Открытый урок "Умножение дробей" 6 класс Н.Я.Виленкин
классный час по математике (6 класс)

Чавыкина Виктория Александровна

Умножение дробей

Умножение дроби на дробь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx29.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Умножение дробей

Класс: 6

Учебник: «Математика» для  6 класса общеобразовательных учреждений/ Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, и др. – Москва : Мнемозина, 2016.

Цели урока:

  • Обучающие:
  • сформулировать правило умножения обыкновенных дробей.
  • вырабатывать у учащихся навыки применения правил при выполнении действий.
  • Развивающиеся:
  • развитие аналитического мышления учащихся;
  • формирование умения выделять главное и обобщать.
  • Воспитывающие:
  • формирование умения организовать свою деятельность.

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи урока:

  • настроить детей на рабочий лад;
  • повторить правила сложения, вычитания дробей; сложения и вычитания смешанных чисел;
  • проверить умение детей выполнять сложение и вычитание дробей;
  • сформулировать правило умножения обыкновенных дробей;
  • отрабатывать навыки умножения дроби на натуральное число, дроби на дробь;
  • проверить уровень усвоения материала.

Планируемые образовательные результаты:

  • Личностные результаты: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; формировать устойчивый познавательный интерес, уважение к личности и ее достоинству.
  • Метапредметные результаты:
  • Коммуникативные УУД: ученик получит возможность вступать в обсуждение, аргументируя свою точку зрения, используя адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; развивать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности на основе взаимоуважения к партнёру по работе.
  • Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
  • Познавательные: записывать выводы в виде правил «если..., то...». Уметь ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания; строить логические цепочки рассуждений.
  • Предметные: знать правила умножения  дроби на натуральное число, уметь применять правила умножения дроби на натуральное число.

Технология проведения

Деятельность учителя

Задание для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность учеников

Планируемые результаты

предметные

универсальные учебные действия (УУД)

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

- актуализировать требования к ученику с позиции учебной деятельности;

- создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность

Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность

  • - Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать Вас на уроке математики. Сегодня мы с вами отправимся в путь за знаниями. В дорогу мы возьмем только самое необходимое: хорошее настроение и наши знания.
  • - Эпиграфом к нашему уроку мне хотелось бы взять слова среднеазиатского учёного-энциклопедиста Аль-Бируни «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».  Так давайте же с вами стремиться к новым знаниям и не терять старые.
  • - Сегодня, изучая новую тему, мы не сделаем  великих открытий, но значимые для себя открытия вы совершите обязательно.
  • - Но прежде чем мы приступим к поиску новых открытий ,  вспомним то, что мы узнали на прошлых уроках и в ходе повторения найдём, чему ещё нам надо научиться, поставим перед собой задачу и сформулируем тему урока.

Высказывают свое мнение.

К: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Л: положительное отношение к урокам математики, доброжелательное отношение к свестникам.

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; выявление места и причины затруднения.

Цели:

- создать условия для выполнения учениками пробного учебного действия;

- организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;

- выявить место затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения

Создает условия для выполнения учениками пробного учебного действия. Организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения.

  • - А начнем мы как всегда с устной работы,   чтобы узнать что-то новое….необходимо повторить уже изученный материал
  • - Вспомним, как 1) звучит основное свойство дроби.
  • 2) Что значит сократить дробь?
  •  
  • Устный счет.
  • 3) с какой темой мы познакомились с вами на прошлом уроке? с умножением дроби на натуральное число. Кто может мне напомнить как звучит правило.
  • - Ребята, а все справились с домашним заданием? У кого возникли трудности?
  • Давайте проверим, решив задачу по функциональной грамотности.
  • Ребят очень часто на уроках нам приходиться математически рассуждать, применять математику для решения проблем в разнообразных контекстах современного мира. Мы с вами получаем предметные знания для того чтобы после окончания школы успешно применяли знания в реальном мире.
  • - Давайте с вами рассмотрим задачу для приготовления салата «Греческий».
  • Определи стоимость приготовления салата «Греческий»,
  • если для этого требуется:
  • Помидоры –  кг
  • Огурец -  кг
  • Перец – кг
  • Маслины - 1 банка
  • Сыр -   кг
  • Листья салата - 1 упаковка
  •    Помидоры стоят 24 рублей за кг, банка маслин стоит 52 рубля, огурцы – 25 рублей  за кг, упаковка сыра стоит 20 рублей за кг, перец-14 рубля за кг, упаковка листьев салата стоит 35 рублей.
  • - Кроме того, математическая грамотность, поможет  вам в дальнейшем при  решении задач по химии, физике, биологии . А также при сдаче экзамена ЕГЭ.
  • - А сейчас я предлагаю решить вам задачу:
  • - Длина прямоугольника равна  дм, а его ширина равна  дм. Найдите S прямоугольника.
  • - Для начала вспомним формулу для нахождения площади прямоугольника, следовательно мы должны эти дроби умножить. Есть предположения, как выполнить умножение данных дробей.

Выполняют устные упражнения, отвечают на вопросы учителя.

Решают задачу, делают записи в тетрадях.

Устные ответы

Умеют верно употреблять математические термины при выполнении действий с дробями. Формулируют правило умножения дроби на натуральное число.

К: уметь выражать свои мысли с достаточно полнотой и точностью в соответствии с задачами коммуникации.

П: уметь строить логические цепочки рассуждений, анализировать и сравнивать факты и явления.

