"Памятка по математике" 5 класс
методическая разработка по математике (5 класс)

Памятка по математике. Название и правила нахождения компонентов при сложении, вычитании, умножении и делении. Все правила из 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_5_klassa.docx528.72 КБ

Предварительный просмотр:

Таблица умножения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

2

4

6

8

10

12

14

16

18

20

3

3

6

9

12

15

18

21

24

27

30

4

4

8

12

16

20

24

28

32

36

40

5

5

10

15

20

25

30

35

40

45

50

6

6

12

18

24

30

36

42

48

54

60

7

7

14

21

28

35

42

49

56

63

70

8

8

16

24

32

40

48

56

64

72

80

9

9

18

27

36

45

54

63

72

81

90

10

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

Знаки

   <  - меньше , >  - больше

≤ - меньше  либо равно,

 ≥ - больше либо равно.

Порядок выполнения действий.

  1. Вычисляем действия в скобках.
  2. Вычисляем степени.
  3. Делаем умножение и деление по порядку, слева на право.
  4. Делаем сложение и вычитание по порядку, слева на право.

Соотношения величин

Единицы длины

1см=10мм ;          1м=100см ;            1м=1000мм ;

1дм=10см ;          1дм=100мм ;         1км=1000м ;

1м=10дм ;            1км=10000дм;      1км=100000см;

   1км = 1000000мм.  

Единицы площади

1см2=100мм2;  1м2=10000см2;    1м2=1000000мм2;

1дм2=100см2;  1дм2=10000мм2;  1км2=1000000м2;

2=100дм2;               1га=10000м2;  

1ар=100м2;                 1км2=100000000дм2;

1км2=100га;                1км2=10000000000см2;

1га=100ар;                  1км2=1000000000000мм2.  

Единицы массы

1кг=1000г (грамм);   1ц (центнер)=100кг=100000г;

1т (тонна)=1000кг;         1т=10ц=1000кг=1000000г.

Единицы объёма

1литр=1дм3=1000см3;             1см3=1000мм3;

3=1000дм3,                1км3=1000000000м3.

Сумма чисел              Разность чисел

     п + в = с                                            у - в = р

п – первое слагаемое            у – уменьшаемое

в – второе слагаемое             в – вычитаемое

с – сумма                                   р – разность

Умножение чисел                         

п∙в=р                                              

п-первый множитель                

в-второй множитель                

р-произведение                            

Деление

д:е=ч

д-делимое   е-делитель  ч-частное

Уравнения

  1. Неизвестное слагаемое - от суммы отнимаем известное слагаемое:

а) Х + 14 = 25    в) 5+х=17      

    Х=25-14                 х=17-5

    Х=11                       х=12

  1. Неизвестное уменьшаемое – к разности прибавляем вычитаемое:

Х-12=43

Х=43+12

Х=55

  1. Неизвестное вычитаемое –от уменьшаемого отнимаем разность:

      48-Х=5

      Х=48-5

      Х=43

  1. Неизвестный множитель- произведение делим на известный множитель.

а) Х ∙ 4 = 28    в) 5∙х=15      

    Х=28:4              х=15:5

    Х=7                     х=3

  1. Неизвестное делимое  частное умножаем на делитель.

Х:12=3

Х=3∙12

Х=36

  1. Неизвестный делитель-делимое делим на частное.

      48:Х=6

      Х=48:6       Х=8

Таблица степеней                

число

n

2

3

4

5

6

7

8

квадрат

n2

4

9

16

25

36

49

64

куб

n3

8

27

64

125

216

343

512

число

n

9

10

11

12

13

квадрат

n2

81

100

121

144

169

куб

n3

729

1000

1331

1728

2197

число

n

14

15

16

17

18

квадрат

n2

196

225

256

289

324

куб

n3

2744

3375

4096

4913

5832

Распределительное свойство умножения

(Метод «фонтанчика»)-                  И наоборот,

если выражение в скобках            одинаковый

умножается на а, то скобки           множитель

убираем, а каждое   слагае-          можно вынести

мое или вычитаемое умно-          за скобки:

жаем на а:  а∙(в+с)=а∙в+а∙с             а∙в+а∙с= а∙(в+с)

                      а∙(с-у)=а∙с-а∙у ;             а∙в-а∙с= а∙(в-с)

          а∙(в+с-у)=а∙в+а∙с-а∙у ;      а∙(в+с-у)=а∙в+а∙с-а∙у

 Примеры:  7∙34-7∙4=7∙(34-4)=7∙30=210;

28∙18+2∙18=(28+2) ∙18=30∙18=540;

43∙2=(40+3) ∙2=40∙2+3∙2=80+6=86.

