Умножение десятичных дробей.
методическая разработка по математике (5 класс)

Семенюта Валентина Алексеевна

Разработка урока математики в 5 классе по теме "Умножение десятичных дробей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umnozhenie_desyatichnyh_drobey.doc226 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Семенюта Валентина Алексеевна

Предмет: математика

Класс: 5

Тема урока: Умножение десятичных дробей на 10; 100; 1000 и т.д.

Тип урока: урок открытия нового знания (ОНЗ).

Форма проведения: групповая.

Цели урока:

  1. Совершенствовать умение умножать десятичную дробь на натуральное число, познакомить со случаями умножения на 10; 100; 1000. Развивать вычислительные навыки, умение решать задачи, составлять задачи с заданными требованиями.
  2. Формировать и совершенствовать УУД:

Познавательные: умение анализировать,  выделять главное, обобщать, делать выводы, оценивать и отбирать информацию, выполнять  логические действия.

Регулятивные:  умение прогнозировать, осуществлять самоконтроль, самооценку.

Коммуникативные:  умение выражать мысли, использовать математическую речь, сотрудничать, работать в группе

Личностные: представление об ответственности за свой труд, умение делать выводы о личном продвижении, самовыражаться в творчестве.

  1. Воспитывать организованность, трудолюбие, ответственное отношение к учебному труду,  уважение к национальным традициям.

Учебные материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация (Приложение 1), карточки для работы групп (Приложение 2), карточки с домашним заданием (Приложение 3), оценочный лист (Приложение 4).

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Устная работа.
  3. Мотивация.
  4. Изучение нового материала (работа в группах).
  5. Физминутка.
  6. Первичное закрепление (работа в группах).
  7. Домашнее задание.
  8. Итог урока.
  9. Рефлексия.

Ход урока

1. Оранизационный момент.

Итак, ребята, сегодня на уроке нам придется потрудиться. За каждый этап урока мы будем награждать себя баллами, которые в конце урока превратятся в отметку. Тем самым каждый из вас получит награду за свой труд. И только от вас зависит, насколько она будет высока. Баллы за каждый этап урока будем выставлять в оценочных листах, которые лежат у вас на партах.

А сейчас давайте прочитаем числа, записанные на доске: 10032017 – десять миллионов тридцать две тысячи семнадцать и 10031806 - десять миллионов тридцать одно тысяча восемьсот шесть. Теперь поставим в каждом из этих чисел точки после единиц миллионов и десятков тысяч: 10.03.2017, 10.03.1806. Что получилось? Правильно, это сегодняшнее число. Мы сейчас запишем его в тетрадях.  Оставьте строчку для записи темы урока, запишем ее позже. А что же это за второе число? Кто знает, что произошло в этот день 211 лет назад? На этот вопрос мы ответим в конце урока, выполнив все задания.

2. Устная работа.

Ребята, чему мы научились на предыдущем уроке? (умножать десятичные дроби на натуральные числа).

Сформулируйте правило умножения десятичных дробей на натуральное число.


Умножая дроби десятичные,
К запятым их будьте безразличными,
Надо их, могу сказать заранее,
Умножать как числа натуральные.
А в произведении полученном,
Справа, запятою в каждом случае,
Отделяйте знаков столько, три, пять, шесть…
Сколько их во множителях вместе есть.

Работа в парах: друг другу рассказать правило. 1 балл.

Вычислить устно, проверить, сравнив с эталоном. За каждый правильный ответ по одному баллу (максимум 10 баллов).

1) 1,3∙2                        6) 45,88∙1

 2) 0,2∙50                        7) 0,999999∙0

3) 1,03∙4                        8) 0,27∙11

4) 1,2∙60                        9) 2,8∙10

5) 2,1∙7                        10) 0,0054∙100

3. Мотивация

Что показалось вам трудным, при выполнении предыдущего задания? (последний пример, его сложно выполнить устно).

Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке?

Да, сегодня на уроке мы откроем правило умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000. Будем учиться применять это правило.

4. Изучение нового материала.

Представители групп получают задания, выполняя которые, каждая группа  постарается найти более короткий путь умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000 и сформулирует это правило. А потом проверим себя по учебнику.

1. Умножить следующие числа по правилу умножения десятичных дробей на натуральное число:

а)5,376∙10;     б) 5,376∙100;     в) 5,376∙1000.

2. Для каждого примера ответьте на следующие вопросы:

- Как отличается положение запятой в произведении от положения запятой в первом множителе?

- Сколько нулей во втором множителе?

3. Подумайте и сформулируйте  правило умножения на 10, 100, 1000.

По жребию заслушиваем все группы, выбирая того, кто будет рассказывать. После выступления всех групп находим правило на 204 странице учебника, и узнаем, какая(ие) группа(ы) оказались правы.

Участники групп, справившиеся с заданием верно, вносят в оценочный лист по 10 баллов (максимум).

 5. Физминутка .

slide_11.jpg

6. Первичное закрепление.

        Пользуясь правилом, решите примеры на карточках и расшифруйте выражения.

(Приложение 2).

        Каждая группа (с места) говорит, что у них получилось. В это время демонстрируется на доске данный объект.

        Как вы думаете, как связаны между собой все эти объекты? Может быть они как-то связаны с той датой, которую мы видели в начале урока?

        10 марта 1806 года император Александр I подписал указ, положивший начало первому национальному музею России — Оружейной палате, впоследствии — Государственному историко-культурному музею-заповеднику «Московский Кремль».

