Элективный курс 10-11 класс (ФГОС СОО)
рабочая программа по математике (11 класс)

Осуществление учебной деятельности в условиях ФГОС предполагает акцентировать внимание на деятельностной и практической составляющих содержания программы, на применении творческих форм организации внеурочной деятельности, способных привить интерес к математике, развить мотивацию к определенному виду математической деятельности, включить учащегося в самостоятельную поисковую и исследовательскую деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_11_klass.docx66.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения, протокол № __

от 29 августа 2019 г.        

руководитель МО ____________

ПРИНЯТО                                            

на Педагогическом совете школы

протокол № __1        

от  30  августа  2019 г.        

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

_____________/Е.А. Левицкая

приказ № 238 от 30.08.2019 г.

.

http://s3.docme.ru/store/data/000510655_1-00d5f19ce7e6a0198021986a4d057a28.png

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности:

«Математический клуб»

11АБ класс

2019-2020 учебный год

Составитель: Савчук Людмила Ивановна,

учитель высшей квалификационной категории

                                       

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Данная программа внеурочной деятельности по математике подготовлена для учащихся 11 классов. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2-го поколения. В рамках реализации ФГОС под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и ООО: личностных, предметных и метапредметных. Среди предметов, формирующих интеллект, математика занимает первое место. Неоценим вклад математики в создание научных методов познания действительности. Осуществление внеурочной деятельности в условиях ФГОС предполагает акцентировать внимание на деятельностной и практической составляющих содержания программы, на применении творческих форм организации внеурочной деятельности, способных привить интерес к математике, развить мотивацию к определенному виду математической деятельности, включить учащегося в самостоятельную поисковую и исследовательскую деятельность. Общая характеристика программы В последние десятилетия усилия специалистов в области школьной математики и представителей из Министерства образования РФ, отвечающих за состояние образования в нашей стране, сосредоточены, главным образом, на решении трех основных задач: переходе на «Стандарты второго поколения»; включении профильного обучения в образовательную программу в ряде школ; внедрении ЕГЭ как основного показателя качества знаний российских школьников. Внеурочная деятельность в условиях реализации ФГОС более всего направлена на достижение планируемых результатов обучения: личностных, предметных и метапредметных. Внеурочная деятельность способствует развитию, раскрытию способностей и активизации познавательного интереса учащихся. Необходимо возродить лучшие традиции внеклассной работы по математике с учащимися, чтобы не потерять тех детей, которые в скором времени могут стать гордостью отечественной математической науки и тех, кто проявляет к математике живой интерес. При этом внеурочная деятельность через рассмотрение задач прикладного характера позволяет приблизить математику к жизни, делает эту науку более осязаемой для учащихся, усиливает их мотивацию знать эту науку. Актуальность программы. Являясь дополнением к урочной деятельности внеурочная позволяет сделать обучение более успешным, включить учащихся в активную познавательную деятельность, способствует формированию УУД. Программа даёт возможность углубить знания по отдельным темам, приобрести навыки исследовательской деятельности, выявить и реализовать свои возможности, получить более прочные, дополнительные знания по предмету для будущей профессии. Внедрение программы повышает эффективность образовательного процесса и увеличивает мотивацию к изучению предмета «Математика». Практическая значимость программы: развитие математических способностей, логического мышления, алгоритмических и исследовательских навыков, приобщение к математической культуре, истории математических открытий, профориентационная направленность содержания. Творческий характер и многообразие форм деятельности способствуют благоприятной социальной адаптации в жизни. «Работа» в команде формирует качества толерантности, взаимопомощи, ответственности за свои знания, учит вести диалог, приучает к критической самооценке своих действий. Использование современных технических средств способствует совершенствованию информационной грамотности учащихся. Деятельностные технологии позитивно влияют на формирование социального здоровья учащихся, формируют потребность в самопознании, саморазвитии. Связь с другими программами: программа концептуально имеет прямую связь с программами, также направленными на формирование исследовательских навыков, на расширение и углубление математических знаний, на воспитание самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, интеграции с другими предметами через поисково-деятельностные технологии. Кроме того, программой предусмотрены конкретные формы проведения занятий.

Цели организации внеурочной деятельности:

1) развивать творческое, логическое, конструктивное мышление учащихся; математический кругозор, мотивацию к исследовательскому виду деятельности;

 2) расширять и углублять знания и умения учащихся по математике, формировать навык планирования последовательности действий при решении задач, то есть алгоритмическую культуру учащихся;

3) воспитывать чувство гордости за математику в любом открытии; за ее прикладную связь с другими науками и практической жизнью человека, за отечественную математику; 4) активизировать познавательную, творческую и исследовательскую инициативу учащихся, навыки самостоятельной работы;

5) выявлять одаренных и вовлекать каждого учащегося во внеклассную деятельность — непременное условие для самореализации и саморазвития учащихся;

6) Способствовать личностному росту учащихся через вовлечение их в творческую индивидуальную и коллективную исследовательскую деятельность благодаря занятиям в математическом кружке;

7) воспитывать культуру общения (диалога): коммуникативность, толерантность, а также культуру выступления, стиль, информационно-коммуникативные навыки, ответственность, самостоятельность на занятиях математического кружка;

 8)формировать личностные компетентности учащихся, содействовать профессиональной ориентации учащихся в области математики и ее приложений;

9) воспитывать волевые качества, настойчивость, инициативу.

Задачи по организации внеурочной деятельности: 

Обучающие: 

- Развивать познавательный интерес к нестандартным и усложненным задачам, содержание которых выходит за пределы учебника, решение которых требует знания новых методов, новых навыков, новых знаний, не предусматриваемых школьной программой. Формировать навык решения соответствующих задач. Выявлять логико-математические способности.

- Включать в познавательную деятельность по изучению прикладных вопросов математики («Метод математической индукции») всех учащихся.
- Формировать навык решения задач на применение принципа Дирихле.

- Развивать мотивацию к исследовательской деятельности, к самостоятельности при решении задач  на последовательности,

- Развивать мотивацию к решению задач практического содержания: физического, экономического, химического, исторического профилей.

- Формировать умение рассуждать и навык решения задач по темам «Графы», «Индукция», «Уравнения», «Инвариант».

Воспитательные: 

- Формировать гражданскую позицию, общественную активность личности, культуру общения и поведения в социуме, навык здорового образа жизни;

 - Формировать глобальное мировоззрение через занятия интегративно-математического содержания.

 - Воспитывать патриотизм, гражданскую позицию по отношению к открытиям отечественной математики через включение в занятия сведений по истории математики

 - Формировать личностные компетенции через метапредметное содержание курса и практическую направленность занятий кружка.

 Развивающие:
- Развивать личностные свойства: внимание, внимательность, память, самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

 - Формировать потребности в самопознании, саморазвитии. - Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать.

- Развивать логическое мышление.

- Развивать умение алгоритмизации решения задач. Формировать навык построения «модели» решения задач.

 - Развивать исследовательские навыки при решении задач занимательной арифметики, задач на последовательности, софизмы, ребусы, шифры, головоломки, переливания, взвешивания и другие.

 - Развивать математико-интегративное мышление через решение задач практического содержания. Отличительные особенности программы: программа составлена в полном соответствии с требованиями составления программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС 2-го поколения, содержит базовые теоретические идеи: развитие познавательного интереса к математике, углубление и расширение тем учебного курса, формирование УУД.   Метапредметный,  творческий, интегрированный и

исследовательский характер деятельности позитивно влияют на формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, получение опыта самостоятельного общественного действия. Ключевые понятия: мотивация, познавательная активность, УУД, ФГОС, деятельность, математическая грамотность, логика, метапредметность, поиск, исследование, интеграция, гражданская позиция, культура общения и поведения в социуме, диалог, самостоятельность, ответственность, активность, самопознание, саморазвитие, здоровый образ жизни.

