Дополнительная общеобразовательная программа " Математика плюс"
рабочая программа по математике (5 класс)

Самигуллина Ирина Анaтольевна

Дополнительная общеразвивающая программа  " Математика плюс", расчитана на возраст 11 - 12 лет, срок реализации программы 1 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop._progr._matematika.docx45.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа  №  10» города Когалыма

 (МАОУ «СОШ № 10»)

Принята на заседании методического совета

от «31» августа 2020г.

Утверждаю

Директор МАОУ СОШ №10

________________Антонов А.В.

«___»_______________2020г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Математика ПЛЮС»

направленность: социально -гуманитарная

Уровень: стартовый

Возраст обучающихся:11-12 лет

Срок реализации: 1 год

                                  Составитель:

Самигуллина Ирина Анатольевна,

                        учитель математики

г. Когалым, 2020 г

Пояснительная записка

Данный структурный элемент Программы

содержит основные характеристики Программы:

 Нормативно-правовые основания

 федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской

Федерации» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ);

 приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении

порядка организации и осуществления образовательной деятельности по

дополнительным общеобразовательным программам»;

 Концепция развития дополнительного образования, утвержденная

распоряжением правительства Российской Федерации детей от 04.09.2014 № 1726-р;

 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации режима работы образовательных организаций дополнительного

образования детей (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН2.4.4.3172-14);

 письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от

18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

Направленность программы «Математика +»  — социально-гуманитарная

Актуальность: практическая значимость данной программы выражается в том, что рассмотрение вопроса решения текстовых задач не выделено в отдельные блоки учебного материала. Решение задач встречается в разных темах, и не указываются основные общие способы их решения, как правило, не выделяются одинаковые взаимосвязи между компонентами задачи.

Новизна в решении задач предложен новый оригинальный метод ее решения

Педагогическая целесообразность разработки и внедрения данной образовательной программы обусловлена тем, что курс содержит различные виды арифметических задач. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических задач.

.

Отличительной особенностью данной программы является ее практическая значимость во всех предметных областях образовательного процесса, с помощью арифметических способов решения текстовых задач развивается умение анализировать задачные ситуации, строить план решения с учётом взаимосвязей между известными и неизвестными величинами (с учётом типа задачи), истолковывать результат каждого действия в рамках условия задачи, проверять правильность решения с помощью обратной задачи, то есть формулировать и развивать важные общеучебные умения.

Цель дополнительной образовательной программы «Решение практических задач по математике» - использование алгоритмов, таблиц, рисунков, общих приемов дает возможность ликвидировать у большей части учащихся страх перед текстовой задачей, научить распознавать типы задач и правильно выбирать прием решения.

        

Задачи программы:

в направлении личностного развития:

  • формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

в метапредметном направлении:

  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

Адресат программы:  учащиеся в возрасте 11-12 лет, количество в группе 5 или 10 обучающихся

Уровень программы  – стартовый, 1 год

Срок реализации программы: 56 часов

Форма обучения–очная

Формы занятий – групповая, индивидуальная.

Режим занятий: расписание занятий кружка строится из расчета  28 учебных недель в год, два занятия в неделю поодному академическому часу, всего 56 занятий в год.  Образовательный процесс  происходит в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями учащихся, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.Занятия проводимые в один день продолжительностью два академических часа и перерывом 10 минут.

Форма занятий– групповая.

2. Учебный план

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

1

1

Нумерация натуральных чисел

3

3

Проверочная работа

Числа великаны и малютки

1

1

Интересные приемы устного счета

2

2

Задачи на все действия с натуральными числами

4

4

Практическая работа

Упражнения с многозначными числами

3

3

Задачи на движение

6

1

5

Составление задач на движение.

Задачи на площадь и объем.

5

5

Практическая работа

Задачи на движение по воде

4

4

Практическая работа

Упражнения с обыкновенными дробями (с одинаковыми и разными знаменателями)

4

4

  • Геометрические задачи

3

3

  • Задачи на проценты

3

3

  • Задачи со спичками

1

1

  • Упражнение с дробями

4

4

  • Комбинаторные задачи

3

3

  • Решение уравнений

4

4

  • Упрощение выражений

5

5

  • итого

56

2

54

3. Содержание программы

1. Тема. Вводное занятие: На первом вводном занятии руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения в кружке, противопожарный инструктаж учащихся. В конце занятия – решение занимательных задач.

2 Тема Нумерация натуральных чисел

Содержание

Решение  заданий связанных на нумерацию натуральных чисел, включающие также нестандартные задания не требующие дополнительных сведений по математике

3. Тема Числа великаны и малютки

 Содержание

Открытие нуля. Мы живем в мире больших чисел. Числа великаны. Названия больших чисел. Числа малютки. Решение задач с большими и малыми числами.

4 Тема «Интересные приемы устного счета»

   Содержание

Знакомство с интересными приемами устного счета, применение рациональных способов решения математических выражений        

5. Тема «Задачи на все действия с натуральными числами»

   Содержание

Решение задач на все действия с натуральными числами

6. Тема «Упражнения с многозначными числами»

Содержание

Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

7. Тема «Задачи на движение»

Содержание

Основные понятия (скорость, время, расстояние) и формулы, по которым они находятся. Задачи на “одновременное” движение. Задачи на движение в одном направлении. Задачи на движение в разных направлениях

8. Тема «Задачи на площадь и объем »

Содержание

Задачи на площадь и объем (прямоугольника, квадрата, куба, параллелепипеда), практическое задания склеить прямоугольный параллелепипед и найти его площадь и объем.

