Проект плана-конспекта урока по математике "Упрощение выражений", 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс)

Руднева Людмила Викторовна

Урок разработан на основе системно-деятельностного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rudneva_itogovaya_rabota.docx48.57 КБ

Предварительный просмотр:

Проект плана-конспекта урока

по математике

с позиции системно-деятельностного подхода и его самоанализа

Выполнил:

Руднева Людмила Викторовна

МАОУ гимназия № 49 города Тюмени

Тема урока: Упрощение выражений

Цель урока: Сформулировать распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания, формировать умения и навыки применения распределительного свойства при упрощении выражений

Задачи:

Обучающая:

Научить формулировать, записывать в буквенной форме и применять распределительное свойство при упрощении выражений

Развивающая:

Развивать умение переходить от словесной формулировки свойства к символьной и наоборот;

Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Развивать умения формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее с позиции партнера в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Формировать навык коммуникации, навык сотрудничества

Воспитательные:

Способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения,

Формировать опыт общения, сотрудничества

Тип урока: урок изучения нового знания

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование:раздаточный материал: правила работы на уроке, листы с критериями оценки

Базовый учебник: Мерзляк А.Г. Математика. 5 класс.


Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Соответствие планируемых результатов ФГОС

- формировать способность устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;формировать умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, критериев, установленных учителем

- уметь формулировать, записывать в буквенном виде и применять распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания при упрощении выражений

Регулятивные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свои предположения

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться о правилах поведения и общения на уроке, следовать им; совместно планировать и выполнять задания,

Познавательные:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания; уметь использовать модели для решения задач


Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы, УУД

1.Организационный момент

(1 мин.)

Активация обучающихся

Приветствие, проверка отсутствующих,
внешнего состояния помещения, рабочих мест, рабочей
позы и внешнего вида учащихся, организация внимания

Включаются в деловой ритм урока: планируют, контролируют, выполняют действия по заданному плану

Личностные:

мобилизация внимания

2. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

(1 мин.)

Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки, объявляет правила работы на уроке (Приложение 1)

Изучают правила поведения на уроке

Личностные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Коммуникативные: умение договариваться о правилах поведения и общения, следовать им

3. Актуализация знаний

(2 мин.)

Повторение свойств сложения и умножения натуральных чисел.

Фиксация в речи.

Организует индивидуальное повторение свойств сложения и умножения натуральных чисел

Словесно формулируют свойства сложения и умножения натуральных чисел

Познавательные:

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Создание проблемной ситуации, затруднения (выполнения пробного действия)

(3-4 мин.)

Повторение свойств сложения и умножения натуральных чисел. Знаковая фиксация.

Задание 1.

Разделить равенства на группы

На доске записаны равенства:

1. a + b = b + a

2. a(bc) = (ab)c

3. a 0 = 0

4. a + (b + c)= (a + b) + c

5. (b + c)a= ab + ac

6. a + 0 = a

7. ab = ba

8. b1 = b        

9. (b – c)a= ab – ac

Объяснить свой выбор. (Возможны и другие варианты разбиения – подвести диалогом к указанному разбиению)

Оценить работу (приложение 2)

Записывают в тетради число, классная работа

Работа в тетради:

Желающие озвучивают результат разбиения (учитель записывает на доске)

Одна группа:

1. a + b = b + a

4. a+(b+c)=(a+b)+c

6. a + 0 = a

Другаягруппа:

2. a(bc) = (ab)c

3. a 0 = 0

7. ab = ba

8. b1 = b

Третьягруппа:

5. (b + c)a = ab + ac

9. (b – c)a = ab – ac

Объясняют, что

Равенства 5 и 9 не относятся к свойствам сложения и свойствам умножения

Спросить одно-двух учеников

Оценивают свою работу

Регулятивные:

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия;

Умение высказывать свое предположение

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других, оформлять речь в устной форме;

Формулировать собственное мнение, аргументировать его;

Познавательные:

Умение ориентироваться в своей системе знаний;

Умение осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая критерии

Формулировка проблемы, постановка учебной задачи (цели урока)

(2 мин.)

Организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднений

Являются ли равенства в третьей группе свойствами действий с натуральными числами?

Высказывают свое мнение

Регулятивные:

Умение принимать решение в проблемной ситуации

Умение формулировать цель деятельности

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других, оформлять речь в устной форме;

Формулировать собственное мнение, аргументировать его;

Что такое свойство?

