разработка урока математики для 5 класса "Геометрическая мастерская"
план-конспект урока по математике (5 класс)
РАЗРАБОТКА
УРОКА МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ТЕХНОЛОГИИ «ФРАНЦУЗСКИЕ ДЕМАРШИ» И «ТРИЗ»
В 5 КЛАССЕ
ТЕМА УРОКА: «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ И ИХ СВОЙСТВА» ("ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ")
Данный урок дает возможность систематизировать сведения о геометрических фигурах, пространстве и размерностях геометрических фигур, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий и идей; продолжить развитие познавательных способностей учащихся и логического мышления посредством элементов технологий «французские демарши» и «ТРИЗ».
Основой «ТРИЗ» - технологии, как и современного образования в целом, является формирование «сильного мышления». Основные характеристики «сильного мышления», которые развиваются в ходе решения разнообразных задач на данном уроке, это:
- умение выделять существенные признаки математических объектов;
- умение строить классификационные системы;
- умение представлять объект в разных моделях, то есть смотреть под разными углами зрения, в разных контекстах;
- умение воспринимать геометрические фигуры системно, учитывать взаимосвязь их элементов.
На уроке используются также элементы технологии «французские демарши»: учащиеся работают над поставленными задачами в «мастерских», распределяя между собой обязанности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geometricheskaya_masterskaya.docx | 59.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ лицей № 35 им. В.В. Буткова г. Калининграда
РАЗРАБОТКА
УРОКА МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ТЕХНОЛОГИИ «ФРАНЦУЗСКИЕ ДЕМАРШИ» И «ТРИЗ»
В 5 КЛАССЕ
ТЕМА УРОКА: «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ И ИХ СВОЙСТВА»
(«ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»)
Учитель высшей категории:
Жежеря С.В.
г. Калининград, 2010 год
Пояснительная записка:
В 5 классе происходит накопление простейших геометрических представлений у учащихся, овладение элементарными навыками использования линейки, циркуля, чертежного угольника, транспортира, ознакомление с некоторыми геометрическими терминами. Происходят первые попытки отыскания “названия” некоторым геометрическим фигурам: треугольнику, четырехугольнику, углу.
И хотя обучение геометрии остается наглядным исходя из психологических особенностей детей этого возраста, но расширяется круг изучаемых геометрических фигур, и начинается целенаправленная работа по формированию навыков дедуктивного мышления. Особое внимание уделяется формулировкам выводов из наблюдений. Появляются простейшие дедуктивные умозаключения.
Данный урок дает возможность систематизировать сведения о геометрических фигурах, пространстве и размерностях геометрических фигур, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий и идей; продолжить развитие познавательных способностей учащихся и логического мышления посредством элементов технологий «французские демарши» и «ТРИЗ».
Основой «ТРИЗ» - технологии, как и современного образования в целом, является формирование «сильного мышления». Основные характеристики «сильного мышления», которые развиваются в ходе решения разнообразных задач на данном уроке, это:
- умение выделять существенные признаки математических объектов;
- умение строить классификационные системы;
- умение представлять объект в разных моделях, то есть смотреть под разными углами зрения, в разных контекстах;
- умение воспринимать геометрические фигуры системно, учитывать взаимосвязь их элементов.
На уроке используются также элементы технологии «французские демарши»: учащиеся работают над поставленными задачами в «мастерских», распределяя между собой обязанности.
Цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания о геометрических фигурах, изученных в 5 классе. Построить классификацию этих фигур на основе их размерности. Рассмотреть решение нестандартных геометрических задач.
- Развивать не только навык работы с плоскими фигурами, но и пространственное мышление учащихся.
- Воспитывать интерес к геометрии как разделу математики.
Ход урока:
Оформление: на доске выставка творческих работ учащихся (панно с использованием геометрических фигур и узоров), на столе выставка объёмных геометрических фигур, изготовленных учащимися (куб, параллелепипед, пирамиды, конус, одна из моделей – дом в виде параллелепипеда с пирамидальной крышей). Учащиеся сидят группами вокруг трёх составленных столов.
Организационный момент: учитель называет тему урока, ставит перед учащимися цели, звучит эпиграф урока (слайд 2)
Актуализация опорных знаний (слайд 3):
Блиц-опрос:
- Какие геометрические фигуры вы уже знаете?
- Распределите названные фигуры на группы по усложнению их формы.
- Что общего у фигур, которые вы объединили в каждую из этих групп?
- Какая из фигур в каждой группе кажется вам непохожей на остальных, хотя обладает и общими с ними свойствами?
Обобщим теперь всё сказанное и построим «геометрическое дерево»
Затем 1 учащийся в форме рассказа и передвижения фигур на интерактивной доске классифицирует их в зависимости от размерности (линейные, плоские, объёмные). Учащиеся делают соответствующие записи в тетрадях.
Решение задач:
Учитель: Ребята, вы распределились на «мастерские». Теперь каждая мастерская получит своё задание и 10 минут на его обсуждение и выполнение. Можно пользоваться моделями, развёртками фигур, разрезать и склеивать, можно обратиться за помощью и консультацией к учителю. Координировать вашу работу будет выбранный вами «мастер». Итогом вашей работы будет отчёт о решении задач и рассказ о свойствах фигур вашей группы (попытаться дать определение и перечислить известные формулы для вычисления площадей и объёмов).
Названия «мастерских»: «Линия», «Квадрат», «Куб».