Свойства сложения и вычитания. Раскрываем скобки.

1.Если перед скобками ничего нет (они стоят в начале выражения) или перед  скобками знак «+», то скобки просто убираем.

(а+в)+с=а+в+с ; а+(в+с)= а+в+с ; (а-в)-с=а-в-с ;  а+(в-с)=а+в-с ; и наоборот: а+в+с = а+(в+с).

2. Если перед скобками стоит знак минус, то скобки убираем, а знаки, которые были в скобках, меняем на противоположные.

     в - (2-а+с)=в-2+а-с ; а +в-(с-у)=а+в-с+у

Умножение и деление натуральных чисел и его свойства.

Степень числа.

а∙0=0,  а∙1=а,  а∙а=а2 (читают а в степени 2 или а в квадрате), а∙а∙а =а3 (читают а в степени 3 или а в кубе), и так далее,   а∙а∙а∙а∙а =а5 (читают а в степени 5)

  02=0∙0=0 ноль в любой степени будет ноль,

  12=1∙1=1 один в любой степени будет один.

На ноль делить нельзя!  а:0=нельзя

                   а:1=а,     а:а=1,      а:с+в:с=(а+в):с

Фигуры

Периметр –это сумма всех сторон

Прямоугольник –это четырехугольник, у которого все углы прямые.

Периметр Р=(а+в)∙2

Площадь S=а∙в

Треугольник Р=а+в+с  ∆

Квадрат –это прямоугольник у которого все стороны равны.

Р =4∙а, S=а∙а=а2

Окружность  и круг      

Радиус R-это расстояние от центра О до любой точки окружности.

   R = ОА

                               О

                         R

                    А

Прямая-нет начала, нет конца.

Луч –есть начало, нет конца.

Отрезок- есть начало и конец.

Координатный  луч-это луч, у которого есть шкала (одинаковые деления) и указан единичный отрезок.                                      А                 Х

  1. 1                          8

У точки А координата 8, это обозначают так: А(8).

Прямоугольный параллелепипед

У него все грани-прямоугольники.

Его измерения- а,в,с (длина, ширина, высота)

Объём V=ав∙с,  

Площадь поверхности S=(а∙в+в∙с+а∙с)∙2.

                      в                   а

                             

                    с

Куб

У куба все грани- квадраты, все стороны равны.

Объём V=аа∙а=а3, где а-сторона квадрата.

Площадь поверхности S=(а∙а+а∙а+а∙а)∙2=6∙а2.

                             а

Углы.

(измеряем в градусах транспортиром.)

    Острый угол  меньше прямого     угла.

       Прямой угол равен 90⁰.

                Тупой угол больше 90⁰.

                                                      Развернутый угол равен 180⁰.                            

А                                      В      пишут: LАОВ.

           o

Измеряют углы с помощью транспортира.

                                        С

                                   135⁰

                    0⁰                                                        180⁰          

            А                   В

   L ABC = 135⁰.

Приближенные значения чисел. Округление чисел.

Если следующее за разрядом, до которого нужно округлить,  стоит число меньше 5,то  все числа правее этого разряда заменяем нулями. (смотри таблицу)

Если следующее за разрядом, до которого нужно округлить,  стоит число больше 5 или =5 , то к числу в этом разряде добавляем 1, а все числа правее этого разряда заменяем нулями. Нули  стоящие после запятой в конце числа можно не писать.

Округлим до десятых: 123,25≈123,30=123,3; 1,21≈1,2; 0,02≈0,00=0; 56,76556≈56,80000=56,8.

 Округлим до десятков: 123,25≈120,00=120; 6,21≈10,00=10; 0,02≈00,00=0; 56,76556≈60,00000=60.

До сотых:56,6789≈56,6800=56,68; 0,0235≈0,0200=0,02.

Деление с остатком

     52   3   (делитель)

     3    17(неполное частное)

     22                                                                  

     21                                   52=17∙3+1

       1(остаток)                

Дроби.

 1                числитель    

 4           знаменатель  . 

Числитель показывает,

сколько частей взяли, а знаменатель на сколько                                     или

одинаковых частей

разделили.

У правильной дроби                

числитель меньше чем       0             ⅟4                                                  1

знаменатель: 5 , 12, 48,    1256   .

