КЕЙС НА ПРОВЕРКУ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. «Домашний питомец-кошка»
проект по биологии (7 класс)

Хатукай Суанда Мурсалимовна

 

Чтобы дать ученикам искорку знаний,

учителю надо впитать целое море света.

В.А. Сухомлинский

 

     Ключевым ориентиром для совершенствования качества образования является Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников, в котором сказано: «…педагоги общеобразовательных школ Республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях».

     Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся поставлено приоритетной задачей.

     Функциональная грамотность - способность человека, общества вступать в отношения с внешней средой и быстро адаптироваться и функционировать в изменяющихся условиях. Она включает приобретение знаний, развитие познавательных и творческих способностей, в постоянном обогащении научными знаниями и в применении их на практике, обеспечивает нормальное существование и функционирование человека в системе социальных отношений.

     Взаимосвязь деятельности учителя и ученика на различных этапах формирования функциональной грамотности происходит на разных этапах урока: целепологания, планирования, принятия решения, выполнения, оценки результатов .

          Функциональная грамотность учащихся может формироваться с помощью компетентностно - ориентированных заданий, интегрированных заданий и информационных технологий.

     В проекте  предложены задания различного типа по формированию функциональной грамотности учащихся при изучении биологии, математики  как критерию формирования учебно-познавательной компетентности.

     Предложенные задания для учащихся способствуют развитию таких компетентностей как информационная, коммуникативная, бытовая, познавательная. Задания ориентированы на активизацию учебной работы школьников, формирование у них организованности, способности самостоятельно учиться, находить и использовать нужную информацию, работать в группах, парах, индивидуально, находить решения в нестандартных ситуациях.

     Это способствует развитию информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся, обеспечивающей личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующей коммуникативные навыки, умения использовать информацию и технологии, решать проблемы, предприимчивость и креативность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_po_fuktsionalnoy_gramotnosti_hatukay_suanda.docx302.15 КБ

Предварительный просмотр:

КЕЙС НА ПРОВЕРКУ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ.

«Домашний питомец-кошка»

Выполнила:  Хатукай Суанда Мурсалимовна

учитель биологии

МБОУ СШ №1 имени Героя России В.Ч.Мезоха.

а.Тахтамукай.

Пояснительная записка.

Чтобы дать ученикам искорку знаний,

учителю надо впитать целое море света.

В.А. Сухомлинский

     Ключевым ориентиром для совершенствования качества образования является Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников, в котором сказано: «…педагоги общеобразовательных школ Республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях».

     Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся поставлено приоритетной задачей.

     Функциональная грамотность - способность человека, общества вступать в отношения с внешней средой и быстро адаптироваться и функционировать в изменяющихся условиях. Она включает приобретение знаний, развитие познавательных и творческих способностей, в постоянном обогащении научными знаниями и в применении их на практике, обеспечивает нормальное существование и функционирование человека в системе социальных отношений.

     Взаимосвязь деятельности учителя и ученика на различных этапах формирования функциональной грамотности происходит на разных этапах урока: целепологания, планирования, принятия решения, выполнения, оценки результатов .

          Функциональная грамотность учащихся может формироваться с помощью компетентностно - ориентированных заданий, интегрированных заданий и информационных технологий.

     В проекте  предложены задания различного типа по формированию функциональной грамотности учащихся при изучении биологии, математики  как критерию формирования учебно-познавательной компетентности.

     Предложенные задания для учащихся способствуют развитию таких компетентностей как информационная, коммуникативная, бытовая, познавательная. Задания ориентированы на активизацию учебной работы школьников, формирование у них организованности, способности самостоятельно учиться, находить и использовать нужную информацию, работать в группах, парах, индивидуально, находить решения в нестандартных ситуациях.

     Это способствует развитию информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся, обеспечивающей личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующей коммуникативные навыки, умения использовать информацию и технологии, решать проблемы, предприимчивость и креативность.

Инструкция для учащегося

Перед Вами работа на проверку функциональной грамотности.

Работа содержит 7 вопросов. На выполнение работы даётся 60 минут.

     Внимательно читайте каждое задание и старайтесь выполнить его как можно лучше. Одни задания покажутся Вам лёгкими, а другие – трудными. Попытайтесь ответить на все вопросы, как на простые, так и на сложные. В заданиях Вам нужно записать свой ответ на специально отведённом для этого месте под вопросом.

     Постарайтесь писать разборчиво, аккуратно и отвечать на задания как можно полнее. Даже если вы не совсем уверены в правильности своего ответа, запишите своё решение или объяснение, которое, по вашему мнению, скорее всего является верным.

Затем переходите к другому заданию.

Желаем успехов!

Задание 1

Прочитайте текст.

     Прежде чем завести себе домашнего питомца, не лишним будет узнать о нем как можно больше информации. В этой статье собрано самое интересное о кошках.

