Статья "Дидактические игры на уроках математики"
статья по математике (5, 6 класс)

Сметанина Елена Владимировна

В данной статье рассматривается роль дидактических игр на уроках математики, правила организации. Кроме того, представлены конкретные примеры математических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_na_urokah_matematiki.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры  на уроке математики

Среди различных путей воспитания у школьников интереса к обучению одним из наиболее эффективных является организация их игровой деятельности на уроке.

Урок – это живой творческий процесс, а всякому живому чужды статичность и однообразие. Урок должен рождаться каждый раз как маленькое чудо, вызывать удивление, открытие, удовлетворение. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются и определяются интересы к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть привлекательность изучаемого предмета. Этому способствуют дидактические игры на уроке математики, которые обладают  образовательной, развивающей и воспитательной функциями. На таких уроках вырабатывается внимание, сосредоточенность, умение самостоятельно мыслить, появляется тяга к знаниям, пополняется запас представлений, понятий, развивается фантазия, уверенность в своих способностях, развивается чувство товарищества, взаимовыручки.

Игры можно применять на всех ступенях обучения, но совершенно необходимо – в работе младшего и среднего звена.

При организации дидактических игр необходимо придерживаться следующих положений:

  1.  Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.

  2. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании.

  3. При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за ее результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учет результатов должен быть открытым, ясным и справедливым.

  4. Каждый ученик должен быть активным участником игры.

  5. В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, краткой

  6. Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.

Роль учителя при организации дидактических игр и игровых элементов:

  • положить начало творческой работе учащихся;
  • контроль и руководство учителя не должны подавлять инициативу и самостоятельность детей;
  • подготовить дидактические материалы

Игры могут быть предметом специальных занятий в кружках, математических вечерах, предметных неделях. Классифицируя математические игры в зависимости от игровой цели, можно выделить 3 типа игр:

  • творческие игры;
  • игры с раздаточным материалом;
  • игры - соревнования.

Привожу некоторые примеры использования дидактических игр на уроках математики в 5-6 классах.

1. Математическая зарядка

Данная игра позволяет оперативно проверить знания большого количества учеников. Учащиеся либо встают, либо поднимают руки, если речь идет об объекте, за который они отвечают. Допустим, идет проверка навыков вычислений с дробями. Учитель читает задания или демонстрирует их на листе бумаги. Первый вариант отвечает за правильные дроби, второй – за неправильные. Если в результате получилась правильная дробь, то сигналит первый вариант, если неправильная – второй.

2. «Расшифруй» 

Детям предлагается задание на вычисления. Ответам соответствуют определенные буквы. Нужно получить какое-нибудь слово или фразу.

3.  «Математическая эстафета». 

Учащиеся выполняют одно задание по очереди, передавая друг другу лист как эстафетную палочку.

4. Игра «Аукцион»

На торги выносятся задания по какой-либо теме. Например: «Действия с десятичными дробями». В игре участвуют 4 – 5 команд. Им предлагаются задания. Команды покупают задания, в случае верного выполнения задания командам начисляются потраченные баллы, а если – неверно, то снимаются.

5. Соревнование  художников  «Такой  разнообразный  животный  мир». 

Тема  «  Координатная  плоскость»,  6  класс.

Работу  можно  организовать  по  вариантам  –  на  доске  записать  координаты  точек,  соответствующие  1  и  2  вариантам;  индивидуально  –  выдать  каждому  индивидуальные  задания  на  карточках;  фронтально  –  записать  общее  задание  на  доске.  Если  на  координатной  плоскости  последовательно  соединить  все  точки,  то  получится  определенный  рисунок.

Можно  идти  от  обратного:  предложить  учащимся  самим  сделать  любой  рисунок,  и  записать  координаты  вершин.

6. Игра «Математическое лото»

Каждому ученику выдается конверт, в котором 1 большая карта с заданиями и маленькие, их больше, чем заданий. На маленьких – результаты вычислений. Ученик должен выполнить задание на большой карте и накрыть его ответом (результатом его вычислений). После выполнения всех заданий ученик переворачивает маленькие карточки и получает задание (если верно выполнены все вычисления). Например: определение целых чисел, правило сравнения, правило сложения, вычисление, деление, умножения целых чисел и др. Затем ученики выполняют полученные задания.

7.Игра  «Лучший счетчик»

Класс делится на три команды. Каждая выбирает «счетчика», который будет защищать свою команду. Примеры «счетчику» задают члены других команд до тех пор, пока он не собьется. Затем его сменяет «счетчик» другой команды. За каждый правильный ответ 1 очко. Побеждает команда, которая набрала больше

Основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Создание игровых ситуаций на уроках повышает интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебной работе, снижает утомление, развивает внимание, взаимопомощь. Дидактические игры влияют на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на уроках математики в 5 кл.

Материал содержит математические игры , которые можно использовать на уроках в 5 классе. Презентации в программе PowerPoint 2007 и Notebook позволяют организовать коллективную игру, а прилагаемый разд...

Дидактические игры на уроках математики 5-6 классах

В работе представлены общие принципы организации и проведения дидактических игр на уроках математики. Также рассматриваются основные виды игр: "Соревнование художников", "Математическое лото", "Магиче...

Дидактические игры на уроках математики 5-6 классах

В работе представлены  основные принципы организации дидактических игр и  требования к ним. Рассмотрены следующие игры: "Соревнования художников", "Математический бой", "Забег по кругу"...

Дидактические игры на уроках математики 5-6 классах

В работе представлены  основные принципы организации дидактических игр и  требования к ним. Рассмотрены следующие игры: "Соревнования художников", "Математический бой", "Забег по кругу"...

Дидактические игры на уроках математики

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя задумываться о том, как поддержать у обучаемых интерес к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего урока. Надо поза...

Дидактические игры на уроках математики

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя задумываться о том, как поддержать у обучаемых интерес к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего урока. Надо поза...

Дидактические игры на уроках математики в 1-2 классах

Интерактивная игра для учащихся 1-2 классов. Возможно применение  на протяжении всего обучения в начальной школе. Игры "Математический футбол", "На рыбалке" и др. Материал выполнен красочно, инте...