Р: уметь принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

III. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: организовать постановку цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации

Организует построение проекта будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели

  • -А почему не смогли? Чем это задание отличается от предыдущего?
  • - В предыдущей задаче мы умножали натуральные числа, а здесь надо умножить дроби. Мы этого не проходили.
  • - Какова же будет тема урока?  (умножение дробей)
  • - Запишем тему урока: Умножение обыкновенных дробей.
  • - Какую цель мы поставим перед собой? - Получить правило умножения дробей. Научиться умножать обыкновенные дроби.
  • - Что нам поможет освоить эту тему и достичь цель, которую мы перед собой ставим?

Определяют цель урока, планируют учебные действия

К: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

П: уметь самостоятельно формулировать познавательную цель.

Р: уметь составлять план действий для достижения учебной цели.

IV. Реализация построенного проекта.

Организует построение и фиксацию нового знания

  • - Решение задачи. Разбор задачи.
  • - Сформулируем правило умножения дробей.
  •  - Молодцы! Давайте прочитаем правило умножения дробей в учебнике, стр 69.
  • - Закрепим! Рассмотрим 2 примера
  •      
  • - Ребята, давайте еще раз проговорим правило умножение обыкновенных дробей, для этого составим алгоритм.
    - Сформулировать алгоритм умножения дробей.
  • Удобнее сначала в числителе записать произведение всех числителей, в знаменателе – произведение всех знаменателей.
  • Сократить получившуюся дробь.
  • Выполнить умножение оставшихся множителей.
  • Если надо, выделить целую часть.
  • (Важно, чтобы ученики постоянно проговаривали вслух.)

Слушают учителя, работают с учебником, делают записи в тетрадь.

Знают правило умножения дроби на натуральное число

П: уметь извлекать необходимую информацию из текста, анализировать факты и явления.

К: уметь формулировать и аргументировать свое мнение.

Р: уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

V. Физкультминутка

Организует физкультурную минутку

Давайте немного отдохнем. Встанем все.
Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны по – шире развернулись на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам надо сесть – это «шесть»

Выполняют физкультурную минутку

П: уметь строить логические цепочки рассуждений, анализировать и сравнивать факты и явления.

: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами коммуникации

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цели:

- научиться применять правило умножение дроби на число;

- закрепление нового знания в речи и знаках.

Организует закрепление нового знания в речи и знаках

- Работа с учебником: страница 72, №433

(ученики по очереди выходят к доске для решение одного примера с комментированием задания вслух).

- Упражнение выполняется , когда дети пишут самостоятельную работу.

Выполняют задания у доски и в тетрадях.

Знают и умеют применять правило умножения дроби на натуральное число

П: уметь осознано и произвольно строить речевые высказывание.

К: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами коммуникации

VII.Проверка знаний, умений и навыков.

Цель: проверить умение учащихся умножать дробь на натуральное число

Создает условия для проверки умений учащихся умножать дробь на натуральное число

- Для закрепления, полученных нами новых знаний выполним следующие действия. Учащиеся получают карточки для самостоятельной работы.

Лови ошибку!

Выборочно учащемуся выдаётся тест, нужно решить примеры и найти ошибку, если она есть исправить.

Проверка самостоятельной работы (меняемся тетрадями), выполняем проверку и разбираем где ошибка.

Выполняют задание для самостоятельной работы.

Умеют умножать дробь на натуральное число

П: уметь анализировать и сравнивать факты и явления.

Р: уметь определять цель и проблему учебной деятельности, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности

- Что нового узнали на уроке?

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Наша цель достигнута?

- - Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

 Домашняя работа Выучить правило страница 69 .Выполнить №472 (а-е), 474, №475*

Закончить   урок мне хочется словами Л.Н. Толстого: « Человек подобен дроби: в знаменателе - то, что он о себе думает, в числителе - то, что он есть на самом деле. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь». Задумайтесь над этими словами.

Благодарю вас за работу и желаю успехов при выполнении домашнего задания.

Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку. Записывают домашнюю работу.

Р: уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Л: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Используемая литература.

1. Учебник для 6 класса , авторы Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С., Чесноков, С.И. Шварцбурд.

2. http://festival.1september.ru/articles/418012/

3. Банк заданий (instrao.ru) 

4. Е.Л. Мельникова « Проблемный урок или как открывать знания с учениками».- М,2012г,

5. http://festival.1september.ru/articles/418012/

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор,  учебник,  раздаточный материал (карточки с заданиями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно - тематическое планирование по математике 5 класс Н. Я. Виленкин

Рабочая программа по математике 5 класс, автор учебника Н.Я. Виленкин, 5часов в неделю....

календарно-тематическое планирование по математике 6 класс Н.Я.Виленкин

содержит пояснительную записку, УМК и календарно-тематическое планирование....

раборчая программа по математике 5 класс к учебнику Виленкин Н.Я

рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, поурочное планирование, литературу....

Контрольные работы 6 класс по учебнику «Математика. 6 класс», Н.Я. Виленкин и другие. М.:Мнемозина, 2007.

Контрольные работы по математике 6 класс. По учебнику «Математика. 6 класс», Н.Я. Виленкин и другие. М. :Мнемозина, 2007....

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 5-6 класс к учебнику Виленкина, 7-9 класс алгебра к учебнику Макарычева, 7-9 класс геометрия к учебнику Атанасяна.

Рабочая программа по математике 5-9 классы1. Пояснительная запискаМатематика является одним из основных, системообразующих предметов школьного образования. Такое место математики среди школьных предме...

открытый урок по теме Деление 5 класс Н.Я.Виленкин

открытый урок по теме Деление 5 класс Н.Я.Виленкин...

Открытый урок "Округление чисел" Математика 5 класс Н.Я.Виленкин

Открытый урок "Округление чисел" Математика 5 класс Н.Я.Виленкин...