Дидактические игры на уроках математики
статья по математике
Роль и место дидактических игр в процессе обучения математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль и место дидактических игр в процессе обучения математике | 17.3 КБ |
Предварительный просмотр:
«Предмет математики настолько серьезен, что нужно
не упускать случая, сделать его немного занимательным».
Блез Паскаль
Дидактические игры на уроках математики
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучению материала и их активность на протяжении всего урока.
Интерес к учебным занятиям у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Учителю необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно. Одним из наиболее эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету является дидактическая игра. Дидактические игры можно использовать как средство обучения, воспитания и развития. Игровой приём может быть включен в середине урока, в конце или даже в начале, в зависимости от темы, цели и характера игры. Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения зависит от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации.
По функциям дидактические игры делятся на: обучающие, контролирующие, обобщающие.
Обучающей будет игра, если учащиеся участвуют в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании математического материала.
Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная математическая подготовка.
Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.
Возьмем к примеру, известную игру «Морской бой». В этой игре развиваются внимание, наблюдательность, сообразительность. В процессе игры учащиеся лучше и быстрее усваивают понятие декартовых координат, убеждаются, что положение точки на плоскости определяется с помощью двух ее координат.
Например, при усвоении новой темы «Сумма внутренних углов выпуклого n-угольника» можно использовать игру «Диалог». Идея игры состоит в том, что учитель формулирует учебную проблему или создает проблемную ситуацию, а учащиеся стараются ее решить. По правилам игры каждая команда имеет право задать учителю минимальное число вопросов с тем, чтобы извлечь из ответов максимум информации для решения поставленной проблемы. Если в таком диалоге при минимальном числе вопросов у учеников наступает «озарение», то можно сказать, что задача по развитию творческого мышления учащихся достигнута.
Приведенные примеры игр имели обучающие цели. Участвуя в них, учащиеся приобретали новые знания. Игровая деятельность способствовала созданию познавательного мотива, активизации мыслительной деятельности, усиливала их внимание к содержанию изучаемого материала.
Деловая игра «Строители» ( ее можно использовать при изучении темы «Площади многоугольников») является не только обобщающей, но и контролирующей. В начале урока ребята знакомятся со строительным производством и одной из наиболее распространенных строительных профессий - столяр. Далее постановка задачи: требуется выполнить работы по настилке полов строящегося здания. Указываются размеры пола. Паркетные плитки имеют форму прямоугольных треугольников, параллелограммов и равнобедренных трапеций. Размеры плиток указаны на рисунке. Затем учащиеся разбиваются на три бригады. Избираются бригадиры. Первая бригада - столяры. Им нужно изготовить паркетные плитки указанных размеров и форм, но так, чтобы после настила не осталось лишних. Вторая бригада – поставщики. Им нужно доставить необходимое количество плиток на строительную площадку. Они рассчитывают это количество. Третья бригада – паркетчики. Им наперед надо знать, сколько и каких плиток необходимо. Внутри команды разрешаются взаимоконсультации. Можно получить консультацию также у учителя. Учителем проверяется готовность команд к работе (задаются вопросы по теоретическому материалу к этой теме). Ответы оцениваются очками. В игре побеждает та команда, которая выполнит правильно задание и наберет максимальное количество очков. В итоге учащиеся повторяют изученный материал, в созданной производственной ситуации могут увидеть и оценить значение математических знаний на практике.
Особое внимание во время дидактической игры надо уделять дисциплине учащихся. Общение учащихся должно быть целенаправленным, а не хаотичным. Должна присутствовать взаимопомощь и взаимопроверка.
Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование и результат игры. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, их взаимодействие повышает организованность игры и ее эффективность, приводит к желаемому результату.
Таким образом, использование дидактических игр на разных этапах изучения математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний и развитие умственной деятельности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры на уроках математики в 5 кл.
Материал содержит математические игры , которые можно использовать на уроках в 5 классе. Презентации в программе PowerPoint 2007 и Notebook позволяют организовать коллективную игру, а прилагаемый разд...
Дидактические игры на уроках математики 5-6 классах
В работе представлены общие принципы организации и проведения дидактических игр на уроках математики. Также рассматриваются основные виды игр: "Соревнование художников", "Математическое лото", "Магиче...
Дидактические игры на уроках математики 5-6 классах
В работе представлены основные принципы организации дидактических игр и требования к ним. Рассмотрены следующие игры: "Соревнования художников", "Математический бой", "Забег по кругу"...
Дидактические игры на уроках математики 5-6 классах
В работе представлены основные принципы организации дидактических игр и требования к ним. Рассмотрены следующие игры: "Соревнования художников", "Математический бой", "Забег по кругу"...
Дидактические игры на уроках математики
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя задумываться о том, как поддержать у обучаемых интерес к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего урока. Надо поза...
Дидактические игры на уроках математики
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя задумываться о том, как поддержать у обучаемых интерес к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего урока. Надо поза...
Дидактические игры на уроках математики в 1-2 классах
Интерактивная игра для учащихся 1-2 классов. Возможно применение на протяжении всего обучения в начальной школе. Игры "Математический футбол", "На рыбалке" и др. Материал выполнен красочно, инте...