Урок групповой работы по математике в 5 классе
методическая разработка по математике (5 класс)

Котлярова Елена Анатольевна

В ФГОС ООО формирование умений работы с текстом в 5 классе опираются на следующие  возрастные психологические особенности обучающихся:

- доминируют словесно-логическое и образное мышление;

- формируется произвольное внимание; способность к саморегуляции.

-критичность мышления развивается на склонности к рефлексии;

- ведущий учебный мотив - познавательный. 

Поэтому общение в группе над заданием увлекательного сюжета всегда  будет помогать учащимся  достичь цели урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: математика

Класс: 5 класс

Тема урока «Умножение и деление натуральных чисел».

Цели:

- обобщить изученный материал по теме «Деление и умножение натуральных чисел;

- развитие навыков анализа, формирование выводов, умения связывать полученные знания с историей, литературой, русскому языку, естествознанию;

- воспитание умений работать в коллективе.

Оборудование: сигнальные карточки зелёного и красных цветов, картинки с изображениями сцен из сказок, кукла Буратино, магнитофон, раздаточный материал,  экран, оборудованное компьютерное место учителя (если такового не имеется, то кодоскоп).

Ход урока

I. Оргмомент.

Сообщается тема урока. Вместе с учащимися формулируются цели к нему. Рассказывается о ходе его проведения.

В работе участвуют четыре группы: биологи, литераторы, русоведы, историки.

Вместе с учащимися выбирается состав групп, жюри (состоит из двух человек), которое сразу садится за стол. Остальные учащиеся размещены по группам, каждая из которых сидит за отдельным столом, и размещается вокруг него.

II. Мотивация.

Учитель: «Сегодня мы совершим полёт, отправляясь на планету Сказок. Представьте, что это не учебный кабинет, а космический корабль. Приготовьтесь, взлетаем… Летим! Посмотрите в свои иллюминаторы. Как интересно. Только вот, что за неисправность – испортилось автоматическое управление. Придётся кому-то из нас довести корабль до пункта назначения. Вот впереди метеорит, надо срочно исправить курс корабля.

Кто исправит курс?

 (На экране показывается строка устного счёта с заранее выбранными ответами, как верными, так и неверными, учащиеся с помощью сигнальных карточек показывают своё отношению к ответу: зелёная карточка – верный ответ, красная карточка – неверный ответ).

№1. Упростить: 2х + 2  + х + 1 = 2х + 3

№ 2. Решить уравнение: 20х - 16х = 32

                                        Ответ: х = 4.

№ 3. Верно ли, что кратное 6 – 36.

                                        Ответ: да.

№ 4. Раскрыть скобки: 4∙ (2х + 5) = 8х – 20

                                       (х – 3)∙ 8 = 8х – 24

№ 5. Вычислить: 16∙0 + 121∙1 = 121.

Итак, нам удалось без потерь приземлиться на планету Сказок.

Нас встречает Буратино.

Буратино: «Приветствуем вас на планете Сказок. Вы приехали очень вовремя, нам необходима ваша помощь. Обитатели нашей планеты – сказочные герои затрудняются в решении многих проблем, и они просили меня передать вам эти письма.

Группам раздаются задания.

III. Работа в группах.

Группы приступают к выполнению заданий.

Задание группе биологов

№ 1.Задача.

Пошёл как-то Маугли с Багирой купаться к водопаду. По дороге его догнали обезьяны, стали его дразнить и кидаться бананами. Маугли от них еле убежал. А на обратном пути его опять поджидали обезьяны и стали ещё больше кидать в него бананы. Если бы не подоспевшая Багира, то Маугли пришлось бы очень плохо. Когда Багира разогнала обезьян, то бананов на земле оказалось ровно 192. Сколько бананов обезьяны кинули в первый раз, если во второй раз они кинули в 5 раз больше?

№ 2. Решить уравнение: 7у – 2у – у = 168.

Полученный ответ соотнесите со слогом.

НИЦ

ДАК

НА

МАГ

МИГ

КИЙ

ДО

64

672

38

42

69

11

41

Задание группе литераторов

№ 1.Задача.

Злая колдунья заколдовала сказочного героя. Правильно решив  упражнения и, отгадав его имя, вы снимете все чары.

