Элективное занятие по теме «Решение тригонометрических уравнений и неравенств»
материал для подготовки к егэ (гиа) по математике (11 класс)

Требушевская Лидия Ильинична

Данная программа предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 11-х классов к итоговой аттестации по алгебре и началам анализа за курс полной средней школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему математическому образованию, так как анализ сдачи единого государственного экзамена показал, что ученики допускают много ошибок при выполнении заданий именно этого раздела или вообще не берутся за такие задания.

Этот недостаток в получении тригонометрических знаний помогает устранять данный элективный курс.

Раздел “Тригонометрия” школьного курса математики наиболее сложный для учащихся. Одной из причин этого является недостаточное количество программных часов, отводимое на изучение этого раздела, а так же поверхностное изложение некоторых важных вопросов, связанных с решением тригонометрических уравнений, отбором и исследованием корней, решением тригонометрических неравенств.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trigon._11_kl.docx438.77 КБ

Предварительный просмотр:

Элективное занятие по теме «Решение тригонометрических уравнений и неравенств»

Составитель: Требушевская Л.И.., учитель математики МОАУ ГИМНАЗИИ № 2 г. ТЫНДЫ , АМУРСКОЙ ОБЛ,

Занятие элективного курса.

Учебник «Алгебра  и начала анализа»,  Ю.М.Колягин  и др.

 (К данному занятию учащиеся уже повторили общие приемы решения уравнений и неравенств, преобразования тригонометрических выражений.)

Тема занятия: «Решение тригонометрических неравенств»

Цели занятия:

  1. Обучающие:
  1. проверить умение  решать  простейшие тригонометрические неравенства;
  2. применить общие приемы решения неравенств  к тригонометрическим неравенствам;
  3. совершенствовать умение решать тригонометрические неравенства.
  1. Развивающие:
  1. Формирование  приема  переноса  знаний  и  умений  при решении учебно-практических задач;
  2. нахождение рациональных приемов деятельности.
  1. Воспитательные:
  1. формирование целеустремленности,  наблюдательности, сообразительности;  
  2. формирование умения принимать и намечать задачи деятельности.

Используемые методы:

  1. по внешним признакам деятельности учителя и учащегося – решение задач;
  2. по источнику получения знаний – практические;
  3. по степени познавательной деятельности учащихся – частичнопоисковый.

Организационно-педагогические средства – карточки-задания.

Технические средства – компьютер, проектор, документ-камера.

План – конспект урока на обобщающее повторение алгебры в 11 (профильном) классе по теме «Решение тригонометрических уравнений и неравенств»

Цель урока:

  1. повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Решение тригонометрических уравнений и неравенств»;
  2. подготовка к ЕГЭ.

Задачи:

  1. рассмотреть решение тригонометрических уравнений и неравенств с использованием неравносильных преобразований, предлагаемых на школьном экзамене и на конкурсных олимпиадах в ВУЗах;
  2. продолжить формирование навыков сознательного выбора способов решения;
  3. развивать потребность в нахождении рациональных способов решения;
  4. способствовать развитию умения видеть и применять рассмотренный материал в нестандартных, проблемных ситуациях.

План урока

Организационный момент

2 мин

  1. Самостоятельная работа учащихся по заданиям ЕГЭ

9 мин

  1. Работа по теме урока

(Учителем разбираются уравнения и неравенства с использованием неравносильных преобразований)

15 мин

  1. Работа учащихся в группах с разно-уровневыми заданиями

15 мин

  1. Итог урока

2 мин

  1. Домашнее задание (комментарий учителя).

