Кейс «Мёд – чудесный дар природы» на проверку функциональной грамотности
учебно-методический материал по математике (5 класс)
Работа на оценку функциональной грамотности в формате PISA.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys.docx | 326.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Кейс «Мёд – чудесный дар природы»
на проверку функциональной грамотности
Автор-составитель:
Гусак Елена Николаевна,
2020
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Ребята!
Вам предстоит выполнить работу на оценку функциональной грамотности в формате PISA.
На выполнение работы отводится 60 минут.
В ходе выполнения работы вам необходимо внимательно прочитать предложенный текст и выполнить 9 заданий. Задания разные. Одни задания могут показаться вам легче, другие – труднее. В любом случает не торопитесь сразу давать ответ, а сначала подумайте. Если вы не знаете, как выполнить какое-то задание, пропустите его и переходите к следующему. Скорее всего, у вас останется время, чтобы вернуться и ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания. Если вы хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и запишите нужный ответ.
Желаем успеха!
Прочитайте текст и выполните задания.
Трудно найти в мире человека, который не знал бы о мёде. Ароматный, вкусный мёд обожают и дети, и взрослые. Мёд – продукт, имеющий широкое ритуальное применение, символ плодородия, здоровья, благополучия, красоты, счастья. Его называют пищей богов и эликсиром жизни.
Мёд известен человеку как минимум с VIII тысячелетия до н. э. В античные времена, мёд считался у древних даром неба, поскольку считалось, что пчёлы собирают его из утренней росы.
Мёд —сладкий вязкий продукт, который вырабатывают пчёлы и родственные насекомые. По происхождению натуральный мёд может быть цветочный и падевый. Цветочный мёд производится пчёлами в процессе сбора и переработки нектара, выделяемого нектарниками цветковых растений. Падевый мёд пчёлы вырабатывают, собирая сладкие выделения тли и некоторых других насекомых.
В сложном процессе получения мёда участвует весь рабочий состав пчелиной семьи. Пчёлы-сборщицы улетают за взятком за несколько километров от улья. Своими маленькими хоботками они собирают нектар с цветов. Возвратившись в улей, они передают сбор молодым пчёлам-приёмщицам и опять отправляются за нектаром. Для того чтобы получился 1 г мёда, одна пчела-сборщица должна принести в улей примерно 300 г нектара, то есть 5000 нош. Пчёлы-приёмщицы не вылетают на сбор нектара, а выполняют работу в улье. Одна пчела обрабатывает одну ношу почти 20 минут. Затем перекладывает её в восковую ячейку. В этих ячейках в течение нескольких дней нектар загустевает. После этого пчёлы-упаковщицы переносят его в новые ячейки и запечатывают их. Мёд готов!
Сортов мёда – великое множество. Каждый сорт мёда имеет свой вкус, цвет, запах и целебный эффект. Польза мёда определяется содержанием в нём микроэлементов.
Гречишный производится пчелами из нектара цветущей гречихи. Отличается насыщенным цветом с оттенком от светло-коричневого до красного. Имеет терпкий вкус, оставляющий першение в горле. Рекомендован, в первую очередь, для лечения анемии. Продукт является хорошим средством профилактики простудных заболеваний, а также используется для устранения негативных последствий после перенесенных инфекционных заболеваний. | |
Донниковый производится из цветков белого и желтого донника. Продукт имеет слегка желтоватый цвет. Основной особенностью донникового меда является повышенное содержание вещества кумарина. Обладает специфическим вкусом лекарственного растения. Рекомендован при сердечно-сосудистых патологиях и в качестве средства профилактики инфаркта и инсульта. | |
Дягилевый производится из нектара дягиля или дудника лекарственного. Продукт имеет красный или коричневый оттенок и резкий аромат. Обладает горьковатым вкусом с привкусом карамели. Является хорошим природным антисептиком и рекомендован для терапии инфекционных заболеваний: стоматит, гингивит, язвенная болезнь. Обладает отхаркивающим и патогенным свойством, что позволяет использовать его для лечения органов дыхательной системы. |
Мёд в косметологии – это еще один вариант применения данного ценнейшего продукта питания: для лица, волос и тела. Косметика с мёдом возвращает красоту и здоровье кожи.
