Математика: современный урок
статья по математике
Применение современных технологий в преподавании математики в общеобразовательной школе позволяет видоизменить весь процесс обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_sovremennyy_urok.docx | 42.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Касьянова Т. В., учитель математики
ГБОУ СОШ № 365 Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
Современный урок математики.
Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин.
Математика всегда была и остается одной из важнейших наук, преподавание курса математики в современных условиях, характеризующихся новым пониманием его целей и ценностей, новыми концептуальными подходами, использованием инновационных технологий, приобретает все более важное значение, ведь «качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе».
Современный урок математики, проводимый в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Принципиальное отличие современного урока от традиционного состоит в том, что под результатами понимаются не только предметные знания, но и умение овладеть ими при помощи активных познавательных, коммуникативных операций, применять эти знания в различных жизненных ситуациях. Традиционные технологии — это, прежде всего-информирование, просвещение учащихся, и организация их репродуктивных действий с целью выработки знаний, умений и навыков. Как и любая технология обучения, традиционная имеет свои положительные и отрицательные стороны. Систематический характер обучения, упорядоченная, логически-правильная подача материала, организационная четкость с одной стороны и шаблонное построение, однообразие, обеспечение на уроке лишь первоначальной ориентировки материала, перекладывание высоких уровней освоения учебного материала на домашние задания, изоляция учащихся от общения друг с другом, усредненный подход, отсутствие индивидуального обучения — с другой стороны. Педагогика подошла к необходимости перехода на личностно- ориентированное обучение, т.к. общество, в целом, предъявляет к выпускнику требования готовности на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения.
Применение инновационных технологий в обучении математики меняет деятельность ученика, привыкшего к получению готовых знаний, подчинению, послушанию, монотонной работе на уроке, а значит, меняет и его смысловые установки. В этом случае учащиеся становятся субъектами при определении целей учебной работы, критериев оценки ее результатов; у детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными являются технологии:
- Информационно – коммуникационная технология
- Технология развития критического мышления
- Проектная технология
- Технология развивающего обучения
- Здоровьесберегающие технологии
- Технология проблемного обучения
- Игровые технологии
- Модульная технология
- Технология мастерских
- Кейс – технология
- Технология интегрированного обучения
- Педагогика сотрудничества
- Технологии уровневой дифференциации
- Групповые технологии
- Традиционные технологии (классно-урочная система)
Педагогические технологии | Достигаемые результаты |
Проблемное обучение | Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. |
Разноуровневое обучение | У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья. |
Проектные методы обучения | Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению |
Исследовательские методы в обучении | Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника. |
Лекционно-семинарско- зачетная система | Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся. |
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр | Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков. |
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) | Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности. |
Информационно- коммуникационные технологии | Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ. |
Здоровьесберегающие технологии | Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. |
Систему инновационной оценки «портфолио» | Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности. |
Вот некоторые из этих видов технологий, которые я применяю на своих уроках:
- Технология интегрирования учебных дисциплин.
Целью данной технологии является интеграция содержания образования; внутрипредметная и межпредметная интеграция.
Использование технологии способствует выполнению следующих задач: развивается научный стиль мышления учащихся, формируется комплексный подход к учебным предметам, повышается качество знаний учащихся, развиваются их творческие возможности. Это способствует отражению объективных связей в окружающем мире, приобщает учеников к научно-исследовательской деятельности.
Вот некоторые примеры применения межпредметной интеграции на уроках математики:
1. математика и география – темы «Координатная плоскость», «Масштаб», «Проценты» (5, 6 класс).
2. математика и история – темы «Рациональные и действительные числа», «Прямоугольная система координат в пространстве» (8, 11 класс)
3. математика и физика – темы «Линейная функция», «Производная в физике» (7, 11 класс)
4. математика и химия – задачи на пропорции, задачи на процентное содержание в растворах и сплавах
5. математика и экономика — темы « Банковские задачи на ЕГЭ» и др.
6. математика в практико-ориентированных задачах.
Результат использования технологии – увеличение процента качества знаний учащихся, выигрыш во временных затратах на усвоение материала, повышение мотивации в изучении математики и других дисциплин, развитие личности на базе хорошо усвоенного предметного содержания.
- ИКТ-технологии обучения.
Цель технологии – формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного поля».
