сценарий урока по теме "Определение" к учебнику «Математика, 5 класс» авторов Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон
план-конспект занятия по математике (5 класс)

сценарий урока по теме "Определение"  к учебнику «Математика, 5 класс» авторов Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон содержит коспект урока и электронное сопровождение на интерактивной доске.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx22.57 КБ
Binary Data doska.flipchart165.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Цель: формирование представления об определении, способности к чтению и записи определений

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности (1мин)

Доброе утро! Сегодняшний урок я хочу начать с высказывания французского писателя Анатоля Франса «Учиться можно весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».

Мне нравится, как вы поглощаете знания, и я надеюсь, что аппетит у вас не пропал!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

(5мин)

1. - Числа представлены в виде суммы разрядных слагаемых. Назовите эти числа:

100 + 2  10 + 23 (128)

2  100 + 22  10 + 23 (248)

3  100 + 6  10 + 23 (368)

22  10 + 23  10 + 23 (488)

– Что интересного вы можете сказать о полученном ряде чисел?

– Установите закономерность и продолжите ряд на три числа. (128; 248; 368; 488; 608; 728; 848.)

– Используя числа данного ряда, придумайте правильные и неправильные дроби. (работа в группах, выходим по одному и выписываем дроби. Группа следит за неповторяющимися записями. Кто больше!)

(5мин)

2. – Объясните смысл понятий «правильная дробь», «неправильная дробь». (Правильной дробью называют дробь, у которой числитель меньше знаменателя, а неправильной – дробь, у которой числитель больше или равен знаменателю.)

- Составьте  предложение из данных слов и словосочетаний которое будет определять понятие правильной дроби:

< доска>

– С помощью какого понятия вы объяснили, или, как еще говорят, определили понятие правильной дроби? (С помощью понятия неравенства.)

– Как можно назвать это предложение, в котором вы определяли какое –то понятие?  (Определение)

С какими предложениями мы сегодня будем работать? (с определениями)

Тема урока – «ОПРЕДЕЛЕНИЕ»

3. Индивидуальное задание.

(15мин)

- Cоставьте определение с помощью слов и словосочетаний:  <доска>

- Почему вы не смогли составить определение? (Мы не знаем, как строить определения, из чего они должны состоять)

- Какова же цель и тема сегодняшнего урока? (Определить правила, по которым надо строить определения)

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Вы раньше не встречались с определениями математических понятий? (Встречались и учили их.)

С какими определениями вы знакомы? (Разность чисел, правильная и неправильная дробь, степень числа, произведение чисел, …)

Откройте учебники на стр. 163 и рассмотрим таблички. Какое слово повторяется во всех утверждениях? (Называется.)

Рассмотрим каждое предложенное определение. (Для каждого определения задаём вопросы: какое понятие определяется; с помощью какого понятия)

Что такое определение? (Предложение, в котором разъясняется новое понятие с помощью старого понятия.)

Каковы же правила построения определения? Составим схему:

<Доска>

Составьте определение, поставив соответствующие вопросы и применив понятие определения.

(возвращаемся к слайду с квадратным корнем)

- Приведите примеры квадратного корня.

5. Первичное закрепление во внешней речи

(5 мин)

 826 – устно.

  1. Квадрат числа – произведение двух одинаковых множителей;
  2. Куб числа – произведение трёх одинаковых множителей;
  3. Двузначное число – число, состоящее из десятков и единиц;
  4. Неправильная дробь – дробь, у которой числитель меньше знаменателя;
  5. Километр – единица длины, которая используется при измерении больших расстояний;
  6. Метр – единица измерения длины, равная 100 см;
  7. Час – единица измерения времени;
  8. Минута – единица измерения времени.

6. Самостоятельная работа с проверкой (документ-камера)

(10 мин)

Работа в группах:

Составьте определения, сделайте чертежи:

  1. Параллельными; две прямые;  они ; если;  называются; не имеют;  общих точек.
  2. Называются; две пересекающиеся прямые;  перпендикулярными; четыре прямых угла; они образуют; если.

Составьте определения, сделайте чертежи:

  1. Называется; треугольник; равносторонним; все его стороны; если; имеют одинаковую длину.
  2. Равнобедренным; если; хотя бы две из его сторон; треугольник; имеют одинаковую длину; называется.

Составьте определения, сделайте чертежи:

  1. Соединяющий центр окружности; называется; с какой-либо ее точкой; отрезок; радиусом окружности.
  2. Отрезок; хордой; называется;  соединяющий две точки окружности.

7. Рефлексия деятельности на уроке

(5 мин)

- Какое понятие мы сегодня разбирали? (Что такое определение.)

Зачем нужны определения? (С помощью определение разъясняются новые слова.)

Какое важное условие должно выполняться при построении определения? (Новые понятия должны разъясняться с помощью старых уже ранее определённых понятий.)

- как можно еще отработать и закрепить знания по этой теме? (Домашнее задание)

Дома: №850, №821 (на смекалку, по выбору)

Проанализируйте свою деятельность на уроке и дайте своей работе оценку. (Лесенка успеха) <Доска>


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по математике для 6 класса по учебнику "Математика-6"( Авторы: Г.В.Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.)

Математика-65 ч. в неделюВсего за год: 170 ч. 1.     Обыкновенные дроби.-20 ч.2.     Прямые на плоскости и в пространстве.-6ч.3....

Урок по математике в 6 классе по теме "Сравнение обыкновенных дробей"по учебнику Математика 6, автор: Н. Я. Виленкин и др.

Материал содержит подробный конспект урока по математике в 6 классе "Сравнение обыкновенных дробей" по учебнику : Математика6 , автор: Н.Я. Виленкин....

Учебник математика 5 клаcc Г. В. Дорофеева.Программа и планирование.

Рабочая учебная программа курса «Математика» для 5 классов основной общеобразовательной школы составлена на основе:1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образова...

Рабочая программа по математике для 6 класса. Учебник "Математика-6". Автор Г.В. Дорофеев, И.В. Шарыгин и др.

Содержание рабочей программы позволяет достичь планируемых результатов обучения, предуссмотренных ФГОС основного общего образования....