Материалы к уроку ""Шар
план-конспект занятия по математике (6 класс)
Предварительный просмотр:
Гадзова Эмма Шадиновна, учитель математики и информатики МКОУ «СОШ № 1» с п Малка Зольского района КБР
6 класс
Тема: Шар.
Тип урока: закрепление изученного материала
Цель:
Цели урока:
образовательная:
- закрепить изученный материал, отработать навыки распознавания шарообразных предметов в окружающей среде,
- закрепить навыки вычисления радиуса, диаметра, длину большего круга шара,
- научить находить площадь поверхности и объема шара
развивающая:
- развивать память и математическую речь;
воспитательная:
- прививать умение сотрудничать, делать самооценку, учить анализировать, сравнивать, размышлять.
- прививать любовь к природе, расширить кругозор учащихся, используя астрономический и исторический материалы
Цели деятельности педагога
- создать условия для развития умений находить радиус и диаметр шара, площадь поверхности и объем шара.
- закрепить изученный материал в ходе выполнения упражнений;
- проверить степень усвоения учащимися материала в ходе проведения самостоятельной работы.
- подготовить к контрольной работе.
- развивать логическое мышление учащихся.
Предметные:
- находят диаметр и радиус шара,
- вычисляют площадь поверхности и объем шара,
- распознают среди предметов окружающего мира шарообразные предметы
- пошагово контролируют правильность и полноту выполнения заданий.
Личностные:
- объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения;
- проявляют положительное отношение к урокам математики,
- способам решения учебных задач,
- адекватно воспринимают оценку учителя и сверстников
Метапредметные:
- регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем;
- познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи;
- коммуникативные: умеют уважительно относиться к позиции другого, умеют принимать точку зрения другого, для этого владеют приемами слушания.
Природа говорит языком математики: буквы этого языка – круги, треугольник и иные математические фигуры.
Г. Галилей
Учитель: Здравствуйте ребята! Посмотрите на слайд, что вы на нем видите?
Ученик: Это планета. (Это планета Земля)
Учитель: На что она похожа?
Ученик: Она похожа на шар
Учитель: «Природа говорит языком математики: буквы этого языка - круги, треугольники и иные математические фигуры». – утверждает Г.Галилей. Давайте посмотрим, так ли это. Что напоминает вам эта елка на слайде?
Ученик: Конус
Учитель: Это - Спиральный серккулент Из каких комбинаций фигур он состоит
Ученик: Состоит из треугольников
Учитель: Амазонская кувшинка, что она вам напоминает?
Ученик: Круг, цилиндр
Учитель: Ну, что вы согласны с Галилео Галилеем?
Ученик: Да
Учитель: Тогда пусть его слова будут эпиграфом нашего урока
Посмотрите на предметы, которые я собрала на слайде. Что вы видете: Воздушный шар, меч, новогодний шарик, планета Земля, конфеты, колобок из сказки, сфера, футбольный мяч.
Учитель: У них у всех идеальная геометрическая фигура. Их всех объединяет один существенный признак, определение которого позволит нам сформулировать тему сегодняшнего урока. Внимание вопрос: Какой признак объединяет все эти предметы?
Ученик: Все перечисленные предметы имеют форму шара.
Учитель: Значит, какие фигуры мы будем изучать сегодня?
Ученик Мы будем изучать геометрические фигуры - шар.
Учитель: Кто сможет сформулировать тему урока?
Ученик Тема урока «Шар».
.
Учитель: Ребята, посмотрите на слайд. Первое задание. Попробуйте установить соответствие между столбцами таблицы. (дети выполняют задание).
А теперь посмотрим на правильные ответы. Ребята, поднимите руку те, кто не ошибся с выбором ответа.
Вариант правильного ответа.