     Считается, что кошки произошли от миацидов – древних животных, живших на земле более 40 млн. лет назад. Они были небольшими по размеру и лазили по деревьям. А примерно 12 млн. лет назад появились современные кошки.

     Каждая кошка уникальна. К примеру, чтобы определить личность человека, у него обычно берут отпечатки пальцев. У кошек же неповторимым является узор на носу. Если сравнить уровень восприятия запахов людей и кошек, то, конечно же, у последних он развит намного больше. По сравнению с людьми, кошки ощущают запахи примерно в 14 раз лучше, так как у них для этого имеется около 60-80 млн. обонятельных клеток, а у человека – всего лишь 20 млн. Хозяевам следует знать, что слишком тщательно вымытая миска, да еще и при помощи какого-нибудь химического средства, включая и простое мыло, может отпугнуть животных. Дело в том, что его запах для них довольно необычен, хотя человек может его и не ощущать.

     Ни для кого не секрет, что эти животные обладают превосходным слухом.

     Известно, что кошка, например, слышит звуки, с помощью которого «общаются» с сородичами любые грызуны. Частота этого звука составляет около 40 кГц. С помощью слуха кошка также может отсеивать ничего не значащие для нее повседневные шумы, и из всех разнообразных звуков выделять только нужные. Кошки способны услышать приближающуюся опасность на расстоянии. Уши у кошек могут поворачиваться до 180 градусов и быть обращены в разных направлениях, а участвуют в этих действиях 27 мускулов. Кроме того, острота слуха у них превосходит не только человеческую, но и собачью в несколько раз. Диапазон частоты звука, который воспринимается кошкой, доходит до 65 кГц, тогда как у человека лишь 20. Следует учитывать, что слух кошек довольно чувствителен к очень громким звукам и эта восприимчивость выше человеческой в 3 раза.

     Зрение у кошки достаточно специфическое. Она может видеть все происходящее в радиусе 180⁰, т. е. не только перед собой, но и с двух сторон одновременно. Зрение у кошки как минимум в шесть раз острее, чем у людей. За сетчаткой глаза кошки расположена блестящая ткань, слой отражающих клеток. Свет отражается от этой ткани и опять попадает в световосприимчивую зону. Такое строение глаза улучшает зрение животного в сумерках, но для того, чтобы животное видело прекрасно, в помещении должны быть хоть какие-то проблески света. Днем кошке приходится щуриться, чтобы уберечь свои глаза от яркого солнца. И если в темноте кошачьи зрачки, воспринимающие даже самый слабый свет, похожи на большие круглые пуговицы, то при дневном свете они сужаются, превращаясь в тончайшие щелочки.

     Научные факты, подтвержденные особыми исследованиями, проведенными в США, говорят о том, что около 50 % врачей в этой стране советуют своим пациентам заводить домашних животных. Чаще всего они рекомендуют кошек. По их мнению, эти животные являются лучшим «рецептом» для исцеления. Доказано, что кошки помогают избавляться от некоторых болезней, а также снимают симптомы переутомления и постоянных стрессов. Американские ученые из г. Буффало провели целый ряд исследований. В результате выяснилось, что счастье владельцев кошек напрямую зависит от того, здоров ли их питомец.

Рисунок 2. https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=9cfd7f0bcd9e8469b30ffc9460e12499-l&n=13

                                                                                                             https://i.pinimg.com/originals/6c/7d/fe/6c7dfe28f32112f0eb1afa08d9cc36ae.png

                                                                        https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/5233951/pub_6107679375ac2b0843b806e9_610767fcb320db6f20059a4c/scale_1200https://www.garytymon.com/images/ebay-images/cats/ebay-cat-04.jpg

                                                                           

                                                                       

                                                                       

https://stihi.ru/pics/2019/04/08/5959.jpg

Вопрос 1

Что определяет уникальность каждой кошки?

Составляющая функциональной грамотности

Читательская грамотность

Компетенция (виды деятельности)

Найти и извлечь информацию

Область содержания

Сплошной текст

Контекст

Чтение для личных целей

Уровень сложности

1 уровень

Правильный ответ

Уникальность каждой кошки определяет узор на носу.

Вопрос 2

Почему, прежде чем завести кошку, важно знать особенности физиологии этого домашнего животного?

Составляющая функциональной грамотности

Читательская грамотность

Компетенция (виды деятельности)

Интегрировать и интерпретировать

Область содержания

Сплошной текст

Контекст

Чтение для личных целей

Уровень сложности

3 уровень

Правильный ответ

Если человек знает особенности физиологии кошек, он сможет сохранить здоровье своего домашнего питомца. Это важно, так как счастье владельцев кошек напрямую зависит от того, здоров ли их питомец.

                                                         

Вопрос 3

Почему автор в своей статье постоянно сравнивает физиологию кошки и человека?

