Этапы урока |
Целевая установка |
Действия учителя |
Действия учеников | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности. |
- настроить учащихся на активную работу на уроке; - включить учащихся в учебную деятельность; - создать положительный эмоциональный настрой на урок.
|
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке, где вы узнаете много нового и интересного. На уроке вы должны быть внимательными и усидчивыми. Кто готов приступить к работе? Сядьте красиво и удобно.
Начать урок мне бы хотелось со старой притчи. Голодный и оборванный человек подошел к рыбаку и попросил его накормить. Рыбак посмотрел на него и сказал: «Вот там лежит невод, возьми его и отнеси к морю». Человек оглянулся, вздохнул, нашел невод и, недоумевая, понес к морю. Рыбак пошел вслед за ним. Они сели в лодку и вышли в море. Человек греб сначала неумело, а затем лучше и лучше, и наконец, сам привел лодку к месту. Затем они забросили невод и поймали рыбу. На берегу рыбак попросил человека набрать сухих веток и они вместе разожгли костер. Когда рыба была готова, они наелись, отогрелись, отдохнули. И тогда человек спросил рыбака: «Почему ты не дал мне хлеба, который был у тебя в хижине, а заставил проделать все это?». Рыбак немного помолчал, а потом ответил: «В этом случае я бы утолил твой голод, но только один раз, а так я научил тебя быть сытым всю жизнь». - В чем смысл этой притчи? Какое отношение она имеет к нашему уроку? - Вот и мы с вами будем добывать знания сами.
|
Все желающие ученики встают.
Учащиеся обмениваются мнениями,
отвечают на вопросы.
| Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. |
|
- На столах у каждого из вас таблица.
- Угадайте секрет составления таблицы.
- Заполните таблицу. Если при ее заполнении возникнут затруднения, то оставьте клетку пустой или поставьте знак вопроса.
- Какие действия и над какими числами не вызвали затруднений?
- А чем возникли сомнения?
|
Учащиеся знакомятся с содержанием таблицы.
| 1,2 | 2,3 | 0,8 | 1,25 | 4,5 | 5 |
|
| 2 | 3 | 1,4 | 2 | 2,8 | 7,2 | 3 |
| 2,4 | 6,9 |
|
|
|
| 9,9 |
Вопросы: 1) Как называются компоненты при умножении? - Каким числом представлен первый множитель? второй множитель?
Первая строчка – I множитель, вторая строчка – II множитель, третья строчка – произведение.
Учащиеся приступают к заполнению таблицы.
После заполнения всеми учащимися своих таблиц на доске вписываются цветным мелом ответы в заготовленную аналогичную таблицу.
Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число. Формулируют правило.
При умножении десятичных дробей. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Логические – формулирование проблемы. |
III. Выявление места и причины затруднения. |
организация коммуникации, в ходе которой - фиксируется затруднение; - согласовывается цель урока. |
- Итак, какое задание надо было выполнить? - Вам это удалось?
- Значит, возникло затруднение?
- В чем причина затруднения?
- Сформулируйте цель нашего урока.
- Чтобы достичь этой цели какую задачу поставим перед собой?
|
Умножить десятичные дроби.
Нет.
Да.
Нет алгоритма умножения десятичных дробей.
Научиться умножать десятичные дроби.
Вывести удобный алгоритм умножения десятичных дробей. |
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
|
IV. Построение проекта выхода из затруднения. |
- найти алгоритм выхода из затруднения. | - Расскажите, как вы пытались решить возникшую проблему при заполнении таблицы? - Предлагаю проверить правильность ваших рассуждений, оказавших в конкретной жизненной ситуации: администрация нашей школы обращается ко всем ученикам с просьбой о помощи в предстоящем ремонте учебных кабинетов. Нужно покрасить двери в кабинетах , а для этого необходимо рассчитать, какое количество краски для этого потребуется. - Итак, подумайте, что надо знать, измерить, вычислить, чтобы рассчитать какое количество краски необходимо на одну дверь.
|
Ребята предлагают свои способы.
Измерить длину, ширину двери; вычислить ее площадь и узнать расход краски. | Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания Личностные: планирование учебной деятельности |
V. Реализация построенного проекта. |
- найти алгоритм умножения десятичных дробей. | - Вычислим площадь двери, если ее длина 2,2м, а ширина 1,1м. Как можно рассчитать площадь, не прибегая к умножению десятичных дробей?
- Объясните полученный ответ и попробуйте сформулировать алгоритм умножения десятичных дробей.
- Прочитайте правило по учебнику и убедитесь в точности формулировки, полученной нами самостоятельно.
- Какую задачу мы поставили перед собой на уроке?
- Вам удалось с ней справиться?
- Запишите в тетрадь выполненное действие в столбик. - Каков наш следующий шаг?
|
Перевести метры в дециметры 2,2м = 22дм; 1,1м = 11дм. 22дм Х11дм = 242 дм2 = 2,42 м2
Формулируют алгоритм.
Читают учебник, сравнивают и делают вывод.
Вывести алгоритм умножения десятичных дробей.
Да.
Учащиеся пишут в тетради.
Научиться применять данный алгоритм. | Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания |
VI. Первичное закрепление ( с проговариванием во внешней речи). |
- организовать усвоение учащимися нового знания с помощью: - коммуникативного взаимодействия; - алгоритма действия. | - Выполните действия: а) 1,24 . 3, 6; б) 7,5 . 0,48; в) 4, 037 . 83, 15.
физминутка |
Ученики по очереди у доски с проговариванием алгоритма выполняют действия. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению
|
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
- организовать проверку умения применять алгоритм умножения десятичных дробей на типовых заданиях.
|
- Можете ли вы теперь с уверенностью сказать, что научились умножать десятичные дроби?
- Приступаем к выполнению самостоятельной работы. Раздаются задания на карточках в двух вариантах, выполнив которую ученики меняются карточками. Самостоятельная работа I вариант. а) 7,25 . 3,8; б) 0,6 . 0,47; в) 5,96 . 12,84. II вариант. а) 9,6 . 4,12; б) 0,8 . 0,59; в) 41,57 . 6,32.
Раздаются карточки – эталоны каждому ученику.
|
- Нет, нам надо выполнить самостоятельную работу и проверить себя.
Ученики выполняют самостоятельную работу.
Выполняют самопроверку по эталону. Если допущена ошибка, то проговаривается шаг алгоритма, в котором она допущена.
| Регулятивные контроль, оценка Познавательные: формулирование проблемы
|
VIII. Включение в систему знаний и повторение. |
- учить применять знания в различных ситуациях; - развивать гибкость использования знаний. |
- Выполните № 1403 из учебника по вариантам : I вариант а); в); II вариант б) ; г). - Каким способом вы решали? - Какие законы математики для этого применяли? - Решить № 1400; 1401(а). - Записываем домашнее задание: п.36, № 1432(а – з); 1435.
|
Учащиеся выполняют задание.
- Удобным. - Сочетательный и переместительный. Учащиеся выполняют задание. | Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению
|
IX. Рефлексия учебной деятельности. |
- учить учащихся объективно оценивать собственную деятельность. |
- Выполнили ли вы сегодня условия учебной деятельности?
- Какую цель ставили перед собой на уроке?
- Смогли ли её достичь?
- Что более всего понравилось на уроке?
- Оцените свою деятельность на уроке с помощью карточки самооценки. («5» - все плюсы; «4» - плюс – минус встречается больше одного раза; «3» - на этом уроке не ставится). - Оцените настроение на сегодняшнем уроке с помощью аплодисментов. - Молодцы. Вы хорошо поработали на уроке. Урок окончен.
|
Ученики отвечают фронтально.
Научиться умножать десятичные дроби.
Да.
Ответы учащихся.
Оценивают свою деятельность с помощью карточки самооценки.
Учащиеся аплодируют. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Познавательные: умение структурировать знания Личностные: смыслообразование. |