Технологии организации обучения в группе на уроках математики
статья по математике

Групповая форма работы позволяет быстро организовывать работу на любом уроке. Обучение производится в статистической и динамической паре. Это способствует за короткий срок справиться с проверкой всей группы, причем детям доведется побывать как в роли учащегося, так и учителя. Широко используется самопроверка или взаимопроверка заданий или упражнений. Такой метод позволяет ребенку чувствовать себя свободно, а каждый из них имеет возможность не только проверить, но и самостоятельно выявить ошибки и подсказать их пути решения. Групповая технология наиболее приемлема, так как учащиеся взаимодействуют посредствам диалога, что воспитывает в них дух коллектива. Работая отдельными группами, им предоставляется возможность решать появившиеся проблемы вместе, обсуждать их, приходить к единому мнению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Васильева Маргарита Николаевна,

учитель математики,

ГБОУ СОШ №69

Калининский район

Санкт-Петербург

Тема: Технологии организации обучения в группе на уроках математики

В ходе своей педагогической деятельности, я, как и многие мои коллеги, сталкиваюсь со многими проблемами, которые препятствуют успешному обучению обучающихся. Например: низкий уровень мотивации, снижение или отсутствие интереса к предмету, высокий уровень тревожности обучающихся, быстрая утомляемость. Одним из путей решения данных проблем является активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках, что способствует более качественному усвоению знаний, повышает интерес к предмету, повышает самооценку детей, помогает им чувствовать себя более комфортно в классе. Практика показывает, что использование технологий группового обучения на уроках, помогает решать эти проблемы.

Групповая форма работы позволяет быстро организовывать работу на любом уроке. Обучение производится в статистической и динамической паре. Это способствует за короткий срок справиться с проверкой всей группы, причем детям доведется побывать как в роли учащегося, так и учителя. Широко используется самопроверка или взаимопроверка заданий или упражнений. Такой метод позволяет ребенку чувствовать себя свободно, а каждый из них имеет возможность не только проверить, но и самостоятельно выявить ошибки и подсказать их пути решения. Групповая технология наиболее приемлема, так как учащиеся взаимодействуют посредствам диалога, что воспитывает в них дух коллектива. Работая отдельными группами, им предоставляется возможность решать появившиеся проблемы вместе, обсуждать их, приходить к единому мнению.

Развитие коммуникативных навыков, необходимых для успешной работы в группе.

Скорее всего, первые опыты групповой работы будут не очень удачными. Ребята будут плохо слушать друг друга, ссориться. Необходимо постоянно обращать внимание ребят на то, какие качества и умения необходимы для того, чтобы совместно выполнить задание.

Назовем их:

— умение слушать друг друга;

— умение доверять друг другу;

— умение задавать друг другу вопросы;

— умение давать «обратную связь»;

— умение учить друг друга;

— умение разрешать споры;

— умение руководить групповой работой;

— умение приходить к согласию;

Один из самых важных вопросов при подготовке к обучению в сотрудничестве — как правильно сформировать учебные группы. Можно предложить ребятам объединиться в группы так, как им захочется, можно провести жеребьевку, а можно составить список каждой группы заранее. В зависимости от целей будущей работы учитель может выбрать любой из этих способов, но есть некоторые правила, соблюдение которых сделает пребывание в группе более полезной для ребят.

Идеальное число членов малой группы — четыре человека. Оно достаточно мало для того, чтобы все члены группы активно участвовали в работе, в то же время такую группу легко разделить на пары для дополнительных заданий. Если обстоятельства требуют больших групп, постарайтесь, чтобы в них входило не больше шести-семи человек.

Итак, остановлюсь на некоторых примерах практической организации групповой работы на уроках математики.

Статическая пара

Совместно работают учащиеся, сидящие вместе за одной партой. Статическая пара является школой подготовки к работе в динамических и вариационных парах, поэтому в каком бы возрасте ни были дети, но если я начинаю обучать их в рамках групповой технологии, то передо мной, как учителем стоит первостепенная задача научить учащихся работать в статической паре. В этой паре сидящие за одной партой учащиеся постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они могут обучать друг друга, работая в режиме «взаимообучение». Могут контролировать друг друга, работая в режиме «взаимоконтроль». Перед такой работой дома учащиеся готовят карточки для соседа по изучаемой теме на 1 уровне усвоения знаний (понял, запомнил, воспроизвел). Они придумывают или подбирают упражнения и решают их. На уроке учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются карточками, выступают в роли учителя и ученика, одновременно решая задачи и контролируя друг друга.

Динамическая пара

Наибольшее распространение в моей практике получили микрогруппы в 4 человека. В микрогруппу объединяются учащиеся двух соседних парт. При работе в динамической паре общее задание делится между членами микрогруппы. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы. Затем идет обсуждение решений и проверка. Командиры групп заполняют карточку. Качество работы характеризуется рядом условных обозначений:

К- имела место консультация с другими членами группы, после которой ученик решил (К+) или всё - таки не решил (К-) задание;

– допущена ошибка в решении;

+ задание выполнено верно.

Крайне важно пробудить в детях интерес к математике. Поэтому я включаю игровые элементы в групповую работу.

