Инновационные практики в естественнонаучном образовании (Сборник статей)
статья
Дидактическая игра как средство активации познавательной деятельности студентов на уроке математики с использованием компьютерных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4.docx | 24.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности студентов на уроке математики с использованием компьютерных технологий.
Познавательная деятельность личности – это сознательная деятельность, направленная на приобретение информации, формирование знаний и опыта. Правильная её организация оказывает непосредственное влияние на результат работы преподавателя и успешность студентов. Умение преподавателя организовывать и управлять этой деятельностью является одним из основных показателей его педагогического мастерства. В настоящее время важно найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у студентов познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особое значение уделяется дидактическим играм на уроках математики.
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что современному обществу требуются люди, способные самостоятельно решать возникающие перед ними вопросы, а так же творчески подходить к своей работе, то есть не только пассивно воспринимать происходящие в обществе изменения, но и самим принимать в них деятельное участие. Все это требует изменения содержания образования, функции обучения.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения студента к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения студентов в их применении, к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний студентов остается формализм, который проявляется в отрыве заученных ими теоретических положений от умения применить их на практике. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности студентов в этом процессе.
Новизной данной темы является то, что методы мотивации стимулирования интереса к учению – дидактическая игра, применяются на уроке математики с использованием компьютерных технологий. Это презентации, методы и приемы для организации самостоятельной работы с использованием интерактивных плакатов, практические методы с использованием компьютерного практикума и программ-тренажеров, компьютерный контроль.
Компьютерные игры расширили возможность предъявления учебной информации. Они позволяют усилить мотивацию учения. Новизна работы с компьютером сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказывается на мотивации. Компьютерные игры позволяют полностью устранить одну из причин отрицательного отношения к учебе – неуспех. Работая на компьютере, студент получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, погружая их в определенную игровую ситуацию. Он позволяет качественно изменить контроль за деятельностью студентов, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютерные игры способствуют формированию у студентов рефлексии своей деятельности, позволяет наглядно представить результат своих действий. Применение компьютерных технологий делает урок привлекательным и современным. Происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов происходит объективно и своевременно. Компьютерные игры являются замечательным средством, объединяющим детей в интересных групповых играх.
Использование разнообразных заданий, в том числе дидактических игр с использованием компьютерных технологий. Осуществление межпредметных связей. На уроке должна быть всегда комфортная психологическая обстановка. Необходимо создание внутренней мотивации учения каждым студентом. Сочетание различных видов работы на уроке, его занимательность – все это обеспечивает интенсивное развитие познавательной активности учащихся.
Средствами активизации познавательной деятельности на уроке математики являются:
- дидактические игры;
- уроки-сказки;
- уроки-путешествия;
- математические загадки;
- логические задачи;
- кроссворды;
- головоломки;
- ребусы;
- сказочные задачи;
- задачи в стихах;
- компьютерные задания и игры.
На уроке математики применяются часто игры с использованием компьютерных технологий.
Использование компьютерных технологий дает:
- информационное обеспечение;
- создается мотивация на успех;
- проявляется самостоятельная деятельность учащихся;
- осуществляется контроль за ходом выполнения;
- происходит анализ и корректировка выполненных заданий;
- вопросы по выполненному заданию;
- формулировка учебной задачи, правил и составление алгоритма.
Роль компьютерных технологий на уроке математики.
- Развитие умений учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира.
- Овладевание практическими способами работы с информацией.
- Активизация познавательной деятельности учащихся.
- Индивидуальный подход к учащимся, применение разноуровневых заданий.
- Развитие мотивации, познавательных процессов, мышления, воображения, фантазии.
- Стимулирование творческой активности.
- Повышение эффективности и качества процесса обучения.
- Повышает объем выполняемой работы.
- Расширяет возможность самостоятельной деятельности.
- Формирует навык исследовательской деятельности.
Сокращение времени для контроля и проверки знаний учащихся.
Положительные стороны применения ИКТ.
- Материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации.
- Обучающиеся имеют возможность проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида и тестовых заданий.
- Создается ситуация успеха.
- Повышение мотивации, стимулирование познавательной и творческой активности.
- Индивидуальный и дифференцированный подход.
- Повышение эффективности и качества процесса обучения.
- Расширяются возможности самостоятельной деятельности.
Деятельность на уроке в процессе игры может быть организована разными способами: фронтальная работа; индивидуальная работа; коллективная работа; групповая работа; работа в парах; работа с ИКТ.
Работу по внедрению в учебный процесс современных методов активизации учебной деятельности студентов требуется вести в системе, приучая студентов к планомерной новой образовательной среды. Учебный процесс строю как интенсивную интеллектуальную деятельность каждого студента с учетом его особенностей и возможностей. В этом залог успешного развития активности и самостоятельности студентов и повышения его роли в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей. Стратегическим направлением активации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но и личностной и социальной активности. В ходе применения активных стимуляторов познавательной деятельности формируются новые ценности – саморазвитие и самообразование.
Список литературы
- Абдульменова З.З. Игра – способ развития пытливости и любознательности // Начальная школа. 2013. № 11
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2007.
- Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр // Вопрос психологии. – 2013. – №3.
- Боброва Л.В. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики как условие для развития личности учащегося. 2012
- Волкова С.И. Дидактические игры и занимательные упражнения. - Минск, 2007.
- Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей у детей на уроках математики. - М., 2009.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1991.
- Выготский Л.С. Психология познания. – М.: Просвещение, 1977.
- Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры // Информатика и образование. – 2004. – №4.
- Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. - М., 2001.
- Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики. - М., 2015.
- Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики.– М.: Просвещение,2010.
- Кулюткин, Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения. Вопросы психологии.-2004.- № 5.- с.41-43.
- Кушнерук. Е.Н. Занимательность на уроках математики. – Минск, 2007.
- Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности./Вопросы психологии, 2012.- № 4.- с.5-17.
- Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике – М.: Просвещение,2016.
- Петровец Э.З. Активация познавательной деятельности учащихся. 2014.
- Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. – М.: Просвещение, 2010. – 462 с.
- Сиденко А. Игровой подход в обучении // Народное образование. 2010, №8 – 352 с.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов.– Ярославль: Академия развития, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе учреждений дополнительного образования" - Сборник материалов всероссийской конференции "Актуальные подходы в вопросах здоровьесберегающей и инновационной деятельности ОУ"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3982930","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]Статья "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном ...
Статья "Использование дистанционных технологий для организации работы педагога дополнительного образования" - Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции "Муниципальная система образования"
Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции «Муниципальная система образования (содержание, технологии, перспективы развития)» [[{"type":"media","view_mode":"media_larg...
профессиональное становление личности. Статья опубликована в сборнике статей 3 конференции психологов образования Сибири.
профнаправленность...
ПЕДАГОГИКА В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2021. – 168 с.
Статья в сборнике "Дети с расстройством аутистического спектра в системе проектной деятельности" в соавторстве, стр. 144...
Сборник статей,, Модернизация общего и профессионального образования,, Статья,, Профориентационная работа на уроках социально-бытовой ориентировки в 10-11 классах с углубленной трудовой подготовкой,,
В МКОУ "Специальная школа № 80" организованы классы с углубненной трудовой подготовкой (10-11 классы).Большое внимание уделяется Профориентационной работе....
СТАТЬЯ " СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ"
Цель моего выступления - показать возможности использования кейс - технологии как эффективного средства формирования естественнонаучной грамотности. Попытаемся раскрыть н...
Публикация "Коррекционно – развивающие возможности физкультурно-оздоровительной работы с детьми с умственной отсталостью"Лучшие практики воспитания. Дошкольное образование. В 3 частях. Ч. 3: сборник статей
Статья на тему: "Коррекционно – развивающиевозможности физкультурно-оздоровительной работы с детьми с умственной отсталостью....