2 мин

Ход урока: I Самостоятельная работы учащихся по тестовым заданиям ЕГЭ (используются компьютер и экран)

  1. Выбрать верный ответ

А) Решите уравнение hello_html_14ba8312.gif

1) hello_html_13e7987b.gif3) hello_html_640f0639.gif

2) hello_html_45d9a604.gif4) hello_html_2a62a19e.gif

Б) Решите уравнение hello_html_199b4794.gif

1) hello_html_m346e6c47.gif3) hello_html_m61ac14bb.gif

2)hello_html_13321e4.gif 4) hello_html_31479d1f.gif

В) Решите уравнение hello_html_m365a47a7.gif

1) hello_html_7eb432b.gif3) hello_html_m1e0a5577.gif

2) hello_html_m7e567015.gif4) hello_html_m1ce53e9d.gif

Г) Решите уравнение 2hello_html_m7fa0e91d.gif

1) hello_html_7b75db61.gif3) hello_html_m73f29885.gif

2) hello_html_451dab84.gif4) hello_html_16ab72e0.gif

Д) Решите уравнение hello_html_m1e58cdca.gif

1) hello_html_489248c0.gif3) hello_html_4bc72dc2.gif

2) hello_html_m2b9c587.gif4) hello_html_4802f9c.gif

2) Работа по заданиям ЕГЭ

Отдельные записи выполняются учащимися в тетрадях; устное обсуждение решения, комментарий учителя.

А) Укажите наименьший положительный корень уравнения hello_html_52ee1e46.gif

Ответ запишите в градусах

Решение:

hello_html_6c661447.gif

hello_html_m55f06f0a.gif

hello_html_m7d781f97.gif

hello_html_aa2b39c.gif

hello_html_371f3e0c.gif1 не удовлетворяет условию hello_html_113ba9a7.gif

hello_html_1771c1e2.gif

hello_html_d362425.gifОтвет: 30hello_html_130bbe14.gif

Б) Найдите сумму корней уравнения hello_html_m28f8a1e6.gif, принадлежащих промежутку hello_html_mfd1a531.gifОтвет запишите в градусах

Решение:

hello_html_m7c6cd5bc.gif

hello_html_6eaa1244.gif

hello_html_m1f0f6f88.gif

hello_html_1522987d.gif

Ответ: 60hello_html_130bbe14.gif

Повторим приемы решения простейших уравнений и неравенств и сводимых к ним.

II. Рассмотрим более сложные уравнения и неравенства, при решении которых выполняются неравносильные переходы, уделили внимание использованию замены неизвестного – приему, позволяющему в некоторых случаях сложные уравнения и неравенства свести к простейшим. Объясняет учитель.

Пример 1

Решим уравнение hello_html_m2ca2022a.gif

Возведем уравнение в квадрат, получим следствие

hello_html_m4a863068.gif, т. к hello_html_m4054c615.gif, имеем

hello_html_m3a69dbdb.gif

hello_html_4e2c4856.gif

Так как hello_html_m6b372dc0.gif

hello_html_6453462a.gif

то все числа hello_html_m70bf0402.gifявляются решениями данного уравнения, а из чисел hello_html_m1c1562a4.gifрешениями уравнения являются только те, для которых b=2m, то есть hello_html_m15e88a79.gif

Ответ: hello_html_m76f7dfa4.gif

Пример 2

Решим уравнение

hello_html_m6e48af90.gif

Перенося все члены, уравнения в левую часть и приводя подобные члены, получим уравнение

hello_html_m8df2b13.gif

являющееся следствием данного уравнения.

hello_html_m4fbee78.gif

Проверка показывает, что число hello_html_2da9c7fb.gifявляется корнем данного уравнения, а число hello_html_m6749f4d9.gif– нет. Следовательно, уравнения имеет единственный корень hello_html_2da9c7fb.gif

Ответ: 6.

Пример 3

Решим уравнение

hello_html_15edbfe6.gif

Возведем уравнение в квадрат и приведем подобные слагаемые, получим уравнение hello_html_6536cc69.gif, являющееся следствием данного уравнения. Возведя в квадрат последнее уравнение, получаем hello_html_m5d22f547.gif

Проверим, являются ли найденные решения корнями исходного уравнения.

hello_html_m305f3b4d.gif

hello_html_m2cb88932.gif

Отсюда следует, что если k=2m+1 – нечетное число, то число hello_html_m289b2a60.gifявляется корнем уравнения, если k=2m – четное число, то число hello_html_mcd133f7.gifне является корнем уравнения, значит, hello_html_m4ef8ab9f.gif.