Применяя данную технологию, я решаю задачи повышения качества процесса обучения и усвоения материала, формирования информационной культуры. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для школьника он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.
Использование информационных технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса: создание уроков с использованием ИКТ, проектная работа учащихся, конкурсы, творческое взаимодействие с педагогами, дистанционное обучение.
В процессе преподавания математики, информационные технологии могут использоваться в различных формах.
- мультимедийные сценарии урока или его фрагмента;
- проверка знаний на уроке и дома (самостоятельные работы, математические диктанты, контрольные работы, онлайн тесты, дистанционные формы обучения, обучение на различных образовательных платформах и т. д.);
- подготовка к ВПР и государственной итоговой аттестации.
Новизна и наглядность при применении технологии этого вида повышают интерес учащихся к приобретению знаний, а учителю облегчают подготовку к учебно-воспитательному процессу.
- Игровые технологии.
Игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека.
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра — один из приёмов преодоления пассивности учеников.
Использование технологии способствует выполнению следующих задач:
1. Образовательные: способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала, способствовать расширению кругозора через использование дополнительных образовательных источников.
2. Развивающие: развивать творческое мышление, способствовать практическому применению умений и навыков.
3. Воспитательные: воспитывать нравственные взгляды и убеждения, способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.
Применять игровые технологии можно в качестве элемента урока:
а) «Своя игра» при работе с понятиями, терминами и для закрепления, систематизации и обобщения полученных знаний по различным разделам курса математики.
б) «Свой взгляд» при изучении темы «Прямоугольная система координат на плоскости» в 6 классе: на доске записаны координаты точек. Задание – отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущей точкой отрезком. Результатом будет определенный рисунок. Эту игру можно провести с обратным заданием: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты вершин.
Кроссворды, ребусы, загадки, их разгадывание — всегда активизирует мыслительные процессы, пробуждает интерес к учению.
Данные технологии отлично работают и в качестве целого урока (интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», конкурс-игра « Геометрическая мозаика», « Математический брейн- ринг»).
Результатом использования технологии является высокая степень запоминания материала, развитый стойкий познавательный интерес к предмету. Развивается воображение, снижается психологическое напряжение.
4. Проектный метод обучения
Цель технологии – развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления.
В ходе урока решаются следующие задачи: стимулируется интерес учащихся к определенной проблеме, предполагающей овладение определенной суммой знаний, и предусматривающим решение этой проблемы через проектную деятельность, формируется умение применять практически полученные знания, развивается рефлекторное и критическое мышление, развиваются навыки активного коммуникативного взаимодействия учащихся.
Моя деятельность на различных этапах проекта состоит в следующем: предлагаю учащимся одну из актуальных тем, иногда помогаю найти информацию по данной теме, или помогаю в поиске источников информации, поддерживаю непрерывную обратную связь. На подготовительном этапе задача учителя — выделить цель и задачи проекта, обсудить и выбрать нужные методики работы. На основном этапе учитель — координатор самостоятельной работы учащихся. На заключительном этапе учитель-организатор подготовки учащихся к публичному представлению проекта.
Результат:
1. В ходе проектной деятельности ученики самостоятельно (при создании индивидуального проекта) или в совместных усилиях (при групповой работе) решают проблемы, применив необходимые знания из разных областей, получают реальный результат.
2. Повышается мотивация учащихся к обучению математики и других предметов.
3. Учащиеся, выступая с проектами на школьном уровне, приобретают опыт публичных выступлений, умение аргументировать свою точку зрения, свое мнение.
5. В старших классах дает хорошие результаты лекционно-семинарская технология обучения. Модернизацию традиционной классно-урочной системы обучения в современный период осуществил учитель из Одесской области Н. П. Гузик. Он и назвал ее лекционно-семинарской.
Педагог подает учащимся материал большими блоками, в каждый из которых входит одна крупная или несколько мелких тем. Это позволяет учащимся познать причинно-следственные связи во всем комплексе явлений по данной теме. На втором уроке учитель ведет вторичный разбор все той же темы, включая в лекцию элементы беседы, демонстрирует учебный эксперимент и учебный кинофильм. Учащиеся постигают логику раскрытия темы и записывают в тетради основные мысли, формулы и расчеты. Следующие четыре урока отводятся на лабораторные занятия, на которых они самостоятельно прорабатывают тему. Задания даются учащимся дифференцированно по трем вариантам. Учащиеся знакомятся со всеми тремя вариантами и сами выбирают тот, с которым, по их мнению, они справятся в отведенное время. Учитель оказывает помощь учащимся во время работы. Последний по теме урок является зачетным.
