ПРОГРАММА по внеурочной деятельности для обучающихся 6-8 классов МАТЕМАТИКА ВОКРУГ НАС
рабочая программа по математике (6, 7 класс)

Данная программа разработана на основе примерных программ по внеурочной деятельности ФГОС среднего образования и сборника заданий для развития познавательных способностей учащихся 6-8 классов . Программа расчитана на один год, 34 часа. Для реализации содержания программы предложено чередование теоретических, практических и игровых занятий. Предлагаемый курс обобщает  и углубляет знания по предмету, формирует умение работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mat_vneur_programma_novaya_moya.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности учащихся 6-8 классов

                                МАТЕМАТИКА ВОКРУГ НАС

 

                         Направление: ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ                                                                                  

                                                                         

                                                                                                                                                                   Выполнила учитель

 ГБОУ СОШ с Александровка

Бахиловского филиала

                                                                                                                Силантьева  Ольга Викторовна

Бахилово 2017 г

Введение

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся  воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности.                                                                                                                                                                Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. И если внеурочная деятельность определена образовательным планом, то школа должна заняться тем, как организовать эту деятельность, предоставляя ребенку выбор, чем он хотел бы и мог заниматься.

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального, среднего образования и сборника заданий для развития познавательных способностей учащихся 5 – 8 классов.

Необходимость включения во внеурочную работу по математике учащихся 6-7 классов обусловлена повышением интереса к школьному курсу математики. Необходимость внеурочной работы по математике с учащимися вызвана еще и тем, что общество ждет от школы всесторонней подготовки подрастающего поколения к жизни. Внеурочная работа по математике – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.
    На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Актуальность данной программы определена тем, что учащиеся должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа является актуальной, так как обеспечивает  интеллектуальное развитие, необходимое для дальнейшей самореализации и формирования личности обучающегося. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявлять гибкость и творчество, не теряясь в ситуации неопределенности, ознакомиться со многими интересными вопросами, выходящими за рамки программы 6-7 классов, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развивать у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
   Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников этого возраста и предоставляет возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
   Содержание занятий представляет собой введение в мир геометрии, что является очень важным и необходимым для учащихся 7 класса, а так же расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Эти занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, основаны на любознательности детей, которую и следует  поддерживать и направлять. Данная программа помогает успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии.
  Программа рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого- 40 минут.
     Цель: 

1. развивать математический образ мышления, уверенности в своих способностях и творческих возможностях;

2.научить конструировать, наблюдать;

3. приобретать знания и умения учащимися посредством проектирования исследовательской деятельности.

Задачи:

    -расширять кругозор учащихся в различных областях геометрии;

    -содействовать умелому использованию символики;

    -научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли; 

- сформировать навыки исследовательской работы при решении нестандартных задач и задач повышенной сложности;

- сформировать умения и навыки работы с научно-популярной литературой, используя различные источники      информации (книги, интернет и т. д.), научить извлекать нужную информацию и применять ее в исследованиях и решении задач;

- изучая историю развития математики, развивать воображение, интеллект, самостоятельность, эрудицию и другие качества  личности. 

Сроки реализации программы: учебный год, 34 часов.

 Работа с учащимися во внеурочное время направлена на достижение следующих результатов:

1) в направлении личностного развития: формирование представлений о прикладной математике как части общечеловеческой культуры,  о ее значимости в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2) в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3) в предметном направлении: создание фундамента для математического  развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Планируемые результаты:

   первый уровень:

-уметь видеть разнообразные прикладные задачи;

-уметь решать простейшие прикладные задачи.

второй уровень:

-научиться слушать других, уважать друзей, считаться с мнением одноклассников;

-уметь работать в группе;

-уметь оценивать свою работу.

   третий уровень:

-приобретенные учащимися знания использовать при дальнейшем  изучении  математики  и в повседневной жизни.

Календарно - тематическое планирование

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

1.

В Вводное занятие

-  04.09.

