Использование ЭОР в процессе обучения математике
статья по математике
Электронные средства становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ЭОР в процессе обучения математике
Говоря о месте электронных ресурсов в учебно-воспитательном процессе,
необходимо учитывать особенности современного состояния образовательной системы, в которой соседствуют различные формы обучения, в том числе и комбинированные, а для них очень важно соответствующее методическое обеспечение самостоятельной работы. В соответствии с этим естественно требование, чтобы структура и способ представления учебно-методических материалов в электронном виде не только могли, но и должны были бы легко варьировать в зависимости от конкретной формы их использования. В конечном счете, необходимо обеспечить доступ к большему объему учебно-методических ресурсов для максимально возможного числа пользователей, а также поддержку индивидуального подхода и активных методов обучения и обратной связи.
Перечислим основные требования, предъявляемые к электронным ресурсам:
1. Педагогические/ Общедидактические требования (дидактические
принципы; методические требования; обоснование выбора тематики учебного курса; проверка на педагогическую целесообразность использования и эффективность применения);
2. Технические требования;
3. Эргономические требования;
4. Эстетические требования.
Общедидактические принципы ЭОР
Как и в традиционном обучении, современные ЭОР базируются на
известных дидактических принципах и правилах:
1. Наглядность. В педагогической психологии выделяются основные
способы обучения или познания окружающего мира: зрение, слух, абстрактное мышление. Зрение и слух являются наиболее информативными и, соответственно, важнейшими и наиболее эффективными при обучении. Именно на использовании этих важнейших моделей восприятия информации построена наглядность обучения, позволяя собрать максимум наглядности в виде аудио-, фото-, видео - и других видов мультимедийной информации, что активизирует внимание, оживляет восприятие;
2. Интерактивность. Во время занятий учащийся должен выполнить
ряд интерактивных действий: просмотр и прослушивание учебного материала, навигацию по элементам контента, их копирование, обращение к справочной системе, отвечать на контрольные вопросы по ходу урока, что способствует повышению эффективности сознания и памяти;
3. Практическая ориентированность. По всем разделам и учебным
модулям представлен мощный блок учебных модулей практической
направленности - практические задания, учебные задачи, тестовые вопросы,
лабораторные работы, которые становятся универсальным тренингом для
учащегося;
4. Доступность. Методика изложения материала (от простого к сложному, от понятий к логике, от знаний к компетенции) доступна для восприятия и позволяет осуществлять обучение, как с помощью учителя (или родителя), так и самостоятельно;
5. Научность изложения материала. Содержание курса опирается на
новейшие представления наук, которые в нем интегрированы, включая ИКТ,
как базиса новых образовательных технологий;
6. Последовательность изложения. Логика содержания курса
позволяет вести преподавание или самообучение как последовательное,
опережающее или повторяющее. Диалоговый интерфейс, система ссылок
позволит инициировать любое обращение по пройденной или по последующей учебной информации, а также к любой справочной и энциклопедической информации;
7. Модульность и вариативность изложения. Материал разбит на
учебные модули (в основе модулей - темы) и микромодули (в основе
микромодулей - понятия). Модульность позволяет выстраивать преподавание и обучение индивидуально, вариативно, а также в зависимости от решаемых задач обучения.
8. Весь понятийный материал учебного курса, за исключением
справочной информации должен быть представлен в мультимедийной форме и озвучен диктором. Иначе говоря, ЭОР представлять собой достаточно
эффективный механизм, способствующий более быстрому запоминанию
материала, благодаря активации зрительной, слуховой и моторной памяти.
Впрочем, тестовое содержание лекций должно быть также доступно
учащемуся.
9. Методические требования предполагают необходимость: учитывать
своеобразие и особенности конкретного учебного предмета; предусматривать
специфику соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности
методов исследования ее закономерностей; реализации современных методов
обработки информации.
10. Технические требования к программным средствам учебного
назначения (ПС УН). Для эффективного использования ПС УН в учебно-воспитательном процессе важно не только его содержание, но и технические
параметры.
Основные технические требования при этом таковы:
1. Наличие упрощенного варианта (например, возможность работы с
отключенными рисунками);
2. Скорость загрузки («легкость» в Мбайтах текста и графики,
оптимальный объем).
3. Доступность с различных моделей ПК, в любое время, простота
навигации, возможность доступа через информационно-поисковые системы;
4. Высокая степень интерактивности;
5. Использование оптимального и современного инструментария для
создания;
6. Качественность программной реализации, включая поведение при
запуске параллельных приложений, скорость ответа на запросы, корректность работы с периферийными устройствами.
7. Адекватность использования средств мультимедиа, оригинальность и
качество мультимедиа-компонентов;
8. Обеспечение устойчивости к ошибочным и некорректным действиям
пользователя.
Эргономические требования к содержанию и оформлению электронных
ресурсов обусловливают необходимость:
1. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся,
различные типы организации деятельности, различные типы мышления,
закономерности восстановления интеллектуальной и эмоциональной
работоспособности;
2. Обеспечивать повышение уровня мотивации обучения, положительные
стимулы при взаимодействии обучаемого с электронным ресурсом;
3. Устанавливать требования к изображению информации (цветовая
гамма, разборчивость, четкость изображения), к эффективности считывания
изображения, к расположению текста на экране.
Эстетические требования устанавливают: соответствие эстетического
оформления функциональному назначению ресурса; соответствие цветового
колорита назначению и эргономическим требованиям; упорядоченность и
выразительность графических и изобразительных элементов.
Литература:
- Требования к созданию и применению электронных образовательных ресурсов URL: https://studfiles.net/preview/1621612/page:3/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ в процессе обучения математики
Методический материал представлен в виде презентации, где показоно как я исспользую ИКТ в процессе обучения учащихся...
: «Использование современных образовательных технологий в процессе обучения математики как средство познавательной активности школьников»
Обобщение опыта работы...
«Использование информационно- коммуникационных технологий в процессе обучения математики»
Необходима такая педагогическая модель, которая бы соответствовала информационным потребностям и веяниям нового времени. Нужно перестроить материал своего предмета так, чтобы обучающиеся в условиях ис...
Исследовательская работа на тему: "Использование ИКТ в процессе обучения математики"
Использования ИКТ в процессе обучения математики. Методические рекомендации по применению ИКТ....
Мастер-класс по теме «Использование ИКТ в процессе обучения математики»
Сегодня каждый педагог понимает, что без использования ИКТ нельзя говорить об образовании XXI века. Компьютер помогает нам индивидуализировать процесс обучения, повысить мотивацию к из...
Организация использования ИКТ в процессе обучения математике
Организация использования ИКТ в процессе обучения математике...
Выступление на районном методическом объединении учителей математики. Использование ЭОР «ЯКласс» в процессе обучения математике.
Использование ЭОР «ЯКласс» в процессе обучения математике как средство повышения качества образования и мотивации учащихся...