Лекционно-семинарская система обучения практически не претерпела существенных изменений с момента ее создания. Неизменными ее атрибутами являются коллоквиумы, зачеты и экзамены.
Лекционно-семинарская система обучения выполняет следующие функции:
Информационную, выражающуюся в передаче учащимся специально отобранного и особым образом структурированного учебного материала. Содержательная сторона уроков обеспечивает формирование системы знаний, подлежащих усвоению учащимися;
Мировоззренческую, содержащую решение задачи связанной с формированием мировоззрения учащихся. И дело не только в том, что учитель умело раскрывает логику развития науки и решение ее проблем, но и в том, что он управляет мышлением учащихся, вызывая их активность и
сложные процессы предвосхищения возможных исходов тех или иных событий, процессов, явлений, результатов эксперимента и т. д. Особое место здесь занимает раскрытие методологии науки.
Методическую, означающую методическое руководство деятельностью учащихся. Оно осуществляется как через логику науки, так и непосредственным введением на уроках методических рекомендаций по работе над учебным материалом.
В условиях лекционно-семинарской системы обучения все названные функции неразрывно связаны друг с другом, постоянно взаимодействуют, а в ряде случаев переходят одна в другую.
Использование лекционно-семинарской система обучения в школе имеет ряд существенных преимуществ:
- осознанность школьниками процесса учения;
- возможность активного включения в него;
- планирования ими своей деятельности;
- возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности;
- возможность широко использовать нетрадиционные формы обучения.
В целом, использование лекционно-семинарской системы в школе не только возможно, но и необходимо, она позволяет качественно улучшить учебный процесс, повысить прочность полученных знаний, значительно развить навыки самостоятельной работы школьников.
На уроках применяются различные формы обучения: групповая, парная, индивидуальная. При этом доминирующее значение имеет групповая работа в следующих формах: фронтальное исследование, направленное на достижение общей цели; работа в парах; работа в группах сменного состава; межгрупповая работа (каждая группа имеет своё задание для исследования в общей цели). Такая работа, лучше, чем фронтальная позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся: каждый в группе может побывать в роли лидера или помощника, или оппонента.
Совместная деятельность учителя и учащихся вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад: идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества, приводит к увеличению степени усвоенного материала.
Применение современных технологий в преподавании математики в общеобразовательной школе позволяет видоизменить весь процесс обучения, дает возможность учителю вносить в учебный процесс новые разнообразные формы и методы, что делает урок более интересным.
Использованная литература:
- Глейзер Г.И. История математики в школе 1 – 4 кл.: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2012. – 240
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2005. – 368.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. – М.: Просвещение, 2008. – 192.
- Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Старинные занимательные задачи. –М.: Наука, 2008. – 160.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок по математике в 9 классе по теме "Арифметическая прогрессия"
Данный урок проводится с использованием инновационных технологий в обучении, позволяет в более доступной для учащихся форме закрепить и обобщить изученный материал. Данный урок содержит практико-...
Современный урок по математике в 9 классе по теме "Арифметическая прогрессия"
Данный урок проводится с использованием инновационных технологий в обучении, позволяет в более доступной для учащихся форме закрепить и обобщить изученный материал. Данный урок содержит практико-...
Проект современного урока математики в контексте требований ФГОС по теме: «Умножение целых чисел », УМК Бунимович Е.А. Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс
Сценарий урока по теме: " Умножение целых чисел"...
Современный урок математика в рамках ФГОС. Заседание методического объединения учителей математики.
Повестка дня: 1. О теоретических основах построения современного урока в соответствии с ФГОС.2. Рекомендации по построению урока в соответствии с требованиями ФГОС.3. Схема анализа со...
Открытый урок математики в 5 классе (на городском семинаре заместителей директоров по УВР по теме «Здоровьесберегающие технологии – основа современного урока»)
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики....
Презентация мастер - класса «Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики».
laquo;Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики» В современных ус...