Мотивация и стимулирование учащихся на уроках
статья по математике (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Молчанова Наталья Алексеевна

Вопросы мотивации учащихся на уроках математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

г. Москва

Южный Административный округ

НОЧУ "Православный Центр непрерывного образования

во имя преподобного Серафима Саровского"

МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ

УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ

Учитель математики

Молчанова Наталья Алексеевна

первая квалификационная категория

МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ

Интенсивность и результативность учебной деятельности во многом зависит от мотивации учения школьников.

Нужна глубокая, содержательно ценная мотивация учения, достаточно устойчивые познавательные интересы, ответственность учащихся за результаты своей работы. Необходимо больше уделять внимания стимулированию познавательной деятельности учащихся, развивать у них интерес к учению, т.е. к получению новых знаний.

В своей работе я уделяю большое внимание в первую очередь доступности объяснения, чтобы терминология соответствовала уровню развития детей, то есть обеспечению соблюдения баланса между слишком сложным (наукообразным) и примитивным. Поэтому достаточно много времени я уделяю работе с терминами, определениями, а также трудными словами, встречающихся в текстах учебников, что позволит учащимся в дальнейшем работать с дополнительной литературой (например, тексты в учебнике алгебры 10-11 кл. адаптированы в основном на сильных учащихся).

Особенно актуальна словарная работа при чтении условий заданий, ведь успех решения поставленной задачи зависит, прежде всего, от правильного понимания ее условия.

С этой целью я формулирую одни и те же условия заданий по-разному:

- в 7 классе при отработке темы "Многочлены" одно и то же задание представляю: "упростить выражение", "раскрыть скобки и привести подобные члены", "представить выражение в виде многочлена";

- в 10 классе при изучении темы "Производная и ее применения" – "найти производную функции в данной точке", "найти тангенс угла наклона касательной, проходящей через данную точку графика функции", "найти угловой коэффициент касательной, проходящей через данную точку графика функции". Часть формулировок заданий я оставляю "про запас", для самостоятельных работ. Такие формы преподнесения заданий позволяют развивать способности учащихся к анализу и обобщению, а также уверенному поведению в нестандартной ситуации (тестирование, собеседование, ЕГЭ и т.п.). Например, причиной большинства нерешенных задач является не отсутствие знаний по теме, а непонятое условие. Большую помощь при обучении учащихся проведению анализа условия задач (на движение, совместную работу, проценты т.д.) оказывает такой способ записи условия, как таблица и применение алгоритма ее составления (впоследствии даже "слабые" ученики составляют таблицу и уравнение).

Очень серьезной проблемой, не позволяющей учащимся развиваться, является боязнь совершения ошибки, это приводит к тому, что теряют значимость такие виды стимулирования, как оценка (она становится "кнутом", а не "пряником"), желание проявить себя с лучшей стороны и т.д., что приводит учащихся к замкнутости, пассивности, отсутствию инициативы (в младших классах все дети хотят ответить, выйти к доске, в старших – это желание сходит "на нет"). Поэтому я большое внимание уделяю решению этой проблемы: не растерять способность и желание детей к открытости обсуждения, поддерживать их уверенность в себе. Впоследствии эта уверенность, основанная на имеющихся знаниях и приобретенном опыте, позволит им принимать и более серьезные решения в реальной жизни.

В своей работе я отдаю предпочтение поддерживающему обучению и считаю, что на первом плане должны стоять хорошие и доверительные отношения "учитель-ученик", чтобы ученик видел в учителе не деспота и тирана, желающего его унизить и показать, какой он бестолковый, а старшего товарища, готового всегда прийти на помощь и поддержать его. Я не боюсь инициировать дискуссии по трудным вопросам, ведь использованное на это время оправдывает все затраты, потому что открытость общения положительно влияет на результат – ведь учащиеся во многом воспринимают изучаемый предмет, преломляя его через отношение к нам, учителям. Достигается это путем систематической, каждодневной работы.

Я уже упоминала о доступности объяснения изучаемого материала, словарной работе, других видах деятельности, теперь остановлюсь на некоторых элементах построения урока. Начну с работы с домашним заданием. В младших классах (5-6 кл.) одним из стимулов выполнения домашней работы является каждодневная проверка ее выполнения, но со временем акцент смещается в сторону выполнения именно самостоятельно домашнего задания, так как учащимся известно, что их ожидает не контроль наличия в тетради домашней работы (порой списанной), а проверка знаний и умений выполнения аналогичных заданий, которая проводится в начале следующего урока (проверочная работа – аналог домашней работы). Чтобы избежать застоя в развитии сильных учащихся, эти проверочные работы содержат разноуровневые задания (собственно, как и другие самостоятельные и контрольные работы).

При отработке нового материала я практикую проведение самостоятельной работы по изучаемому материалу на данном уроке. Это позволяет решить двуединую задачу: первое – мотивированная деятельность учащихся на уроке (по объясненному материалу будет самостоятельная работа, значит нужно активно участвовать в процессе урока), второе – дает мне возможность осуществлять оперативную обратную связь, то есть выяснить, насколько доступно мною изложен материал, насколько хорошо этот материал понят учащимися. Анализ результатов проверочных и самостоятельных работ позволяет установить возможные пробелы в знаниях учащихся и принять своевременные меры по их устранению, а также проанализировать свою деятельность в части доступности и ясности изложения материала. Если работы выполняются на первых уроках изучения темы, то оценка по ним выставляется по желанию ученика (неудовлетворяющая ученика оценка не выставляется), поэтому ребята приступают к решению заданий без боязни ошибиться: главная цель – научиться решать, а не получить хорошую оценку. Много внимания я уделяю составлению текстов работ: как правило, они представляют собой комплект (набор) упражнений разных уровней сложности, что позволяет учащимся самим сделать выбор (они знают за решение каких заданий, какая оценка будет получена). Это снимает напряженность в отношениях с учащимися и дает возможность детям реально оценить имеющиеся у них знания.

Важную роль в развитии интереса к учению играют различные формы проведения уроков, включая уроки, составной частью которых является работа в группах, где школьникам предоставляется возможность проявить себя лидером, знатоком предмета, консультантом, а также восполнить пробелы в знаниях. Особая роль в группе предназначена консультанту (при работе в смешанных группах: "слабые" и "сильные" учащиеся), который является мотором группы, так как является наиболее подготовленным по данной теме. Ему предоставляется право оценки работы членов группы, что, однако не лишает других членов группы права голоса в этой оценке. Это позволяет воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, а также налагает ответственность за порученное дело и его результат. Также эта деятельность дает возможность получить разъяснения непонятых вопросов на "своем" (более простом и доступном) языке, ведь нередки случаи, когда объяснение другого человека (учителя, родителя, сверстника) оказывается более понятным. А это в конечном итоге повышает результативность обучения в целом. При организации групповой работы я практикую и другой состав групп: при отработке и закреплении темы, когда выявился заметный разрыв в уровне знаний учащихся, группы формируются по этому признаку. В "сильной" группе консультанта можно и не назначать: в этом случае ребятам предлагаются задания повышенной сложности, а оценки за работу в группе они выставляют друг другу коллективно. В "слабой" же группе, как правило, модератором группы выступаю сама, однако стараюсь быть именно консультантом и помощником, а не диктующим ответ "решебником".

Ответственность (как личная, так и коллективная), поддерживаемое желание ученика самостоятельно разобраться в решении задачи, преодоление трудностей, отсутствие боязни ошибиться при поиске решения, поддержка сверстников и учителя, работа с терминами и многое другое позволяют учащимся сохранять и желание учиться, и стремление достигать более высокого уровня знаний. Не стоять ученику на месте, а постоянно развиваться, совершенствоваться – вот главная цель, для достижения которой я прилагаю свои знания, умения, навыки и накопленный опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация учебной деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее реализации

Презентация исследований по данной теме представлена  на педсовете.Задачи:1.Исследовать особенности мотивации учебной деятельности учащихся начального, среднего и старшего звена школы как фактора...

презентация по теме "Методы мотивации и стимулирования деятельности на уроках математики"

Методы мотивации и стимулирования деятельности при подготовке к ГИА и ЕГЕ...

«Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках математики»

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановк...

Тема «Повышение уровня мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках математики, через применение индивидуально – дифференцированных форм обучения».

Выступление по теме  «Повышение уровня мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках математики, через применение индивидуально – дифференцированных форм обучения»....

Доклад по теме: "Способы повышения мотивации учебной деятельности учащихся на уроках английского языка" .

Работа учителя по повышению мотивации учебной деятельности учащихся на уроках английского языка....

Способы и приёмы мотивации познавательной деятельности учащихся на уроке

Мотивация — начальный этап урока, призванный сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их,  показать необходимость или пользу изучения материала. Цель:...

ПРОЕКТНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВА СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В настоящее время все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельно...