Научно-методическая разработка "Интерактивная доска на уроках математики"
методическая разработка по математике

В данной разработке представлена теория по компьютерной технологии. Формы и методы работы с интерактивной доской на уроках математики из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Научно-методическая разработка22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Калужской области

Управление общего образования г.Обнинска

МБОУ «СОШ «Технический лицей»

Научно-методическая разработка на тему:

«Интерактивная доска на уроках математики»

Сергеева Людмила Александровна

учитель математики

г.Обнинск   2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение ……………………………………………………………………. 2-3
  2. Основная часть

          2.1.     Теоретические основы ……………………………………….. 4-7

           2.2.    Описание опыта ………………………………………………. 8-10

  1. Заключение …………………………………………………………………. 11
  2. Список используемой литературы ………………………………………… 12
  3. Приложение  ………………………………………………………………… 13-24

1.ВВЕДЕНИЕ

Выбранная мною тема не случайна. Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и  структурное обновление. В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся:  

1. Достижение социальной компетентности обучающихся.

2. Гарантия прав граждан на качественное образование.

3. Формирование ключевых (базовых) компетенций.

4. Обеспечение компьютерной грамотности.

 Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования.

 Основной задачей обучения является формирование ключевых (базовых) компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.

  В своей деятельности каждый педагог должен создать условия для формирования следующих ключевых компетенций:

1. Коммуникативных – умение вступать в диалог с целью быть понятым.

2. Информационных – владение информационными технологиями.

3. Автономизационные – способность к самоопределению и самообразованию.

 Они рассматриваются, как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом.

Успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, т.е. мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний.  

    Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом, это новые дополнительные источники информации, новые виды наглядных пособий – ярких, красочных, новые способы обработки информации, новые формы проверки знаний. Для того, чтобы создать оптимальные условия учащимся для развития их потенциальных возможностей, духовного начала, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации, я применяю новые информационные технологии в процессе обучения, в том числе интерактивную доску. Использование их в образовательном процессе позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему. Это позволяет мне реализовать цели и задачи по формированию ключевых компетенций учащихся.

2 .ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

2.1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ

Процесс обучения – двусторонний. Для успеха обучения требуется не только высокое качество работы учителя, но и активная деятельность учащихся, их интерес к обучению, сосредоточенная и вдумчивая работа под руководством учителя. Для этого необходимо строить процесс обучения так, чтобы широко вовлекать учащихся в активную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике. На мой взгляд, наиболее соответствует этим требованиям компьютерные технологии.  В моём кабинете полтора года назад стационарно установили интерактивную доску, за это время я смогла оценить резкое повышение эффективности урока благодаря применению информационных технологий, т.к. при работе с контингентом нашего учебного заведения добиться результатов обучения по математике достаточно сложно (дети приходят в основном получить профессию и ни как не мотивированы на изучение математики).

Компьютерная технология может осуществляться в следующих трёх вариантах:

  • как «проникающая» технология  (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам, для отдельных дидактических задач), именно этот вариант я считаю наиболее целесообразно использовать при работе с интерактивной доской;
  • как основная, определяющая, наиболее значимая часть используемой технологии;
  • как монотехнология (когда всё обучение, всё управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опирается на применение компьютера).

Задачи, решаемые с помощью компьютерных технологий:

  • сформировать  умение работать с информацией, развивать коммуникативные способности;
  • воспитать личность «информационного общества»;
  • дать каждому так много учебного материала, как он может усвоить;
  • сформировать исследовательские умения, умение принимать оптимальное решение.

Основные концептуальные положения:

  • обучение-это общение ребёнка с компьютером;
  • приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребёнка;
  • диалоговый характер обучения;
  • коррекция учителем процесса обучения возможна в любой момент;
  • оптимальное сочетание индивидуальной и групповой форм работы;
  • при общении с компьютером у ученика должно быть состояние психологического комфорта;
  • неограниченное обучение: содержание, его интерпретация и приложения как угодно велики.

Особенности методики.

