Урок математики 5 класс "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Решение уравнений"
учебно-методический материал по математике (5 класс)

Зангирова Ксения Николаевна

видео урока математики в 5 класса. Тема "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Решение уравнений". Урок разработан в рамках участия в конкурсе "Учитель года 2021".

Материалы в архиве:

1. Видео урока по ссылке

https://dnevnikru-my.sharepoint.com/:v:/g/personal...

2. Технологическая карта урока математики

3. Раздаточный материал

4. Презентация к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс 5Д

Тема: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Решение уравнений

Цель: формирование навыков сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; способствовать развитию математической грамотности; оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе.

Универсальные учебные действия: личностные – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; регулятивные – умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке, работать коллективно по составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение; коммуникативные – умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им; познавательные – умение ориентироваться в своей системе знаний.

Планируемый образовательный результат: знать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, уметь безошибочно выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, уметь решать уравнения (на основе зависимости компонентов).

Основные понятия: сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, уравнения.

Ресурсы: презентация, раздаточный материал

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

этап

Деятельность учителя/ задания урока

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный  (1мин)

Добрый день.  Проверьте свою готовность к уроку. Присаживайтесь. Откройте тетради, запишите дату и «классная работа»

Перед Вами «Карта урока». В ходе урока Вы будете решать задания, в графу «Отметка о выполнении» поставить «+», если задание выполнено полностью верно; «-» - если задание выполнено не верно.  На уроке Вы будете не только решать задания, но и оценивать собственную деятельность. Отметка за урок будет выставлена с учетом заполнения данной карты.

Приветствуют учителя. Открывают тетради, записывают дату и тему урока

Мотивационный. Актуализация знаний

(5 мин)

Вспомните, какую тему мы с Вами изучаем.

Как сложить (вычесть) с одинаковыми знаменателями?

Чтобы узнать тему урока, я предлагаю Вам отгадать кроссворд, по вертикали выделено кодовое слово сегодняшнего урока. (задаются вопросы кроссворда)

Сформулируйте тему и цель урока.

Вспомним правила решения уравнений.

Соотнесите определение с определяемым понятием, используя стрелки.

Называют тему, которую изучают.

Говорят правила.

Отгадывают кроссворд, называют кодовое слово.

Формулируют тему и цель урока.

Выполняют задание на соотнесение.

познавательные – умение ориентироваться в своей системе знаний

Решение задач

1з – 2 мин

2 з – 5 мин

3з – 3 мин

Физминутка – 1 мин

4з – 4 мин

5з – 5 мин

6з – 10 мин

1 задание. Найди ошибку. На экране представлено решение уравнения. Найдите ошибку и объясните почему.

2 задание. Решите уравнение, выбрав одно из предложенных. (Проверка решения)

В каких заданиях мы можем еще встретить уравнение?

Давайте вспомним алгоритм решения задачи с помощью уравнения.

3 задание. Собрать алгоритм. Расставьте в верной последовательности алгоритм решения задачи на уравнение.

Физминутка

4 задание. Составить уравнение по краткой записи.  Работа в парах над составлением уравнения. (Каждому ряду дана своя схема)

5 задание. Заполни пропуски в решении задачи с помощью уравнения

6 задание. Решить задачу, составив по условию задачи уравнение.

Выполняют предложенные задания.

личностные – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; регулятивные – умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке, работать коллективно по составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение; коммуникативные – умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

познавательные – умение ориентироваться в своей системе знаний.

Рефлексия. Подведение итогов (2 мин)

При подведении итогов урока заполните таблицу «Знаю – хочу узнать», поставив «+» напротив предложения в соответствующую колонку

Сколько знаков «+» Вы поставили в колонку «знаю», «хочу узнать»

Блиц-опрос

Подведем итог тому, что сегодня повторяли на уроке:

  1. Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями
  2. Как вычесть дроби с одинаковыми знаменателями
  3. Как найти неизвестное слагаемое
  4. Как найти неизвестное уменьшаемое
  5. Как найти неизвестное вычитаемое

Расшифруй слово

Заполняют таблицу, отвечают на вопросы учителя.

личностные – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

регулятивные – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Домашнее задание (1   мин)

Выполните дз, осуществив выбор

  1. Решите задачу из Яндекс.Учебника
  2. Решите уравнения по ссылке в интерактивной тетради Skysmart.
  3. Составьте задачу, которую можно решить уравнением и запишите ее решение.

Записывают дз


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики 5 класс

Слайд 2

Карта урока

Слайд 3

1 2 3 4 5 6 7

Слайд 4

у м е н ь ш а е м о е д р о б ь з н а м е н а т е л ь в ы ч и т а н и е р а з н о с т ь с л о ж е н и е н ч и с л и т е л ь е

Слайд 5

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Решение уравнений

Слайд 6

Определение Определяемое понятие Чтобы найти ___________, надо из суммы вычесть известное слагаемое Уменьшаемое Чтобы найти __________, надо к разности прибавить вычитаемое Уравнение Равенство, содержащее неизвестное Слагаемое Чтобы найти ______, надо из уменьшаемого вычесть разность Корень уравнение Значение неизвестного, при подстановке которого в уравнение получаем верное числовое равенство. Вычитаемое

Слайд 7

Найди ошибку

Слайд 8

Решите уравнение (одно на выбор)

Слайд 9

Проверка Ответ: Ответ:

Слайд 10

Проверка Ответ:

Слайд 11

Составьте алгоритм Прочитать задачу Составить уравнение Истолковать результат в соответствии с условием задачи. Составить краткую запись по условию задачи. Определить, что необходимо взять за x . Решить уравнение. Записать ответ.

Слайд 12

Составьте алгоритм Прочитать задачу Составить краткую запись по условию задачи. Определить, что необходимо взять за x . Составить уравнение Решить уравнение. Истолковать результат в соответствии с условием задачи. Записать ответ.

Слайд 13

Составьте уравнение по условию задачи

Слайд 15

Заполни пропуски На родительском собрании класса родителями было решено пойти в поход на г. Азов. Решили сходить в субботу. Выйти от школы в 9 часов утра. В поход собрались 9 мальчиков и 8 девочек класса. За первые 30 минут прошли всего пути, за следующие 30 минут еще некоторую часть путь. Оказалось, что за час было пройдено всего пути. Какая часть пути была пройдена за вторые 30 минут? Первые 30 мин - Вторые 30 мин - ?

Слайд 16

Пусть x – часть пути, которую школьники прошли за вторые 30 минут. Тогда всего они прошли По условию задачи известно, что за час они прошли пути. Составим уравнение пути прошли школьники за вторые 30 минут. Ответ: пути прошли школьники за вторые 30 минут.

Слайд 17

Решите задачу, составив уравнение Осенью мы с классом посетили природный парк в Нижнесергинском районе «Оленьи ручьи». Весь путь до парка составил 140 км, на весь путь потратили 2 часа 20 минут. За первый час мы проехали всего пути. За 1 час 20 минут – оставшийся путь. Какую часть пути мы проехали за 1 час 20 минут? Сколько километров составляет вторая часть пути?

Слайд 19

«Знаю – хочу узнать» Знаю Хочу узнать Сложение дробей с одинаковыми знаменателями Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями Нахождение неизвестного слагаемого Дробную черту можно заменить знаком «деление» Нахождение неизвестного уменьшаемого Выделение целой части из неправильной дроби Нахождение неизвестного вычитаемого Представление смешанного числа в неправильную дробь Сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми числителями Сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями

Слайд 20

М О Л Ц Д Ы М О Л Ц Д Ы

Слайд 21

Домашнее задание Решите задачу из Яндекс.Учебника Решите уравнения по ссылке в интерактивной тетради Skysmart : https:// edu.skysmart.ru/student/tiguvikito Составьте задачу, которую можно решить уравнением и запишите ее решение.



