Статья на тему "Метод проектов на уроках математики в 5 классах"
статья по математике

Иванова Екатерина Николаевна

Статья на тему "Метод проектов на уроках математики в 5 классах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mk-1067_perskevich_statya.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 371.388.3

МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ

Перскевич Кристина Анатольевна,

Иванова Екатерина Николаевна

Магистранты

ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова»

Научный руководитель: Антонова Лариса Васильевна

к.ф.-м.н., доцент

ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова»

Аннотация: в данной работе рассматривается метод проектов на уроках математики учащихся 5-х классов. Проектная деятельность позволяет решать разнообразные комплексные образовательные задачи развития собственных интересов детей, их деловых и организационных способностей, общих, универсальных компетенций, индивидуального стиля деятельности.

Ключевые слова: метод проектов, задачи проектирования.

THE METHOD OF PROJECTS IN MATH LESSONS IN THE 5TH GRADE

Perskevich Kristina Anatolyevna,

Ivanova Ekaterina Nikolaevna

Scientific adviser: Antonova Larisa Vasilyevna

Abstract: In this paper, we consider the method of projects in the mathematics lessons of 5th grade students. Project activities allow us to solve a variety of complex educational tasks for the development of children's own interests, their professional and organizational abilities, general, universal competencies, and individual style of activity.

Key words: project method, design tasks.

Введение

Проектирование на уроках математики мы занимались с учащимися 5-го класса в процессе освоения способов умножения десятичных дробей. Моя цель как педагога состояла в создании условий для освоения содержания через проектирование. Кроме того, требовалось решить следующие задачи:

1) помочь детям понять, что такое проектирование;

2) разобраться в том, чем проект отличается от обычного, привычного для учащихся решения задачи;

3) определить порядок работы над проектом.

Вся совместная деятельность проходила в урочное время. Сначала я отобрала задачу из учебника МПИ (Математика. Психология. Интеллект) для 5-го класса, которая и являлась проектным заданием.

Задание №246. «Придумайте описание квартиры (количество комнат, площадь квартиры, объем), в которой вы бы хотели жить. Рассчитайте:

1) сколько потребуется метров в обои для оклейки стен квартиры, если длина одного рулона 18 м, а ширина – 0,6 м;

2) сколько потребуется краски для пола, если на 1 кв.м, уходит до 150 г».

Дети познакомились с текстом задачи и в совместной фронтальной работе выделили цель работы и отдельные задачи, на которые распадается данная задача.

Цель: вычислить количество материалов, необходимых для отделки квартиры.

Задачи проектирования:

- придумать описание квартиры;

- вычислить количество обоев для оклейки стен;

- вычислить необходимое количество краски для пола.

При обсуждении задачи были конкретизированы:

- решить каждому, сколько в его квартире будет этажей, комнат, других помещений;

- определить площадь стен, которая будет оклеена обоями;

- вычислить количество обоев (в рулонах);

- определить площадь пола для краски;

- вычислить расход краски для пола (в килограммах, а затем в банках).

На выполнение проекта было выделено 2 недели. Работали дети дома, домашнее задание в эти 2 недели им не задавалось. Условиями сдачи проекта были его устная защита в классе и представление описания своей работы.

В течении двух недель на каждом уроке математики я отвечала на вопросы учащихся, которые возникли у них дома. Благодаря их и моим вопросам удалось еще раз конкретизировать задачи проекта. В частности, при изображении плана квартиры необходимо было понять, что и как рисовать. А при определении площади стен, подлежащей оклейке, следовало учесть наличие в квартире окон и дверей. Часть учащихся решили, что стены и пол в ванной комнате они выложат кафельной плиткой, что потребовало определения размеров и вычисления необходимого количества плиток. В ходе обсуждения конкретных задач проекта ему дано название «Отделка квартиры».

По правилам проектирования необходимо было определить конечный результат, т.е. ответить на вопрос: что означает «проект выполнен»? В итоге определили результаты работы над проектом:

1) нарисован план квартиры с указанием всех необходимых размеров;

2) определено количество обоев в рулонах и количество краски в банках;

3) вычислен объем квартиры.

При рисовании плана некоторым детям помогли родители, поэтому на уроках удалось обсудить способы изображения окон и дверей, которые приняты в строительных чертежах. Приносили школьники и журналы с готовыми планами и интерьерами помещений, что позволило увидеть применение решаемой задачи на практике.

Определили мы и критерии достижения цели (полученных результатов). Если первый результат – план квартиры, то критерием того, что изображение сделано верно, были такие:

- ясно видно взаимное расположение комнат и других помещений;

- изображена каждая комната, коридор, лоджия и т.п.;

- указаны размеры каждого помещения;

- указаны размеры окон, дверей.

Критерии для определения верности вычислений мы отобрали такие:

1) каждое действие записано и к нему сделано краткое пояснение;

2) вычисления для одной из комнат сделаны подробно (записаны в виде столбиков, а не только действия и результаты);

3) есть текст по поводу того, какими материалами пользовался проектировщик для отделки каждой из комнат.

Защита проектов происходила во время уроков. При защите мы договорились представлять план квартиры, объяснять порядок работы для получения результата и сообщить, каковы результаты. Устную защиту начали по желанию – с тех учащихся, которые закончили проект раньше назначенного срока. Это помогло другим детям найти ошибки в своих проектах и «совершенствоваться» выступления.

Заключение

По ходу выступлений мы с пятиклассниками выявили (я зафиксировала на доске, а дети в тетрадях) три различных способа определения необходимого количества рулонов обоев для оклейки комнат, которые применяются на практике. Дети выбирали удобный для себя способ и одновременно несколько раз решили данную задачу. Необходимость многократно при получении результатов выполнять умножение и деление натуральных чисел, десятичных дробей позволило большинству учащихся хорошо освоить алгоритм вычислений, проектирование подготовило их к подобной работе в 6-м классе и позволило узнать, как практически применяется математика – в быту и строительстве, понять насколько она необходима.

Список литературы

  1. Килпатрик В.Х. Метод проектов. – Л., 1925.новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2000.
  2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. – М., 2002
  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. -3-е изд., испр. и доп. –М.: АРКТИ, 2006.
  4. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование. – 1999. – № 10

©К. А. Перскевич, Е.А. Иванова, 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проблема непрерывности обучения на уроках математики в 3-м и 5-м классах"

Одно из решений проблемы непрерывности обучения в начальной школе и в среднем звене - это интегрированный урок по математике по теме "Площадь прямоугольника" с использованием интерактивной доски (Mimi...

"Применение метода проектов на уроках математике и во внеклассной работе по предмету", статья

Данная статья о возможности  использования метода проектов на уроках математики и во внеклассной работе по предмету. Использование проектной технологии на уроках математики позволяет расширить ин...

Статья "Метод учебных проектов на уроках математики"

Метод проектов - это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата....

Статья по теме: Использование метода учебного проекта на уроках математики.

Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытст...

Статья Использование заданий ОГЭ на уроках математики в 6 классе

В 2013 году в Российской Федерации была утверждена концепция развития математического образования, где отмечается, что  математическая компетентность является важнейшей частью интеллектуального п...

Статья "Метод учебных проектов на уроках математики"

Использование метода учебных проетов на уроках математики...