Курс рассчитан на 34 часа.

 Формируемые универсальные учебные действия полностью отвечают задачам основной образовательной программы по основной школе, ФГОС. Программа построена с учетом возраста и психологических особенностей учащихся.

Режим занятий: в 1 час в неделю

Планируемые результаты освоения курса

Результаты первого уровня (достигаются во взаимодействии с педагогом):

- приобретение учащимися знаний, умений и навыков по решению нестандартных задач;

 - приобретение знаний об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий;

- формирование мотивации к учению через внеурочную деятельность.

 Результаты второго уровня (достигаются в дружественной детской среде (коллективе)):

 - самостоятельное или во взаимодействии с педагогом выполнение задания данного типа, для данного возраста;

 - умение высказывать мнение, обобщать, классифицировать, обсуждать.

Результаты третьего уровня (достигаются во взаимодействии с социальными субъектами)

 - умение самостоятельно применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат;

- приобретение опыта исследовательской деятельности;

 - приобретение опыта организации совместной деятельности в группах и опыта публичного  выступления.
                                                      Содержание программы:

Содержание программы курса внеурочной деятельности связано с программой по предмету «Математика» и спланировано с учетом прохождения программы 10 класса. Программа курса предполагает изучение таких вопросов, которые не входят в школьный курс математики, но необходимы при дальнейшем ее изучении, при сдаче экзамена за курс среднего общего образования (особенно в форме ЕГЭ). Появление задач, решаемых нестандартными методами на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащихся и их математической культуры. При отборе содержания и структурирования программы курса использованы принципы:  доступности,  преемственности, перспективности, развивающей направленности,  учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности. Формы/методы организации деятельности: индивидуальная, парная, групповая работа, эвристическая беседа, практическая работа. При проведении занятий применяются личностно-ориентированные технологии обучения, такие как: технология полного усвоения знаний, когда все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса; необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса; технология разноуровневого обучения, технология коммуникативного обучения, которая позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

Основные виды деятельности учащихся:  знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; поисковая деятельность (поиск информации); самостоятельная работа;  работа в парах, в группах; творческие работы; составление презентаций;  подготовка и проведение мероприятий, позволяющих повысить интерес к математике у учащихся.

Содержание учебного материала

 Введение (2 часа). 

Цели и задачи курса, инструктаж по ТБ. Приёмы и схема поиска решения нестандартных задач.

Задачи, содержащие модуль (10 часов).

 Определение модуля. Свойства модуля и его геометрической смысл. Преобразования алгебраических выражений, содержащих модуль. Построение графиков функций, содержащих модуль. Уравнения и неравенства, содержащие модуль.

 Уравнения (15 часов).

 Преобразование алгебраических уравнений. Решение алгебраических уравнений методом подбора. Решение алгебраических уравнений методом группировки и разложением на множители. Решение алгебраических уравнений методом замены переменной. Однородные уравнения. Симметричные уравнения Решение алгебраических уравнений методом введения параметра. Дробно-рациональные уравнения  Общие положения. Сведение рационального уравнения к алгебраическому. Решение рациональных уравнений методом разложения на множители и делением на х0 рациональных уравнений методом замены переменных.

Неравенства (6 часов). Неравенства с двумя переменными на координатной плоскости. Доказательство неравенств. Обобщенный метод интервалов.

 Системы уравнений и неравенств (7 часов). Решение систем уравнений. Графический способ решения систем неравенств

Итоги внеурочной деятельности подводятся на школьных, районных, городских, областных и Всероссийских олимпиадах по математике, а также на результатах участия на конференциях, турнирах, конкурсах. Но важнее всего — первоначальная рефлексия: каждый участник может сам себя оценить или это может быть коллективная оценка после каждого занятия.

Календарно-тематическое планирование

10а класс

№ п/п

Дата

Наименование тем

Количество часов

Форма деятельности

Примечание

Введение(2ч).

