельность | Контекст |
Вопрос 1 | Количество | Формулировать | Личный |
Вопрос 2 | Количество | Применять | Личный |
Вопрос 3 | Количество | Применять | Личный |
- Занятие 18. Упаковка стр. 72
Задачи | Содержательная область | Ведущая познавательная деятельность | Контекст |
Вопрос 1 | Форма и пространство | Применять | Профессиональный |
Вопрос 2 | Форма и пространство | Применять | Профессиональный |
Вопрос 3 | Форма и пространство | Применять | Профессиональный |
- Занятие 19. Ангар стр. 74
Задачи | Содержательная область | Ведущая познавательная деятельность | Контекст |
Вопрос 1 | Форма и пространство | Применять | Профессиональный |
Вопрос 2 | Форма и пространство | Применять | Профессиональный |
Вопрос 3 | Форма и пространство | Применять | Профессиональный |
- Занятие 20. Лавина стр. 76
Задачи | Содержательная область | Ведущая познавательная деятельность | Контекст |
Вопрос 1 | Неопределённость и данные | Интерпретировать | Научный |
Вопрос 2 | Количество | Применять | Личный |
Вопрос 3 | Количество | Применять | Общественный |
Вопрос 4 | Количество | Применять | Общественный |
- Занятие 21. Деревья стр. 18
Задачи | Содержательная область | Ведущая познавательная деятельность | Контекст |
Вопрос 1 | Неопределённость и данные | Интерпретировать | Научный |
Вопрос 2 | Неопределённость и данные | Применять | Общественный |
Вопрос 3 | Неопределённость и данные | Применять | Научный |
- Занятие 22. Животные стр. 20
Задачи | Содержательная область | Ведущая познавательная деятельность | Контекст |
Вопрос 1 | Неопределённость и данные | Интерпретировать | Научный |
Вопрос 2 | Неопределённость и данные | Интерпретировать | Научный |
Вопрос 3 | Неопределённость и данные | Интерпретировать | Научный |
- Занятие 23. Население стр. 24
Задачи | Содержательная область | Ведущая познавательная деятельность | Контекст |
Вопрос 1 | Неопределённость и данные | Интерпретировать | Научный |
Вопрос 2 | Неопределённость и данные | Применять | Научный |
Вопрос 3 | Изменения и отношения | Применять | Научный |
- Занятие 24. Конкурс стр. 26
Задачи | Содержательная область | Ведущая познавательная деятельность | Контекст |
Вопрос 1 | Количество | Формулировать | Профессиональный |
Вопрос 2 | Количество | Формулировать | Профессиональный |
Вопрос 3 | Количество | Формулировать | Профессиональный |
Вопрос 4 | Количество | Формулировать | Общественный |
- Занятие 25. Потребление воды стр. 38
Задачи | Содержательная область | Ведущая познавательная деятельность | Контекст |
Вопрос 1 | Изменение и зависимости | Формулировать | Научный |
Вопрос 2 | Изменение и зависимости | Применять | Научный |
Вопрос 3 | Количество | Формулировать | Научный |
Вопрос 4 | Количество | Формулировать | Общественный |
- Занятие 26. Пеня стр. 40
Задачи | Содержательная область | Ведущая познавательная деятельность | Контекст |
Вопрос 1 | Изменение и зависимости | Формулировать | Общественный |
Вопрос 2 | Изменение и зависимости | Применять | Общественный |
Вопрос 3 | Количество | Формулировать | Общественный |
Вопрос 4 | Количество | Формулировать | Общественный |
- Занятие 27. Новый микрорайон стр. 42
Задачи | Содержательная область | Ведущая познавательная деятельность | Контекст |
Вопрос 1 | Пространство и форма | Формулировать | Научный |
Вопрос 2 | Пространство и форма | Применять | Общественный |
Вопрос 3 | Пространство и форма | Применять | Общественный |
Вопрос 4 | Количество | Применять | Общественный |
- Занятие 28. Фермер стр. 44
Задачи | Содержательная область | Ведущая познавательная деятельность | Контекст |
Вопрос 1 | Пространство и форма | Формулировать | Научный |
Вопрос 2 | Пространство и форма | Применять | Общественный |
Вопрос 3 | Пространство и форма | Применять | Общественный |
- Занятие 29. Распродажа стр. 50
Задачи | Содержательная область | Ведущая познавательная деятельность | Контекст |
Вопрос 1 | Количество | Формулировать | Общественный |
Вопрос 2 | Количество | Применять | Общественный |
Вопрос 3 | Количество | Применять | Личный |
- Занятие 30. Акция стр. 51
Задачи | Содержательная область | Ведущая познавательная деятельность | Контекст |
