разработка урока математики для 5 класса "Геометрическая мастерская"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Жежеря Светлана Васильевна

РАЗРАБОТКА

УРОКА МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ТЕХНОЛОГИИ «ФРАНЦУЗСКИЕ ДЕМАРШИ» И «ТРИЗ»

В 5 КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА: «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ И ИХ СВОЙСТВА» ("ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ")

Данный урок дает возможность систематизировать сведения о геометрических фигурах, пространстве и размерностях геометрических фигур, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий и идей; продолжить развитие познавательных способностей учащихся и  логического мышления посредством  элементов технологий «французские демарши» и «ТРИЗ».

Основой «ТРИЗ» - технологии, как и современного образования в целом, является формирование «сильного мышления». Основные характеристики «сильного мышления», которые  развиваются в ходе решения разнообразных задач на данном уроке, это:

  • умение выделять существенные признаки математических объектов;
  • умение строить классификационные системы;
  • умение представлять объект в разных моделях, то есть смотреть под разными углами зрения, в разных контекстах;
  • умение воспринимать геометрические фигуры системно, учитывать взаимосвязь их элементов.

На уроке используются также элементы технологии «французские демарши»: учащиеся работают над поставленными задачами в «мастерских», распределяя между собой обязанности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geometricheskaya_masterskaya.docx59.57 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ лицей № 35 им. В.В. Буткова г. Калининграда

РАЗРАБОТКА

УРОКА МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ТЕХНОЛОГИИ «ФРАНЦУЗСКИЕ ДЕМАРШИ» И «ТРИЗ»

В 5 КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА: «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ И ИХ СВОЙСТВА»

(«ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»)

Учитель высшей категории:

Жежеря С.В.

г. Калининград, 2010 год

Пояснительная записка:

В 5 классе происходит накопление простейших геометрических представлений у учащихся, овладение элементарными навыками использования линейки, циркуля, чертежного угольника, транспортира, ознакомление с некоторыми геометрическими терминами. Происходят первые попытки отыскания “названия” некоторым геометрическим фигурам: треугольнику, четырехугольнику, углу.

И хотя обучение геометрии остается наглядным исходя из психологических особенностей детей этого возраста, но расширяется круг изучаемых геометрических фигур, и начинается целенаправленная работа по формированию навыков дедуктивного мышления. Особое внимание уделяется формулировкам выводов из наблюдений. Появляются простейшие дедуктивные умозаключения.

         Данный урок дает возможность систематизировать сведения о геометрических фигурах, пространстве и размерностях геометрических фигур, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий и идей; продолжить развитие познавательных способностей учащихся и  логического мышления посредством  элементов технологий «французские демарши» и «ТРИЗ».

Основой «ТРИЗ» - технологии, как и современного образования в целом, является формирование «сильного мышления». Основные характеристики «сильного мышления», которые  развиваются в ходе решения разнообразных задач на данном уроке, это:

  • умение выделять существенные признаки математических объектов;
  • умение строить классификационные системы;
  • умение представлять объект в разных моделях, то есть смотреть под разными углами зрения, в разных контекстах;
  • умение воспринимать геометрические фигуры системно, учитывать взаимосвязь их элементов.

На уроке используются также элементы технологии «французские демарши»: учащиеся работают над поставленными задачами в «мастерских», распределяя между собой обязанности.

Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания о геометрических фигурах, изученных в 5 классе. Построить классификацию этих фигур на основе их размерности. Рассмотреть решение нестандартных геометрических  задач.
  2. Развивать не только навык работы с плоскими фигурами, но и пространственное мышление учащихся.
  3. Воспитывать интерес к геометрии как разделу математики.

Ход урока:

Оформление: на доске выставка творческих работ учащихся (панно с использованием геометрических фигур и узоров), на столе выставка объёмных геометрических фигур, изготовленных учащимися (куб, параллелепипед, пирамиды, конус, одна из моделей – дом в виде параллелепипеда с пирамидальной крышей). Учащиеся сидят  группами вокруг трёх составленных столов.

Организационный момент: учитель называет тему урока, ставит перед учащимися цели, звучит эпиграф урока (слайд 2)

Актуализация опорных знаний (слайд 3):

Блиц-опрос:

  1. Какие геометрические фигуры вы уже знаете?
  2. Распределите названные фигуры на группы по усложнению их формы.
  3. Что общего у фигур, которые вы объединили в каждую из этих групп?
  4. Какая из фигур в каждой группе кажется вам непохожей на остальных, хотя обладает и общими с ними свойствами?

Обобщим теперь всё сказанное и построим «геометрическое дерево»

Затем 1 учащийся в форме рассказа  и передвижения фигур на интерактивной доске классифицирует их в зависимости от размерности (линейные, плоские, объёмные). Учащиеся делают соответствующие записи в тетрадях.