Составляющая функциональной грамотности

Читательская грамотность

Компетенция (виды деятельности)

Осмыслить и оценить

Область содержания

Сплошной текст

Контекст

Чтение для личных целей

Уровень сложности

5 уровень

Правильный ответ

Автор статьи обращает внимание на то, что физиология кошки и человека отличаются. Знание физиологии кошки дает возможность человеку почувствовать мир через восприятие его кошкой. Эти знания помогут осознать выбор домашнего питомца.

Вопрос 4

Используя предложенный текст и гистограмму №1, ответь на вопрос:

«У кого из животных эволюция от древних предков до современных животных прошла быстрее?» Объясни свой ответ.

Составляющая функциональной грамотности

Математическая

Компетенция (виды деятельности)

Применять данные

Область содержания

Количество

Контекст

Научный (окружающая среда)

Уровень сложности

1 уровень

Правильный ответ

1)40 млн.-12млн=28млн. (л.) - кошка 2) 50млн.-10 млн.=40млн. (л.) - лошадь 28 млн.< 40млн.

Ответ: у кошки эволюция от древнего предка до современного животного прошла быстрее.

Вопрос 5

Используя текст и рисунок № 2, ответь на вопрос: «Кого из животных

одновременно видит кошка? Объясни, почему?

Составляющая функциональной грамотности

Математическая

Компетенция (виды деятельности)

Интерпретировать данные

Область содержания

Количество

Контекст

Научный (окружающая среда)

Уровень сложности

3 уровень

Правильный ответ

Кошка одновременно видит ежа,

собаку и мышь, так как эти животные

находятся в радиусе поля зрения не

более 180: еж – перед кошкой, а собака

и мышь с двух сторон от нее.

Вопрос 6

Почему днем кошке приходится щуриться? Объясните это явление особенностью строения глаза животного.

Составляющая функциональной грамотности

Естественно-научная

Компетенция (виды деятельности)

Научное объяснение явлений

Область содержания

Система живых организмов

Контекст

Научный (окружающая среда, личностный)

Уровень сложности

2 уровень

Правильный ответ

Дневной свет воспринимается кошкой как слишком яркий, поэтому кошке приходится щуриться. Это объясняется строением глаза кошки. За сетчаткой глаза животного расположена блестящая ткань, слой отражающих клеток. Свет отражается от этой ткани и опять попадает в световосприимчивую зону.

Вопрос 7

Основываясь на текст и знания о сферах, в которых используются уши как орган чувств, ответьте на вопрос: «Почему природа наделила слух человека наименьшей остротой, чем слух кошки?»

Составляющая функциональной грамотности

Естественно-научная

Компетенция (виды деятельности)

Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.

Область содержания

Система живых организмов

Контекст

Научный (окружающая среда, личностный)

Уровень сложности

4 уровень

Правильный ответ

Сфера использования органов слуха у кошки и у человека разные. Человек использует свои слуховые навыки для коммуникации с другими людьми, усвоения музыки и кино. Для восприятия этих звуков достаточен диапазон до 20 кГц. Для кошки слуховые навыки играют большую роль - они помогают выживать животному, слышать приближающуюся опасность. Также кошки используют свой острый слух для охоты. Для сферы использования органов слуха кошке нужен более высокий диапазон восприятия частоты звука – до 64 кГц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кейс на выявление функциональной грамотности "Сердце млекопитающих"

Презентация содержит задания разного уровня сложности на выявление функциональной грамотности школьников 8 класса. Позволяет готовить к международным исследованиям, ВПР, ОГЭ....

Кейс «Мёд – чудесный дар природы» на проверку функциональной грамотности

Работа на оценку функциональной грамотности в формате PISA....

Использование кейс-технологии на уроках французского языка как средство формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы

Использование новых образовательных технологий, в частности, кейс-метода в сочетании с традиционными формами обучения способствует оптимизации учебного процесса, позволяет продуктивнее усваивать пройд...

КЕЙС заданий формата PISA на формирование функциональной грамотности обучающихся «Рычаги в природе и в быту».

КЕЙС заданий формата PISA на формирование функциональной грамотности обучающихся «Рычаги в природе и в быту» подготовлен для учащихся 7-х классов. Возраст 14 лет. На выполнение работы даёт...

Кейсы-задания по формированию функциональной грамотности

20 кейсов с заданиями по 3-5 вопросов в каждом. Материал можно использовать на уроках математики (как часть устной работы), на внеурочных занятиях по формированию функциональной грамотности школьников...

Задания для проверки функциональной грамотности в курсе физики 9 класса

Задания для проверки функциональной грамотности в курсе физики 9 класса по теме " Колебания и волны"....

Диагностическая работа на проверку функциональной грамотности для учащихся 5 классов.

Диагностическая работа подготовлена в рамках комплексного исследования по оценке функциональной грамотности учащихся основной школы, проводимого Институтом стратегии развития образования РАО. Основным...