Кейс «Мёд – чудесный дар природы» на проверку функциональной грамотности
учебно-методический материал по математике (5 класс)

Гусак Елена Николаевна

Работа на оценку функциональной грамотности в формате PISA.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys.docx326.62 КБ

Предварительный просмотр:

Кейс «Мёд – чудесный дар природы»

 на проверку функциональной грамотности

Автор-составитель:

Гусак Елена Николаевна,

2020

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Ребята!

Вам предстоит выполнить работу на оценку функциональной грамотности в формате PISA.

На выполнение работы отводится 60 минут.

В ходе выполнения работы вам необходимо внимательно прочитать предложенный текст и выполнить  9 заданий. Задания разные. Одни задания могут показаться вам легче, другие – труднее. В любом случает не торопитесь сразу давать ответ, а сначала подумайте. Если вы не знаете, как выполнить какое-то задание, пропустите его и переходите к следующему. Скорее всего, у вас останется время, чтобы вернуться и ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания. Если вы хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и запишите нужный ответ.

 

Желаем успеха!

Прочитайте текст и выполните задания.

C:\Users\Леночка\Desktop\курсы\DkjOwFyXsAABjHC.jpg

Трудно найти в мире человека, который не знал бы о мёде. Ароматный, вкусный мёд обожают и дети, и взрослые. Мёд – продукт,  имеющий широкое ритуальное применение, символ плодородия, здоровья, благополучия, красоты, счастья. Его называют пищей богов и эликсиром жизни.

Мёд известен человеку как минимум с VIII тысячелетия до н. э. В античные времена, мёд считался у древних даром неба, поскольку считалось, что пчёлы собирают его из утренней росы. 

Мёд —сладкий вязкий продукт, который вырабатывают пчёлы и родственные насекомые. По происхождению натуральный мёд может быть цветочный и падевый. Цветочный мёд производится пчёлами в процессе сбора и переработки нектара, выделяемого нектарниками цветковых растений.  Падевый мёд пчёлы вырабатывают, собирая сладкие выделения тли и некоторых других насекомых.

В сложном процессе получения мёда участвует весь рабочий состав пчелиной семьи. Пчёлы-сборщицы улетают за взятком за несколько километров от улья. Своими маленькими хоботками они собирают нектар с цветов. Возвратившись в улей, они передают сбор молодым пчёлам-приёмщицам и опять отправляются за нектаром. Для того чтобы получился 1 г мёда, одна пчела-сборщица должна принести в улей примерно 300 г нектара, то есть 5000 нош. Пчёлы-приёмщицы не вылетают на сбор нектара, а выполняют работу в улье. Одна пчела обрабатывает одну ношу почти 20 минут. Затем перекладывает её в восковую ячейку. В этих ячейках в течение нескольких дней нектар загустевает. После этого пчёлы-упаковщицы переносят его в новые ячейки и запечатывают их. Мёд готов!

Сортов мёда – великое множество. Каждый сорт мёда имеет свой вкус, цвет, запах и целебный эффект. Польза мёда определяется содержанием в нём микроэлементов.

https://ecovedia.ru/wp-content/uploads/2019/05/grechiha.jpg

Гречишный производится пчелами из нектара цветущей гречихи. Отличается насыщенным цветом с оттенком от светло-коричневого до красного. Имеет терпкий вкус, оставляющий першение в горле. Рекомендован, в первую очередь, для лечения анемии. Продукт является хорошим средством профилактики простудных заболеваний, а также используется для устранения негативных последствий после перенесенных инфекционных заболеваний.

https://hochuchaya.ru/116-thickbox_default/lipovyj-myod.jpg

Донниковый производится из цветков белого и желтого донника. Продукт имеет слегка желтоватый цвет. Основной особенностью донникового меда является повышенное содержание вещества кумарина. Обладает специфическим вкусом лекарственного растения. Рекомендован при сердечно-сосудистых патологиях и в качестве средства профилактики инфаркта и инсульта.

https://s3.amazonaws.com/images.ecwid.com/images/17682735/1162084278.jpg

Дягилевый производится из нектара дягиля или дудника лекарственного. Продукт имеет красный или коричневый оттенок и резкий аромат. Обладает горьковатым вкусом с привкусом карамели. Является хорошим природным антисептиком и рекомендован для терапии инфекционных заболеваний: стоматит, гингивит, язвенная болезнь. Обладает отхаркивающим и патогенным свойством, что позволяет использовать его для лечения органов дыхательной системы.