                           6   13  59   189765

У неправильной дроби                

числитель равен или           0          ⅟4                                   1       5∕4

больше чем знаменатель: 5, 12, 48,  1256 .

                                                   5   10   9     765

Правильная дробь всегда меньше 1, а неправильная дробь больше либо равна единице.

1                  4            5                    4

4                  4  ,         4                    4  .

5                  6            52                    12

6                  6  ,         12                    12  .

 Смешанная дробь -  у неё есть и целая и дробная части, её можно превратить в неправильную дробь, и  наоборот (делением в столбик) .

5             1           32          2

4             4  ,         5           5   .

   _ 5   4 (знаменатель)         _ 32   5 (знаменатель)

      4  1 (целая часть)                30   6 (целая часть)

      1 (числитель)                         2 (числитель)

Деление десятичной дроби на целое число.

Если надо разделить число на десятичную дробь, то сначала переносим запятые у обоих чисел делителя и делимого – на одинаковое количество цифр вправо так, чтобы делитель стал целым числом. Затем делим десятичную дробь на целое число.

45,24 : 0,5=452,4 : 05=452,4 : 5=452,40 : 5=90,48

_452,40  5

   45         90,48

     _24

        20

        _40

           40

         0

При умножении десятичных дробей умножаем их как обычные числа, не обращая внимание на запятые, потом считаем, сколько чисел всего после запятых и в ответе отделяем запятой столько же цифр считая от конца.

   25∙1,2=30,0=30;        1,98∙43,5=86,130=86,13

    25                                  1,98

  х 1,2                                            х 43,5

 +  50                                 + 990

  25__                           +594

  30,0                                      792        

              86,130

Наоборот:  

              1   1∙4+1   5       2       6∙5+2     32

              4       4       4,      5           5          5 .

(в числителе - целую часть умножаем на знаменатель и прибавляем числитель, знаменатель остается тот же).

Основное свойство дроби – числитель и знаменатель дроби можно разделить или умножить на одно и то же число.

      3     3∙4    12

      5     5∙4    20 .

Действия с дробями.

Сравнивать, отнимать и складывать можно дроби с одинаковыми знаменателями.

При сложении (вычитании) дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают (отнимают), знаменатель тот же.

Примеры:

   

Десятичные числа.

0,1=1/10; 0,5=5/10; 0,25=25/100; 1,234=1234/1000

 (сколько чисел после запятой, столько нулей)

Сложение и вычитание – запятая под запятой, запятую сносим, недостающие цифры заполняем нулями.(из целого числа делаем дробь 72=72,0)

       +123,543             _  564,5

           56,500                   64,0

         180,043                500,5

 123,543+56,5=180,043;     564,5-64,5=500,5.

Десятичная запись дробных чисел.

    Чтобы обыкновенную дробь записать в виде десятичной, надо числитель разделить на знаменатель в столбик. Когда целая часть заканчивается, запятую сносим. (Делить можно только на целое число.)

Запишем дроби ¾ , 25/8 в виде десятичных:

   3:4=3,00:4=0,75;           25:8=25,000:8=3,125;

   _3,00 _4_                         _25,000  _8___

      28    0,75                          24          3,125

        _20                           _10

          20                        _8

            0                        _20

(так как 3<4 то                   20

запятую сносим сразу)              0

Сравнение десятичных дробей.

  1. Сравниваем целые части.
  2. Если целые части равны, то начинаем сравнивать соответствующие числа, стоящие после запятой (недостающие – нули).

28,45>16,5; 0,99<1,56;  25,9<25,905; 12>11,3.

Среднее арифметическое чисел – все числа сложить и разделить на их количество.

Например, среднее арифметическое чисел

25;  35,7;   48;  12;  2,05 равно

(25 + 35,7 + 48 +12 + 2,05):5=122,75:5=24,55.

Средняя скорость

VСР=(S1+S2+S3):(t1+t2+t3)= общий путь:все время.

Проценты.

1%=1/100

(1 процент равен одной сотой части числа)

Пример1. В классе 25 учеников, 40% из них-девочки. Сколько девочек в классе?

Решение: Всего детей – 100%

           девочки  мальчики

                 40%        60%  

 25:100∙40=10 (девочек)

Ответ: в классе 10 девочек.

Пример 2.  На платье пошло 12 метров ткани, что составляет 15% всего рулона. Сколько метров ткани в рулоне?  