Свойство (греч. idion; лат. proprium) - то, что присуще к.-л. предмету и характеризует его само по себе, а не говорит о его отношении с некоторыми др. объектами. В логике Аристотеля С. - то, что присуще всем членам некоторого вида и специфично для них;

филос. категория, выражающая такую сторону предмета, которая обусловливает его различие или общность с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним

Формулируют или объясняют, что такое свойство.

Как вы думаете, являются ли равенства 5 и 9 свойствами действий с натуральными числами? Если являются, то какими?

Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Фиксирует цель:познакомиться с новыми свойствами действий для натуральных чисел

Высказывают свою точку зрения

Давайте вспомним, для чего вы применяли свойства известных вам действий с натуральными числами?

Подвести в диалоге к тому, что свойства применяются для того, чтобы было удобнее выполнять действия с натуральными числами.

Уточняет: свойства применяются для упрощения вычислений, поэтому тема урока:

Упрощение выражений

Записывают тему урока

Давайте проверим, являются ли равенства 5 и 9 свойствами действий для натуральных чисел.

Как вы думаете, как проверить это, из каких этапов должна состоять эта проверка?

Каждый индивидуальновыбирает по три, шесть чисел и проверяет выполнение первого и второго равенства.

В парах: сравнивают результаты, совместно делают вывод

(Если необходимо – обсудить способ проверки)

Если не установят, что для распределительного свойства умножения относительно вычитания уменьшаемое в скобках должно быть больше вычитаемого, то акцентировать внимание на этом случае)

Работу оценивает учитель, привлекая к оцениванию учащихся

Оцените, в какой части равенства было сложнее выполнять действия – в правой или левой? Позволяет ли это свойство упрощать выражения?

Достаточно ли показать на числах выполнение равенства, чтобы сделать вывод о том, что данные равенства являются свойствами?

Можете ли доказать другим способом, что предложенные равенства - свойства?

(Если предложат – продемонстрировать на доске)

Фиксирует: указанные равенства являются свойствами действий с натуральными числами

Совместно с учителем составляют план работы:

1. Выбрать три числа

2. Заменить буквы в равенстве соответствующими числами

3. Выполнить действия в правой части равенства

4. Выполнить действия в левой части равенства

5. Сравнить результаты

6. Сделать вывод

Работают в тетрадях индивидуально.

Сравнивают, обсуждают и делают вывод в парах.

Выбирают одного представителя из двух для записи результатов своих вычислений на доске.

Ученики, которые отвечали у доски ставят себе оценку в тетрадь.

Отвечают на вопросы

Обсуждают и делают вывод: все числа невозможно проверить, можно попробовать найти числа, для которых не будут выполняться эти равенства.

Регулятивные:

Умение планировать пути достижения целей;

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия;

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других, оформлять речь в устной форме;

Умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать

Познавательные:

Умение преобразовывать модели для решения задач, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Умение находить в тексте требуемую информацию

Умение читать словами данную символическую информацию

4. Первичное усвоение новых знаний

(15 мин.)

Открытие новых знаний и способов действий

Обеспечить осмысленное новых знаний

Задание 2.

Прочитать выражение:

a(b + c)= ab + ac

a(b – c) = ab – ac

в буквенной форме, сформулировать словесно

В парах: формулируют свойства в буквенной и словесной формах

Один-два ученика читают выражения в буквенной форме, остальные оценивают правильность прочтения,

Аналогично – словесная формулировка.

Затем в парах проговаривают друг другу.

Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценкипо 5-ти бальной шкале

Регулятивные:

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия;

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других, оформлять речь в устной форме;

Умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать

Познавательные:

Умение преобразовывать модели для решения задач, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Умение находить в тексте требуемую информацию

Умение читать словами данную символическую информацию

Соотнесение нового знания с информацией в учебнике

Как же называются свойства?

Какими способами вы можете это узнать?

Предлагается прочитать в учебнике. Стр. 85.

Как в учебнике доказывается, распределительное свойство умножения относительно сложения?

Называют способы: прочитать в учебнике, посмотреть в интернете, спросить у учителя.

Рис. 53

Воспроизведение изученного и его применение в стандартных ситуациях

Организовать усвоение нового способа действия при решении данного класса задач с проговариванием во внешней речи

Задание 3.

В парах: Выбрать из учебника два задания на применение распределительного свойства умножения относительно сложения и два задания на распределительноесвойство умножения относительно вычитания, записать в тетрадь с указанием соответствующего номера задания, буквы.