Мёд в косметологии – это еще один вариант применения данного ценнейшего продукта питания: для лица, волос и тела. Косметика с мёдом возвращает красоту и здоровье кожи.

Задание №1. Закончите данные высказывания предложениями из текста.

  1. Мёд известен человеку…
  2. По происхождению натуральный мёд может быть…
  3. Пчёлы-приёмщицы не вылетают…
  4. Каждый сорт мёда имеет…
  5. Косметика с мёдом…

Составляющая функциональной грамотности

Читательская

Компетенция (виды деятельности)

Найти и извлечь

Область содержания

Сплошной

Контекст

Личностный

Уровень сложности

Низкий

Правильный ответ

1.Мёд известен человеку как минимум с VIII тысячелетия до н. э.

2. По происхождению натуральный мёд может быть цветочный и падевый.

3. Пчёлы-приёмщицы не вылетают на сбор нектара, а выполняют работу в улье.

4.Каждый сорт мёда имеет свой вкус, цвет, запах и целебный эффект.

5.Косметика с мёдом возвращает красоту и здоровье кожи.

Задание №2. Какие из следующих утверждений верны? В ответ запишите номера выбранных утверждений без пробелов, запятых и других символов.

  1. Мёд вырабатывают только одни пчёлы.
  2. Пчёлы вырабатывают мёд, собирая  сладкие выделения тли и некоторых других насекомых.
  3. Существует всего три вида мёда по медоносам.
  4. Мёд рекомендован при сердечно-сосудистых патологиях и не только.
  5. Мёд применяется в косметологии.

 

Ответ:_____________________________

Составляющая функциональной грамотности

Читательская

Компетенция (виды деятельности)

Интегрировать и интерпретировать

Область содержания

Сплошной

Контекст

Личностный

Уровень сложности

Средний

Правильный ответ

245

Задание №3. Объясни, как ты понимаешь выделенное в тексте выражение «Его называют пищей богов и эликсиром жизни».

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Составляющая функциональной грамотности

Читательская

Компетенция (виды деятельности)

Осмыслить и оценить

Область содержания

Сплошной

Контекст

Личностный

Уровень сложности

Высокий

Правильный ответ

Предполагаемый ответ: бессмертие богам давал эликсир жизни. Боги должны были регулярно принимать таинственные продукты, такие как мёд, чтобы поддерживать бессмертие, силу и долголетие. Если обычные люди будут есть пищу богов (мёд), они сами станут бессмертными, как боги.

Задание №4. Сколько граммов нектара должна собрать пчела, чтобы получилось 14 г мёда (одна чайная ложка) и сколько нош она должна принести для этого?

 Запишите Ваше решение:

Составляющая функциональной грамотности

Математическая

Компетенция (виды деятельности)

Применять знания

Область содержания

Количество

Контекст

Личностный

Уровень сложности

Низкий

Правильный ответ

4200 грамм; 70000 нош

Решение

1 г мёда – 300 г нектара – 5 000 нош

14 г мёда – ? г нектара – ? нош

300 * 14 = 4 200 г нектара

5 000 * 14 = 70 000 нош

 Задание №5. Определите, сколько примерно дней должна потратить пчела-приёмщица для обработки нош нектара, из которого получится одна чайная ложка мёда?

Запишите Ваше решение:

Составляющая функциональной грамотности

Математическая

Компетенция (виды деятельности)

Применять знания

Область содержания

Количество

Контекст

Личностный

Уровень сложности

Средний

Правильный ответ

Примерно 1945 дней

 Решение

1 ноша – 20 минут

3 ноши – 60 минут= 1 час

70000 нош - ? дней

Пчела работает только световой день, а не круглые сутки, поэтому под понятием «день»  принимаем примерно 12 ч.

3 * 12 = 36 нош – за световой день

70000 : 36 = 1 944 дня (остаток 16 нош) – примерно 1945 дней

Задание №6. 10 литров мёда разлили в банки объёмом 500 мл и 700 мл. При этом оказалось, что все 6 банок по 700 мл заполнены полностью, а одна из банок по 500 мл заполнена чуть больше, чем на половину. Сколько получилось полностью заполненных мёдом банок по 500 мл? (1 литр = 1000 мл).

