Элективное занятие по теме «Решение тригонометрических уравнений и неравенств»
материал для подготовки к егэ (гиа) по математике (11 класс)
Данная программа предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 11-х классов к итоговой аттестации по алгебре и началам анализа за курс полной средней школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему математическому образованию, так как анализ сдачи единого государственного экзамена показал, что ученики допускают много ошибок при выполнении заданий именно этого раздела или вообще не берутся за такие задания.
Этот недостаток в получении тригонометрических знаний помогает устранять данный элективный курс.
Раздел “Тригонометрия” школьного курса математики наиболее сложный для учащихся. Одной из причин этого является недостаточное количество программных часов, отводимое на изучение этого раздела, а так же поверхностное изложение некоторых важных вопросов, связанных с решением тригонометрических уравнений, отбором и исследованием корней, решением тригонометрических неравенств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trigon._11_kl.docx | 438.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективное занятие по теме «Решение тригонометрических уравнений и неравенств»
Составитель: Требушевская Л.И.., учитель математики МОАУ ГИМНАЗИИ № 2 г. ТЫНДЫ , АМУРСКОЙ ОБЛ,
Занятие элективного курса.
Учебник «Алгебра и начала анализа», Ю.М.Колягин и др.
(К данному занятию учащиеся уже повторили общие приемы решения уравнений и неравенств, преобразования тригонометрических выражений.)
Тема занятия: «Решение тригонометрических неравенств»
Цели занятия:
- Обучающие:
- проверить умение решать простейшие тригонометрические неравенства;
- применить общие приемы решения неравенств к тригонометрическим неравенствам;
- совершенствовать умение решать тригонометрические неравенства.
- Развивающие:
- Формирование приема переноса знаний и умений при решении учебно-практических задач;
- нахождение рациональных приемов деятельности.
- Воспитательные:
- формирование целеустремленности, наблюдательности, сообразительности;
- формирование умения принимать и намечать задачи деятельности.
Используемые методы:
- по внешним признакам деятельности учителя и учащегося – решение задач;
- по источнику получения знаний – практические;
- по степени познавательной деятельности учащихся – частичнопоисковый.
Организационно-педагогические средства – карточки-задания.
Технические средства – компьютер, проектор, документ-камера.
План – конспект урока на обобщающее повторение алгебры в 11 (профильном) классе по теме «Решение тригонометрических уравнений и неравенств»
Цель урока:
- повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Решение тригонометрических уравнений и неравенств»;
- подготовка к ЕГЭ.
Задачи:
- рассмотреть решение тригонометрических уравнений и неравенств с использованием неравносильных преобразований, предлагаемых на школьном экзамене и на конкурсных олимпиадах в ВУЗах;
- продолжить формирование навыков сознательного выбора способов решения;
- развивать потребность в нахождении рациональных способов решения;
- способствовать развитию умения видеть и применять рассмотренный материал в нестандартных, проблемных ситуациях.
План урока
Организационный момент
2 мин
- Самостоятельная работа учащихся по заданиям ЕГЭ
9 мин
- Работа по теме урока
(Учителем разбираются уравнения и неравенства с использованием неравносильных преобразований)
15 мин
- Работа учащихся в группах с разно-уровневыми заданиями
15 мин
- Итог урока
2 мин
- Домашнее задание (комментарий учителя).
2 мин
Ход урока: I Самостоятельная работы учащихся по тестовым заданиям ЕГЭ (используются компьютер и экран)
- Выбрать верный ответ
А) Решите уравнение
1) 3)
2) 4)
Б) Решите уравнение
1) 3)
2) 4)
В) Решите уравнение
1) 3)
2) 4)
Г) Решите уравнение 2
1) 3)
2) 4)
Д) Решите уравнение
1) 3)
2) 4)
2) Работа по заданиям ЕГЭ
Отдельные записи выполняются учащимися в тетрадях; устное обсуждение решения, комментарий учителя.
А) Укажите наименьший положительный корень уравнения
Ответ запишите в градусах
Решение:
1 не удовлетворяет условию
Ответ: 30
Б) Найдите сумму корней уравнения , принадлежащих промежутку Ответ запишите в градусах
Решение:
Ответ: 60
Повторим приемы решения простейших уравнений и неравенств и сводимых к ним.
II. Рассмотрим более сложные уравнения и неравенства, при решении которых выполняются неравносильные переходы, уделили внимание использованию замены неизвестного – приему, позволяющему в некоторых случаях сложные уравнения и неравенства свести к простейшим. Объясняет учитель.
Пример 1
Решим уравнение
Возведем уравнение в квадрат, получим следствие
, т. к , имеем
Так как
то все числа являются решениями данного уравнения, а из чисел решениями уравнения являются только те, для которых b=2m, то есть
Ответ:
Пример 2
Решим уравнение
Перенося все члены, уравнения в левую часть и приводя подобные члены, получим уравнение
являющееся следствием данного уравнения.
Проверка показывает, что число является корнем данного уравнения, а число – нет. Следовательно, уравнения имеет единственный корень
Ответ: 6.
Пример 3
Решим уравнение
Возведем уравнение в квадрат и приведем подобные слагаемые, получим уравнение , являющееся следствием данного уравнения. Возведя в квадрат последнее уравнение, получаем
Проверим, являются ли найденные решения корнями исходного уравнения.
Отсюда следует, что если k=2m+1 – нечетное число, то число является корнем уравнения, если k=2m – четное число, то число не является корнем уравнения, значит, .