        Решение задач:

Учитель: Ребята, вы распределились на «мастерские». Теперь каждая мастерская получит своё задание и 10 минут на его обсуждение и выполнение. Можно пользоваться моделями, развёртками фигур, разрезать и склеивать, можно обратиться за помощью и консультацией к учителю. Координировать вашу работу будет выбранный вами «мастер». Итогом вашей работы будет отчёт о решении задач и рассказ о свойствах фигур вашей группы (попытаться дать определение и перечислить известные формулы для вычисления площадей и объёмов).

Названия «мастерских»: «Линия», «Квадрат», «Куб».

Затем учащиеся работают в группах, мастер распределяет задание: кто будет отвечать по теории, кто отвечать решение задач. Учитель направляет деятельность учащихся, переходя от группы к группе.

        

ЗАДАНИЕ ДЛЯ МАСТЕРСКОЙ «ЛИНИЯ»

Задача №1(слайд 4)

Вспомните обозначения  и характеристики простейших геометрических фигур: точек, прямых, отрезков и лучей. Запиши все фигуры, изображённые на рисунке.  Пересекаются ли какие-нибудь из них?

Отвечают 2 учащихся, один по теории, другой работает на интерактивной доске, используя  в меню «фигуры» «линию», строит  все возможные пересечения лучей, прямых, отрезков.

Задача №2(слайд 5)

Ремонт водителю не  помеха.


На участке дороги идет ремонт.
http://math-on-line.com/olympiada-edu/picture/zadacha-kenguru-34-geo-1.jpg

Водителям приходится объезжать этот участок по запасному пути, отмеченному на плане пунктиром.http://math-on-line.com/olympiada-edu/picture/zadacha-kenguru-34-geo-1a.jpg

На сколько километров увеличивает путь этот объезд?

(A)3 км;   (B) 5 км;  (C) 6 км;    (D) 10 км;   (Е)Невозможно определить

Задача на логическое мышление, взята из теста по курсу «Наглядная геометрия», готовит к выполнению подобных заданий в мониторинге. Отвечает слабый ученик с пояснением решения по чертежу на слайде.

Задача №3(слайд 6)

Сторона клеточки 1см. Сколько различных путей длины 8см,

идущих по сторонам клеточек, ведёт из точки А в точку В?

Задача на перебор возможных вариантов, взята из текста международной математической игры «Кенгуру».

Один учащийся поясняет решение по чертежу на интерактивной доске.

Завершает отчёт о работе первой мастерской «Конструктор»:

Учитель обращается к учащимся в мастерской «Линия» и ко всем учащимся:

Какие новые геометрические фигуры можно сконструировать из линейных фигур?

Какая линейная фигура не была использована при решении задач?

Какая линейная фигура не подходит для конструирования новых?

Участники других мастерских участвуют в обсуждении. Затем один из учащихся на интерактивной доске чертит многоугольник, угол, ломаную (слайд 7), используя  в меню «инструменты» «перо».

Выявляется общее свойство этих фигур: они имеют длину (кроме прямой).

Логическим продолжением этой работы становится отчёт второй мастерской «Квадрат». Речь пойдёт о многоугольниках (не только, как о фигурах из отрезков, но и как части плоскости) и круге. 

ЗАДАНИЕ  ДЛЯ  МАСТЕРСКОЙ «КВАДРАТ».

Задача №1(слайд 8)

На чертеже изображены  прямоугольник, прямоугольный треугольник, ромб и прямоугольная трапеция. Вопрос: для каждой фигуры на рисунке объясни, почему она лишняя? 

Задача формирует умение выделять общие и различительные признаки фигур. Один учащийся объясняет выводы по чертежу на интерактивной доске.

Задача №2(слайд 9)

Фигурка из двух одинаковых деталей


Какую из фигурок A – E нельзя составить из двух одинаковых деталей, изображенных справа?


Детали нельзя переворачивать тыльной стороной вверх.
http://math-on-line.com/olympiada-edu/picture/zadacha-kenguru-56-geo-2a.jpg

http://math-on-line.com/olympiada-edu/picture/zadacha-kenguru-56-geo-2ab.jpg

При работе над этой задачей учащиеся используют изображение фигур(справа вверху), вырезав их из бумажной заготовки и конструируя возможные варианты, приходят к правильному ответу. Задача развивает тактильную и зрительную память.

Задача №3(слайд 10)

Чему равна площадь заштрихованной части квадрата со стороной 6 см, если на его сторонах отложены отрезки по 2 см каждый.

                

        

Указание: вспомни, как находится площадь прямоугольного треугольника.

При  работе с этой задачей используются основные знания по курсу 5 класса: формула площади квадрата и прямоугольника, вывод формулы площади прямоугольного треугольника. Поэтому её решает сильный учащийся с записью на доске. Решение записывают все учащиеся. Задача взята из  текста международной математической игры «Кенгуру».