Запишите Ваше решение:

Составляющая функциональной грамотности

Математическая

Компетенция (виды деятельности)

Применять знания

Область содержания

Количество

Контекст

Личностный

Уровень сложности

Высокий

Правильный ответ

11

Решение.

1) 10 л = 10000 мл — объём всего мёда в мл;

2) 6 · 700 мл = 4200 мл — объём мёда в банках по 700 мл;

3) 10000 мл — 4200 мл = 5800 мл — объём мёда в банках по 500 мл;

4) 5800 = 500 · 11 + 300 — число полностью заполненных банок по 500 мл равно 11.

Задание №7. При каких заболеваниях рекомендуют применять мёд?

Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составляющая функциональной грамотности

Естественнонаучная

Компетенция (виды деятельности)

Объяснять

Область содержания

Система живых организмов

Контекст

Здоровье

Уровень сложности

Низкий

Правильный ответ

Инфекционных, простудных, органов дыхания…

Задание №8. Заполните таблицу. Укажите, из нектара, какого растения производится пчелами сорт мёда, его цвет и вкус?

Сорт  мёда

Название растения

Цвет мёда

Вкус мёда

Гречишный

Гречиха

Светло-коричневый, красный

Терпкий

Донниковый

Донник

Желтоватый

Специфический лекарственного растения

Дягилевый

Дягиль, дудник

Красный, коричневый

Горьковатый с привкусом карамели

Составляющая функциональной грамотности

Естественнонаучная

Компетенция (виды деятельности)

Исследовать

Область содержания

Система живых организмов

Контекст

Природные ресурсы

Уровень сложности

Средний

Правильный ответ

См. таблица

Задание №9. Используя приведённую ниже таблицу, ответьте на вопрос: какой мёд из перечисленных в таблице наиболее полезен? Свой ответ обоснуйте.

________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                     

Название мёда

Содержание микроэлементов (мг/кг)

Калий

Кальций

Натрий

Магний

Цветочный с клевера

643

225

89

92

Акациевый

401

249

90

116

Липовый

199

268

76

97

Гречишный

492

300

112

136

 

Составляющая функциональной грамотности

Естественнонаучная

Компетенция (виды деятельности)

Интерпритация данных и

использование научных доказательств для получения выводов

Область содержания

Система живых организмов

Контекст

Здоровье

Уровень сложности

Высокий

Правильный ответ

Гречишный. В нём больше всего полезных микроэлементов: кальция, натрия и магния, чем в других сортах мёда. Лишь по количеству калия немного уступает   цветочному с клевера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кейс на выявление функциональной грамотности "Сердце млекопитающих"

Презентация содержит задания разного уровня сложности на выявление функциональной грамотности школьников 8 класса. Позволяет готовить к международным исследованиям, ВПР, ОГЭ....

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Использование кейс-технологии на уроках французского языка как средство формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы

Использование новых образовательных технологий, в частности, кейс-метода в сочетании с традиционными формами обучения способствует оптимизации учебного процесса, позволяет продуктивнее усваивать пройд...

КЕЙС заданий формата PISA на формирование функциональной грамотности обучающихся «Рычаги в природе и в быту».

КЕЙС заданий формата PISA на формирование функциональной грамотности обучающихся «Рычаги в природе и в быту» подготовлен для учащихся 7-х классов. Возраст 14 лет. На выполнение работы даёт...

Кейсы-задания по формированию функциональной грамотности

20 кейсов с заданиями по 3-5 вопросов в каждом. Материал можно использовать на уроках математики (как часть устной работы), на внеурочных занятиях по формированию функциональной грамотности школьников...

Задания для проверки функциональной грамотности в курсе физики 9 класса

Задания для проверки функциональной грамотности в курсе физики 9 класса по теме " Колебания и волны"....

Диагностическая работа на проверку функциональной грамотности для учащихся 5 классов.

Диагностическая работа подготовлена в рамках комплексного исследования по оценке функциональной грамотности учащихся основной школы, проводимого Институтом стратегии развития образования РАО. Основным...