Ответ: hello_html_4f8d21eb.gif

Пример 4

Найдем все решения неравенства

hello_html_m1c74d081.gif,

принадлежащие отрезку hello_html_1b81c087.gif

Перенося все члены, неравенства в левую часть и применяя формулу синуса двойного угла, перепишем неравенство в виде

hello_html_m3e18fbe2.gif

hello_html_m4e15829.gif

Так как все hello_html_m5d95ad03.gifсправедливо неравенство hello_html_36ba0ce5.gif, то на hello_html_1b81c087.gifнеравенство (*) равносильно неравенству hello_html_4abda6cf.gif

Решение – промежуток, hello_html_2750147f.gifтак как на hello_html_594a32a3.gifисходное неравенство равносильно неравенству hello_html_4abda6cf.gif, то искомые решения составляют промежуток hello_html_2750147f.gif.

Ответ:hello_html_5e1268a7.gif

Отметим, что при решении уравнений и неравенств не должен быть упущен вопрос о возможности приобретения или потери корней.

III. Учащиеся класса разбиваются на группы (по выбору)

1 группа: занимается самостоятельно на оценку

2 группа: работает, используя консультации учителя, с последующей проверкой полного решения учениками через экран.

а) Решить уравнение hello_html_m8e49c61.gif

б) Решить уравнение 2hello_html_1a1783da.gif

в) Найти все решения неравенства

hello_html_717f266c.gif

принадлежащих отрезку hello_html_m212e8570.gif

а) Решение: Обе части уравнения определены и неотрицательны на множество всех действительных х.

Поэтому после возведения уравнения в квадрат получаем равносильное ему уравнение

hello_html_m1979c83d.gif

hello_html_4bb80ae4.gif

hello_html_m794d626f.gif

Все эти числа являются решениями исходного уравнения.

Ответ: hello_html_35601b15.gif.

в) Решение: hello_html_50cc68c7.gif

hello_html_m3e5d73f2.gif

Из них отрезку hello_html_6dd15d5a.gifпринадлежат те, для которых

hello_html_m7272597b.gifи hello_html_m7d84023d.gif

Следовательно, надо найти целые k, которые удовлетворяют неравенству

hello_html_m23b8cf0a.gif

Значит, условию задачи удовлетворяют лишь х из промежутков hello_html_m4c8fa62.gifhello_html_c99f4e0.gif, hello_html_m2b41fb8b.gif

Ответ: hello_html_m48754dc3.gifhello_html_781ed2c2.gifhello_html_m29d69993.gif

(Дополнительно) б) Решение: hello_html_389701ee.gif

hello_html_m7746c7a5.gif

Решим второе уравнение системы

hello_html_6cc3d959.gif

hello_html_m2b02e2c5.gif

hello_html_m599eacbb.gif

hello_html_4583196f.gif

D=25, hello_html_4884d780.gif

hello_html_327c588c.gifне удовлетворяет условию hello_html_113ba9a7.gif

hello_html_6840d4f6.gif

имеем hello_html_1b8664c8.gif

Ответ: hello_html_4121981c.gif

Задания для учащихся второй группы

а) Решить уравнение

hello_html_m3568527f.gif
б) Решить неравенство

hello_html_m3eab20f7.gif

в) Сколько корней имеет уравнение

hello_html_m7fa9a688.gif

Решение: а) После потенцирования уравнения и применения формулы косинусы двойного угла, получим

hello_html_m22a3e5b0.gif

hello_html_m48bf3b8c.gif

hello_html_m13949318.gif

Проверка показывает, что все числа серий hello_html_m1e723997.gifи hello_html_m7b27e2f6.gifявляются решениями данного уравнения, но ни одно число серии hello_html_b31701b.gifне является решением уравнения.