Задание №1. Закончите данные высказывания предложениями из текста.
- Мёд известен человеку…
- По происхождению натуральный мёд может быть…
- Пчёлы-приёмщицы не вылетают…
- Каждый сорт мёда имеет…
- Косметика с мёдом…
Составляющая функциональной грамотности | Читательская |
Компетенция (виды деятельности) | Найти и извлечь |
Область содержания | Сплошной |
Контекст | Личностный |
Уровень сложности | Низкий |
Правильный ответ | 1.Мёд известен человеку как минимум с VIII тысячелетия до н. э. 2. По происхождению натуральный мёд может быть цветочный и падевый. 3. Пчёлы-приёмщицы не вылетают на сбор нектара, а выполняют работу в улье. 4.Каждый сорт мёда имеет свой вкус, цвет, запах и целебный эффект. 5.Косметика с мёдом возвращает красоту и здоровье кожи. |
Задание №2. Какие из следующих утверждений верны? В ответ запишите номера выбранных утверждений без пробелов, запятых и других символов.
- Мёд вырабатывают только одни пчёлы.
- Пчёлы вырабатывают мёд, собирая сладкие выделения тли и некоторых других насекомых.
- Существует всего три вида мёда по медоносам.
- Мёд рекомендован при сердечно-сосудистых патологиях и не только.
- Мёд применяется в косметологии.
Ответ:_____________________________
Составляющая функциональной грамотности | Читательская |
Компетенция (виды деятельности) | Интегрировать и интерпретировать |
Область содержания | Сплошной |
Контекст | Личностный |
Уровень сложности | Средний |
Правильный ответ | 245 |
Задание №3. Объясни, как ты понимаешь выделенное в тексте выражение «Его называют пищей богов и эликсиром жизни».
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Составляющая функциональной грамотности | Читательская |
Компетенция (виды деятельности) | Осмыслить и оценить |
Область содержания | Сплошной |
Контекст | Личностный |
Уровень сложности | Высокий |
Правильный ответ | Предполагаемый ответ: бессмертие богам давал эликсир жизни. Боги должны были регулярно принимать таинственные продукты, такие как мёд, чтобы поддерживать бессмертие, силу и долголетие. Если обычные люди будут есть пищу богов (мёд), они сами станут бессмертными, как боги. |
Задание №4. Сколько граммов нектара должна собрать пчела, чтобы получилось 14 г мёда (одна чайная ложка) и сколько нош она должна принести для этого?
Запишите Ваше решение:
Составляющая функциональной грамотности | Математическая |
Компетенция (виды деятельности) | Применять знания |
Область содержания | Количество |
Контекст | Личностный |
Уровень сложности | Низкий |
Правильный ответ | 4200 грамм; 70000 нош |
Решение
1 г мёда – 300 г нектара – 5 000 нош
14 г мёда – ? г нектара – ? нош
300 * 14 = 4 200 г нектара
5 000 * 14 = 70 000 нош
Задание №5. Определите, сколько примерно дней должна потратить пчела-приёмщица для обработки нош нектара, из которого получится одна чайная ложка мёда?
Запишите Ваше решение:
Составляющая функциональной грамотности | Математическая |
Компетенция (виды деятельности) | Применять знания |
Область содержания | Количество |
Контекст | Личностный |
Уровень сложности | Средний |
Правильный ответ | Примерно 1945 дней |
Решение
1 ноша – 20 минут
3 ноши – 60 минут= 1 час
70000 нош - ? дней
Пчела работает только световой день, а не круглые сутки, поэтому под понятием «день» принимаем примерно 12 ч.
3 * 12 = 36 нош – за световой день
70000 : 36 = 1 944 дня (остаток 16 нош) – примерно 1945 дней
Задание №6. 10 литров мёда разлили в банки объёмом 500 мл и 700 мл. При этом оказалось, что все 6 банок по 700 мл заполнены полностью, а одна из банок по 500 мл заполнена чуть больше, чем на половину. Сколько получилось полностью заполненных мёдом банок по 500 мл? (1 литр = 1000 мл).