2.

Задача как объект изучения  .

11.09.

3.

ЭЭлементы теории множеств.

18.09

4.

 З Задачи на движение.

25.09.

5.

З  Задачи на совместную работу.

02.10.

6.

Практикум – исследование решения задач на движение и на работу.

09.10.

7.

     Площади. Объемы.

16.10.

8.

 Практическая работа «Вычисление объема и площади поверхности».

23.10

9.

        Пропорции.

30.10.

10.

          Проценты.

06.11.

11.

   Задачи на смеси.

20.11.

12.

     Практикум – исследование решения задач на проценты.

27.11.

13.

Решение олимпиадных задач.

04.12.

14.

Математическая игра

    «В мире цифр».  

11.12.

15.

     Задачи на разрезание и перекраивание.

18.12.

16.

       Геометрические построения.

25.12.

17.

Таблицы.

15.01.

18.

 Таблицы.

22.01.

19.

Диаграммы.

29.01.

20.

 Диаграммы.

05.02.

21.

 Как узнать вероятность события?

12.02.

22.

Факториал.

19.02.

23.

 Решение логических задач.

26.02.

24.

 Решение логических задач.

05.03.

25.

  Решение  алгебраических задач исследовательского характера.

12.03.

26.

Решение  геометрических задач исследовательского характера.

19.03.

27.

Практическая работа               «Измерение углов на местности».

26.03.

28.

                   Выбор темы для исследования.        

                                                                                                                                                       

02.04.

29.

Исследование объектов.

09.04.

30.

Составление задач.

16.04.

31.

 Составление задач.

23.04.

32.

 Оформление проектов (стенд, электронная презентация).

30.04.

33.

 Защита проектов.

14.05.

34.

 Заключительный урок: «Что? Где? Когда?»- Интеллектуальный марафон.

21.05.

Литература:

1.   Абдрашитов Б. М. и др. Учитесь мыслить нестандартно.  – М.: Просвещение, 1999.

  1. Александрова Э., Левшин В. В лабиринте чисел. –  М.: Детская литература, 1977.
  2. Конфорович А.Г. Математическая мозаика. – Киев: Вища  школа, 1982.
  3. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. – М.: Просвещение, 1999.
  4. Кордемский Б.А. Великие жизни в математике. – М.: Просвещение, 1999.
  5. Ленгдон Н., Снейп Ч. С математикой в путь. – М.: Педагогика, 1987.
  6. Лоповок Л.М. Тысяча проблемных задач по математике. – М. 1999.
  7. Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1983.
  8. Шапиро А.Д. Зачем нужно решать задачи? – М.: Просвещение, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спецкурса по математике 6 класс "Математика вокруг нас"

Рабочая программа спецкурса позволят рассматривать задания повышенного уровня сложности, готовит учащихся к олимпиадам...

Внеклассное мероприятие по математике для обучающихся 5-6 классов "Математика здоровья"

Представленные в разработке задачи направлены на формирование у школьников здорового образа жизни....

Рабочая программа спецкурса по математике в 6 классе "Математика вокруг нас"

Представляю вам свою версию программы спецкурса "Математика вокруг нас"....

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса «Математика вокруг нас»

Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из  инструментом достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов  образования школьников. Рабочая программа ...

Рабочая программа учебного курса 9 класса "Математика вокруг нас"

Рабочая прогрпмма по предмету математика для внеурочной деятельности в 9 классе...

Программа внеурочной деятельности с обучающимися 5-9 классов «Математика вокруг нас»

Данная программа рассчитана на детей, имеющих повышенный интерес к математике, любознательных, желающих расширить свой кругозор.Под внеурочной деятельностью понимаются систематические, не являющиеся о...

Программа внеурочной деятельности в 8 классе «Математика вокруг нас »

Курс определяется тем, что учащиеся расширяют представления о математике, об исторических корнях математических понятий и символов, о роли математики в жизни каждого человека.Содержание курса позволяе...