Ответ:
Пример 4
Найдем все решения неравенства
,
принадлежащие отрезку
Перенося все члены, неравенства в левую часть и применяя формулу синуса двойного угла, перепишем неравенство в виде
Так как все справедливо неравенство , то на неравенство (*) равносильно неравенству
Решение – промежуток, так как на исходное неравенство равносильно неравенству , то искомые решения составляют промежуток .
Ответ:
Отметим, что при решении уравнений и неравенств не должен быть упущен вопрос о возможности приобретения или потери корней.
III. Учащиеся класса разбиваются на группы (по выбору)
1 группа: занимается самостоятельно на оценку
2 группа: работает, используя консультации учителя, с последующей проверкой полного решения учениками через экран.
а) Решить уравнение
б) Решить уравнение 2
в) Найти все решения неравенства
принадлежащих отрезку
а) Решение: Обе части уравнения определены и неотрицательны на множество всех действительных х.
Поэтому после возведения уравнения в квадрат получаем равносильное ему уравнение
Все эти числа являются решениями исходного уравнения.
Ответ: .
в) Решение:
Из них отрезку принадлежат те, для которых
и
Следовательно, надо найти целые k, которые удовлетворяют неравенству
Значит, условию задачи удовлетворяют лишь х из промежутков ,
Ответ:
(Дополнительно) б) Решение:
Решим второе уравнение системы
D=25,
не удовлетворяет условию
имеем
Ответ:
Задания для учащихся второй группы
а) Решить уравнение
б) Решить неравенство
в) Сколько корней имеет уравнение
Решение: а) После потенцирования уравнения и применения формулы косинусы двойного угла, получим
Проверка показывает, что все числа серий и являются решениями данного уравнения, но ни одно число серии не является решением уравнения.
Ответ:
б) Введем новое неизвестное , получим
Левая часть неравенства имеет смысл для любых . Решим неравенство на . Сначала решим уравнение
удовлетворяют условию
Решим неравенство
на
Так как функция положительна, то неравенство, равносильно >0, множество всех решений которого составляет промежуток .
Решения исходного неравенства есть и все
1) 2)
Ответ:;
[,
в)
1) 2)
Ответ: ; уравнение имеет пять корней
IV. 1 группа учащихся сдает тетради на проверку; решения для 1 и 2 группы демонстрируются не экране.
Подводится итог урока: повторим решение тригонометрических уравнений и неравенств с использованием неравносильных преобразований, в которых требуется находить все решения и не упускать вопроса о возможном приобретении или потере корней. Приведенные примеры весьма поучительны при подготовке к ЕГЭ. Объявляются оценки.
V. Домашнее задание. (Запись на экране)
1) Решить неравенство
2) Решите уравнение
3) Решите уравнение
4) Решите неравенство
1. Решение: обозначим
Ответ:
2. Решение: применив формулы двойного угла, получим
Ответ:
3. Решение:
Ответ: ;0;2.
4. Решение:
пусть tg x=t, имеем
1) 2)
все все
Ответ: (
Проверочная самостоятельна работа
(проводится на следующем уроку)
1 вариант
1.Сколько корней имеет уравнение на отрезке ?
2. Решите неравенство
3. Решите неравенство
4. Решите уравнение
2 вариант
- Укажите корень уравнения , принадлежащий [2;3]
- Решите неравенство
- Решите неравенство
- Решите уравнение
Решение 1 вариант
,
,
Ответ: 2.
2)
Ответ: (
3)
,
,
, (верно при всех х)
Ответ: [
4)
Ответ:
Решение: 2 вариант
- или
уравнение не имеет решений,
Ответ: 2,5
Ответ:
3)
Ответ:
4)
Ответ:.
Литература:
- Решетников Н.Н. «Тригонометрия в школе» Лекции. Педагогический университет «Первое сентября» М2006г.
- Никольский С.М. , Потапов С.М., Решетников Н.Н. Шевкин А.В. «Алгебра и начала анализа: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений» М. Просвещение 2012г.
- Никольский С.М. , Потапов С.М., Решетников Н.Н. Шевкин А.В. «Алгебра и начала анализа: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений» М. Просвещение 2012г.
- Колмогоров А.Н., Абрамов А.М., Дудницын Ю.Т. и другие «Алгебра и начала анализа: учебник 10-11 классов общеобразовательных учреждений» под редакцией А.Н. Колмогорова М : Просещение 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение тригонометрических уравнений и неравенств.
Данный элективный курс разработан для учащихся 10 классов....
Семинарское занятие по теме "Решение тригонометрических уравнений"
Урок следует после изучения «Тригонометрических уравнений» и на базе имеющихся у учащихся знаний о таких понятиях, как преобразование тригонометрических выражений, решение простейших тригонометр...
Программа элективного курса «Решение тригонометрических уравнений и неравенств»
Данный элективный курс расчитан для работы с учащимися 10 класса, направлен на формирование твердых умений и навыков решения тригонометрических уравнений и неравенств...
СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ. ВАРИАНТЫ ЗАЧЕТА ПО ТЕМЕ.
Опорный конспект для работы с учащимися 10 класса по индивидуальному маршруту....
Цикл уроков на тему "Решение тригонометрических уравнений и неравенств"
Презентация по алгебре для учащихся 10-11 класса в поддержку уроков по теме "Решение тригонометрических уравнений и неравенств"....
План урока по теме "Решение тригонометрических уравнений, неравенств, систем уравнений".
Подбор разноуровневых тематических заданий для организации самостоятельной работы учащихся 10 классов....
Контрольная работа по теме "Решение тригонометрических уравнений и неравенств"
Подробное и полное изложение содержания и хода контрольной работы по теме "Решение тригонометрических уравнений и неравенств", отражающее совместную деятельность учителя и учащихся....