Подготовка выпускников 9-х классов к сдаче экзамена по математике
учебно-методический материал по математике (9 класс)

Золотых Вера Анатольевна

В статье  дано описание опыта подготовки к  экзамену по математике  в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья49 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка выпускников  9-х классов к сдаче экзамена по математике  

Золотых В.А., учитель математики

МБОУ СОШ №5

г.Саяногорска

В своей работе для проверки сформированности умственных, практических действий, для определения реального запаса знаний, для выявления особенностей усвоения учебного материала по математике использую различные виды работ: математический диктант, блиц-опрос, занимательные упражнения и игры, самостоятельные и контрольные работы, зачёты, тесты. Учащимся предлагается составить разноуровневые самостоятельные работы, используя  материал для подготовки к ОГЭ.

                 Каждый класс в начале учебного года разбивается на группы по 4-5 человек по результатам успеваемости, при этом учитывается психологическая совместимость учеников. Переходы из группы в группу возможны в случае, если ученик стал заниматься лучше, или, наоборот хуже. На разных этапах учебной работы для каждой группы учеников используются варианты заданий различной сложности. После объяснения нового материала и первоначального формирования умений по данной теме, переходим к закреплению умений, доведению их до навыков.

Способы работы групп:

1)1,2,3группы решают общее задание фронтально под наблюдением учителя, 4,5,6 группы выполняют общее или индивидуальные задания самостоятельно. Для них предусмотрен вариант проверки: обратная сторона доски, магнитная доска, графопроектор;

2)1-4 группы работают самостоятельно, а 5 и 6 группы вместе со мной разбирают задания повышенной сложности;

3)учащиеся, хорошо усвоившие материал, работают самостоятельно, а те, у кого возникли затруднения, выполняют задания под моим руководством.

Каждый ученик работает на посильном для него уровне трудности, он лучше осознаёт свои ближайшие цели и задачи. Работая на определённом уровне трудности, ученик видит, как работают остальные, его самооценка становится более реальной.

         Каждый учащийся имеет сигнальные карточки: красный цвет - ничего не понял, синий - частично понял, зелёный – всё понятно. Карточки работают во время урока и, уходя с урока, учащиеся оставляют на моём столе соответствующую карточку (каждая сигнальная карточка подписана с обратной стороны). Благодаря этим карточкам строится дальнейшая работа. Чёткость в работе даёт возможность постоянно контролировать знания, умения, навыки.

          В работе я использую различные формы и приёмы. Например:

1)на доске выписаны 8- 10 примеров, некоторые из которых выполнены верно, а другие ошибочно. Ребята выписывают только номера примеров и рядом с каждым номером надо поставить «+», если ученик считает, что пример выполнен верно, и

 «-», если пример сделан неверно. Затем с помощью поворотной доски проверяется выполненная работа, далее ребятам предлагается оценить свою работу (нормы ребятам заранее известны).

Затем те примеры, в которых допущены ошибки, рассматриваются, и приводится правильное решение. Учащимся предлагаются задания такого типа «Найди ошибку в решении». Работа учеников над ошибками состоит в глубоком осмыслении условия задачи, повторном её решении и проверки правильности вновь полученного ответа.

      Мною постоянно осуществляется контроль за выполнением дом.заданий. Этот контроль осуществляется не только моими силами, но и силами ребят, следующим образом: на каждую четверть выбирается 6 контролёров, которые перед каждым уроком проверяют у ребят определённой группы наличие домашней работы (причём контролёр из другой группы). В течение учебного года к этой работе привлекаются все учащиеся класса, это ставит каждого в положение «равного среди равных», не даёт одному вставать в привилегированное положение перед другими. Периодически я провожу контрольные - релейные работы, составленные из упражнений домашней работы.

           Уроки - практикумы в конце изучения темы или повторения какой-либо темы  провожу для обобщения знаний учащихся, для коррекции знаний, для проверки общего уровня подготовки класса. Группа в течение урока работает под руководством консультанта из числа сильных учеников, которые к уроку готовятся заранее. Состав групп сообщается перед уроком, в группу входят и сильные и слабые учащиеся. Урок начинается с краткого опроса по теории. Затем учащиеся все вместе решают данное задание, при необходимости обращаясь к образцу. По окончанию этой части урока ответственный за работу группы сдаёт листок с оценкой уровня подготовки учащихся по теории и решению задач. Затем каждый в группе выполняет своё задание, за что получает оценку.

       Я использую для учёта знаний по разделам, темам например таблицы такого вида:

Самостоятельная работа №33 «Квадратные уравнения»

№п/п

Ф.И.ученика

1 задание

Разл.кв.трёхчлена на множит.

2 задание

Сокращ.др.

3задание

Использ.т.Виета

4 задание

Упрощ.выр.

Общая оценка

1.

