Блоки Дьнеша
рабочая программа по математике

Демчук Мария Викторовна
Математическое развитие детей – значимый компонент формирования целостной картины мира ребёнка, где одной из главных задач является развитие у ребёнка интереса к математике. Приобщение к этой области познания в игровой и занимательной форме помогает ребёнку в дальнейшем быстрее и легче усвоить школьную программу. Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребёнка и его познавательную активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bloki_denesha.docx41.9 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ                    ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Блоки Дьенеша Д-3»

Направленность: социально-педагогическая

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 9 мес.

           

                             

   Автор составитель:

                                    Педагоги дополнительного образования

Демчук Мария Викторовна,

                     

г. Москва, 2020 г.


Содержание

1.Пояснительная записка.

1.1. Цель и задачи программы.

1.2. Принципы содержания программы.

1.3. Форма и режим занятий.

1.4. Ожидаемые результаты.

2.Учебно – тематический план.

2.1. Календарно-тематический план.

3. Список литературы для педагога:

1.Пояснительная записка

Математическое развитие детей – значимый компонент формирования целостной картины мира ребёнка, где одной из главных задач является развитие у ребёнка интереса к математике. Приобщение к этой области познания в игровой и занимательной форме помогает ребёнку в дальнейшем быстрее и легче усвоить школьную программу. Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребёнка и его познавательную активность. 
Предметно математическая подготовка по своему содержанию не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениях в простейших случаях. Не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать.
Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов, которые помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Обучающие логико-математические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем.

Данная программа разработана с учетом: основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой; пособия «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко; пособия «Развитие интеллектуальных способностей дошкольника» Л.Ф.Тихомирова  математических знаний и их применения к решению разного рода задач.

1.1. Цель и задачи программы.

Новизна, педагогическая целесообразность: в дошкольном возрасте основной вид деятельности ребенка – игра. Поэтому занятия в программе «Блоки Дьенеша» основаны на дидактических играх.

Актуальность данной программы заключается в том, что в возрасте 5-7 лет необходимо наиболее интенсивное развитие всех психических процессов детей.

Цель программыФормировать математическое,  логическое  и пространственное мышление. Развивать творческое воображение,  речь и мелкую моторику. Воспитывать настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.

Основные задачи программы:

Обучающие:

  • Учить составлять группу из отдельных предметов, разделять их по характерным признакам и назначению;
  • Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;
  • побуждать делать самостоятельные выводы;
  • Учить развернуто отвечать на вопросы, делать умозаключения;
  • Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Развивающие:

  • Развитие мыслительных умений - сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
  • Развитие творческих способностей.
  • Развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы.
  • Закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.
  • Рисование фигур, символические изображения из геометрических фигур в тетради в клетку.

Воспитательные:

  • Возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия друг с другом при освоении математических понятий.
  • Воспитание и развитие ответственности, настойчивости, в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, действий самоконтроля и самооценки.

Отличительная особенность программы заключается в том, что все занятия построены в игровой форме (дидактической, подвижной и т.п.).

Программа рассчитана для детей 5-7 лет продолжительностью один год

1.2. Принципы содержания программы:

  • Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.
  • Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.
  • Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы,  искусства, продуктивной деятельности.
  • Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.
  • Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
  • Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
  • Деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.

1.3. Форма и режим занятий.

Адресность программы

Программа «Эрудит» предназначена для детей в возрасте 5-7 лет.  

Срок реализации программы – 9 мес.

Срок проведения: сентябрь – май  

Возрастная категория: дети 5-7 лет                                                                                                                                                  

Форма организации кружка: групповая.

Периодичность занятий: 1 раз в неделю

Количество занятий в год – 38 часов

Алгоритм занятий:

 

Структура проведения занятия определяется в соответствии с возрастом детей и требованиями СанПиН для детей 5-7 лет: 5 минут – организационный момент, беседа; 15 минут -образовательная деятельность, 5 минут – динамическая пауза, 5 минут – самостоятельная работа, моделирование, подведение итогов.

Методы и приемы: игровой, беседа, объяснение с показом приемов изготовления, демонстрация наглядного материала, использование художественного слова, музыкальных произведений, создание игровых и проблемных ситуаций, использование схем, моделей, обсуждение результатов.