Завершает отчёт о работе второй мастерской также «Конструктор» (слайд 11):

Учитель снова обращается к учащимся в мастерской «Квадрат» и ко всем учащимся:

Какие новые геометрические фигуры можно сконструировать из плоских фигур?

Какая плоская фигура не была использована при решении задач?

Можно ли её использовать для конструирования новых фигур?

Отмечаются общие свойства плоских фигур: они имеют площадь.

Учащиеся подводятся к мысли о том, что из плоских фигур можно получить не только такие же плоские фигуры, но уже и объёмные: куб – поверхность из квадратов, цилиндр – два круга и боковая поверхность в виде прямоугольника, прямоугольный параллелепипед – из прямоугольников, конус – с использованием круга, пирамида – из треугольников и т.п. В беседе используются модели, изготовленные учащимися. В обсуждение включается третья «мастерская»  «Куб». Рассматриваются панно, изготовленные учащимися (примеры применения плоских фигур на практике).

Один из учащихся строит чертежи объёмных фигур на интерактивной доске используя  в меню «инструменты» «перо» и в меню «фигуры» «линию». Используются также другие средства («палитра», «ластик», команда «отменить») (слайд 11).

Затем третья мастерская  продолжает рассказ.

Задача №1 (слайд 13)

Где домик Пятачка?

http://math-on-line.com/olympiada-edu/picture/zadacha-kenguru-34-log-1.jpg

Домик Кролика нарисован 4 раза, а домик Пятачка только один раз.http://math-on-line.com/olympiada-edu/picture/zadacha-kenguru-34-log-1a.jpg

Где домик Пятачка?http://math-on-line.com/olympiada-edu/picture/zadacha-kenguru-34-log-1b.jpg

ЗАДАНИЕ ДЛЯ МАСТЕРСКОЙ  «КУБ»

Задача служит для развития пространственного мышления. Сначала вопрос обращается ко всем, после обсуждения один учащийся рассказывает ход своих рассуждений и даёт правильный ответ.

Задача №2 (слайд 12)

Размышляем над кубиком

http://math-on-line.com/olympiada-edu/picture/zadacha-kenguru-56-geo-1a.jpg


От кубика, склеенного из бумаги, отрезали уголок. http://math-on-line.com/olympiada-edu/picture/zadacha-kenguru-56-geo-1s.jpg

Этот кубик разрезали по некоторым ребрам, развернули и получили одну из фигурок A - E.

Какую?

        http://math-on-line.com/olympiada-edu/picture/zadacha-kenguru-56-geo-1ab.jpg        

Задача также служит для развития пространственного мышления. Это немаловажно, так как даже в 10 классе учащиеся испытывают с этим затруднения. При работе над этой задачей учащиеся используют развёртку куба и моделируют условие задачи на реальных объектах.

Затем один учащийся рассказывает о работе группы и даёт правильный ответ.

Задача №3 (слайд 14-15)

Сколько кубиков с ребром 2 см поместится внутри прямоугольного параллелепипеда длиной 5см, шириной 6см, высотой 4см?

        4

6

5

Когда учащимся сообщается, что задача взята из текста ЕГЭ для 11 класса, это вызывает бурный интерес. На уроке учащиеся 5 класса подходят к решению задачи неверно (как и некоторые 11-классники): находится весь объём параллелепипеда и делится на объём кубика. Предлагается подумать над решением задачи дома.

Итог урока (слайд 16): Учащиеся ещё раз классифицируют геометрические фигуры и называют их общие характеристики.

Домашнее задание: кроме задачи №3 каждый получает текст теста из 5 заданий, взятых из демоверсий тестов по математике для 5 класса (геометрического содержания).        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока математики учителя Ломоновой Ольги Александровны, г. Кемерово, учитель математики Тема: «Показательная функция»

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний умений и навыков с элементами дидактической игры. Цели и задачи: дидактическая (обучающая): - обобщение и закрепление изученного материала по теме «По...

Метод.разработка урока математики "Математика в отделочных строительных работах"

Материал методической разработки  сформирован так, что обучение учащихся, актуализация школьных знаний проходит по индуктивному методу «от простого к сложному». Преподаватель выстраивает свою раб...

Методическая разработка урока математики 6 кл, Т.А. Казанцева, учитель математики МАОУ гимназия №13 г. Томска. «СРАВНЕНИЕ, СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ».

Цели деятельности педагога: используя правило нахождения наименьшего общего знаменателя и приведения к общему знаменателю, подвести к выводу правила сравнения дробей, сложения и вычитания дробей с раз...

Разработка урока математики в 6 классе по теме: «О вреде курения языком математики»

Разработка урока математики в 6 классе по теме:«О вреде курения языком математики»Цели: Образовательная: отработка практических умений и навыков нахождения дроби от числа и числа по е...

Методическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений» Урок математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»

Тип урока: введение новых знаний. Цели:Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение ясно и точно излагать свои мысли.Метапредметные: умение понимать и испол...