Ответ:hello_html_m244dc12f.gif

б) Введем новое неизвестное hello_html_494c039c.gif, получим hello_html_121cb860.gif

Левая часть неравенства имеет смысл для любых hello_html_m4b03839f.gif. Решим неравенство на hello_html_m625ad7ea.gif. Сначала решим уравнение

hello_html_m2e291896.gif

hello_html_m42f1d0c9.gifудовлетворяют условию hello_html_m4b03839f.gif

Решим неравенство

hello_html_m944c854.gif

на hello_html_28540bce.gif

Так как hello_html_m5e72b1bc.gifфункция hello_html_56f44ea5.gifположительна, то неравенство, равносильно hello_html_6841d2f.gif>0, множество всех решений которого составляет промежуток hello_html_3070a553.gif.

Решения исходного неравенства есть hello_html_7ad6a80a.gifи все hello_html_m21fa146a.gif

1)hello_html_m990df2d.gif 2)hello_html_74ff8438.gif

hello_html_m2e9fd98b.gifhello_html_m6ad77a2b.gif

Ответ:hello_html_m11027927.gif;hello_html_4fc03fbe.gif

[hello_html_m5dce9d11.gif, hello_html_m3aeb4eee.gif

в) hello_html_m7fa9a688.gif

hello_html_m18850c61.gif

1)hello_html_31f65c9b.gif 2)hello_html_m19ef5ed0.gif

hello_html_4520ccd2.gif

hello_html_m5a9400f4.gif

hello_html_5ea65915.gif

Ответ: hello_html_m1b13ec34.gif; уравнение имеет пять корней

IV. 1 группа учащихся сдает тетради на проверку; решения для 1 и 2 группы демонстрируются не экране.

Подводится итог урока: повторим решение тригонометрических уравнений и неравенств с использованием неравносильных преобразований, в которых требуется находить все решения и не упускать вопроса о возможном приобретении или потере корней. Приведенные примеры весьма поучительны при подготовке к ЕГЭ. Объявляются оценки.

V. Домашнее задание. (Запись на экране)

1) Решить неравенство

hello_html_m389da155.gif

2) Решите уравнение

hello_html_4055e215.gif

3) Решите уравнение

hello_html_m434caedb.gif

4) Решите неравенство

hello_html_e1fb198.gif

1. Решение: обозначим hello_html_37ee4770.gif

hello_html_2ede7729.gif

hello_html_m2145078b.gif

hello_html_3cdfdf62.gif

hello_html_293fb3b.gif

Ответ:hello_html_ded2a49.gif

2. Решение: применив формулы двойного угла, получим

hello_html_m3e257545.gif

hello_html_m17192d2d.gif

hello_html_m4e64defa.gif

hello_html_m2c151184.gif

hello_html_c62dc92.gif

hello_html_m11928b10.gif

hello_html_56f3341b.gif

Ответ: hello_html_m3677e53.gif

3. Решение: hello_html_42583a7c.gif

hello_html_1721ab9e.gif

hello_html_m1ad53294.gif

Ответ: hello_html_266a1b8.gif;0;2.

4. Решение: hello_html_m4f836bbb.gif

пусть tg x=t, имеем hello_html_3f732c9c.gif

1)hello_html_3335f69f.gif 2)hello_html_m3a712558.gif

hello_html_m45289e95.gifhello_html_m3533668c.gif

hello_html_3f5ee187.gifhello_html_m1db54516.gif

все hello_html_72ae1964.gifвсе hello_html_211edfe3.gif

Ответ: (hello_html_m1b02530e.gif

Проверочная самостоятельна работа

(проводится на следующем уроку)

1 вариант

1.Сколько корней имеет уравнение hello_html_md197958.gifна отрезке hello_html_7041f931.gif?

2. Решите неравенство

hello_html_70fe6173.gif

3. Решите неравенство

hello_html_4556e4c1.gif

4. Решите уравнение

hello_html_m496c9b07.gif

2 вариант

  1. Укажите корень уравнения hello_html_74263ed.gif, принадлежащий [2;3]
  2. Решите неравенство

hello_html_44915af6.gif

  1. Решите неравенство

hello_html_5db63cfa.gif

  1. Решите уравнение

hello_html_m36acc841.gif

Решение 1 вариант

  1. hello_html_m1e75c03a.gif

hello_html_21a9135a.gif

hello_html_4d48a33.gif, hello_html_m6fab306f.gif

hello_html_m5a1ea839.gif

hello_html_5dcfec39.gif, hello_html_2929ae45.gif

hello_html_m10c09bcb.gif

Ответ: 2.