9. Тема «Задачи на движение по воде»

Содержание

Задачи на движение по воде (по течению и против течения).

10. Тема «Упражнения с обыкновенными дробями (с одинаковыми и разными знаменателями)»

Содержание

Решение примеров с обыкновенными дробями (с одинаковыми и разными знаменателями) на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

11. Тема «Геометрические задачи»

Содержание

Задачи на разрезание. Рисование фигур на клетчатой бумаге. Разрезание фигур на равные части.

12. Тема «Задачи на проценты»

Содержание

Решение задач на проценты, нахождение процента от числа.

13. Тема «Задачи со спичками»

Содержание

Решение занимательных задач со спичками

14. Тема «Упражнение с дробями»

Содержание

Решение примеров с обыкновенными дробями и десятичными дробями на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

15. Тема «Комбинаторные задачи»

Содержание

Решение простейших комбинаторных задач

16. Тема «Решение уравнений»

Содержание

Способы решения уравнений различных сложностей.

17. Тема «Упрощение выражений»

Содержание

Решение заданий на упрощение выражений содержащих переменную, нахождение значений, упрощение с помощью свойств сложения, вычитания , умножения и деления

4.Планируемые (ожидаемые) результаты

Личностными результатами  реализации программы станет формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, а так же формирование и развитие универсальных учебных умений самостоятельно определять,  высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая  самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

Метапредметными результатами реализации программы станет формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных  сфер человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи.
  • Отбирать необходимые для решения  задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, учиться договариваться.

Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для математического развития, формирование  механизмов мышления, характерных для математической деятельности, а именно:

  • познакомиться со способами решения нестандартных задач по математике;
  • познакомиться с нестандартными методами решения различных математических задач;
  • освоить логические приемы, применяемые при решении задач;
  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию
  • расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими учебными дисциплинами и областями жизни;
  •  познакомиться с новыми разделами математики, их элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этих областях;
  • приобрести опыт самостоятельной деятельности по решению учебных задач;

5.Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы

Формы подведения итогов реализации программы: текущий, промежуточный и итоговый.

Средства контроля: устная проверка, тестирование, контрольные упражнения, выполнение технических и тактических приемов.

 Формы контроля

  1. Проверочные работы
  2. Практические занятия
  3. Тесты
  1. Методические материалы
  • Познавательный  (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения материалов);
  • Контрольный метод  (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий)
  • Метод наглядности
  • Метод практического обучения
  • Метод иллюстраций
  • Групповая работа (используется при решении геометрических задачи задач со спичками)

Формы организации учебных занятий

  • урок-консультация;
  • практикум;
  • урок проверки и коррекции знаний и умений.
  • соревнование;

      Используются следующие педагогические технологии:

           Информационно – коммуникационные, игровые, здоровьесберегающие,        коммуникативные.

7.Организационно – педагогические условия реализации Программы

7.1. Календарный учебный график

Дата начала и окончания учебных периодов

Количество учебных недель и (или) количество учебных дней

Продолжительность каникул

Сроки контрольных процедур

01.09.2020 – 31.05.2021

35 недель и 245 дней

26.10 – 7.11.2020

 с 19 по 24.12.2020

с 15 по 20.05.2021

7.2. Материально – технические условия реализации программы

Технические средства

Компьютер, проектор, экран.

7.3. Кадровое обеспечение реализации программы

Программу реализует педагогический работник (педагог дополнительного образования, учитель), имеющий среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлению, соответствующему направлению данной дополнительной общеразвивающей программы) и отвечающий квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональным стандартам.

К реализации программы возможно привлечение лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" в случае рекомендации аттестационной комиссии и соблюдения требований, предусмотренных квалификационными справочниками.

7.4. Список литературы

  1. Задачи на смекалку 6 класс: И. Ф. Шарыгин пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/- М.: Просвещение, 2013
  2. Сборник практических задач по математике. 6 класс. – 2-е изд, перераб. – М.: ВАКО, 2015
  3. .Фарков  А.В. Внеклассная работа по математике.5-11 классы М.: Айрис-пресс, 2008
  4. Ю.В.Щербакова. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях. 5-8 классы. М.: Глобус.2008.
  5. Екимова М.А., Кукин Г.П. задачи на разрезание. – М.: МЦНМО, 2005
  6. Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К. Как решают нестандартные задачи. – М.: МЦНМО, 2015

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Репетитор" (За страницами учебника математики)

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся 8-12 лет и рассчитана на два года обучения....

Дополнительная общеобразовательная ПРОГРАММА по курсу «За страницами учебника математики»

Региональный предмет «Практикум по решению задач по математике (10 класс) –составная часть математической подготовки учащихся средней школы. Он направлен на повышение как мировоззренческой, так и обще...

Дополнительная общеобразовательная программа по курсу «Практикум по решению задач по математике» для 10 класса

Региональный предмет «Практикум по решению задач по математике (10 класс) –составная часть математической подготовки учащихся средней школы. Он направлен на повышение как мировоззренческой, так и обще...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Математика плюс: решаем, исследуем, проектируем"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Математика плюс: решаем, исследуем, проектируем". Срок реализации программы: 2 года. Возраст детей: 14-16 лет. Цель програм...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ В 9 КЛАССЕ»

Дополнительная общеобразовательная программаестественнонаучной направленности«ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ В 9 КЛАССЕ»...