Разработка урока математики по теме «Производная сложной функции»
план-конспект урока по математике (11 класс)
Разработка урока математики по теме
«Производная сложной функции»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_no189_proizv._slozhnoy_f-i.docx | 93.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«АМУРСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГПОАУ АТК)
Разработка урока математики по теме
«Производная сложной функции»
Преподаватель: М.Н.Куйдина
г. Тында, 2019г.
Математика 2 курс. Урок №189. Группа МЖКХ-6
Тема: «Производная сложной функции»
Цели: 1) образовательная – сформировать понятие сложной функции, изучить алгоритм вычисления производной сложной функции, показать его применение при вычислении производных
2) развивающая – продолжить развитие умений логически и аргументировано рассуждать, используя обобщения, анализ, сравнение при изучении производной сложной функции
3) воспитательная – воспитывать наблюдательность в ходе отыскания математических зависимостей, продолжить формирование самооценки при осуществлении дифференцированного обучения, повышать интерес к математике
Тип урока: синтетический
Методы обучения: информационный, проблемный, частично-поисковый
Формы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная
Межпредметные связи: физика, геометрия, экономика
Оборудование: классная доска, мел, раздаточный материал к уроку, таблица производных
Продолжительность: 45 минут
План урока:
- Сообщение цели, задач урока и мотивации учебной деятельности – 2 мин.
- Проверка выполнения домашнего задания – 3 мин (фронтальная проверка, самоконтроль)
- Устный счет – 5 мин (фронтальная работа, взаимоконтроль)
- Подготовка к усвоению (изучению) нового учебного материала через повторение и актуализацию опорных знаний – 5 мин (проблемная ситуация)
- Изучение нового материала – 13 мин (фронтальная работа под руководством преподавателя)
- Первичное осмысление и понимание нового материала - 10 мин (фронтальная работа: один учащийся показывает решение примера на доске, остальные решают в тетрадях)
- Закрепление новых знаний – 10 мин (самостоятельная работа – тест в двух вариантах, с дифференцированными заданиями)
- Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении – 2 мин.
- Подведение итогов урока, рефлексия – 2 мин.
Ход урока
1. Сообщение цели, задач и плана урока, мотивации учебной деятельности
- проверить подготовленность аудитории и готовность обучающихся к уроку, отметить отсутствующих.
- отметить, что на данном уроке продолжается работа по теме “Производная функции”
2. Проверка домашнего задания
На дом заданы примеры №221,223,226,227(в,г):
- обучающиеся индивидуально проверяют свои ответы и ставят себе (самоконтроль) оценку в лист контроля. У каждого ученика имеется лист контроля, критерий оценки за домашнюю работу и образец листа контроля в раздаточном материале к уроку
Лист контроля
Фамилия, имя ученика | Домашняя работа | Тест | Итоговая оценка |
|
|
|
- вызвать к доске ученика показать оформление решения примера № 227 с комментарием выполненных действий.
- обратить внимание на правильное решение и правильное оформление решения домашнего примера.
3. Устный счет.
- Правильное решение каждого задания позволяет открыть нужную букву фамилии ученого, который ввел обозначение y', f '(x).
Найти производную функции.
1) y = 5 y' = 0 Л
y' = 5x Н
y' = 1 Б
2) y = -x y' = 1 В
y' = -1 А
y' = x2 И
3) y = 2x+3 y' = 3 У
y' = x И
y' = 2 Г
4) y =- 12 y' = Р
y' = 1 Т
y' = -12 Г
5) y=x4 y' = П
y' = 4x3 А
y' = x3 С
6) y=-5x3 y' = -15x2 Н
y' = -5x2 О
y' = 5x2 Р
7) y=x-x3 y' = 1-x2 Д
y' = 1-3x2 Ж
y' = x-3x2 А
Итак, фамилия ученого Лагранж, а мы тем самым повторили вычисление производных различных функций.
4. Подготовка к изучению нового учебного материала
Один из обучающихся заполняет таблицу на доске:
f(x) | f(1) | f ' (x) | f ' (1) |
1) 4-x | 3 | -1 | -1 |
2) 2x5 | 2 | 10x4 | 10 |
3) | 1 | ||
4) | ? | ? | |
5) (4-x)5 | 35 | ? | ? |
Какие есть вопросы? В результате беседы приходим к выводу, что не знаем, как вычислить ()'; ((4-x)3)'
Как называется функция 1), 2), 3), 4).
- – линейная, 2) степенная, 3) степенная, 4) -?, 5) -?
5. Изучение нового материала
Сейчас мы выясним, как называются такие функции, как вычисляются их производные.
1. Для того, чтобы это сделать рассмотрим функцию Z = f(x) =
- Какова последовательность вычисления значений функции?
а) g = 4-x, б) h =
- Как называется зависимость между g и h ? (Функцией)
- Значит g и h могут быть представлены в виде:
g = g(x) = 4-x и h = h(g) =
- В результате последовательного выполнения функций g и h по заданному значению x будет вычислено значение какой функции? ( f(x))
- Z = f(x) = h(g) = h(g(x))
- Таким образом, f(x) = h(g(x)).
Говорят, что f есть сложная функция, составленная из g и h. Функция
g – внутренняя, h – внешняя.
В нашем примере (4-x) - внутренняя функция, а √ - внешняя.
g(x) = 4-x, h(g) =
2. Какие из следующих функций являются сложными? В случае сложной функции назовите внутреннюю и внешнюю (на доске написаны следующие функции)
а) f(x) = 5x+1; б) f(x) = (3-5x)5; в) f(x) = cos3x.
3. Итак, мы выяснили, что такое сложная функция. Как же считать её производную?
Алгоритм вычисления производной сложной функции f(x) = h(g(x)).
- определить внутреннюю функцию g(x).
- найти производную внутренней функции g'(x)
- определить внешнюю функцию h(g)
- найти производную внешней функции h'(g)
- найти произведение производной внутренней на производную внешней функции g'(x) ∙ h'(g)
Каждому дается памятника с алгоритмом.
4. Учитель у доски: f(x) = (3-5x)5
- g(x) = 3-5x
- g'(x) = -5
- h(g) = g5
- h'(g)=5g4
- f '(x) = g'(x) ∙ h'(g) = -5 ∙ 5g4 = -5 ∙ 5(3-5x)4 = -25(3-5x)4
5. Итак, мы выяснили, что такое сложная функция и как вычисляется её производная.
6. Первичное осмысление и понимание нового материала
- повторить алгоритм нахождения производной сложной функции;
- решить примеры: № 224(а,б), №225(а,б), №230(а,б)
- решить примеры дополнительно:
1)
2)
3)
4) ;
5) ;
6) ;
7)
8)
7. Закрепление новых знаний
Задания с тестами дифференцированные: примеры с № 1-3 оцениваются на “3”, до № 4 – на “4”, все пять примеров – на “5”.
Студенты решают в тетради и проверяют ответы друг у друга с помощью мультимедиа и ставят оценку друг другу (взаимоконтроль) в лист контроля.
Тест.
Вариант 1.
Найти производные функций. (А., В., С. – ответы)
№ | Задание | Ответы | ||
А | В | С | ||
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 |
Вариант 2.
Найти производные функций. (А., В., С. – ответы)
№ | Задание | Ответы | ||
А | В | С | ||
1 |
| |||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 |
- Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении
Домашнее задание: п. 16(2) №224(в,г), №225(в,г), №230(в,г)
- Подведение итогов урока, рефлексия
- сдача листов контроля;
Самоанализ урока математики по теме:
«Производная сложной функции»
Данный урок проходил в группе 2 курса МЖКХ-6 02.10.2019г. Списочный состав группы: 22 человека. На уроке присутствовало 17 человек. По аттестации первого курса по данному предмету успевают на «4» девять человек.
Более 60% студентов этой группы имеют средние способности, на уроках мало активны, но с достаточной учебной мотивацией.
