программа факультатива "Юный математик" 9класс
рабочая программа по математике (9 класс)
Рабочая программа факультатива по математике 9класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fakultativa_yunyy_matematik_9klass.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол № ____ «____» ________20___г. | СОГЛАСОВАНО зам.директора по УВР ___________________ «____» ________20___г. | УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ СОШ №2 ___________________ «____» ________20___г. |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОЛГОРЕЧЕНСК
КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ»
Рабочая программа
факультатива «Юный математик»
9класс
Учитель математики Смирнова Е.Б.
1.Пояснительная записка
1.1 Введение
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Наряду с решением основной задачи изучение математики на внеурочных занятиях предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей. Кроме того, на факультативном занятии в 9 классе особое место уделяется подготовке к экзамену. Решение этих задач отражено в программе факультатива "Юный математик”. В классах обычно имеются учащиеся, которые хотели бы узнать больше того, что они получают на уроке, есть дети, которых интересуют задачи повышенной сложности. Есть учащиеся, которые стремятся получить высокий балл на экзамене, и поэтому их интересуют нестандартные задачи по разным темам, задачи, предполагающие дополнительные знания и умения по предмету. Кроме того, полученные знания и умения учащиеся смогут применить на уроках математики в 10-11 классах, при подготовке к ЕГЭ.
1.2 Цели и задачи
Основными целями проведения занятий факультатива являются:
- Углубление и расширение знаний учащихся по математике;
- Подготовка к ОГЭ
- Развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений.
1Задачи курса:
- Расширить знания учащихся по отдельным темам алгебры и геометрии 7-9класса;
- Учить решать задачи повышенного уровня сложности (задачи из второй части экзаменационной работы;
- Формировать приемы умственных операций школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.
1.3 Условия реализации программы
Программа внеурочной деятельности по учебно-познавательному направлению «Юный математик» предназначена для обучающихся 9 класса.
Занятия групповые, 1 час в 2 недели. Продолжительность одного занятия 40 минут. Занятия планируется проводить с 4 октября по 29 апреля. Всего 18часов.
Содержание занятий курса направлено на получение учащимися углубленных математических знаний, применение их при решении заданий из второй части экзаменационной работы по математике.
Программа факультатива «Юный математик» дополняет программу учебной дисциплины – математика, соответствует основной программе по предмету (программа реализуется через УМК А.Г.Мордкович, П.В.Семенов и др. «Алгебра 9класс в 2частях» - М: Мнемозина, 2008г. и УМК Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др. «Геометрия 7-9класс» 2007г.
Форма проведения занятий – комбинированные уроки, в рамках которых учащиеся имеют возможность получить знания, отработать полученные навыки и умения, закрепить их при выполнении практических и самостоятельных работ.
2. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Планируемые результаты | Дата проведения | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | План | Факт | ||
| ||||||
1 | Квадратные неравенства. Дробно-рациональные неравенства. | Повторить способы решения квадратных и дробно-рациональных неравенств; рассмотреть случаи, когда квадратное неравенство имеет решением все числа , или не имеет решений; разобрать решение неравенств из банка заданий ОГЭ | Коммуникативные: развивать способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию, уметь слушать и слышать друг друга, понимать возможность существования различных точек зрения Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | Формирование навыков составления алгоритма выполнения здания | ||
2 | Системы неравенств | Рассмотреть решение систем неравенств, когда оба неравенства рациональные/дробно-рациональные; разобрать решение систем неравенств из банка заданий ОГЭ | Коммуникативные: уметь выслушивать членов группы, не перебивая, принимать коллективные решения Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты | Формирование навыка выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению осознавать качество и уровень усвоения | ||
3 | Рациональные уравнения | Рассмотреть способы решения рациональных уравнений; отработать алгоритм решения уравнений; обратить внимание на проверку найденных решений при неравносильных преобразованиях | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме Регулятивные: контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки Познавательные: уметь выводить следствия из имеющихся в задаче данных | Формирование умения контролировать процесс и результат деятельности | ||
4 | Системы уравнений. Способы решения систем уравнений | Разобрать системы уравнений из банка заданий ОГЭ; рассмотреть более рациональные способы решения систем уравнений (метод введения новой переменной); обратить внимание на оформление решения | Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли ,отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии Регулятивные : находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий | Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного решения | ||
Задания, содержащие параметр | Показать примеры решения задач с параметрами, решать задания из банка заданий ОГЭ | Коммуникативные: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор Регулятивные: осознавать недостаточность своих знаний, планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия Познавательные: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач | Формировать интерес к изучению темы и желание применять полученные знания | |||
| ||||||