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. В 1 и 2 вариантах компьютерной технологии весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребёнка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет собой:

- источник учебной информации;

- наглядное пособие (качественного нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);

- индивидуальное информационное пространство;

- тренажёр;

- средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает:

- как средство подготовки текстов, их хранения, текстовый редактор;

- графопостроитель, графический редактор;

-вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);

-средство моделирования.

Работа учителя в рамках компьютерной технологии включает следующие функции:

  • организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль);
  • организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж и т.п.);
  • индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребёнком;
  • подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определённого учебного курса.

Основная идея моего опыта – использование на уроках математики интерактивной доски.
        Интерактивная доска – очень удобное учебное оборудование, которое представляет собой сенсорный экран, присоединенный к компьютеру.  Изображение с него передает на доску проектор. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. При этом учитель работает у доски и управляет ею с помощью стилуса, не обращаясь к компьютеру .Согласно опубликованным в литературе данным максимальная частота и длительность применения интерактивной доски, как средства ТСО, в учебном процессе определяется возрастом учащихся, характером учебного предмета и необходимостью использования в деятельности обучающихся. (Приложение 1).

Формы использования интерактивной доски на уроке.

Основные способы использования интерактивной доски:

  • делать пометки и записи поверх видимых на экране изображений;
  • демонстрация веб-сайтов через интерактивную доску всем слушателям;
  • использование групповых форм работы;
  • совместная работа над документами, таблицами или изображениями;
  • управление компьютером без использования самого компьютера;
  • использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на принтере;
  • изменение текста в выводимых на экран документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски;
  • сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока или видеозапись всех действий для дальнейшей  демонстрации на других уроках;
  • сохранение во время урока записей учителя для передачи по интернету ученикам, пропустившим занятия;
  • демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса;
  • демонстрация учебных видеороликов;
  • создание рисунков, схем, карт и возможность их использования на следующих уроках.

Использование интерактивной доски приводит к расширению возможностей урока:

  • обогащает деятельность учащихся спектром чувственных ощущений (первый, эмпирический, уровень мышления), являющихся базой для абстрактного мышления (второй, высший уровень мышления – теоретический);
  • помогает создать мотив не только утилитарный и защитный, но и мотив самовыражения;
  • позволяет увеличить объём информации, не увеличивая темпа урока;
  • даёт возможность продемонстрировать в интерактивном режиме эксперимент, который невозможно качественно провести на листе бумаги;
  • позволяет менять параметры процесса;
  • позволяет увеличить время и уровень самостоятельной работы учащихся;
  • уменьшает возможность бездеятельности учащихся, даёт возможность сосредоточить и удерживать внимание учащихся;
  • ученик, пропустивший урок, получает материалы урока в электронном виде;
  • позволяет учителю не вещать информацию и передавать знания, а управлять учебным процессом, создавая информационную среду урока;
  • информационные границы урока значительно расширяются возможностью доступа к мультимедийным файлам и интернет-ресурсам.

Направления повышения эффективности обучения через интерактивную доску. Использование интерактивной доски на уроке может увеличить эффективность обучения. За счёт чего это происходит? Как раскрыть потенциал интерактивной доски и сделать её незаменимым спутником учителя?

Для себя я выделила 3 ключевых направления применения интерактивной доски на уроке:

  • непосредственно доска (её функциональные возможности);
  • использование готовых цифровых образовательных ресурсов;
  • использование периферийных устройств (принтер, сканер).

2.2 ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ

Представлю некоторые формы работы с использованием интерактивной доски.

На этапе актуализации знаний (устный счёт, устные упражнения, задания необходимые для дальнейшего изучения нового материала, создание проблемных ситуаций).

Составление заданий для устного счёта в виде блок-схем, содержащие закономерности, исторические сведения и т.д., где необходимо вписать ответы с помощью пера, которое может быть использовано, как ручка, для чего выбирается нужная толщина, тип и цвет линии (Приложение 2). Задания для устного счёта, содержащие гиперссылки, когда необходимо запомнить записи учащегося при возвращении на нужный слайд. Здесь я использую функцию «захват».  Счёт с зашифрованными словами, где можно использовать функцию «шторка», т.е. открыть ответ после решения.

