Инновационные практики в естественнонаучном образовании (Сборник статей)
статья

Коняшкина Любовь Ивановна

Дидактическая игра как средство активации познавательной деятельности студентов на уроке математики с использованием компьютерных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности студентов на уроке математики с использованием компьютерных технологий.

Познавательная деятельность личности – это сознательная деятельность, направленная  на приобретение информации, формирование знаний и опыта. Правильная её организация оказывает непосредственное влияние на результат работы преподавателя и успешность студентов. Умение преподавателя организовывать и управлять этой деятельностью является одним из основных показателей его педагогического мастерства. В настоящее время важно найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у студентов познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особое значение уделяется дидактическим играм на уроках математики.

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что современному обществу требуются люди, способные самостоятельно решать возникающие перед ними вопросы, а так же творчески подходить к своей работе, то есть не только пассивно воспринимать происходящие в обществе изменения, но и самим принимать в них деятельное участие. Все это требует изменения содержания образования, функции обучения. 

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения студента к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения студентов в их применении, к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний студентов остается формализм, который проявляется в отрыве заученных ими теоретических положений от умения применить их на практике. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности студентов в этом процессе.

Новизной данной темы является то, что методы мотивации стимулирования интереса к учению – дидактическая игра, применяются на уроке математики с использованием компьютерных технологий. Это презентации, методы и приемы для организации самостоятельной работы с использованием интерактивных плакатов, практические методы с использованием компьютерного практикума и программ-тренажеров, компьютерный контроль.

Компьютерные игры расширили возможность предъявления учебной информации. Они позволяют усилить мотивацию учения. Новизна работы с компьютером сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказывается на мотивации. Компьютерные игры позволяют полностью устранить одну из причин отрицательного отношения к учебе – неуспех. Работая на компьютере, студент получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, погружая их в определенную игровую ситуацию. Он позволяет качественно изменить контроль за деятельностью студентов, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютерные игры способствуют формированию у студентов рефлексии своей деятельности, позволяет наглядно представить результат своих действий. Применение компьютерных технологий делает урок привлекательным и современным. Происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов происходит объективно и своевременно. Компьютерные игры являются замечательным средством, объединяющим детей в интересных групповых играх.

Использование разнообразных заданий, в том числе дидактических игр с использованием компьютерных технологий. Осуществление межпредметных связей. На уроке должна быть всегда комфортная психологическая обстановка. Необходимо создание внутренней мотивации учения каждым студентом. Сочетание различных видов работы на уроке, его занимательность – все это обеспечивает интенсивное развитие познавательной активности учащихся.

Средствами активизации познавательной деятельности на уроке математики являются:

- дидактические игры;

- уроки-сказки;

- уроки-путешествия;

- математические загадки;

- логические задачи;

- кроссворды;

- головоломки;

- ребусы;

- сказочные задачи;

- задачи в стихах;

- компьютерные задания и игры.

На уроке математики применяются часто игры с использованием компьютерных технологий.

Использование компьютерных технологий дает:

- информационное обеспечение;

- создается мотивация на успех;

- проявляется самостоятельная деятельность учащихся;

- осуществляется контроль за ходом выполнения;

- происходит анализ и корректировка выполненных заданий;

- вопросы по выполненному заданию;

- формулировка учебной задачи, правил и составление алгоритма.

Роль компьютерных технологий на уроке математики.

- Развитие умений учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира.

- Овладевание практическими способами работы с информацией.

- Активизация познавательной деятельности учащихся.

- Индивидуальный подход к учащимся, применение разноуровневых заданий.

- Развитие мотивации, познавательных процессов, мышления, воображения, фантазии.

- Стимулирование творческой активности.

- Повышение эффективности и качества процесса обучения.

- Повышает объем выполняемой работы.

- Расширяет возможность самостоятельной деятельности.

- Формирует навык исследовательской деятельности.

Сокращение времени для контроля и проверки знаний учащихся.

Положительные стороны применения ИКТ.

  • Материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации.
  • Обучающиеся имеют возможность проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида и тестовых заданий.
  • Создается ситуация успеха.
  • Повышение мотивации, стимулирование познавательной и творческой активности.
  • Индивидуальный и дифференцированный подход.
  • Повышение эффективности и качества процесса обучения.
  • Расширяются возможности самостоятельной деятельности.

Деятельность на уроке в процессе игры может быть организована разными способами: фронтальная работа;  индивидуальная работа;  коллективная работа; групповая работа; работа в парах; работа с ИКТ.

        Работу по внедрению в учебный процесс современных методов активизации учебной деятельности студентов требуется вести в системе, приучая студентов к планомерной новой образовательной среды. Учебный процесс строю как интенсивную интеллектуальную деятельность каждого студента с учетом его особенностей и возможностей. В этом залог успешного развития активности и самостоятельности студентов и повышения его роли в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей. Стратегическим направлением активации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности  учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но и личностной и социальной активности. В ходе применения активных стимуляторов познавательной деятельности формируются новые ценности – саморазвитие и самообразование.

Список литературы

  1. Абдульменова З.З. Игра – способ развития пытливости и любознательности // Начальная школа. 2013. № 11
  2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2007.
  3. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр // Вопрос психологии. – 2013. – №3.
  4. Боброва Л.В. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики как условие для развития личности учащегося. 2012
  5. Волкова С.И. Дидактические игры и занимательные упражнения. - Минск, 2007.
  6. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей у детей на уроках математики. - М., 2009.
  7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1991.
  8. Выготский Л.С. Психология познания. – М.: Просвещение, 1977.
  9. Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры // Информатика и образование. – 2004. – №4.
  10.  Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. - М., 2001.
  11.  Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики. - М., 2015.
  12.  Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики.– М.: Просвещение,2010.
  13.  Кулюткин, Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения. Вопросы психологии.-2004.- № 5.- с.41-43.
  14.  Кушнерук. Е.Н. Занимательность на уроках математики. – Минск, 2007.
  15.  Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности./Вопросы психологии, 2012.- № 4.- с.5-17. 
  16.  Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике – М.: Просвещение,2016.
  17.  Петровец Э.З. Активация познавательной деятельности учащихся. 2014.
  18.  Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. – М.: Просвещение, 2010. – 462 с.
  19.  Сиденко А. Игровой подход в обучении // Народное образование. 2010, №8 – 352 с.
  20.  Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов.– Ярославль: Академия развития, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование дистанционных технологий для организации работы педагога дополнительного образования" - Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции "Муниципальная система образования"

Сборник материалов VIII Международной  научно-практической конференции «Муниципальная система образования (содержание, технологии, перспективы развития)» [[{"type":"media","view_mode":"media_larg...

Сборник статей,, Модернизация общего и профессионального образования,, Статья,, Профориентационная работа на уроках социально-бытовой ориентировки в 10-11 классах с углубленной трудовой подготовкой,,

В МКОУ "Специальная школа № 80" организованы классы с углубненной трудовой подготовкой (10-11 классы).Большое внимание уделяется Профориентационной работе....

СТАТЬЯ " СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ"

Цель моего выступления - показать  возможности  использования кейс - технологии как эффективного средства формирования естественнонаучной грамотности. Попытаемся    раскрыть н...