2)hello_html_1d235f02.gif

hello_html_65859e62.gif

hello_html_m739583e3.gif

hello_html_2553ce15.gif

Ответ: (hello_html_13e8c40.gif

3)hello_html_798751f8.gif hello_html_md4d65dc.gif

hello_html_63d309db.gif,

hello_html_3806942a.gif,

hello_html_meba6a03.gif, (верно при всех х)

hello_html_m41ba2b4d.gif

Ответ: [hello_html_m228aaedc.gif

4) hello_html_6c504c03.gifhello_html_4aa02072.gif

hello_html_m6900fd3.gifhello_html_2d5f0c29.gif

hello_html_m152b7185.gif

hello_html_m69fc7410.gif

Ответ: hello_html_m69fc7410.gif

Решение: 2 вариант

  1. hello_html_589431d0.gifили hello_html_m43a79a4a.gif

hello_html_m63679ea5.gifуравнение не имеет решений, hello_html_1523dcd2.gif

hello_html_m4f944e04.gif

hello_html_24f7f60c.gif

Ответ: 2,5

  1. hello_html_41054942.gif

hello_html_336dd465.gif

hello_html_5c4d9087.gif

hello_html_13e9a686.gif

Ответ: hello_html_m485ae0ac.gif

3)hello_html_m2b8db5ed.gif

hello_html_m2f2a312e.gif

hello_html_41806109.gif

hello_html_5fc0687d.gif

hello_html_36da17f5.gif

hello_html_m52807560.gif

hello_html_m61cc5531.gif

hello_html_m80ab1b3.gif

Ответ: hello_html_m38d91576.gif

4) hello_html_m5732a20a.gifhello_html_m5b07a45c.gif

hello_html_4685b453.gifhello_html_66765f78.gif

hello_html_5afdcaff.gif

Ответ:hello_html_m55a0953a.gif.

Литература:

  1. Решетников Н.Н. «Тригонометрия в школе» Лекции. Педагогический университет «Первое сентября» М2006г.
  2. Никольский С.М. , Потапов С.М., Решетников Н.Н. Шевкин А.В. «Алгебра и начала анализа: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений» М. Просвещение 2012г.
  3. Никольский С.М. , Потапов С.М., Решетников Н.Н. Шевкин А.В. «Алгебра и начала анализа: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений» М. Просвещение 2012г.
  4. Колмогоров А.Н., Абрамов А.М., Дудницын Ю.Т. и другие «Алгебра и начала анализа: учебник 10-11 классов общеобразовательных учреждений» под редакцией А.Н. Колмогорова М : Просещение 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение тригонометрических уравнений и неравенств.

Данный элективный курс разработан для учащихся 10 классов....

Семинарское занятие по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Урок следует после изучения «Тригонометрических уравнений» и на базе имеющихся у учащихся знаний о таких понятиях, как преобразование тригонометрических выражений, решение простейших тригонометр...

Программа элективного курса «Решение тригонометрических уравнений и неравенств»

Данный элективный курс расчитан для работы с учащимися 10 класса, направлен на формирование твердых умений и навыков решения тригонометрических уравнений и неравенств...

СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ. ВАРИАНТЫ ЗАЧЕТА ПО ТЕМЕ.

Опорный конспект для работы с учащимися 10 класса по индивидуальному маршруту....

Цикл уроков на тему "Решение тригонометрических уравнений и неравенств"

Презентация по алгебре для учащихся 10-11 класса в поддержку уроков по теме "Решение тригонометрических уравнений и неравенств"....

План урока по теме "Решение тригонометрических уравнений, неравенств, систем уравнений".

Подбор разноуровневых тематических заданий для организации самостоятельной работы учащихся 10 классов....

Контрольная работа по теме "Решение тригонометрических уравнений и неравенств"

Подробное и полное изложение содержания и хода контрольной работы по теме "Решение тригонометрических уравнений и неравенств", отражающее совместную деятельность учителя и учащихся....