Предварительный просмотр:

Задания для урока

Кроссворд

1

2

3

4

5

6

7

у

м

е

н

ь

ш

а

е

м

о

е

д

р

о

б

ь

з

н

а

м

е

н

а

т

е

л

ь

в

ы

ч

и

т

а

н

и

е

р

а

з

н

о

с

т

ь

с

л

о

ж

е

н

и

е

н

ч

и

с

л

и

т

е

л

ь

е

Вопросы:

  1. Как называются  компонент действия, из которого вычитают?
  2. Запись вида  называется…
  3. Число, которое показывает, на сколько частей разделили целое.
  4. С помощью какого арифметического действия можно найти, на сколько одно число больше другого?
  5. Результат вычитания.
  6. Результатом какого арифметического действия является значение суммы.
  7. Число, которое показывает, сколько равных частей от целого взяли.

Соотнесите определение и определяемое понятие

Определение

Определяемое понятие

Чтобы найти ___________, надо из суммы вычесть известное слагаемое

Уменьшаемое

Чтобы найти __________, надо к разности прибавить вычитаемое

Уравнение

Равенство, содержащее неизвестное

Слагаемое

Чтобы найти ______, надо из уменьшаемого вычесть разность

Корень уравнение

Значение неизвестного, при подстановке которого в уравнение получаем верное числовое равенство.

Вычитаемое

1 задание. Найди ошибку

 

 

 

2 задание. Решите уравнение (выбор)

 

 

 

3 задание. Собрать алгоритм

  1. Прочитать задачу
  2. Составить уравнение
  3. Истолковать результат в соответствии с условием задачи.
  4. Составить краткую запись по условию задачи.
  5. Определить, что необходимо взять за x.
  6. Решить уравнение.
  7. Записать ответ.

(1,4,5,2,6,3,7)

4 задание. Составьте уравнение по условию задачи

5 задание. Заполни пропуски.

На родительском собрании класса родителями было решено пойти в поход на г. Азов. Решили сходить в субботу. Выйти от школы в 9 часов утра. В поход собрались 9 мальчиков и 8 девочек класса. За первые 30 минут прошли  всего пути, за следующие 30 минут еще некоторую часть путь. Оказалось, что за час было пройдено   всего пути. Какая часть пути была пройдена за вторые 30 минут?

Первые 30 мин -

Вторые 30 мин - ?  

Пусть   x – часть пути, которую школьники прошли за вторые  30 минут.

Тогда всего они прошли

По условию задачи известно, что за час они прошли  пути. Составим уравнение

 

 

 

 пути прошли школьники за вторые 30 минут.

Ответ:  пути прошли школьники за вторые 30 минут.

6 задание. Решите задачу, составив уравнение.

Осенью мы с классом посетили природный парк в Нижнесергинсокм районе «Оленьи ручьи». Весь путь до парка составил 140 км, на весь путь потратили 2 часа 20 минут. За первый час мы проехали  всего пути. За 1 час 20 минут – оставшийся путь. Какую часть пути мы проехали за 1 час 20 минут? Сколько километров составляет вторая часть пути?


Рефлексия.

Знаю

Хочу узнать

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями

Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Нахождение неизвестного слагаемого

Дробную черту можно заменить знаком «деление»

Нахождение неизвестного уменьшаемого

Выделение целой части из неправильной дроби

Нахождение неизвестного вычитаемого

Представление смешанного числа в неправильную дробь

Сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми числителями

Сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Цель урока: научить складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями...

Конспект урока математики "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями", 7 класс

Конспект урока математики в 7 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"....

Заготовка для интерактивной доски к уроку в 5 классе по теме: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Решение задач"

Данная заготовка предназначена для использования на уроке интерактивной доски TRUMPH BOARD. Исользуется на этапе повторения, устного счета, самопроверке,физкультминутке. Также содержит  ребус, со...

урок математики в 5 классе (фрагмент) "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Сравнение дробей"

Урок с элементами игры, групповая технология. используются оценочные листы. Также имеется самоанализ урока....

Открытый урок по математике "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Открытый урок по математике для учеников 6 класса, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе на тему: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"...