Понятие | Происхождение слова |
А. Радиус | Происходит от латинского слова, означающего палочка, спица, луч. radius |
Б. Диаметр | Происходит от латинского слова diametrus, означающего насквозь измеряющий, поперечник |
В. Циркуль | Cirkulus от латинского слова означающего круг, окружность |
С. Центр | Centrum от латинского слова, означающего жало - колющее орудие |
А | Б | В | С |
3 | 4 | 1 | 2 |
Учитель: Теперь, ребята, посмотрите на таблицу и сделайте вывод, что мы можем вычислить для шара?
Характеристика шара | Изображение | Формула для вычисления |
Радиус шара | ||
Диаметр шара | ||
Площадь поверхности шара (сферы) | ||
Объем, шар |
Учитель: А как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься?
Ученик: Мы будем находить радиус и диаметр шара, площадь поверхности и объем шара.
Учитель: Это и будет задачей нашего урока
Учитель: Ребята, посмотрите на формулы, которыми мы сегодня будем пользоваться. Какая постоянная величина присутствует во всех формулах.
Ученик: Число π.
Учитель: А что это за число?
Ученик: Если длину любой окружности разделить на ее диаметр, то получится одно и то же число. Это число π = 3,14
Учитель: А вы знаете, ребята, интересный факт: числу π поставили памятник в Сиэтле перед входом в музей искусств.
Теперь приступим к выполнению задач урока.
Я хочу, чтобы мы совершили небольшое путешествие по нашей Солнечной системе. Делимся на 5 групп. 4 группы путешествуют самостоятельно, а 5-ая группа вместе со мной работает у доски.
Самостоятельная групповая работа
Задания для групп.
Группа 1
Земля́ - третья от Солнца планета. Пятая по размеру среди всех планет Солнечной системы. Она является также крупнейшей по диаметру , массе и плотности среди планет земной группы. Единственная планета Солнечной системы в частности и Вселенной вообще, на которой есть жизнь. Лишь на Земле можно наблюдать три состояния воды: твердое (лед), жидкое (вода), газообразное (пар).
Задача: Найдите длину экватора Земли.
Группа 2
Венера - вторая от Солнца планета. Венера - самая горячая планета Солнечной системы. Единственная планета, которая вращается вокруг своей оси против часовой стрелки. На утреннем небе Венера видна, как звезда. Кабардинцы называют ее «Нэхущ вагъуэ».
Задача: Найдите объем Венеры
Группа 3
Сатурн –шестая от солнца планета. На Сатурне, как и на планете Земля существует времена года. Одно время года на Сатурне длиться 7 лет, а один год на Сатурне 30-ти Земным годам.
Задача: Найдите диаметр Сатурна
Группа 4
Юпитер – самая крупная и самая быстрая планета Солнечной системы. Она в 1300 раз больше Земли и в 317 раз тяжелее ее. Юпитер – пятая планета от Солнца. Задача: Найдите площадь поверхности Юпитера
Группа 5
Один из самых больших глобусов Земли был изготовлен в 1889 г для Парижской всемирной выставки. Его диаметр был 12,7 м. этот глобус изображал Землю в масштабе 1:1000000.
Задача (типа №875): Измерив длину экватора школьного глобуса, найдите диаметр Земли и выясните, в каком масштабе школьный глобус изображает нашу Землю.
Данные нашей солнечной системы (при вычислениях округлить до целых)
Планета | Радиус (тыс. км) | Масса относительно массы Земли | Период обращения вокруг солнца (Земной год) | Число спутников | Среднее расстояние от Солнца (миллион км) |
Меркурий | 2,439 (2) | 0,05 | 0,24 | - | 57,8 |
Венера | 6,052 (6) | 0,81 | 0,62 | - | 108,1 |
Земля | 6,378 (6) | 1,00 | 1, 00 | 1 | 149,5 |
Марс | 3,488 (3) | 0,11 | 1,88 | 2 | 227,8 |
Юпитер | 71,3 (71) | 318,4 | 11,86 | 12 | 777,8 |
Сатурн | 60,1 (60) | 95,3 | 29,46 | 9 | 1426,1 |
Уран | 25,6 (26) | 14,5 | 84,02 | 5 | 2869,1 |
Нептун | 24,75 (250 | 17,3 | 164,8 | 2 | 4495,7 |
Плутон | 2, 000 (2) | 247,7 | 5900 |
(Учащиеся защищают работы у доски, остальные записывают решение в тетрадь)
Учитель: Следующее задание числовой тест.