Затем учащиеся работают в группах, мастер распределяет задание: кто будет отвечать по теории, кто отвечать решение задач. Учитель направляет деятельность учащихся, переходя от группы к группе.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ МАСТЕРСКОЙ «ЛИНИЯ»
Задача №1(слайд 4)
Вспомните обозначения и характеристики простейших геометрических фигур: точек, прямых, отрезков и лучей. Запиши все фигуры, изображённые на рисунке. Пересекаются ли какие-нибудь из них?
Отвечают 2 учащихся, один по теории, другой работает на интерактивной доске, используя в меню «фигуры» «линию», строит все возможные пересечения лучей, прямых, отрезков.
Задача №2(слайд 5)
Ремонт водителю не помеха.
Водителям приходится объезжать этот участок по запасному пути, отмеченному на плане пунктиром. На сколько километров увеличивает путь этот объезд? (A)3 км; (B) 5 км; (C) 6 км; (D) 10 км; (Е)Невозможно определить |
Задача на логическое мышление, взята из теста по курсу «Наглядная геометрия», готовит к выполнению подобных заданий в мониторинге. Отвечает слабый ученик с пояснением решения по чертежу на слайде.
Задача №3(слайд 6)
Сторона клеточки 1см. Сколько различных путей длины 8см,
идущих по сторонам клеточек, ведёт из точки А в точку В?
Задача на перебор возможных вариантов, взята из текста международной математической игры «Кенгуру».
Один учащийся поясняет решение по чертежу на интерактивной доске.
Завершает отчёт о работе первой мастерской «Конструктор»:
Учитель обращается к учащимся в мастерской «Линия» и ко всем учащимся:
Какие новые геометрические фигуры можно сконструировать из линейных фигур?
Какая линейная фигура не была использована при решении задач?
Какая линейная фигура не подходит для конструирования новых?
Участники других мастерских участвуют в обсуждении. Затем один из учащихся на интерактивной доске чертит многоугольник, угол, ломаную (слайд 7), используя в меню «инструменты» «перо».
Выявляется общее свойство этих фигур: они имеют длину (кроме прямой).
Логическим продолжением этой работы становится отчёт второй мастерской «Квадрат». Речь пойдёт о многоугольниках (не только, как о фигурах из отрезков, но и как части плоскости) и круге.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ МАСТЕРСКОЙ «КВАДРАТ».
Задача №1(слайд 8)
На чертеже изображены прямоугольник, прямоугольный треугольник, ромб и прямоугольная трапеция. Вопрос: для каждой фигуры на рисунке объясни, почему она лишняя?
Задача формирует умение выделять общие и различительные признаки фигур. Один учащийся объясняет выводы по чертежу на интерактивной доске.
Задача №2(слайд 9)
Задача №2 (слайд 12)
Размышляем над кубиком |
От кубика, склеенного из бумаги, отрезали уголок. Этот кубик разрезали по некоторым ребрам, развернули и получили одну из фигурок A - E. Какую?
Задача также служит для развития пространственного мышления. Это немаловажно, так как даже в 10 классе учащиеся испытывают с этим затруднения. При работе над этой задачей учащиеся используют развёртку куба и моделируют условие задачи на реальных объектах. Затем один учащийся рассказывает о работе группы и даёт правильный ответ. |
Задача №3 (слайд 14-15)
Сколько кубиков с ребром 2 см поместится внутри прямоугольного параллелепипеда длиной 5см, шириной 6см, высотой 4см?
4
6
5
Когда учащимся сообщается, что задача взята из текста ЕГЭ для 11 класса, это вызывает бурный интерес. На уроке учащиеся 5 класса подходят к решению задачи неверно (как и некоторые 11-классники): находится весь объём параллелепипеда и делится на объём кубика. Предлагается подумать над решением задачи дома.
Итог урока (слайд 16): Учащиеся ещё раз классифицируют геометрические фигуры и называют их общие характеристики.
Домашнее задание: кроме задачи №3 каждый получает текст теста из 5 заданий, взятых из демоверсий тестов по математике для 5 класса (геометрического содержания).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗРАБОТКА УРОКА МАТЕМАТИКИ "О ВРЕДЕ КУРЕНИЯ - ЯЗЫКОМ МАТЕМАТИКИ", 6 КЛАСС.
«О вреде курения – языком математики»...
Разработка урока математики учителя Ломоновой Ольги Александровны, г. Кемерово, учитель математики Тема: «Показательная функция»
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний умений и навыков с элементами дидактической игры. Цели и задачи: дидактическая (обучающая): - обобщение и закрепление изученного материала по теме «По...
Метод.разработка урока математики "Математика в отделочных строительных работах"
Материал методической разработки сформирован так, что обучение учащихся, актуализация школьных знаний проходит по индуктивному методу «от простого к сложному». Преподаватель выстраивает свою раб...
Методическая разработка урока математики 6 кл, Т.А. Казанцева, учитель математики МАОУ гимназия №13 г. Томска. «СРАВНЕНИЕ, СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ».
Цели деятельности педагога: используя правило нахождения наименьшего общего знаменателя и приведения к общему знаменателю, подвести к выводу правила сравнения дробей, сложения и вычитания дробей с раз...
Разработка урока математики в 6 классе по теме: «О вреде курения языком математики»
Разработка урока математики в 6 классе по теме:«О вреде курения языком математики»Цели: Образовательная: отработка практических умений и навыков нахождения дроби от числа и числа по е...
Методическая разработка урока математики на тему «Проценты. Применение дидактических игр на уроке математики»
План урока...
Методическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений» Урок математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»
Тип урока: введение новых знаний. Цели:Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение ясно и точно излагать свои мысли.Метапредметные: умение понимать и испол...