        Все эти объекты входят в состав музея-заповедника «Московский Кремль».

7. Домашнее задание.

        Но мы сегодня увидели их не все. Выполняя домашнее задание, выясните, что мы еще «пропустили».

8. Итог урока.

Посчитайте количество набранных баллов и поставьте соответствующие отметки.

7-13 баллов – отметка «3»

14-22 балла – отметка «4»

23-26 баллов – отметка «5»

9. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке.

- Я все понял, могу объяснить этот материал другому.

- Я сам все понял, но объяснить другому не берусь.

- Для полного понимания мне нужно повторить тему.

- Я ничего не понял.

Приложение 2.

1 группа

508

3,09

432,1

2,5

4,8

5800

10,4

0,1

270

580

0,1

610

0,1

7

0,1

Ж:  0,25∙10                                        П:  5,8∙100

Л:  6,1∙100                                        Й:  5,8∙1000

Е:  0,00048∙100                                У:  4,321∙100

Т:  0,07∙100                                        О:  5,08∙100

Р:  0,309∙10                                        А:  0,01∙10

Н:  1,04∙10                                        Я:  2,7∙100

2 группа

0,1

4,8

2,5

0,1

10,4

5800

580

3,09

4201

270

432,1

7

508

270

58

610

58

4,8

Х:  0,25∙10                                        Е:  5,8∙100

Б:  6,1∙100                                        Г:  5,8∙1000

Р:  0,00048∙100                                К:  4,321∙100

И:  0,07∙100                                        Й:  5,08∙100

Л:  0,309∙10                                        А:  0,01∙10

Н:  1,04∙10                                        С:  2,7∙100

Ь:  42,01∙100                                        О:  5,8∙10

3 группа

270

3,09

0,1

2,5

58

7

580

610

580

10,4

432,1

508

4,8

4201

432,1

58

270

58

5800

Г:  0,25∙10                                        Е:  5,8∙100

Щ:  6,1∙100                                        Р:  5,8∙1000

И:  0,00048∙100                                С:  4,321∙100

В:  0,07∙100                                        К:  5,08∙100

Л:  0,309∙10                                        А:  0,01∙10

Н:  1,04∙10                                        Б:  2,7∙100

Й:  42,01∙100                                        О:  5,8∙10

4 группа

5800

10,4

270

580

58

2,5

0,1

270

432,1

3,09

58

4201

58

508

58

610

10,4

4,8

432,1

7

В:  0,25∙10                                        К:  5,8∙100

Ж:  6,1∙100                                        Ц:  5,8∙1000

Н:  0,00048∙100                                И:  4,321∙100

Я:  0,07∙100                                        Л:  5,08∙100

З:  0,309∙10                                        Ь:  0,01∙10

Е:  1,04∙10                                        Р:  2,7∙100

П:  42,01∙100                                        О:  5,8∙10

5 группа

4,8

432,1

508

432,1

4,8

432,1

508

580

7

610

0,1

2,5

10,4

7

2,5

3,09

508

0,1

4,8

0,1

5800

В:  0,25∙10                                        Ь:  5,8∙100

Я:  6,1∙100                                        Й:  5,8∙1000

К:  0,00048∙100                                О:  4,321∙100

Н:  0,07∙100                                        Л:  5,08∙100

Е:  0,309∙10                                        И:  0,01∙10

А:  1,04∙10        

Приложение 3.

Домашнее задание.

7458,3

12,5

4

62,4

0,2

12,5

1

5,75

7,7

12,5

6,2

941

6,2

0,1

4

93150

10

0,1

5,75

93150

0,1

280

5,75

62,4

4

93150

372,9

93150

10

2512

Н:  0,0002∙1000                                У:  7,4583∙1000

Ш:  2,8∙100                                        Р:  0,01∙10

Т:  0,01∙1000                                        И:  0,575∙10

Б:  94,1∙10                                        Е:  6,24∙10

Й:  0,77∙10                                        С:  0,125∙100

К:  0,01∙100                                        П:  0,004∙1000

Л:  3,729∙100                                        А:  93,15∙1000

Ы:  25,12∙100                                        О:  0,062∙100

Приложение 3.

Оценочный лист.

Вид деятельности

Количество баллов

1. Правило умножения десятичных дробей на натуральное число

2.Устный счет

3. Вывод правила

4. Активность в работе группы

5. Итог

Оценка за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умножение десятичной дроби на десятичную дробь

"История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество" - говорил Н.М.Карамзин. Изучать математику также интересно, если в этом помогает наша история....

"Десятичные дроби.Умножение десятичных дробей"

Урок математики в 5 классе на тему "Умножение десятичных дробей",урок открытия новых знаний,соответствует требованиям ФГОС....

Предметный кроссворд "Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей на натуральное число"

Автор: Бурачкова Ирина СергеевнаОбразовательное учреждение: МБОУ «Клюквинская СОШИ» Верхнекетского районаНазвание кроссворда: Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей на натуральное числ...

Умножение десятичной дроби на десятичную дробь презентация по ФГОС

Умножение десятичной дроби на десятичную дробь презентация  урок открытия новых знаний...

Умножение десятичных дробей. Деление десятичной дроби на натуральное число.

Презентация на тему Умножение десятичных дробей. Деление десятичной дроби на натуральное число. Задания для закрепления материала (5 класс)...