Вопрос 1 | Количество | Формулировать | Личный |
Вопрос 2 | Количество | Применять | Личный |
Вопрос 3 | Количество | Применять | Личный |
- Занятие 31. Цветочная клумба стр. 56
Задачи | Содержательная область | Ведущая познавательная деятельность | Контекст |
Вопрос 1 | Изменения и зависимости | Формулировать | Профессиональный |
Вопрос 2 | Изменения и зависимости | Применять | Профессиональный |
Вопрос 3 | Изменения и зависимости | Применять | Профессиональный |
- Занятие 32. Панно стр. 58
Задачи | Содержательная область | Ведущая познавательная деятельность | Контекст |
Вопрос 1 | Изменения и зависимости | Формулировать | Профессиональный |
Вопрос 2 | Изменения и зависимости | Применять | Профессиональный |
Вопрос 3 | Изменения и зависимости | Применять | Профессиональный |
- Занятие 33. Цунами стр. 78
Задачи | Содержательная область | Ведущая познавательная деятельность | Контекст |
Вопрос 1 | Неопределённость и данные | Интерпретировать | Научный |
Вопрос 2 | Неопределённость и данные | Интерпретировать | Научный |
Вопрос 3 | Неопределённость и данные | Интерпретировать | Научный |
Вопрос 4 | Неопределённость и данные | Интерпретировать | Научный |
- Занятие 34. Поздравления коллег стр. 28
Задачи | Содержательная область | Ведущая познавательная деятельность | Контекст |
Вопрос 1 | Количество | Формулировать | Профессиональный |
Вопрос 2 | Количество | Формулировать | Профессиональный |
Вопрос 3 | Количество | Формулировать | Профессиональный |
Вопрос 4 | Количество | Формулировать | Общественный |
Воспитывающий и развивающий потенциал курса
Значимость математической грамотности как одного из основных компонентов функциональной грамотности и базового образования определяется ее ролью в научно-техническом прогрессе, в современной науке и производстве, а также важностью математического образования для формирования духовной среды подрастающего человека, его интеллектуальных и морально-этических качеств через овладение обучающимися конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, достаточными для изучения других дисциплин, для продолжения обучения в системе непрерывного образования.
. Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета:
1. В направлении личностного развития:
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
2. В метапредметном направлении:
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
Межпредметные связи курса:
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- контекст задач, включающий разнообразные ситуации, органично связанные с окружающим миром современного подростка, позволяет ему «примерить на себя» различные социальные роли семьянина, гражданина, работника, субъекта общения и профессионального самоопределения и др
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА
Формы проведения занятий: - практические занятия; - самостоятельная работа (индивидуальная, парная и групповая).
В целях формирования математической грамотности задания могут быть дополнены вопросами, развивающими, уточняющими предложенную ситуацию или являющимися проекцией сюжета на реальную жизнь конкретных учащихся, жизнь класса, проблемы местного социума.
Задания выполняются и индивидуально, и в парах, и в группах, тогда у учащихся будет возможность обсудить сюжет, используя «коллективный» опыт, уточнить своё понимание ситуации, возможно, задать вопросы учителю. Это поможет выйти на выявление математической сути задания и адекватно сформулировать на языке математики, найти необходимые способы решения.
Обсуждение полезно и на этапе решения задачи, и на этапе интерпретации полученных результатов, чтобы понять, все ли необходимые условия учтены, можно ли решить иначе, проще, рациональнее, соответствует ли математическое решение контексту ситуации и т.п. Обсуждая с классом результаты выполнения задания, учитель должен акцентировать внимание на трёх моментах: как ситуация была преобразована в математическую задачу; какие знания, факты были использованы, какие методы и способы решения были предложены и обсудить их достоинства; как можно оценить полученное решение с точки зрения исходной ситуации.
