Проценты, 5 кл
план-конспект урока по математике (5 класс)

Зоренко Милана Валерьевна

Технологическая карта урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составитель: М.В. Зоренко - учитель МБОУ -СОШ №15 им. М.В. Гордеева г.Орла.

Технологическая карта урока

 

Предмет-математика

Класс-5

Авторы УМК: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд

Тема урока: Решение задач на проценты

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная

Цель: совершенствование практических навыков решения задач на проценты и умение применять их при решении реальных жизненных задач.

Задачи: 

образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение процентов при решении задач; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме «Проценты».

 воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

 развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.

Ресурсы: компьютер, проектор, учебник, дополнительная информация по теме урока, раздаточный материал, наглядные пособия.

Планируемые результаты: 

предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и умения решать основные типы задач на проценты

 личностные: умение работать в парах, вести диалог, аргументировать свою точку зрения, осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

 метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятия проценты; уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! У вас на столах лежат листы самооценки. В ходе урока вы будете оценивать себя, выставляя баллы.

Сегодняшний урок мы начнём с ребуса.  Отгадайте, что это за слово.  (слайд 1)

(Проценты)

Итак, тема нашего урока «Проценты».( слайд 2)

Запишите в тетради число, классная работа и тему урока.

2. Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели урока.

«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!» (Д. Пойа) (Слайд3)

Вы обязательно захотите решать задачи на проценты после того, как ответите мне на вопрос:

– Где в повседневной жизни вы встречали проценты?  (дети приводят примеры).

Итак, мы видим, как часто встречается понятие процента, как необходимо знать и понимать что это. И цель нашего сегодняшнего урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Проценты», отработать навык решения задач на проценты.

3. Актуализация знаний

По 1 баллу за каждый правильный ответ.

Опрос:

– Дайте математическое определение процента. (Процентом – называется 1/100 часть. 1% = 1/100)   

– Чему равна вся величина?    (т.к. 1% = 1/100, то вся величина равна 100%)  

–Как перевести десятичную дробь в проценты?

– Как перевести проценты в десятичную дробь?

( Слайд4)

Устный счет (Слайд5):

  • Найти 1% от 200
  • Найти 10% от 56000
  • Найти 5% от 300
  • Число 5000 увеличили на 100%. Сколько стало?
  • Число 26000 уменьшили на 50%. Сколько стало?
  • Сколько было, если после увеличения на 100% стало 240 ?
  • Сколько было, если после увеличения на 50% стало 150?

Лови ошибку(Слайд6):

5%=0,5               0,02=2%            33%=0,33       275=0,275%          100=0,1%            1%=100             0,1%=10

4. Применение, знаний и умений в на практике, их закрепление.

– Ребята, вспомните, какие типы задач на проценты мы знаем? (слайд 7)

А теперь решим задачу № 763 из учебника: «В классе 17 мальчиков а девочек на 6 больше. сколько процентов класса составляют девочки и сколько процентов класса составляют мальчики?»

( К доске выходит ученик и решает с объяснением задачу, класс работает в тетрадях, 3 ученика получают задания на индивидуальных карточках ). По ходу решения учащиеся исправляют ошибки, если таковые имеются, по окончании- комментируют  и дают оценку.

Карточка№1(задание из ОГЭ): Плата за телефон составляет 220 рублей в месяц. В следующем году она увеличится на 10%. Сколько рублей придётся платить ежемесячно за телефон в следующем
году?

Карточка№2(задание из ОГЭ): Спортивный магазин проводит акцию. Любая футболка стоит 400рублей. при покупке двух футболок скидка на вторую футболку 40%. Сколько рублей придется заплатить за покупку двкх футболок в период действия акции?

Карточка№3(задание из ОГЭ): Банк начисляет на счет 12 % годовых. Вкладчик положил на счет 1200 рублей. Сколько рублей будет на этом счёте через год, если никаких операций, кроме начисления процентов, со счётом проводиться не будет?

Итоги озвучиваются на следующем уроке.

Сейчас мы разделимся на 3 группы по рядам.  Выберите капитана своей группы.

Капитаны подходят к учительскому столу  и тянут билет с задачей на один из видов задач на проценты.

Билет1(задание из ОГЭ): Стоимость проезда в электричке составляет 132 рубля. Школьникам представляется скидка 50%. Сколько рублей будет стоить проезд для 2 взрослых и 16 школьников? (2балла)

Билет2(задание из ОГЭ): Товар на распродаже уценили на 15% при этом он стал стоить 680 руб. сколько рублей стоил товар до распродажи? (2балла)

Билет3(задание из ОГЭ) : В начале учебного года в школе было 1250 учащихся, а к концу года их стало 950. На сколько процентов уменьшилось за год число учащихся? (2балла)

Капитан проверяет правильность решения в своей группе, затем назначает учащегося, который записывает решение на доске. Две другие группы проверяют правильность решения.