Выполнить задание

Пары (две-три), справившиеся первыми с заданиями показывают свои решения учителю.

Работу оценивает учитель (Приложение 2)

В случае успеха -проверяют у остальных ребят, которые выполнили задание.

Договариваются о том, как будут выполнять задания.

Выполняют задания

Оценивают работу по критериям

Регулятивные:

Умение оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы

Коммуникативные:

Умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать

Познавательные:

Умение анализировать объекты с целью выделения признаков, подведение под понятие

Самостоятельное выполнение заданий под контролем учителя

Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий

Задание 4

№ 559 (в-е)

Предварительно оценить задание, проговорить в каком случае удобнее выбрать распределительный закон умножения относительно сложения, а в каком - относительно вычитания

Выполняют задания в тетрадях

5. Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция

(5-7 мин.)

Организация взаимопроверки

Проверка выполнения № 559

Проверяют друг у друга в парах, оценивают выполнение задания по 5-ти бальной шкале

Регулятивные:

Умение оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы

6. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

(2 мин.)

Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

п. 14 (стр. 85, свойства выучить, выяснить о каком свойстве идет речь п.14, о котором на уроке не говорили)

№ 610 (а, в), 611 (а, в). Для желающих – творческое задание

Записывают домашнее задание в дневник, уточняют

7. Рефлексия деятельности

(6-8 мин)

Рефлексия учеников своих действий и самооценка

Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке

Организовать фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности

Что нового вы сегодня на уроке узнали, удалось ли нам достигнуть цели урока.

Раскрыли ли мы тему урока – научились упрощать выражения с помощью распределительного свойства?

Оцените свою работу на уроке

1-я ступень – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я ступень – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

3-я ступень – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

Оценки за урок:

Кто получил оценки за пять этапов и заданий: только 4 и 5,5-к больше – получают оценку 5, кто получил

4 и 5, но 4 больше – получают за урок 4.

Объявляются оценки

Регулятивные:

Умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

Познавательные:

Умение осуществлять анализ информации

Коммуникативные:

Умение формулировать свои затруднения

Умение с полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные:

Умение осознавать успешность своей деятельности

Творческое домашнее задание:

Разберите решение примера и сформулируйте правило умножения на 15.

24·15 = 24·(10+5)=24·10 + 24·5=240 + 15

Догадайтесь сами, как быстро умножить какое-нибудь число на 101. Обоснуйте свой способ. Составьте несколько примеров умножения на 101 и решите их.

Докажите следующее правило умножения на 1001:

Чтобы умножить трехзначное число на 1001 достаточно приписать к нему справа само это число. Сформулируйте соответствующее правило для умножения двузначных чисел на 1001.

Творческое домашнее задание:

Разберите решение примера и сформулируйте правило умножения на 15.

24·15 = 24·(10+5)=24·10 + 24·5=240 + 15

Догадайтесь сами, как быстро умножить какое-нибудь число на 101. Обоснуйте свой способ. Составьте несколько примеров умножения на 101 и решите их.

Докажите следующее правило умножения на 1001:

Чтобы умножить трехзначное число на 1001 достаточно приписать к нему справа само это число. Сформулируйте соответствующее правило для умножения двузначных чисел на 1001.

Творческое домашнее задание:

Разберите решение примера и сформулируйте правило умножения на 15.

24·15 = 24·(10+5)=24·10 + 24·5=240 + 15

Догадайтесь сами, как быстро умножить какое-нибудь число на 101. Обоснуйте свой способ. Составьте несколько примеров умножения на 101 и решите их.

Докажите следующее правило умножения на 1001:

Чтобы умножить трехзначное число на 1001 достаточно приписать к нему справа само это число. Сформулируйте соответствующее правило для умножения двузначных чисел на 1001.

Творческое домашнее задание:

Разберите решение примера и сформулируйте правило умножения на 15.

24·15 = 24·(10+5)=24·10 + 24·5=240 + 15

Догадайтесь сами, как быстро умножить какое-нибудь число на 101. Обоснуйте свой способ. Составьте несколько примеров умножения на 101 и решите их.

Докажите следующее правило умножения на 1001:

Чтобы умножить трехзначное число на 1001 достаточно приписать к нему справа само это число. Сформулируйте соответствующее правило для умножения двузначных чисел на 1001.

Творческое домашнее задание:

Разберите решение примера и сформулируйте правило умножения на 15.