Тема данного урока занимает 25-ое место восьмого раздела «Начала математического анализа». Тесно связана с полученными знаниями и умениями на предыдущих занятиях по теме «Производные элементарных функций» и является основой для изучения последующих тем раздела.
При отборе учебного материала для составления плана урока были учтены реальные учебные возможности студентов группы. Содержание урока соответствовало требованиям учебной программы и представлено общедидактическими принципами наглядности, доступности и последовательности.
Образовательная цель урока – сформировать понятие производной сложной функции и отработать алгоритм её вычисления в комплексе с развитием логического мышления, используя приёмы обобщения, анализа и сравнения.
Тип урока – синтетический. Структура занятия включает: актуализацию опорных знаний; изучение нового материала и его закрепление; повторение ранее пройденного. Занятие проводится как в форме изложения и объяснения преподавателем, так и в форме разнообразной работы студентов.
Методы обучения – информационный, проблемный, частично-поисковый. Преподавателем поставлена проблема – как найти производные функций( в последствии названными сложными). Для выхода из данной ситуации были рассмотрены различные примеры(таблица с примерами размещена на доске). Выяснили, что некоторые из функций состоят из двух подфункций – внутренней и внешней. В ходе рассуждений, анализируя и сравнивая, студенты сделали вывод, что такого вида функции называются сложными и составили алгоритм для её вычисления.
Используя карточки-памятки с этим алгоритмом организовано первичное осмысление и закрепление материала. Студенты повторили алгоритм и применяли его комментируя решение примеров из учебника. Под контролем преподавателя студенты справились с полученным заданием.
На следующем этапе закрепления студенты решали тесты с дифференцированными заданиями. После чего выполнили взаимопроверку по ответам с доски и выставили друг другу оценки по пятибалльной системе. Подвели итоги урока, разобрали инструкцию по выполнению домашнего задания.
В ходе урока развивались навыки работы с учебником, умение действовать по алгоритму, работать в парах, адекватность оценивания выполненных заданий.
На заключительном этапе внимание студентов было направлено на понимание того, что знания и умения по данной теме нужны для дальнейшей учебы и применения в профессиональной деятельности.
Все этапы урока выполнены. На каждом из них, работа строилась таким образом, чтобы студенты чувствовали себя полноценными участниками образовательного процесса. Деятельность студентов была направлена на решение поставленных задач и развитие самого себя.
Как преподаватель, свою задачу видела в том, чтобы вовлечь каждого студента в активную работу, создать условия для самореализации и уверенности в себе. В силу того, что в этой группе есть студенты со средними способностями, мало активны, то не всех студентов получилось вовлечь в качественную работу, у некоторых студентов имеются пробелы в знаниях. Это видно при выполнении дифференцированного теста. Таким студентам выданы варианты тестовых заданий, контрольные вопросы, назначены консультации.
Результативность урока: «4» - 7 человек, «3» - 10 человек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
электронные тесты по теме "Производная сложной функции"
Тесты созданы в программе : редактор и программа для просмотра MyTestX.Программа бесплатная, можно скачать по ссылке http://mytest.klyaksa.net/·...
Открытый урок по теме Производная сложной функции
Разработка открытого урока по теме Производная сложной функции...
Методическая разработка урока по теме: "Производная сложной функции".
Данный урок является уроком изучения новой темы. Представленная разработка урока раскрывает методические подходы к введению понятия сложной функции, алгоритма вычисления её производной. Разработка пре...
Открытый урок по алгебре на тему "Производная сложной функции"
Данный урок помогает разнообразить формы и методы проведения уроков в старших классах. В результате этого урока у учащихся появляется желание учиться и знать еще больше...
Разработка урока математики по теме: "Вычисление производной функции"
Урок разработан в виде соревнования. ...
Методическая разработка урока математики по теме «Производная и ее применение».
Данная методическая разработка составлена для повторения и систематизации знаний и умений по теме «Производная»....
Диктант по теме: "Производная сложной функции".
Презентация для проведения диктанта по теме: "Производная сложной функции"....