         На этапе проверки домашнего задания (задания, аналогичные домашним, индивидуальные задания, проекты).

Обучающиеся  сдают домашние  работы в виде презентаций, проектов, например по теме правильные многогранники, с помощью программы ACDSee сканирую домашнюю работу с тетради и вывожу на экран, поверх текста которого можно делать пером пометки, исправлении, вносить изменения и дополнения.

На этапе изучения нового материала (демонстрация презентации, использование ЦОРов, программных продуктов, работа с учебником и его проекцией на экран).

Использую презентации для изучения новых тем, слайды которых требуют заполнения, решения проблемных ситуаций. В своей работе применяю готовые программные продукты, список которых представлен в приложении 6. При объяснении нового материала часто сканирую фрагмент учебника на экран, увеличиваю его и продолжаю пояснения с указаниями, например при описании свойств функции, заданной графически. На уроках геометрии при работе над темой построения с помощью циркуля и линейки использую образовательную коллекцию «КУДИЦ» «Планиметрия 7-9» редактор чертежей, где можно конструировать любые задачи, причём их сохранить или сделать видеозапись для дальнейшего использования на последующих уроках.

         На этапе первичного закрепления и повторения (презентации, учебные электронные издания, содержащие задачи разного уровня, а также подсказки, алгоритмы и справочные материалы; выполнение лабораторных работ в EXEL, например построение диаграмм).

На этапе контроля и оценки знаний (различные виды контроля).

На этапе контроля возникает необходимость решения большого количества задач, которые учитель не сможет подготовить на обычной доске. На помощь приходят готовые программные продукты, содержащие большой объём задач, решение которых можно осуществить с помощью экранной клавиатуры, готовые тесты различных уровней, программы, с помощью которых можно самим составить тесты разных видов, сканер, с помощью которого можно решить множество методических задач.

Возможность мультимедийного проектора «замораживать» экран, даёт возможность одновременной работы с доской и компьютером. Например, на слайде вопросы для фронтальной работы с классом, а в это время ученик может решать тест на компьютере.

Во внеклассной работе применение интерактивной доски трудно переоценить (интеллектуальные игры, соревнования, НПК, классные часы, кружки, тематические вечера и т.д.).

          Использование интерактивной доски как альтернатива обычной доске.

Поверхность интерактивной доски играет роль обыкновенной доски, экрана и является монитором вашего компьютера. При этом возможности интерактивной доски соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение учащихся, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах. При работе с интерактивной доской учитель получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и в виде видеозаписи. Существенно повышается уровень компьютерной компетенции учителя, что не сделает ни один курс повышения квалификации. Даже методом научного «тыка» можно освоить хитроумные возможности интерактивной доски.

