Сложение и вычитание десятичных дробей
план-конспект урока по математике (5 класс)

Казакова Ольга Васильевна

План – конспект учебного занятия с использованием ЦОР

 

Город:  Г.Советский,  МБОУ гимназия

 

Учитель:  Казакова Ольга Васильевна

Дата: 16 февраля 2021г.

Класс:  5г

Тема учебного занятия: «Сложение и вычитание десятичных дробей»

 Продолжительность учебного занятия:  40 минут

 

Тип учебного занятия: комбинированный

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект учебного занятия с использованием ЦОР

Город:  Г.Советский,  МБОУ гимназия

Учитель:  Казакова Ольга Васильевна

Дата: 16 февраля 2021г.

Класс:  5г

Тема учебного занятия: «Сложение и вычитание десятичных дробей»

 Продолжительность учебного занятия:  40 минут

Тип учебного занятия: комбинированный

Цели и задачи  учебного занятия:  

Образовательные:

  • Повторить сложение (вычитание) обыкновенных дробей; чтение и запись десятичного числа; сравнение десятичных чисел
  • Познакомить с алгоритмом сложения (вычитания) десятичных дробей
  • Показать, как применяется этот алгоритм при сложении (вычитании) десятичных дробей

Развивающие:

  • Развивать словесно-логическое мышление, математическую речь
  • Учить умению обобщать и делать выводы, применять знания в новой ситуации
  • Расширение знаний учащихся об окружающем мире
  • Повышать ИКТ – компетенцию учащихся

Воспитательная:

  • Способствовать развитию интереса к предмету
  • Воспитывать настойчивость для достижения конечного результата
  • Умение работать в группах (парах), коллективе
  • Содействовать воспитанию  познавательной активности и трудолюбия

Оборудование:

  • компьютер, экран, проектор

Доска:

  • Число, тема, работа в классе

Раздаточный материал:

  • Разноуровневые  карточки

Ход учебного занятия:

I этап

учебного занятия

Организационный

момент

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые

ЦОРы

Знания

Умения

2 мин.

Подготовка

учащихся

 к работе

Организация внимания и внутренней готовности.

Умение организоваться, быстро включиться в деловой ритм.

Словесный

Фронтальная

 

Слайды №1, №2, №3

Приветствие

Сообщение

целей урока

Проверка         домашнего задания и теоретических сведений прошлых уроков

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель приветствует учащихся, сообщает тему, цель, план урока, проверяет домашнее задание.

- Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с десятичными дробями. До сегодняшнего

урока мы научились  читать, записывать, сравнивать  и отмечать на координатной прямой десятичные дроби. А сегодня мы должны научиться их складывать и вычитать. И прежде, чем перейти к новому материалу, я хочу проверить - насколько вы усвоили темы прошлых уроков. Прежде всего, проверим домашнее задание.

Меняемся тетрадкой с соседом и проверяем (ответы на экране). После оценивания считаем количество 5,4,3,2.

- А теперь вспомним теоретический материал.

Необходимо закончить предложение, которое вы будете видеть на экране:

- Молодцы! Теперь переходим к устным упражнениям.

Включение в деловой ритм работы. Учащиеся отвечают с места на вопросы.

  Слайд №2

Учащиеся проверяют работу соседа, ставят оценки.

   Слайд №3

2 этап

учебного занятия

 Устный счет

Актуализация знаний

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые

ЦОРы

Знания

Умения

8 мин.

Подготовить к восприятию нового материала. Повторить сложение и вычитание обыкновенных дробей,  запись, чтение и сравнение десятичных чисел  

Правило сложения (вычитания) обыкновенных дробей

Алгоритм сравнения десятичных  дробей

Складывать (вычитать) обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями

Заменять десятичные дроби равными им дробями, сравнивать дес.дроби  

 Словесный, наглядно-информационный, частично поисковый

 

Фронтальная,

индивидуальная

Слайды №4, 5

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Устный счет

- Сейчас мы с вами займемся устным счетом.

 - В первом задании необходимо заполнить таблицу, где нужно вспомнить правило сложения (вычитания) обыкновенных дробей

- Во втором задании нужно сравнить десятичные дроби, для этого необходимо помнить алгоритм сравнения десятичных дробей.

- Итак, с заданиями прекрасно справились, можно приступать к новому материалу.

Устно работают по заданиям.