24·15 = 24·(10+5)=24·10 + 24·5=240 + 15

Догадайтесь сами, как быстро умножить какое-нибудь число на 101. Обоснуйте свой способ. Составьте несколько примеров умножения на 101 и решите их.

Докажите следующее правило умножения на 1001:

Чтобы умножить трехзначное число на 1001 достаточно приписать к нему справа само это число. Сформулируйте соответствующее правило для умножения двузначных чисел на 1001.

Приложение 1

Правила работы на уроке

1. Слушай учителя

2. Соблюдай регламент времени.

3. Оценивай каждый этап урока по инструкции

4. При работе в паре:  слушай товарища, говори тихо, не мешая другим

5. Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну.

6. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.

7. Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.

8. Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.

Приложение 2

Критерии оценивания работы на уроке

Оценку за задания выставляется на полях рабочей тетради

Задание 1.

Разделить равенства на группы:

1. a + b = b + a

2. a(bc) = (ab)c

3. a 0 = 0

4. a + (b + c)= (a + b) + c

5. (b + c)a = ab + ac

6. a + 0 = a

7. ab = ba

8. b1 = b        

9. (b – c)a = ab – ac

Объяснить свой выбор.

Критерии оценивания

Все равенства распределены верно – оценка 5

Допущено 1-2 неточности (ошибки )- оценка 4

Допущено 3-4 неточности (ошибки)– оценка 3.

В остальных случаях оценка не выставляется.

Задание 3.

Выбрать из учебника два задания на применение распределительного свойства умножения относительно сложения и два задания на распределительное свойство умножения относительно вычитания, записать в тетрадь с указанием соответствующего номера задания, буквы.Выполнить задание

4 задания выбраны верно, решены верно, свойство применено – оценка 5

Задания выбраны верно, но неверно решен один пример или в одном примере нет применения свойства – оценка 4

Одно задание выбрано неверно или два примера решены неверно, или в двух примерах не применено свойство – оценка 3.

Задание 4

№ 559 (в-е)

4 примера верно- 5

3 примера верно- 4

2 примера верно - 3

Правила работы на уроке

1. Слушай учителя

2. Соблюдай регламент времени.

3. Оценивай каждый этап урока по инструкции

4. При работе в паре:  слушай товарища, говори тихо, не мешая другим

5. Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну.

6. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.

7. Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.

8. Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.

Правила работы на уроке

1. Слушай учителя

2. Соблюдай регламент времени.

3. Оценивай каждый этап урока по инструкции

4. При работе в паре:  слушай товарища, говори тихо, не мешая другим

5. Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну.

6. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.

7. Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.

8. Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.

Правила работы на уроке

1. Слушай учителя

2. Соблюдай регламент времени.

3. Оценивай каждый этап урока по инструкции

4. При работе в паре:  слушай товарища, говори тихо, не мешая другим

5. Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну.

6. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.

7. Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.

8. Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.

1. a + b = b + a

2. a(bc) = (ab)c

3. a  0 = 0

4. a + (b + c)= (a + b) + c

5. (b + c)a= ab + ac

6. a + 0 = a

7. ab = ba

8. b1 = b        

9. (b – c)a= ab – ac

Тюмень, 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект обобщающего урока алгебры в 10 классе школы глухих по теме “Функции”

Данный урок алгебры является обобщающим в системе уроков по теме "Функции". Систематизация знаний глухих учащихся реализуется в ходе составления текста. При этом используются различные виды наглядно-п...

План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".

Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....

План-конспект открытого урока "Древнейшая Греция" 5 класс

Тема урока: «Древнейшая Греция».Вид урока: обобщающий урок.Форма урока: виртуальная экскурсия, интерактивное конструирование.Цели урока:  Обучающие:- на основе полученных ранее знаний систе...

План-конспект открытого урока для учащихся 1 класса по предмету "классический танец"

Данный урок был проведен с учащимися первого класса. В плане-конспекте перечислены  цель урока, тип, задачи урока, основные приемы и методы работы с учащимися, а также применяемые педагогические ...

План-конспект открытого урока по рисунку 2 класс «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»

 В плане-конспекте открытого урока по рисунку 2 класс  «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»  рассматривается следующее:Цели урока:   ...

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»...

План-конспект открытого урока во 2-ом классе на тему "Друзья"

Тема интересная.  У детей развивается монологическая и диалогическая речь. Умение правильно использовать глаголы в единственном и множественном числах. Ознакомление с пословицами о дружбе на...