5. Физкультминутка

 (Ученики за учителем повторяют движения)

Из - за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом, на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки.

И потопаем немножко.

А теперь проведём тест. (Тесты заранее разложены на партах по вариантам) (Слайд 8)

  1. Закончите предложение: «Один процент – это…» (« Процентом называется…»).
  2. Запишите в виде десятичной дроби 32% (25%).
  3. Запишите в процентах десятичную дробь 0,25 (0,32).
  4. Сколько процентов число 1 составляет от числа 5 ( 5 от 20)?
  5. Как называется один процент центнера ( 1% от тонны)?
  6. Найдите 25% от 8 км ( 20% от 15 км).
  7. Найдите 15% от 25 руб. (30% от 50руб.)
  8. В коробке 13 красных и 37 синих карандашей. Сколько % от всех карандашей составляют синие (красные) карандаши?

Проверку  проведем в форме взаимопроверки: поменяйтесь работой с соседом по парте, напротив правильных  ответов поставьте ручкой с зеленой пастой знак «+». После проверки  работы внесите полученные баллы в листы самооценки.

 (меняются друг с другом работами,  проверяют и выставляют баллы за каждый верный ответ -1 балл)

На экран выводятся ответы, по которым происходит взаимопроверка.

Ответы( Слайд9): 

1. « …. сотая часть числа. »

2. 0,32 ( 0,25 )

3. 25% (32%)

 4. 20% ( 25%)

5. килограмм (10 килограммов )

 6. 2 км ( 3 км )

7. 3,75 руб. ( 15 руб.)

 8. 26% ( 74% ) 

6. Рефлексия (подведение итогов урока)

Учащиеся сдают карточки самооценки, предварительно высчитав процент верных ответов, выставив оценку.

Ребята, понравился ли вам урок? Было ли вам на нем интересно? Достигнута ли цель, которую мы поставили в начале урока? Возьмите свои магнитики и прикрепите на мишень в выбранную вами область (висит на доске).

7. Домашнее задание (слайд 10):

Базовый уровень: № 719, 729

Продвинутый уровень: № 731, 736

(комментарии по определению вида задач)

Спасибо за урок.

                    Лист самооценки

Деятельность обучающегося

Критерии самооценки

Самооценка

Опрос

за каждый правильный ответ 1 балл

max -4 балла

Устный счет

за каждый правильный ответ 1 балл

max -7 баллов

Лови ошибку

за каждый правильный ответ 1 балл

max -7 баллов

Групповая работа

Решение верное без ошибок-2 балла

Решение верное, но допущена одна арифметическая ошибка-1 балл

Тест

за каждый правильный ответ 1 балл

max -8 баллов

Итого

   max -28 баллов

   

Какой процент от общего количества баллов ты набрал?

Поставь себе оценку в соответствии с критериями:

«3» - 50-70% правильно выполненных заданий,

«4» - 70-85%  правильно выполненных заданий,

«5» - более 85% правильно выполненных заданий.

Оценка за работу на уроке:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проценты. Задачи на проценты

Это презентация для самостоятельного изучения или повторения данной темы. Применима для учащихся 5-6 классов. Содержит в себе примеры и задания для самостоятельного выполнения....

Проценты. Нахождение процентов от числа

Методическая разработка  урока математики в 5 классе  по теме "Проценты. Нахождение процентов от числа"....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по математике "Проценты. Методика решения задач различных типов на проценты."

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по математикена тему:«Проценты. Методика решения задач различных типов на проценты»Обобщение методики изучения процентов. Решение  задач при подготовке к  ГИА и ...

Презентация к уроку "Проценты" в 5 классе. Материал полезен и для повторения темы проценты и 6 классе и в 9 классе по подготовке к ГИА. Разобраны все типы задач. Приведены образцы решения двумя способами.

Материал подготовлен для учащихся 5 класса для изучения темы "Проценты". Так же эти слайды будут полезны для повторения этой темы в 6 классе, и для подготовки к ГИА в 9 классе. Здесь разобраны все тип...

Программа элективного курса "Проценты, сложные проценты. Смеси и сплавы"

Рабочая программа данного предметно-ориентированного  элективного курса расчитана на решение практических задач по теме "Проценты, сложные проценты", что способствует:1.подготовке к успешной...

Урок математики в 5 классе по теме "Проценты. Решение задач на проценты"

Обобщающий урок математики в 5 классе по теме "Проценты. Решение задач на проценты"...

разработка урока "Проценты. Основные задачи на проценты"

Краткое изучение темы «Проценты» в 5 классе не дает больших результатов. Учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут полноценное представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На...