Числовой тест (взаимопроверка)
Определение или свойство | Ответ (да -1, нет - 2) |
Отношение длины окружности к ее диаметру одинаково для любых окружностей | 1 |
Длина окружности | 1 |
Площадь круга | 1 |
Длина окружности | 0 |
Радиус сферы - отрезок, соединяющий центр сферы с точкой сферы | 1 |
Диаметр шара – отрезок, соединяющий две точки шара | 0 |
Сечение шара плоскостью есть круг | 1 |
Сфера – множество точек пространства, равноудаленных от заданной точки, поверхность шара | 1 |
Шар – геометрическое тело, ограниченное поверхностью, все точки которой одинаково удалены от центра шара | 1 |
1 |
Учитель: У кого ошибки? Каким должен быть правильный ответ?
Домашнее задание.
- Решить задачи № 876, 877 на стр. 143 (обязательное задание)
- Подготовить презентацию «Шар» куда будут включены происхождение терминов: окружность, круг, шар, сфера и интересные задачи ( по желанию).
- Составить синквейн на тему «Сфера», «Круг», «Окружность» (один по выбору)
Учитель: Теперь подводим итоги своей работы. Выставляем оценки в листах оценивания. Оформляем дерево успеха. (Собираем листы самооценки и рефлексии. Учитель подводит итоги деятельности учащихся на уроке).
Задание. Составить синквейн на тему «Шар».
1. 1 существительное
2. 2 прилагательных
3. 3 глагола
4. Фраза из 4-х слов
5. Существительное
Пример синквейна по теме «Шар». (мой)
1. Шар
2. Круглый, земной
3. Катится, вертится, крутится
4. Часть пространства внутри сферы
5. Земля
Земля – наш общий дом. 2017 год в России объявлен годом экологии.
Давайте дадим друг другу обещание сделать нашу планету в этом году чище и красивее. (каждая группа выходит к доске с обещанием и прикрепляет его к слайду с картинкой планеты Земля. Примеры обещаний
Сбережем наши реки и моря!
Сохраним животный мир!
Сбережем чистый воздух!
Сохраним наши леса!
Сбережем Землю для будущих поколений!).
Возьмемся все за руки и все вместе…
Сохраним мир на всей планете!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: дифференциация звуков “ш-ж” на материале темы урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.
Тема урока: дифференциация звуков “ш-ж” на материале темы урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.Цель урока: дифференцировать звуки ш-ж”. Учить учащихся г...
Презентация урока на тему:"Малая металлопластика". Материалы к уроку технологии в 5 классах.
Данная презентация имеет следующее содержание: 1. Введение в "Малую металлопластику." 2. Содержит операционно-технологическую карту. 3. Знакомит с инструментами и материалами. 4. Даёт технологию...
Материалы к уроку "Категория состояния" Конспект урока
Урок "Категория состояния" разработан для учащихся 10 класса на основе рассказа К. Паустовского "Телеграмма"...
Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки
Уроки разработаны к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...
"Как денди лондонский одет", или "Хвост сзади". История фрака по материалам русской литературы. Материалы к урокам в 9 классе.
Зарисовка по материалам книг об истории моды поможет лучше понять характеры и судьбы героев Пушкина и Грибоедова....
Разработки уроков и материалы к урокам информатики и ИКТ
Здесь размещен материал к урокам информатики и ИКТ...
Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке английского языка в 5-ом классе.
Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке ан...