Программа дополнительного образования
рабочая программа по математике (10, 11 класс)
Данная программа предназначена для обучающихся высокого уровня математических способностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса дополнительного образования «Математический клуб»
Пояснительная записка
Необходимость введения данного курса объясняется потребностью формирования у учащихся опыта решения задач по данной теме, что является одним из направлений совершенствования системы подготовки учащихся к продолжению своего образования и самообразования.
Программа дополнительного образования интеллектуально-познавательной направленности «Задачи с параметрами» содействует наиболее полному и системному изучению алгоритмов решения уравнений и неравенств с параметрами, сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учащихся и учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к формированию системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.
Предлагаемая программа сможет привлечь внимание учащихся, которые интересуются математикой. Она направлена на расширение знаний учащихся, повышение уровня их математической подготовки.
Программа занятий построена с опорой на знания, умения и навыки, полученные учащимися при изучении курса математики основной школы. Предлагаемая программа может быть рекомендована для учащихся 10 классов, осуществляющих математическую подготовку, рассчитана на 70 часов, предполагает компактное и четкое изложение основных теоретических положений, решение типовых задач, самостоятельную работу.
Как известно, решению задач с параметрами в школе уделяется очень мало внимания. А навыки в их решении необходимы любому ученику, желающему не только успешно выступать на математических соревнованиях, но и хорошо подготовиться к поступлению в дальнейшем в высшие учебные заведения. Задачи с параметрами обладают в полной мере диагностической и прогностической ценностью для проверки знаний учащихся об уровне математического и логического мышления. И, совершенно очевидно, что к встрече с такими задачами учащиеся должны быть в достаточной мере подготовленными. Освоение данной программы предполагает дальнейшее развитие и формирование учебной, информационной, социально- коммуникативной компетенций.
Основная цель программы состоит в углублении и систематизации знаний по теории и алгоритмам решения уравнений и неравенств с параметрами самой разнообразной структуры, выработке умения решать не только типовые задания, но и повышенного уровня сложности.
Основные задачи программы:
- развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий;
- воспитывать навыки сотрудничества в процессе совместной работы, уважительного отношения к мнению одноклассников, способности давать оценку предложенным вариантам решения;
- подготовить учащихся к выполнению заданий, предлагаемых на ЕГЭ и вступительных экзаменах в вузы, к обучению в профессиональном учебном заведении;
- воспитание убежденности в возможности познания сложных вопросов математики, в необходимости разумного использования полученных знаний в различных ситуациях;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач;
- воспитание у учащихся в ответственный период социального взросления потребности в самоопределении и самосовершенствовании.
Структура программы
Образовательная программа дополнительного образования детей интеллектуально-познавательной направленности «Уравнения и неравенства с параметрами» включает четыре раздела:
- пояснительную записку;
- требования к программе и методические основы;
- основное содержание с примерным распределением часов по курсу;
- аттестация учащихся.
Новизна для учащихся
Программа включает новые знания, не содержащиеся в базовых программах. В ней содержится серьезный материал познавательного характера, существенно расширяющий кругозор, эрудицию ученика.
Мотивирующий потенциал
Программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес.
Полнота содержания
Программа содержит знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей подготовки, включая методики организации занятий (педагогические технологии: развивающего обучения, критического мышления), способствующие социологизации личности ученика.
Научность содержания
В учебном материале программы допускается рассмотрение вопросов, не нашедших разрешения в процессе изучения темы во время урока. Основное требование – весь рассматриваемый материал должен носить научный характер.
Инвариантность
Материал программы может применяться для различных групп школьников, что достигается обобщенностью включенных в него знаний.
Практическая направленность курса
Программа позволяет проиллюстрировать область применения предъявляемых знаний на примере решения задач прикладного характера.
Основные формы организации учебных занятий: лекция, беседа, практическая работа, творческие задания..