Решение: Всего ткани – 100%

              15%         100-15= 85%

              на платье            осталось

  12:15∙100=80(м)

Ответ: в рулоне 80 метров ткани.

Пример 3. Рабочий изготовил 20 деталей, а ему требуется изготовить 80 деталей. На сколько процентов он выполнил заказ?

 Решение: Всего  80 деталей – 100%

                 20            80-20=60  

              изготовил           осталось

100:80∙20=25%  

Ответ: заказ выполнен на 25%.

Формулы пути

S = V∙t ;             V = S:t ;             t = S:V,  

 S- это путь (расстояние),

V- это скорость,         t– это время.


Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо от суммы отнять известное слагаемое.

x + 9 = 15
x = 15 − 9
x = 6

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.

x − 14 = 2
x = 14 + 2
x = 16

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо от уменьшаемого отнять разность.

5 − x = 3
x = 5 − 3
x = 2

Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.


y · 4 = 12
y = 12 : 4
y = 3

Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель.


y : 7 = 2
y = 2 · 7
y = 14

Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное.



8 : y = 4
y = 8 : 4
y = 2

Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо от суммы отнять известное слагаемое.

x + 9 = 15
x = 15 − 9
x = 6

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.

x − 14 = 2
x = 14 + 2
x = 16

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо от уменьшаемого отнять разность.

5 − x = 3
x = 5 − 3
x = 2

Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.


y · 4 = 12
y = 12 : 4
y = 3

Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель.


y : 7 = 2
y = 2 · 7
y = 14

Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное.



8 : y = 4
y = 8 : 4
y = 2

Делимое  равно произведению  делителя и неполного частного, сложенному с остатком.

     

           a    =     b   *   c    + d

 a   -  делимое

b    - делитель

с   -  неполное частное

d  -  остаток

                23 : 4 = 5 (3 остаток)

   Такая запись указывает, что в делимом  23 содержится  4 раза по 5 да еще 3 единицы, то есть:

      23        =         4          *       5               +        3

Делимое       делитель       неполное             остаток

                                                  частное

Делимое  равно произведению  делителя и неполного частного, сложенному с остатком.

     

           a    =     b   *   c    + d

 a   -  делимое

b    - делитель

с   -  неполное частное

d  -  остаток

                23 : 4 = 5 (3 остаток)

   Такая запись указывает, что в делимом  23 содержится  4 раза по 5 да еще 3 единицы, то есть:

      23        =         4          *       5               +        3

Делимое       делитель       неполное             остаток

                                                  частное

Делимое  равно произведению  делителя и неполного частного, сложенному с остатком.

     

           a    =     b   *   c    + d

 a   -  делимое

b    - делитель

с   -  неполное частное

d  -  остаток

                23 : 4 = 5 (3 остаток)

   Такая запись указывает, что в делимом  23 содержится  4 раза по 5 да еще 3 единицы, то есть:

      23        =         4          *       5               +        3

Делимое       делитель       неполное             остаток

                                                   частное

Делимое  равно произведению  делителя и неполного частного, сложенному с остатком.

     

           a    =     b   *   c    + d

a   -  делимое

b    - делитель

с   -  неполное частное

d  -  остаток

                23 : 4 = 5 (3 остаток)

   Такая запись указывает, что в делимом  23 содержится  4 раза по 5 да еще 3 единицы, то есть:

      23        =         4          *       5               +        3

Делимое       делитель       неполное             остаток

                                                  частное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по математике5 класс К 70-летью г. Воркута

Данный урок подготовлен к 70-летью г. Воркута для учеников 5 класса.Цели урока.              Образовательный аспект: Обобщение зна...

Памятка ученика 5 класса

Памятка о правах и обязанностях учеников в школе, буклет....

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ 5 КЛАССА

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ5 КЛАССА !!! Напоминаю родителям пятого класса о том, что Ваш ребенок переживает сложный период адаптации к новым условиям.ПОМОГИТЕ ЕМУ И НЕ ЗАБЫВАЙТЕ О ТОМ, ЧТО НАПИСАНО В ПАМЯТ...

Памятка для 5 класса "Проценты"

В памятке представлены основные теоретические понятия, направленные на изучение темы "Проценты"...

Памятка для 2 класса -Чтение согласных

Помогает запомнить звуки,которые при чтении дают согласные....

Personal letters(ПАМЯТКА ДЛЯ 5 КЛАССА)

Personal letters(ПАМЯТКА ДЛЯ 5 КЛАССА)...

Памятка для 5 класса

Памятка для 5 класса...