Иванова М.-4вар.

 4

3 4

2 4

2 3

2 3

          За каждое задание ставится оценка, а в конце - общая, низшая из четырёх. По заданиям, за которые оценка «2», сдаётся зачёт до урока или после урока, причём оговаривается срок до которого можно улучшить свой результат.

 В своей работе я давно использую тесты, в которых используются задания с выбором ответа, краткий ответ, задания на сопоставление, верное или неверное утверждение, закончи фразу и др. Благодаря тому, что тестовая работа содержит больший объём материала, чем другие виды контроля, она может использоваться на разных этапах диагностики знаний. Я применяю тематические тесты, линейные тесты, которые проходят в конце каждого минимального учебного промежутка (месяца, четверти), концентрические тесты – это итоговая диагностическая работа, которая охватывает больший временной период и формируется на основе содержания линейных тестов (в конце полугодия или по окончании учебного года). Также в своей работе я использую тесты игры «Кенгуру», тесты централизованного тестирования.

             Для проведения зачёта использую не только традиционную форму, но и дидактическую игру «Домино». Она позволяет одновременно с контролем знаний «прокрутить» материал несколько раз и тем самым лучше усвоить его.

             В конце каждого блока повторения или изучения нового материала, перед контрольной работой, я провожу урок- консультацию, где каждый имеет право задать вопрос. В результате работы по какой-либо теме выстраивается система оценок, которая сведена в таблицу с соответствующими графами:

1.Ф.И.ученика

2.Теория

3.Стандарт по данной теме

4.Упражнения повышенной сложности

5.Релейная контрольная работа (по дом.заданиям)

6.Итоговая контр.работа

7.Тест

8.Блиц-опрос

9.Домашняя контр.работа

10.Другие виды работ

11.Итоговая оценка

При повторении какого-либо материала использую ещё вот такой вид работы. На доске выписан весь перечень номеров, которые необходимо выполнить на данном уроке. Вызванный ученик чаще всего работает на откидном крыле доски и показывает свою работу классу лишь с моего разрешения. Те учащиеся, которые решили раньше, чем решающий у доски, и правильно, получают мою подпись или какой-либо другой знак. В конце урока подсчитывается количество подписей и ставится оценка (нормы оценок оговорены заранее). Отметку за такой вид работы я ставлю в журнал лишь с согласия учащегося. Основные принципы такой работы:

- добровольность

- посильность

- открытость плана урока и критериев оценки.

У большинства учащихся появляется заинтересованность, каждый работает со своей скоростью, появляется возможность чаще вызывать к доске слабых учащихся. Для сильных учащихся предлагаются задания повышенной сложности.

Правила при такой работе:

- во время работы разговаривают только 2 человека: учитель и ученик у доски;

- учитель подходит только к тем учащимся, у которых поднята рука;

- терпеливо ждём учителя;

- нельзя менять порядок выполнения упражнений;

- если не соблюдаются правила работы, то подписи сгорают и урок пойдёт по другой технологии.

На своих уроках я стараюсь развить у учащихся навыки контроля самоконтроля, взаимоконтроля, которые помогают при выполнении различных видов заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка учащихся 11 класса к сдаче ЕГЭ по математике

Предлагаю набор карточек для учащихся 11 класса по заданиям части В1-В14 по математике, которые позволяют сравнительно неплохо приготовить учащихся к сдаче ЕГЭ....

Особенности подготовки учащихся 9 класса к сдаче экзамена по математике в формате ГИА

В статье дана сравнительная характеристика письменного экзамена и в формате ГИА. Как в услових гуманитарной гимназии подготовить детей к экзамену....

Эффективные методы и формы подготовки обучающихся к успешной сдаче экзамена по математике за курс основной школы.

Из собственного опыта преподавания математики и подготовки учащихся к ГИА...

Педагогический проект "Система работы учителя по активизации подготовки учащихся 9 класса к сдаче экзамена по И и ИКТ"

Проект работы учителя по активизации подготовки учащихся 9 класса  к сдаче экзамена по И и ИКТ....

план подготовки учащихся к успешной сдаче экзамена по математике в независимой форме

В связи с низкой успеваемостью на пробном экзамене, выработана следующая стратегия подготовки учащихся к экзамену с учетом уровня подготовки учащихся и анализа диагностических работ и пробного экзамен...

план подготовки учащихся к успешной сдаче экзамена по математике в независимой форме

В связи с низкой успеваемостью на пробном экзамене, выработана следующая стратегия подготовки учащихся к экзамену с учетом уровня подготовки учащихся и анализа диагностических работ и пробного экзамен...

Эффективные методы и формы подготовки учащихся к успешной сдаче экзамена по математике в формате ОГЭ.

Эфективные методы и формы подготовки учащихся к успешной сдаче экзамена по математике в формате ОГЭ....