Слайд №4                                         Слайд №5

     

3 этап

учебного занятия:

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые

ЦОРы

Знания

Умения

15  минут

Ознакомление с правилом сложения (вычитания) десятичных дробей

Разряды чисел

Умение слушать учителя и выполнять задания

Словесный, наглядно-информацион-ный,

частично поисковый

проблемный

Коллективная

Слайды №6, №7, №8, №9

Изучение нового материала

Деятельность учителя

- Открываем тетради, записываем число, тему нашего урока (и на доске, и на экране есть тема)

- Как видите, сегодня на уроке мы должны научиться складывать и вычитать десятичные дроби. Я думаю, что вы все сможете догадаться – как это делать – после решения задачки №1211 (открываем учебники, читаем, записываем краткую запись условия)

№ 1211 (решим путем перехода к см)

Пальто – 3,2 м        ? м    320см

Костюм – 2,63 м               263см

320+263=583=5,83(м)

 - Все задачи с помощью перехода от одних единиц к другим мы не решим, поэтому наверняка существует какой-то способ сложения и вычитания десятичных дробей. Кто-то уже догадался?

   

 - Оказывается, сложение десятичных дробей можно делать «столбиком», как мы уже умеем складывать и вычитать натуральные числа. Только при этом нужно придерживаться определенного правила.

- Как видите правило совершенно несложное. Давайте запишем решение нашей задачи в столбик, пользуясь новым правилом.

На доске появляется столбик: 3,2 + 2,63 = 5,83, далее ответ задачи.

Деятельность ученика

Открывают тетради, записывают число и тему урока.

Слайд №6

Работают в тетрадях. Оформляют решение задачи №1211.

                                 

   Слайд №7

        Слайд №8             Слайд №9

               

Работа в тетрадях продолжается.

4этап

учебного занятия:

 

Время

       Цель

              Компетенции

  Методы

    Формы

Используемые

   ЦОРы

     Знания

    Умения

  10 мин.

 Закрепить полученные знания

Усвоение правила сложения (вычитания) десятичных дробей

Складывать и вычитать десятичные дроби

 Наглядный,  словесный

Индивидуальная,

коллективная

 

Первичная проверка понимания с элементами закрепления

                  Деятельность учителя

                        Деятельность ученика

- А сейчас поработаем с номерами из учебника, для того, чтобы еще лучше усвоить новое правило.

На доске написаны №: 1213 (1ст), №1214 (1ст), №1219 (1ст).

Учитель контролирует каждого ученика, поправляет по необходимости, ставит оценку (правило находится на экране).

 - Молодцы, ребята! Я вижу, что вы неплохо усвоили новое правило, научились использовать его в примерах.

-  Теперь нам просто необходимо отдохнуть. Я предлагаю вам разминку в виде физкульт.викторины: я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать (подсказка – первая буква «К» или «П»). Один отвечает, все – проверяют (согласны – хлопок руками над головой, не согласны – жмем плечами).

Приложение 1.

 

 Ученики выходят к доске, решают примеры, проговаривая правило.

Слайд №7

Ученики слушают и отвечают по очереди.

5 этап

учебного занятия:

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые

ЦОРы

Знания

Умения

5  мин.

Подвести итоги работы учащихся на уроке.

 

 Внимательно слушать

Словесный

Фронтальная

 

Подведение итогов урока.

                  Деятельность учителя

                        Деятельность ученика

Учитель подводит итог урока. Благодарит учащихся за хорошую работу.  

- Ну что ж, мне кажется, что мы неплохо потрудились на нашем уроке. Давайте подведем итог:

     -  С каким новым правилом мы познакомились?

     -  Кто может его повторить?

     

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

                                             Список литературы и других источников, используемых учителем для подготовки к уроку:

  1. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов – М.: Мнемозина, 2018
  2. Дидактические материалы по математике для 5 класса/ А.С.Чесноков, К.И.Нешков – М.: Классик Стиль, 2019
  3. Преподавание математики в 5 и 6 классах/ В.И.Жохов – М.: Мнемозина, 2018
  4. Поурочные разработки по математике: 5 класс/ Л.П.Попова – М.: ВАКО, 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Сложение и вычитание десятичных    дробей.Цель:1. Обобщить и систематизировать материал по теме «Десятичные дроби. Сложение ...

Презентации " Деление десятичных дробей на натуральное число". "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Презентации к урокам в 5 классе по темам "Слажение и вычитание десятичных дробей" и "Деление десятичных дробей на натуральное  число." Считаю, тему "Десятичные дроби" в курсе 5 класса одной из вы...

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...