         Работая с новой страницей на доске можно выбрать фон, установить математический шаблон (например прямоугольную систему координат или клетчатый листок),  создать геометрические фигуры, используя умное перо или вставить из коллекции картинок готовые. Под каждой фигурой сделать надпись пером, а затем преобразовать в печатный текст. Объекты можно перемещать, изменять размеры, цвет, выделять важные объекты с помощью лупы. Функция «клонирование» позволяет решать многие методические задачи. Например, начертить два неколлинеарных вектора и построить их разность.  Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент «Перо», и сохранять созданные записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть, чтобы повторить пройденный материал. Всё, что учащиеся делают на доске, можно сохранить и использовать в последующем. Учитель всегда может вернуться к предыдущему этапу урока и повторить его ключевые моменты. Для поэтапной демонстрации информации учащимся удобно использовать такую функцию доски как «затенение». Затенить можно как правую, так и левую сторону, верхнюю или нижнюю часть доски так, как это задумал учитель. Часто доска используется как экран для проекции мультимедийных презентаций, выполненных в программе Power Point. Но использование  доски даже в таком режиме дает  массу преимуществ: заполнение таблиц прямо на уроке «пером», проведение линий соответствия прямо на слайде, выделение цветом наиболее важных, значимых моментов и др. При работе с доской нельзя забывать, что только деятельность ученика формирует у него необходимые умения. Работа в тетради не должна исключаться из форм работы на уроке. Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И учителя совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и динамичным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интерактивная доска – ценный инструмент для обучения всего класса, как правило 22-30 учащихся, обладающих неодинаковым развитием, знаниями и умениями, темпом познания и другими индивидуальными качествами. Это – визуальный ресурс, который может помочь учителю сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации. Учитель может  использовать управление интерактивной доской, чтобы преподнести изучаемый материал захватывающими и динамическими способами. Интерактивная доска позволяет моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами. Всё это делается в режиме реального времени. Ученики на таких уроках становятся более активными и заинтересованными. Повышается активность учеников на уроке. Ведь по данным исследований, в памяти человека остаётся 25% услышанного материала, 33% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик вовлечён в активные действия в процессе обучения. Однозначно увеличивается темп урока. Вам больше не придётся ждать, когда ученик запишет на доске задание – учитель может вывести  на экран заранее приготовленные материалы, а сэкономленное время будет использовано только на решение поставленной задачи. Все записи на интерактивной доске могут быть сохранены на компьютере и вновь открыты при повторении пройденного материала или переданы ученику, который пропустил урок.

Я призываю учителей в своей работе использовать интерактивную доску, ведь ещё К.Д.Ушинский сказал: «Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а её однообразием». Думаю, что если учитель активен в творческом поиске, то результат не заставит долго ждать. А потрудиться придётся, так как литературы не достаточно. На разработку качественного урока с применением интерактивной доски уходит достаточно много времени. Области применения интерактивной доски безграничны, поэтому приходится повышать свой уровень через общение с коллегами на семинарах, мастер-классах, педагогических марафонах. Результаты своей работы я наблюдаю каждый день – это горящие глаза детей, «лес» рук, благодарность родителей, коллег, стопроцентная сдача ЕГЭ, победы на НПК.

Творческих Вам успехов!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Руководство пользователя по StarBoard Software
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
  3. Учебно-методическая газета «Математика» №12 2007, №23 2007, №13,14,15 2008, №13 2009.
  4. http://school-collection.edu.ru/.
  5. www.math.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И НОРМЫ АУДИО-ВИЗУАЛЬНОЙ НАГРУЗКИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ НЕПРЕРЫВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ НА УРОКАХ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Классы

Длительность просмотра (мин.)

диафильмов, диапозитивов

кинофильмов

телепередач

1 – 2

7 – 15

15 – 20

15

3 – 4

15 – 20

15 – 20

20

5 – 7

20 – 25

20 – 25

20 – 25

8 – 11

-

25 – 30

25 – 30

В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для учащихся младших классов 3 – 4, старших классов – 4 – 6.

                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование интерактивной доски на уроках математики при изучении темы "Проценты" в 5 классе"

До нынешнего года я на уроках пользовалась только мелом и доской. В этом году нам поставили интерактивную доску и мультимедийный проектор. Уроки стали проходить интереснее, даже самые слабые ученики с...

Использование интерактивной доски на уроках математики

Главным условием успеха каждого человека в эпоху информатизации становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличию умений с ней работать. Необходимо учесть, что ...

Использование интерактивной доски на уроках математики

Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет преподавателям выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать хо...

Эффективные приемы использования интерактивной доски на уроках математики

Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и р...

Использование интерактивной доски на уроках математики

Использование интерактивной доски на уроках математики...

Научно-методическая разработка. Элективные курсы образовательной области «математика»

Поэтому цель моей работы:Первая — создание условий для того, чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельнос...

Мастер-класс на районном семинаре учителей математики «Использование интерактивной доски на уроках математики»

laquo;Использование интерактивной доски на уроках математики» Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал...