Конспект урока математики в 6 классе "Решение уравнеий"
план-конспект урока по математике (6 класс)
Место и роль темы в курсе: первый урок в разделе "Решение уравнений".
Тема "Решение уравнений" в 6 классе является основополагающей в сквозной линии "Уравнения". Благодаря изучению этой темы учащиеся получают основы правил решения различного вида уравнений, что является подготовкой для прохождения следующей темы «решение задач с помощью уравнений» и изучения более сложных уравнений в старших классах. Данный урок позволяет воспроизвести и закрепить знания учащихся о компонентах уравнений и правила их нахождения, а также развитие навыков составления уравнений при решении задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvernutyi_plan_uroka_reshenie_uravnenii_.docx | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Развернутый план урока
Данные об учителе: Мелькова Анастасия Леонидовна, учитель математики ЧОУ ШЭиП
Предмет: математика
Класс: 6
Учебник (УМК): УМК А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир, математика, 6 класс. Издательский центр «Вентана - Граф», 2019
Тема урока: Решение уравнений
Тип урока: урок изучения нового материала (базовый уровень).
Дата урока: 11.03.2020
Место и роль темы в курсе: первый урок в разделе "Решение уравнений".
Тема "Решение уравнений" в 6 классе является основополагающей в сквозной линии "Уравнения". Благодаря изучению этой темы учащиеся получают основы правил решения различного вида уравнений, что является подготовкой для прохождения следующей темы «решение задач с помощью уравнений» и изучения более сложных уравнений в старших классах. Данный урок позволяет воспроизвести и закрепить знания учащихся о компонентах уравнений и правила их нахождения, а также развитие навыков составления уравнений при решении задач.
Цели урока:
Предметные | введение и определение понятия «уравнение», «равенство», «корень уравнения»; знакомство со свойствами уравнений; новым способом решения уравнений; совершенствование умения решать уравнения. |
Регулятивные | самостоятельное формирование учебных задач путем задавания вопросов о неизвестном; планирование собственной деятельности, определение средств для ее осуществления |
Познавательные | извлечение необходимой информации из предложенного материала; структурирование информации в виде записи выводов и определений |
Коммуникативные | сотрудничество, способствующее продуктивной деятельности |
Личностные | правильное изложение своих мыслей, понимание смысла поставленной задачи |
Задачи
Обучающие:
- Формировать у учащихся навыки решения уравнений, содержащих более одного действия;
- Формировать умение формулировать определение уравнения, корней уравнения;
- Формировать умение применять изученные свойства решения уравнений и задач с помощью уравнений
Развивающие:
- Развивать информационную культуру учащихся, математическую речь;
- Развивать умения применять полученные знания;
- Развивать логическое мышление, смекалку.
Воспитательные:
- Прививать навыки доброжелательного общения;
- Формировать активность, самостоятельность, ответственность.
Методы: словесный (беседа, рассказ, работа с учебником);
наглядный (объяснительно-иллюстративный);
практический (выполнение заданий)
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная
Организационная структура урока
№ | Этапы уроки | Задачи урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1 | Организационный | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию (собрать индивидуальные РНО у учащихся), организация внимания детей. Чем мы занимались на прошлом уроке? Сегодня мы применим наши навыки приведения подобных слагаемых для изучения новой темы. | Включаются в деловой ритм урока. Приводили подобные слагаемые
Да - Нет | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2 | Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Эпиграф к уроку: "Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно." (А. Эйнштейн) Догадались какую тему мы будем сегодня изучать? | |||
3 | Актуализация знаний. | Развитие исследовательских навыков, дифференцированного подхода в обучении | Учитель: Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета: 1.Раскройте скобки: №1 с. 245 2. Открываем тетради, записываем число, классная работа. 3.Обратите внимание на записи. На доске: 5(x-3) = 20; a-4+b; x+8=-15; 4b; 7,5-3k; 5x=2x+6; 6m -1. Внимательно их изучите и ответьте на вопросы. - На какие две группы можно разделить написанное? - Как можно назвать каждую из групп? - Интересна ли для нас 1 группа: выражения? - А вторая? Почему? 4. Итак, еще раз. Кто теперь догадался, а кто убедился какая тема сегодняшнего урока? 5. Исходя из названия темы, давайте сформулируем цель нашего урока. 6. Для того, чтобы достичь цели урока, какие задачи нам надо поставить? | 1.Решают в уме, один из учеников проговаривает ответ 2. Делают записи в тетради. 3.Учащиеся внимательно смотрят на записи, отвечая на вопросы:
4. Ребята объявляют тему урока и записывают в тетради: «Решение уравнений». 5. Формулируют цель: познакомиться с разными видами уравнений; научиться их решать. 6. Формулируют задачи: 1)вспомнить основные понятия, свойства, которые можно отнести к уравнениям; 2)изучить материал учебника по этой теме; 3)внимательно слушать учителя; 4)делать необходимые записи в тетрадях. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Логические- анализ объектов с целью выделения признаков. |
4. | Изучение нового материала. | Овладеть приемами решения уравнений. Работа с текстом. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми способов решения уравнений. | 1.Подготовительный этап. – А что значит «решить уравнение»? – Итак, уравнение – это равенство. А в жизни мы встречаемся с понятием равенство? Актуализация и постановка проблемы. – Давайте посмотрим. Весы находятся в равновесии. Что произойдет, если с одной чаши весов убрать груз? – А что надо сделать, чтобы весы снова оказались в равновесии? – Это свойство «весов» нам еще пригодится. - Давайте вернемся к началу нашего урока. В тетрадях запишем 1 уравнение и решим его. Какие существуют способы решения данного уравнения? - Хорошо! Давайте сначала решим уравнение, применив распределительное свойство умножения: 1 способ 5(x-3) = 20 5x-15=20 5x=20+15 5x=35 x=35:5 x=7 - А сейчас по правилу отыскания неизвестных компонентов 2 способ 5(x-3) = 20 - Что неизвестно в уравнении? - Как найти неизвестный множитель? x-3=20:5 x-3=4 x=4+3 x=7 -Что мы получили в итоге? - Что называется корнем уравнения? -Число 7 является корнем уравнения x-3=4 и уравнения 5(x-3) = 20, так как 7-3=4 и 5(7-3) = 20. - Как из первого уравнения можно получить второе? Мы с вами убедились, что корнем этих двух уравнений является одно и то же число. Поэтому: Корни уравнения не изменяются, если обе части уравнения умножить или разделить на одно и тоже число, не равное нулю. 2. Снова вернемся к началу урока и теперь рассмотрим второе уравнение: x+8= - 15. Как его можно решить? Это уравнение решается с использованием зависимостей между компонентами и результатами математических действий. Но изучение отрицательных чисел дает возможность решить эти уравнения иначе. - Вспомним, чему равна сумма противоположных чисел? - Как можно получить в левой части уравнения только с x? - Рассмотрим решение этих уравнений. x+8= - 15 x= -15-8 x=-23 - Мы видим, что слагаемые без переменной перешли из левой части уравнения в правую с противоположным знаком. - А сейчас рассмотрим третье уравнение и решим его:5х=2х+6 - Чем данное уравнение отличается от предыдущего? - Как его можно решить? - Нужно получить такое уравнение, чтобы слагаемые с x были только слева. Что для этого необходимо сделать? 5х=2х+6 5x+ (-2x) = 6 3x=6 x=6:3 x=2 - Хорошо! Давайте рассмотрим такой вопрос: Вы собираетесь за границу. О чем в первую очередь вы должны подумать, когда пересечете границу? - Правильно, пересекая границу, вам обязательно надо поменять паспорт. - Давайте представим, что знак «=» - это граница, а знак числа – это ваш паспорт. Когда мы пересекаем границу, меняем паспорт, то есть, если число переносим из одной части в другую, мы должны поменять знак. Корни уравнения не изменяются, если любое слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак. | 1. Отвечают на вопросы: 1)Найти все значения неизвестных, при которых оно обращается в верное равенство или установить, что таких значений нет. 2) Называют возможные варианты, например, при взвешивании 3) Чаша с гирями перевесит. 4) Убрать гири. 5)Записывают уравнение в тетрадях, предлагают варианты решения. 6)Вспоминают распределительное свойство умножения и решают уравнение в тетрадях, комментируя вместе с учителем ход решения. 7)Отвечают на вопросы: Множитель 8)Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель 9) Корень уравнения x=7 Корнем уравнения называют то значение неизвестного, при котором это уравнение обращается в верное равенство 10) Это уравнение можно получить, разделив обе части данного уравнения на 5 или умножив обе части на 1\5. 11) Записывают в тетрадях вывод. 1)Записывают уравнение в тетрадях, предлагают возможные варианты, решая уравнение 2) Нулю 3)Прибавить или отнять противоположные числам в правой части. 4) Неизвестное есть и в правой и в левой части уравнения. 5) Предлагают варианты решения уравнения 6) Для этого надо неизвестное число из правой части перенести в левую часть 7) Слушают, отвечают на вопросы. 8) Записывают в тетрадях вывод. | |
5 | Этап первичное осмысление и закрепление знаний | Установление правильности и осознанности изучения темы. | 1. Принято при решении уравнений переносить слагаемые так, чтобы в левой части уравнения были неизвестные числа, а в правой - известные числа. Решить №1151(1-4) и 1153(1,2), 1155 с комментированием попарно. | - Решают в тетрадях, один из учеников комментирует решение с места | Регулятивные: контроль, Познавательные: умение сделать правильный выбор, Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль |
6 | Повторение. Этап Закрепления изученного материала. | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. | «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду а если хотите научиться решать уравнения, РЕШАЙТЕ ИХ!» Решить №1174 и 1175. После самостоятельного решения (некоторые ребята, назначенные учителем решают в парах), проверяем результаты, учитель выводит верное оформление и решение на интерактивную доску. | Самостоятельное выполнение заданий с применением новых свойств уравнений, проверяем результаты, какие получили ответы? Выясняют правильный ответ, сверяя с интерактивной доской. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
7 | Подведение итогов урока. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | Что изучили сегодня на уроке? Вопросы 1-3 с.244 | Называют правила: перенос слагаемых и умножение обеих частей уравнения на одно и тоже число. | Регулятивные: оценка, осознание уровня и качества усвоения; контроль |
8 | Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Наш урок подходит к концу, с начала запишем домашнее задание, затем подведем итоги. - На доске: Домашнее задание: §41, вопросы 1-3, № 1152(1-3), 1154(1,2), 1156 - Ваши вопросы по домашнему заданию. | Записывают домашнее задание задают вопросы если есть вопросы по заданию. | Коммуникативные: умение организовать свою работу. |
9 | Рефлексия | Рефлексия, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | - А теперь подведем итоги: Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы? - Давайте еще раз вспомним определение уравнения, корня уравнения. - Итог урока каждый из вас подведет с помощью телеграммы; то есть в виде одного краткого предложения, которое выразит ваше отношение к уроку. | Ученики оценивают свою работу. 1) Проводят самоанализ, отвечают на вопросы; вспоминают правила; определение уравнения, корня уравнения. 2) В конце своей работы каждый ученик пишет телеграмму. По желанию зачитывают на весь класс | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в 5 классе "Математика о вреде курения"
Урок проводиттся с целью профилактики табакокурения на уроках математики. Учащиеся решают задачи и примеру и узнают о вредном влиянии табака на организм человека....
План-конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" (урок-путешествие "СОЧИ - 2014")
Тип урока: урок решения задач.Форма проведения урока: урок – путешествие.Цели урока сформулированы с учётом программных требований, содержания материала, уровня знаний и умений учащихся.Структура урок...
План - конспект урока математики "Математика в ОБЖ. Математическая модель реальных жизненных ситуаций "
Данный урок можно провести во время обобщения темы: "Решение задач"...
Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».
Материал данного урока предназначен для повторения решения линейных неравенств; формирования понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»; форм...
Конспект урока математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» (интегрированный урок: математика – окружающий мир)
Данный урок математики предназначен для учащихся 5 классов, при изучении темы "Сложение и вычитание десятичных дробей". Вид урока -интегрированный. Урок ориентирован на развитие интереса к математике,...
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
Конспект урока математики по теме: "Проценты". Учебник. Математика 5 класс.Автор Н. Я.Виленкин
Обобщающий урок по теме: Проценты. Подготовка к контрольной рвботе....