Учебно-тематический план
№ | Наименование тем курса | Количество часов | ||
всего | по плану | факт | ||
1 | Линейная функция. Поиск решений линейных уравнений и неравенств. | 4 | ||
2 | Квадратичная функция | 11 | ||
2.1 | Квадратичная функция Задачи на исследование знаков дискриминанта квадратного трехчлена | 3 | ||
2.2 | Квадратичная функция Задачи на исследование знаков дискриминанта и старшего коэффициента | 3 | ||
2.3 | Квадратичная функция. Задачи на исследование расположения вершины параболы | 2 | ||
2.4 | Задачи, сводящиеся к исследованию расположения корней квадратной функции | 3 | ||
3 | Свойства функций в задачах с параметрами | 12 | ||
3.1 | Область определения и область значений функции | 3 | ||
3.2 | Свойства функций: четность, нечетность, периодичность | 3 | ||
3.3 | Монотонность функций. Экстремальные значения функции. | 3 | ||
3.4 | Наибольшее и наименьшее значения функции | 3 | ||
4 | Графические приемы. Координатная плоскость. | 5 | ||
5 | Методы поиска необходимых условий | 6 | ||
5.1 | Использование симметрии аналитических выражений | 3 | ||
5.2 | Метод «выгодной» точки | 3 | ||
6 | Аналитические решения основных типов задач | 32 | ||
6.1 | Параметр и поиск решений уравнений, неравенств и их систем | 4 | ||
6.2 | Параметр и количество решений уравнений, неравенств и их систем | 4 | ||
6.3 | Параметр и свойства решений уравнений, неравенств и их систем | 4 | ||
6.4 | Иррациональные уравнения и неравенства с параметром | 4 | ||
6.5 | Показательные уравнения и неравенства с параметром | 4 | ||
6.6 | Логарифмические уравнения и неравенства с параметром | 4 | ||
6.7 | Тригонометрические уравнения и неравенства с параметром | 4 | ||
6.8 | Системы уравнений с параметром | 4 | ||
7 | Решение задач ЕГЭ с параметром | 4 |
Содержание курса.
- Введение. Предмет и задачи курса. Знакомство с параметром (1ч). Параметр: общие сведения. Ограничения. Решение простейших примеров, содержащих параметр.
- Линейная функция.(3ч) Решение линейных уравнений и неравенств, содержащих параметр
- Квадратичная функция (11ч). Дискриминант, старший коэффициент, вершина параболы. Расположение корней квадратичной функции относительно заданных точек. Задачи, сводящиеся к исследованию расположения корней квадратичной функции.
- Свойства функций в задачах с параметрами (12ч). Область значений функции. Экстремальные свойства функций. Монотонность. Четность. Периодичность. Обратимость.
- Графические приемы. Координатная плоскость (5ч). Параллельный перенос. Поворот. Гомотетия. Сжатие к прямой. Две прямые на плоскости.
- Методы поиска необходимых условий (6ч). Использование симметрии аналитических выражений. «Выгодная точка».
- Аналитические решения основных типов задач(32ч). Уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств с параметрами. Методы решения: параметр и поиск решений уравнений, неравенств и их систем («ветвление»), параметр и количество решений уравнений, неравенств и их систем, параметр как равноправная переменная. Основные виды уравнений, неравенств с параметрами и их систем: иррациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические.
- Решение задач ЕГЭ с параметром(4ч).
Литература.
- Горнштейн П.И. и др. Задачи с параметрами Киев: РИА «Текст», 1992
- Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике: учебное пособие для 10 кл. М: просвещение-1989
- Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. М: Просвещение, 1986
- Дорофеев Г.В. Как расположены корни трехчленов? Квант 1986 №7
- Голубев В.И. О параметрах с самого начала \\ Репетитор 1991
- Горделадзе Ш.Г. и др. Сборник конкурсных задач по математике К: выща школа, 1988
- Марков В.К. Метод координат и задачи с параметрами М: издательство Московского университета, 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...