«Математическое лото»

Эта игра также заставляет школьников активно участвовать в выполнении предложенных заданий. Учителю нужно подготовить 5 –6 больших карт, разделенных на прямоугольники с записанными в них ответами, и соответственное количество маленьких карточек с примерами. Условие – одни и те же числа или выражения в ответах повторяться не должны. Большие карты раздаются группам играющих. Учитель вынимает карточку, читает пример. Учащиеся решают его устно или письменно. Та группа, которая обнаружила на большой карте ответ и считает его правильным, забирает карточку у учителя и накрывает ею соответствующую клеточку. Выигрывает группа, которая раньше всех накрыла все клетки своей карты. Когда игра закончена, играющие переворачивают маленькие карточки и если все ответы верны, должна получиться картинка. Такие упражнения учащиеся охотно составляют и сами для групп соперников.

Игра « Математический биатлон» 

В настоящем биатлоне нужно быстро бежать и точно стрелять - за промахи либо добавляются лишние круги, либо штрафные минуты. В математическом биатлоне нужно быстро вычислять, но не ошибаться  за « промах » тоже начисляются штрафные очки. В начале соревнований каждый ребёнок получает листок с вариантом для решения. Ответы на каждый пример он записывает в крайнем справа столбце на листике. Закончив примеры, ученик бежит к столу учителя и получает новый вариант. Вариант с ответами он оставляет у себя. В итоге к концу биатлона кто-то из детей решил два варианта, а кто-то пять. При этом на каждый пример, решённый, ученику начисляются очко, а за каждый пример, который решён неправильно, очко, наоборот, снимается. Поэтому  тот, кто решил больше вариантов, но допустил много ошибок, вполне может проиграть тому, кто не торопился, но и не ошибался. Часто провожу эту игру, разбивая класс на три команды по рядам. Для каждой группы примеры для устного счета на доске, их ограниченное количество, а подбегают они по одному к доске, решают примеры. Кто быстрее справился и сделал меньше ошибок, та команда победила.  Также эту игру можно проводить с целью повторения ранее изученного, и на этапе закрепления пройденного материала. Класс делится на 6 команд (каждый ряд на 1 и 2 вариант). Игроки каждой команды поочередно выполняют серию однотипных заданий, которые я заранее выписываю на доске и заготавливаю на каждую команду отдельно. Задание с решением каждый игрок передает ученику, сидящему сзади, причем каждому необходимо проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Выигрывает команда, первой справившаяся со всеми заданиями и верно их решившая.

Групповое обучение можно применять и на уроке изучения нового материала.

Каждый ученик должен пройти через полноценный учебный процесс, поэтому при проведении самостоятельных работ также использую групповую технологию. В этом случае учащиеся работают в гомогенных группах и приходится учитывать индивидуальные особенности: каждая группа получает специальные указания. Проверка выполнения такой работы включает всех учащихся класса в этот процесс и позволяет им быть не только слушателями, но и ощутить себя участником выполнения всей деятельности, связанной с решением заданий.

Вариационная пара. В этом варианте коллективной работы в малой группе по 4 человека каждый работает то с одним, то с другим соседом. При этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы. Каждый ученик вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой стороны, умения общаться и, сотрудничая, решать учебные задачи.

Работа на уроках по парам, в группах, где общее дело зависит от вклада каждого, где есть возможность постоянного оказания помощи друг другу, и имеет место уважительное и доброжелательное отношение к возможностям и проблемам друг друга, позволяет ребенку чувствовать себя защищённым, воспринимать себя членом коллектива, а значит комфортно. При работе в парах, микрогруппах у каждого ребёнка есть возможность исправления ошибки перед проверкой учителя, благодаря взаимопомощи и взаимопроверке. Перед детьми постоянно возникают новая коммуникативная задача, а это проблема, требующая разрешения противоречия: «ты знаешь - я не знаю, ты умеешь - я не умею, а мне надо знать и уметь (у меня есть потребность)».

Понимание, принятие друг друга в группе или паре нацеливает на деятельность, а не на выяснение отношений, фокусирует внимание обучающегося на проблеме, на решении возникающих проблем.

В конце занятия решения, выработанные каждой группой, обсуждаются всем классом. Обязательно должен быть заключительный этап работы с подведением итогов, когда учитель (или класс, или группа наблюдателей) выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп. Таким образом, оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы. Оценка работы группы не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы отдельных групп или учеников.

Литература

Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы. – М.: Наука, 1991.

Жураковский В., Сазонова З. «Работа в команде» как педагогический принцип. // Высшее образование в России. – 2005. - № 8.

Котов В. В. Организация на уроках коллективной деятельности. – Рязань, 1977.

Кочетова А. Подготовка к коллективной деятельности. // Высшее образование в России. – 2005. - № 8.

Лиймет Х. Й. Групповая работа на уроках. – М., 1975.

Утеева Р. А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке // Математика в школе, 1985


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы в группе на уроке математики

Совместная работа как раз и дает прекрасный стимул для познавательной деятельности и для коммуникации, поскольку в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей. Практика показы...

Организация работы в группе на уроке математики

Организация работы в группе на уроке математики...

Статья на тему "Технология организации обучения в группах на уроке иностранного языка"

В данной статье представлен опыт работы по теме "Работа в группах" учителя немецкого языка....

Технологии организации обучения в группе (из опыта работы учителя математики)

Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности как фронталь...

"Технология проблемного обучение в школе на уроках математики"

quot;Технология проблемного обучение  в школе на уроках математики"Выступление на ШМО учителей математикиосновные принципы этого метода с примерами....