Е

Н

О

К

Б

А

С

Ж

Л

2х + 3х+1

3х + 1

2х + 1

5х + 1

5х + 4

1 + 3х

1 - 3х

7х – х -2х + 6

4х + 6

2х + 6

5х + 6

3х + 6

10х

32х

11х

14∙0 + 141∙1

140

144

1440

14

156

178

1411

1410

141

Кратное 10

18

21

190

42

44

87

98

101

103

Делитель 52

11

15

16

19

62

71

2

10

101

Кратное 162

4

810

1

2

5

6

7

8

9

3(2х + 1)

6х + 3

2х + 1

6х + 1

2х + 3

0: 5 + 163∙20

5

1632

50

1630

815

3265

124

3260

140

12х – 56 = 664

5

6

7

60

8

9

10

11

12

(402-3х)-8 = 190

13

16

12

14

16

68

18

19

20

(Ответ: Белоснежка.)

№ 2 Решить уравнение: 3х + 4 = 196.

Полученный ответ соотнесите со слогом.

НИЦ

ДАК

НА

МАГ

МИГ

КИЙ

ДО

64

672

38

42

69

11

41

Задание группе русоведов

№ 1.Задача.

Снежная Королева, когда Кай был у неё в царстве, дала ему задание: чтобы он из кусочков льда сложил слово. Она показала ему на горку из льда и сказала, что нужно от половины находящихся там кусочков, отложить 33 и получится число букв в слове.

И при этом Снежная Королева добавила, что в слове должно быть одинаковое количество букв и звуков. Какое же слово мог бы сложить Кай, если кусочков в горке было 78?

(Ответ: сугроб.)

Решить уравнение: 3х + х + 7х = 121.

Полученный ответ соотнесите со слогом.

НИЦ

ДАК

НА

МАГ

МИГ

КИЙ

ДО

36

672

38

42

69

11

41

Задание группе историков

№ 1.Задача.

Во время осады Сиракуз, города,  где жил Архимед, к стенам со стороны моря стали подходить тяжёлые деревянные корабли неприятеля. Жители с ужасом подумали, что теперь спасения нет. Но Архимед придумал вот что: он выстроил всех женщин, дал им в руки зеркальца, и сказал, чтобы они направляли лучики на корабли. Во второй день, в отличие от первого, они подожгли кораблей в 4 раза больше. А когда подсчитали, то их оказалось на 6 кораблей больше. Сколько кораблей жители города подожгли в первый день?

 (Ответ: 2.)

Решить уравнение: (х – 9): 14 + 12 = 124.

IV. Работа по обобщению материала.

        По истечении 8 мин. Каждая группа делает небольшой отчёт о проделанной работе, выполняя некоторые задания на доске.

Члены группы делают дополнения, связанные с той областью, в рамках сюжета которой выполняла задания.

Выслушав отчёты групп, жюри оценивает ответы, учитывая их правильность, чёткость выполнения.

Буратино благодарит всех участников полёта за оказанную помощь и спрашивает: «А кто же придумал первый учебник по математике - науке, которая помогла вам справится со всеми заданиями?»

Учитель спрашивает у каждой группы – что у них получилось, решая уравнение.

«Магницкий». А группа историков при решении уравнения получила число, обозначающее век, в историческую веху, в которой жил этот великий человек – XVII век.

И так как все находятся на Сказочной планете, то Буратино командует: «По щучьему велению, по моему хотению, хочу, чтобы ребята оказались у себя в классе!»

V. Рефлексия. Оценка жюри.

Жюри оценивает работу каждого члена группы, ребята корректируют их высказывания.

Учитель обещает ребятам ещё раз посетить вместе с ними планету Сказок.

VI. Домашнее задание. (творческого характера)

Придумать и решить задачу на сказочный сюжет.

        При резерве времени или в спорных ситуациях по оцениванию можно предложить задачу:

        Пошли однажды Вини-Пух и Пятачок в гости к Кролику. У Кролика было три пирога: с рисом, с капустой и с яблоками. Пятачок не любит пирог с яблоками и не ест с капустой; Вини-Пух не ест пирог с капустой. Кто, что ест?

Ответ: Пятачок – с рисом, Вини-Пух – с яблоками, Кролик - с капустой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

индивидуально-групповые занятия по математике, 6 класс

рабочая програма для ИГЗ по математике в 6 классе...

Программа групповых занятий по математике 7 класс

Порграмма групповых занятий по математике 7 класс. Расчитна на 34 учебных часа....

Рабочая программа групповых занятий по математике 6 класс

Титульный лист, пояснительная записка, планирование, литература....

Рабочая программа групповых занятий по математике 5 класс

Рабочая программа  групповых занятий  по математике 5 класс. Авторы: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург....

Индивидуально-групповые занятия по математике 9 класс «Консультации по подготовке к экзаменам»

Цель ИГЗ: ликвидация пробелов в знаниях учащихся по математике по уже пройденному курсу...