1.4. Ожидаемые результаты.

Занятия по математике помогут детям сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции. В ходе занятий дети получают устойчивые знания, умения и навыки,  по этому  к концу учебного года дети

будут знать:

  • Отличительные признаки геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник)
  • Нестандартные методы решения различных математических задач;
  • Логические приемы, применяемые при решении задач;

будут уметь:

  • Использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать закономерность;
  • Ориентироваться в пространстве и на плоскости;
  • Сравнивать предметы по длине, высоте, толщине, цвету, форме;
  • Считать в пределах 10, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов;
  • Ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу, на, под, рядом, сбоку);
  • Составлять целое из частей;
  • Следовать инструкциям и работать по схемам.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • Сравнительная диагностика
  • Проверка знаний путем проведения самостоятельных работ

Система оценки достижения планируемых результатов

Прямыми критериями оценки служат успешное усвоение воспитанниками программы  обучения, повышение их теоретических знаний и практических навыков конструирования и моделирования, а так же проявление творчества. Косвенными критериями служат инициативность и активность детей на занятиях.

Система оценки предполагает два этапа: I этап — начальная диагностика, проводится на первых занятиях в виде игровых заданий. II этап — итоговая диагностика. Проводится в конце года в виде тестового задания. «Экспресс-диагностика в детском саду»  Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.  (Приложение 1)

Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы. 

2.Учебно – тематический план.

Названия разделов

      Количество часов

Всего

Теория

Практика

Инструктаж по технике безопасности.

Выявление уровня первичной подготовки детей по  конструированию. Моделирование на плоскости из геометрических фигур

10

3

7

Мышление. Закреплять умение создавать объемное изображение

6

3

3

Воображение. Конструирование по замыслу детей. Упражнять  детей в конструировании по самостоятельно созданным плоскостным моделям, по готовым схемам и рисункам; упражнять детей в анализе построек и их изображен.        

6

3

3

Память. Моделирование на плоскости из геометрических фигур по памяти.

6

3

3

Речь. Развивать умение на основе зрительного анализа соотносить предметы по толщине, ширине, длине; рассуждать, доказывать своё мнение.

6

3

3

Мелкая моторика. Графическое изображение строительных деталей и их комбинации.

4

2

2

Итого 

38

2.1. Календарно-тематический план:

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

Сроки планируемые

Сроки скорректи-рованные

1

1.Познакомить детей с игрой «Блоки Дьенеша»

2. Закрепить отличительные признаки круга.

1

07.09.2021

2

1.«Печём пирожки». (Давай вместе поиграем).

2.Учить различать и сравнивать формы по толщине.

 3. Закрепить отличительные признаки треугольника

4. Рабочая тетрадь «Лепим небылицы» с.1, 2

1

14.09.2021

3

1.«Угощенье для медвежат». (Давай вместе поиграем).

2.Рабочая тетрадь «Лепим небылицы» с.3,4.

3. Учить детей находить фигуры не такого цвета (размера, толщины), как данная, лишнюю фигуру. 4.Продолжать учить составлять изображения предметов по образцу.

5.Закрепить отличительные признаки квадрата.

1

21.09.2021

4

1.«Рыбалка». (Давай вместе поиграем).

2. Учить детей выкладывать фигуры по цепочке, не ставя рядом одинаковые (по любому признаку). 3. Закрепить отличительные признаки прямоугольника.

4. Закреплять умение составлять изображения предметов по образцу.

5.Рабочая тетрадь «Лепим небылицы» с.5,6.

1

28.09.2021

5

1.«Кондитерская фабрика». (Давай вместе поиграем).

2.Учить детей классифицироватьфигуры по двум свойствам (цвет и форма; размер и форма).

3.Рабочая тетрадь «Лепим небылицы» с.7,8.

1

05.10.2021

6

1.«Магазин». (Давай вместе поиграем).

2. Тренировать умение группировать блоки по двум признакам, используя кодовые карточки.

3.Рабочая тетрадь «Лепим небылицы» с 9,10.

1

12.10.2021

7

1.«Дорисуй картину». (Давай вместе поиграем).

2. Продолжать развивать умение сравнивать фигуры по 2 -3 свойствам.

3. Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства.

4. Учить умению рассуждать, аргументировать свой выбор.

5.Рабочая тетрадь «Лепим небылицы» с 11,12.

1

19.10.2021

8

1.«Кондитерская фабрика». (Давай вместе поиграем).

2. Повторить знаки – символы для описания свойств фигур.

3. Учить описывать фигуру по трѐм признакам.

4. Рабочая тетрадь «Лепим небылицы» с.13,

1

26.10.2021

9

1.Составляем паспорт блока.

2. Формирование логического мышления, комбинаторных действий.

3. «Придумай сам» (сложить из разноцветных фигур контуры животных, людей, птиц, предметов и т. д.).

4. Зарисовка придуманных силуэтов.

5.«Маленькие логики». С.1

1

02.11.2021

10

1. «Мы едем, едем, едем...» с.15 (Игровые методики развития детей 3-7лет З. А Михайлова)

2. Закрепление знаний о фигурах.

3. Учить группировать геометрические фигуры.

4. Закрепить тексты стихов о круге, треугольнике, квадрате.

1

09.11.2021

11

1. «Найди друзей коту Леопольду» с.17 (Игровые методики развития детей 3-7лет З. А Михайлова)

2. Развитие способности к анализу и синтезу, внимания и памяти

1

16.11.2021

12

1. «Где спрятался мышонок» с.18 (Игровые методики развития детей 3-7лет З. А Михайлова)

2. Продолжать учить создавать образы предметов по образцу и самостоятельно.

3.«Маленькие логики». С.2

1

23.11.2021

13

1. «Приглашение на новоселье в новый теремок» с.19 (Игровые методики развития детей 3-7лет З. А Михайлова)

2. Закреплять ранее приобретённые знания, умения и навыки в процессе использования знакомых развивающих игр.

3.«Маленькие логики». С.3

1

30.11.2021

14

1. «Гномы поссорились» с.19 (Игровые методики развития детей 3-7лет З. А Михайлова)

2. Продолжать учить создавать образы предметов по образцу и самостоятельно.

3. Учить группировать геометрические фигуры.

4. «Маленькие логики». С.4

1

07.12.2021

15

1. «Кафе «Улыбка»» с.20 (Игровые методики развития детей 3-7лет З. А Михайлова

2. Продолжать развивать умение сравнивать фигуры по 2 -3 свойствам.

3. «Маленькие логики». С.5

1

14.12.2021

16

1. «Придумай, расскажи и покажи сказку» с.34 (Игровые методики развития детей 3-7лет З. А Михайлова)

2. Зарисовка придуманных силуэтов.

3. «Маленькие логики». С.6

1

21.12.2021

17

1.«Украсим ёлку бусами». (Давай вместе поиграем).

2. Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по двум признакам: цвет и форма.

3. «Маленькие логики». С.7

1

28.12.2021

18

1. «Одаренность» с. 25 (Игровые методики развития детей 3-7лет З. А Михайлова)

2. «Маленькие логики». С.8

3. Упражнять в запоминании алгоритма действий в конструировании.

1

11.01.2022

19

1. «Магазин» с.26 (Игровые методики развития детей 3-7лет З. А Михайлова)

2.Учить отбирать блоки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; распределять блоков в пространстве с целью получения заданного образа;

1

18.01.2022

20

1. «Новоселье». С. 29 (Игровые методики развития детей 3-7лет З. А Михайлова)

3. Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства.

4. Учить умению рассуждать, аргументировать свой выбор.

1

25.01.2022

21

1. «Мы-кладоискатели». С.30(«Поиск затонувшего клада» Финкельштейн Б.Б.)

2. Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства.

3. Учить умению рассуждать, аргументировать свой выбор.

1

01.02.2022

22

1. «Скатерть-самобранка». С.31 (Игровые методики развития детей 3-7лет З. А Михайлова)

2. Закрепление знаний о фигурах.

3. Учить группировать геометрические фигуры.

1

08.02.2022

23

1. «День рождения» с.64-65 (Игровые методики развития детей 3-7лет З. А Михайлова)

2. Повторить знаки – символы для описания свойств фигур.

3. Учить описывать фигуру по трѐм признакам.

1

15.02.2022

24

1. «Город геометрических фигур» с.36 (Игровые методики развития детей 3-7лет З. А Михайлова)

2. Развитие логического мышления.

3. Закреплять знания детей о геометрических фигурах, их величине и толщине.

1

22.02.2022

25

1. «Экскурсия в музей» с.38 (Игровые методики развития детей 3-7лет З. А Михайлова)

2. Развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые».

1

01.03.2022

26

1.«Мозайка цифр». (Давай вместе поиграем).

2. Развитие умений разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».

1

15.03.2022

27

1.«Мозайка цифр». (Давай вместе поиграем).

2. Развитие умений разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».

1

22.03.2022

28

1.«Мозайка цифр». (Давай вместе поиграем).

2. Развивать способности к логическим действиям и операциям

3. Развивать умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке

4. Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке

1

29.03.2022

29

1. «Если очень захотим, даже в космос полетим». (Игровые методики развития детей 3-7лет З. А Михайлова)

2. Умение работать со схемой.

3. Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям.

1

05.04.2022

30

1. «Пульт управления». (Игровые методики развития детей 3-7лет З. А Михайлова)

2. Учить устанавливать соответствие между цветом и числом на изображение.

3. Развивать умение действовать последовательно,  в строгом соответствии с правилами.

1

12.04.2022

31

1.«Мозайка цифр». (Давай вместе поиграем).

2.Группируем блоки по разным признакам, выкладываем по схеме.

3.Учить отбирать блоки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого;

1

19.04.2022

32

1.«Поляна чудес».  Шерлок Холмс, Собери бусы, Паспорт блока и Сказочное Кафе (Давай вместе поиграем).

2. Развитие логического мышления, умения рассуждать.

3. Совершенствовать  знания детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

1

26.04.2022

33

1.«Логический поезд». (Давай вместе поиграем).

2. Учить отбирать блоки по словесному указанию взрослого; распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа.

1

17.05.2022

34

1.«Мозайка цифр». (Давай вместе поиграем).

2.Развитие умений выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий.

1

24.05.2022

35

1.«Архитекторы». (Давай вместе поиграем).  

 2.Развитие устойчивой связи между образом свойства и словами, которые его обозначают, умений выявлять свойства.

3.Упражнять в умении выкладывать по схеме, ориентируясь на знаки-символы.

1

31.05.2022

3. Список литературы для педагога:

1. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша - С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

2. З. А. Михайлова и др. «Игровые методики развития детей 3-7 лет (на логико-математическое содержание) С-Пб, 2020г

3. «Маленькие логики-2» С-Пб, 2005г

4. Н. Н. Касабуцкий и др. «Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет» -М.: Просвещение,1999г.

5. Е.А. Носова «Логика и математика для дошкольников» С-Пб, 2007г

6. «Лепим нелепицы» С-Пб, 2005г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

11 кл. А. Блок Урок по поэме А. Блока "Двенадцать"

План урока в 11 кл. по поэме А. Блока "Двенадцать". Опыт подробного комментирования...

Урок литературы в 11 классе на тему: "Это всё - о России" (А.Блок). Тема Родины в творчестве А.Блока.

Урок-семинар представляет собой корректировку и углубление результатов самостоятельного осмысления и постижения лирики поэта....

Романтический мир раннего Блока.А. Блок и символизм.(11 класс)

Урок разработан по учебнику литературы 11 кл. под редакцией Журавлева. Он содержит анализ ранней лирики А Блока из различных сборников,а также прослеживает постепенный переход поэта от символизма...

Урок по лирике А.Блока « Земная из земных» любовь в поэзии А.Блока

Тема любви в лирике А.А. Блока освещена в учебниках, но  не достаточно глубоко. На мой взгляд, до учащихся не донесён сложный  эволюционный путь этой темы в его творчестве.. Ибо Блок н...

В.В Маяковский. Анализ стихотворения "Нате!" (литературоведческий блок и методический блок)

Подробный анализ стихотворения В.В. Маяковского "Нате!" с методическими рекомендациями....

Конспект открытого урока по литературе: «Это всё – о России» (Блок). Тема Родины в творчестве А. Блока.

Место и значение образа Родины в творчестве Блока; связь этого образа с мыслями поэта о долге художника и назначении искусства. Анализ стихотворений «Русь», «Россия», «На поле Куликовом». Очен...