Запишите Ваше решение:
Составляющая функциональной грамотности | Математическая |
Компетенция (виды деятельности) | Применять знания |
Область содержания | Количество |
Контекст | Личностный |
Уровень сложности | Высокий |
Правильный ответ | 11 |
Решение.
1) 10 л = 10000 мл — объём всего мёда в мл;
2) 6 · 700 мл = 4200 мл — объём мёда в банках по 700 мл;
3) 10000 мл — 4200 мл = 5800 мл — объём мёда в банках по 500 мл;
4) 5800 = 500 · 11 + 300 — число полностью заполненных банок по 500 мл равно 11.
Задание №7. При каких заболеваниях рекомендуют применять мёд?
Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составляющая функциональной грамотности | Естественнонаучная |
Компетенция (виды деятельности) | Объяснять |
Область содержания | Система живых организмов |
Контекст | Здоровье |
Уровень сложности | Низкий |
Правильный ответ | Инфекционных, простудных, органов дыхания… |
Задание №8. Заполните таблицу. Укажите, из нектара, какого растения производится пчелами сорт мёда, его цвет и вкус?
Сорт мёда | Название растения | Цвет мёда | Вкус мёда |
Гречишный | Гречиха | Светло-коричневый, красный | Терпкий |
Донниковый | Донник | Желтоватый | Специфический лекарственного растения |
Дягилевый | Дягиль, дудник | Красный, коричневый | Горьковатый с привкусом карамели |
Составляющая функциональной грамотности | Естественнонаучная |
Компетенция (виды деятельности) | Исследовать |
Область содержания | Система живых организмов |
Контекст | Природные ресурсы |
Уровень сложности | Средний |
Правильный ответ | См. таблица |
Задание №9. Используя приведённую ниже таблицу, ответьте на вопрос: какой мёд из перечисленных в таблице наиболее полезен? Свой ответ обоснуйте.
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Название мёда | Содержание микроэлементов (мг/кг) | |||
Калий | Кальций | Натрий | Магний | |
Цветочный с клевера | 643 | 225 | 89 | 92 |
Акациевый | 401 | 249 | 90 | 116 |
Липовый | 199 | 268 | 76 | 97 |
Гречишный | 492 | 300 | 112 | 136 |
Составляющая функциональной грамотности | Естественнонаучная |
Компетенция (виды деятельности) | Интерпритация данных и использование научных доказательств для получения выводов |
Область содержания | Система живых организмов |
Контекст | Здоровье |
Уровень сложности | Высокий |
Правильный ответ | Гречишный. В нём больше всего полезных микроэлементов: кальция, натрия и магния, чем в других сортах мёда. Лишь по количеству калия немного уступает цветочному с клевера. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кейс на выявление функциональной грамотности "Сердце млекопитающих"
Презентация содержит задания разного уровня сложности на выявление функциональной грамотности школьников 8 класса. Позволяет готовить к международным исследованиям, ВПР, ОГЭ....
«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».
ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...
Использование кейс-технологии на уроках французского языка как средство формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы
Использование новых образовательных технологий, в частности, кейс-метода в сочетании с традиционными формами обучения способствует оптимизации учебного процесса, позволяет продуктивнее усваивать пройд...
КЕЙС заданий формата PISA на формирование функциональной грамотности обучающихся «Рычаги в природе и в быту».
КЕЙС заданий формата PISA на формирование функциональной грамотности обучающихся «Рычаги в природе и в быту» подготовлен для учащихся 7-х классов. Возраст 14 лет. На выполнение работы даёт...
Кейсы-задания по формированию функциональной грамотности
20 кейсов с заданиями по 3-5 вопросов в каждом. Материал можно использовать на уроках математики (как часть устной работы), на внеурочных занятиях по формированию функциональной грамотности школьников...
Задания для проверки функциональной грамотности в курсе физики 9 класса
Задания для проверки функциональной грамотности в курсе физики 9 класса по теме " Колебания и волны"....
Диагностическая работа на проверку функциональной грамотности для учащихся 5 классов.
Диагностическая работа подготовлена в рамках комплексного исследования по оценке функциональной грамотности учащихся основной школы, проводимого Институтом стратегии развития образования РАО. Основным...