1 | Задачи на движение | Разобрать наиболее сложные задачи из банка заданий ОГЭ | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, обсуждать полученный результат Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению осознавать качество и уровень усвоения Познавательные: восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулировки, упрощенного пересказа текста, с выделением существенной для решения задачи информации | Формирование умения контролировать процесс и результат деятельности | ||
2 | Задачи проценты, сплавы и смеси | |||||
3 | Задачи на совместную работу | |||||
4 | Разные задачи | |||||
3.Функции и графики 4ч | ||||||
1 | Преобразование графиков | Повторить преобразования графиков: как построить график функции y=f(x+l), если известен график функции y=f(x); Как построить график функции y=f(x)+m, если известен график функции y=f(x) ; Как построить график функции y=f(x+l)+m, если известен график функции y=f(x); Учить преобразовывать функцию ,содержащую знак модуля в кусочно-заданную; правильно учитывать область определения функции при построении графика; учить выполнять задания с параметрами при работе с графиком | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения Познавательные: формировать умение выделять закономерность | Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявления креативных способностей | ||
2 | Кусочно-заданные функции | |||||
3 | Функции, содержащие знак модуля | |||||
4 | Задания, содержащие параметр | Формирование желания осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом ,созидательном процессе | ||||
4.Геометрические задачи 4ч | ||||||
1 | Геометрические задачи вычисление по теме «Окружности» | Повторить основные сведения по теме «Окружность»; повторить утверждения по данной теме, которые рассматриваются в виде дополнительных задач (угол между касательной и хордой, между секущими, проведенными из одной точки, свойства вписанных и описанных четырехугольников, утверждения об отрезках касательных и секущих, проведенных из одной точки) и показать их применение при решении задач из банка заданий ОГЭ | Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям | Развитие творческих способностей через активные формы деятельности | ||
2 | Геометрические задачи на доказательство по теме «Окружности и их элементы» | Коммуникативные: развивать способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию, уметь слушать и слышать друг друга, понимать возможность существования различных точек зрения Регулятивные : предвосхищать результат и уровень усвоения (отвечать на вопрос какой будет результат?), самостоятельно формулировать познавательную цель и строить план действия в соответствии с ней. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации, устанавливать аналогии | Формирование навыков обобщения и систематизации знаний | |||
3-4 | Геометрические задачи повышенной сложности по теме «Окружность. Комбинация многоугольников и окружностей» | Решение задач №26 из экзаменационных работ | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме Регулятивные : находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении ,свойствах , связи | Формирование способности к волевому усилию в преодолении препятствий | ||
5.Повторение 2ч. | ||||||
1-2 | Итоговая контрольная работа в форме ОГЭ | Итоговый учет и контроль знаний | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия) Регулятивные : формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
3.Содержание курса
1.Уравнения, неравенства и их системы 4ч
Рациональные неравенства с одной переменной и их системы. Дробно-рациональные неравенства. Метод интервалов. Чередование знаков. Влияние кратности множителя на знак неравенства на промежутке. Неравенства, содержащие модуль. Пересечение решений неравенств системы. Нахождение области определения выражения. Способы решения уравнений высших степеней. Применение разложения многочленов на множители для решения уравнений высших степеней. Замена уравнения системой уравнений. Методы решения систем уравнений: подстановки, алгебраического сложения, введения новой переменной. Графический способ решения систем уравнений. Основные задачи, содержащие параметр, в вариантах ОГЭ.
2.Текстовые задачи 4ч
Задачи на движение по прямой и на воде. Совместная работа. Проценты, сплавы и смеси. Задачи с целочисленными данными. Задачи на логическое мышление.
3.Функции и графики 4ч
Преобразования графиков основных функций путем параллельного переноса по оси абсцисс и оси ординат. Кусочно-заданные функции. Функции, содержащие модуль. Наибольшее и наименьшее значение функции. Задачи с параметрами.
4.Геометрические задачи 4ч
Вписанная и описанная окружность, центры вписанной и описанной окружностей. Вписанные и описанные многоугольники. Радиусы вписанных и описанных окружностей. Дуга окружности. Свойство хорд окружности. Касательная и секущая к окружности. Свойство касательной и секущей, проведенных из одной точки. Свойства вписанных и описанных четырехугольников. Вписанные и центральные углы.
5.Повторение 2ч
4.Формы учета знаний и умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов освоения
программы факультатива
Программа факультатива «Юный математик», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении новых математических сведений, понятий; второй — практический, где обучающийся решают задачи, применяя полученные знания.
Способами учета знаний, умений будет проведение самостоятельных работ, домашних контрольных работ, зачетов, а также проведение итоговой контрольной работы в форме ОГЭ.
5.Литература
1.А.Г.Мордкович, П.В.Семенов. Алгебра 9класс Часть1 – М:Мнемозина ,2008
2.А.Г.Мордкович, Л.А.Александрова, Т.Н.Мишустина ,Е.Е.Тульчинская, П.В.Семенов. Алгебра 9класс Часть 2. – М: Мнемозина, 2008
3. А.Г.Мордкович, Н.П.Николаев. Алгебра 9класс Часть1 – М:Мнемозина ,2008
4.Л.И.Звавич, А.Р.Рязановский, В.П.Семенов. Алгебра 9класс Задачник. – М:Мнемозина,2008
5.Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина Геометрия 7-9класс. – М.:Просвещение, 2007
6 И.В.Ященко ОГЭ 2017 Математика 36вариантов.
5.Материалы сайтов:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...