Полезно предложить учащимся провести анализ своей включенности в выполнение задания, отрефлексировать весь процесс и зафиксировать:
− какие идеи и соображения возникали, были ли они существенными и плодотворными, учтены ли в решении;
− какие возникли трудности и на каком этапе работы над заданием;
− удастся ли самостоятельно справиться с аналогичной ситуацией, если она повторится.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Дата План 8б | Дата факт 8б | Тема | Примечание |
1 | Компетентностно -ориентированная задача «Тренировки» | |||
2 | Компетентностно -ориентированная задача «Домашние задания» | |||
3 | Компетентностно -ориентированная задача «На даче» | |||
4 | Компетентностно -ориентированная задача «Ученическое самоуправление» | |||
5 | Компетентностно -ориентированная задача «Каникулы» | |||
6 | Компетентностно -ориентированная задача «Родственники» | |||
7 | Компетентностно -ориентированная задача «Волонтерское движение» | |||
8 | Компетентностно -ориентированная задача «Поход» | |||
9 | Компетентностно -ориентированная задача «Маршрут» | |||
10 | Компетентностно -ориентированная задача «Телефон» | |||
11 | Компетентностно -ориентированная задача «Ноутбук» | |||
12 | Компетентностно -ориентированная задача «Комплексный обед» | |||
13 | Компетентностно -ориентированная задача «Видеокамера» | |||
14 | Компетентностно -ориентированная задача «Экскурсия» | |||
15 | Компетентностно -ориентированная задача «Набор конфет» | |||
16 | Компетентностно -ориентированная задача «Поездка за границу» | |||
17 | Компетентностно -ориентированная задача «Вклад» | |||
18 | Компетентностно -ориентированная задача «Упаковка» | |||
19 | Компетентностно -ориентированная задача «Ангар» | |||
20 | Компетентностно -ориентированная задача «Лавина» | |||
21 | Компетентностно -ориентированная задача «Деревья» | |||
22 | Компетентностно -ориентированная задача «Животные» | |||
23 | Компетентностно -ориентированная задача «Население» | |||
24 | Компетентностно -ориентированная задача «Конкурс» | |||
25 | Компетентностно -ориентированная задача «Потребление воды» | |||
26 | Компетентностно -ориентированная задача «Пеня» | |||
27 | Компетентностно -ориентированная задача «Новый микрорайон» | |||
28 | Компетентностно -ориентированная задача «Фермер» | |||
29 | Компетентностно -ориентированная задача «Распродажа» | |||
30 | Компетентностно -ориентированная задача «Акция» | |||
31 | Компетентностно -ориентированная задача «Цветочная клумба» | |||
32 | Компетентностно -ориентированная задача «Панно» | |||
33 | Компетентностно -ориентированная задача «Цунами» | |||
34 | Компетентностно -ориентированная задача «Поздравления коллег» |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- Функциональная грамотность. Тренажёр. Математика на каждый день. 6 – 8 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Т. Ф. Сергеева. Москва. Просвещение, 2020.
- Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Под редакцией Г.С.Ковалевой, Л.О.Рословой.-М.;СПб.: Просвещение,2020 ( серия Функциональная грамотность. Учимся для жизни)
Согласовано.
Протокол №1 заседания
школьного методического объединения
учителей математики, физики и информатики
от ____ августа 20120г.
Согласовано.
Зам. директора по УВР
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности для 7-9 классов «Магия математики»
Программа курса внеурочной деятельности для 7-9 классов «Магия математики». Новизной данной программы является то, что она базируется на системно-деятельностном подходе, который создаёт основу дл...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности ( общеинтеллектуального направления) «Математический калейдоскоп»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (общеинтеллектуального направления)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 6 – 7 классов «Математика и шахматы»
Программа курса внеурочной деятельности "Математика и шахматы" позволит во внеурочной деятельности научить ребят игре в шахматы, разработке стратегий, развитию аналитического мышления....
Программа курса внеурочной деятельности «Математический клуб «Умники и умницы» 7 класс».
Данная программа создана для внеурочной деятельности учащихся 7 класса....
Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс
Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательног...
Программа курса внеурочной деятельности по олимпиадной подготовке «Избранные главы математики» для учащихся 9-х классов
Данная программа является дополнителным этапом в обучении математики на профильном уровне. Изучение избранных тем олимпиадного характера предполагает работу с более одаренными учащимися, мотивированны...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФУТБОЛ ДЛЯ ВСЕХ
Программа внеурочной деятельности "Футбол для всех!"...
- Мне нравится (1)