1-2

04/09

11/09

Цели и задачи курса. Приёмы и схема поиска решения нестандартных задач

Лекция, презентация

                                      Задачи, содержащие модуль (5 часов).

3

02/10

Преобразования алгебраических выражений, содержащих модуль

4-5

09/10

Построение графиков функций, содержащих  модуль

6-7

16/10

Уравнения и неравенства, содержащие модуль

Уравнения(15часов)

8

23/10

Преобразование алгебраических выражений и уравнений

9-10

30/10

13/11

Решение алгебраических уравнений методом разложения на множители

11

20/11

Решение алгебраических уравнений методом замены переменных.

12

27/11

Однородные уравнения

13

04/12

Симметричные уравнения

14-15

11/12

18/12

Решение алгебраических уравнений методом введения параметра

16

25/12

Дробно-рациональные уравнения. Общие положения.

17-18

Сведение дробно - рационального уравнения к алгебраическому

19-20

Решение дробно - рациональных уравнений методом разложения на множители и делением на х  0

21-22

Метод замены переменных в дробно - рациональных уравнениях

Неравенства (6 часов).

23-24

Неравенства с двумя переменными на координатной плоскости

25-26

Доказательство неравенств

27-28

Обобщенный метод интервалов

Системы уравнений и неравенств (7 ч)

29

Системы уравнений: основные методы решения

30-31

Метод Гаусса

32-33

Метод замены переменных

34

Графический способ решения систем неравенств

35

Системы неравенств: алгебраические методы

11б класс

№ п/п

Дата

Наименование тем

Количество часов

Форма деятельности

Примечание

Введение(2ч).

1-2

05/09

12/09

Цели и задачи курса. Приёмы и схема поиска решения нестандартных задач

Лекция, презентация

                                      Задачи, содержащие модуль (5 часов).

3

03/10

Преобразования алгебраических выражений, содержащих модуль

4-5

10/10

Построение графиков функций, содержащих  модуль

6-7

17/10

Уравнения и неравенства, содержащие модуль

Уравнения(15часов)

8

24/10

Преобразование алгебраических выражений и уравнений

9-10

31/10

14/11

Решение алгебраических уравнений методом разложения на множители

11-12

21/11

28/11

Решение алгебраических уравнений методом замены переменных. Однородные уравнения

13-14

05/12

12/12

Решение алгебраических уравнений методом введения параметра

15

19/12

Дробно-рациональные уравнения. Общие положения.

16

26/12

Сведение дробно - рационального уравнения к алгебраическому

17

Симметричные уравнения

18

Сведение дробно - рационального уравнения к алгебраическому

19-20

Решение дробно - рациональных уравнений методом разложения на множители и делением на х  0

21-22

Метод замены переменных в дробно - рациональных уравнениях

Неравенства (6 часов).

23-24

Неравенства с двумя переменными на координатной плоскости

25-26

Доказательство неравенств

27-28

Обобщенный метод интервалов

Системы уравнений и неравенств (7 ч)

29

Системы уравнений: основные методы решения

30-31

Метод Гаусса

32-33

Метод замены переменных

34

Графический способ решения систем неравенств

35

Системы неравенств: алгебраические методы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса для 6 класса основы естествознания

по программе работаю 2-ой год, она помогает детям определиться с выбором дальнейшего профиля обучения. Ориентирована на привлечение детей к изучению предметов естественнонаучного цикла....

Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"

Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса  "Бизнес-курс за школьной партой"  в рамках предпрофильной подготовки....

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Элективный курс, для 11 классов "Вводный курс делового письма"

Данная программа разработана в соответствии с федеральным базисным учебным планом. Согласно государственному стандарту общего образования, преподавание иностранного языка представлено на двух уровнях:...

Рабочая программа элективного курса в 7 классе "Учимся красиво говорить" ФГОС

                                I.Планируемые результаты освоения элективного курса.  Личностные:-самоо...

Элективный курс в 10 классе в 9 классе Подготовка г ОГЭ

Электив в 10 классе "Решение нестандартный задач по математике"...