Элективный курс 10-11 класс (ФГОС СОО)
рабочая программа по математике (11 класс)
Осуществление учебной деятельности в условиях ФГОС предполагает акцентировать внимание на деятельностной и практической составляющих содержания программы, на применении творческих форм организации внеурочной деятельности, способных привить интерес к математике, развить мотивацию к определенному виду математической деятельности, включить учащегося в самостоятельную поисковую и исследовательскую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_11_klass.docx | 66.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности:
«Математический клуб»
11АБ класс
2019-2020 учебный год
Составитель: Савчук Людмила Ивановна,
учитель высшей квалификационной категории
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа внеурочной деятельности по математике подготовлена для учащихся 11 классов. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2-го поколения. В рамках реализации ФГОС под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и ООО: личностных, предметных и метапредметных. Среди предметов, формирующих интеллект, математика занимает первое место. Неоценим вклад математики в создание научных методов познания действительности. Осуществление внеурочной деятельности в условиях ФГОС предполагает акцентировать внимание на деятельностной и практической составляющих содержания программы, на применении творческих форм организации внеурочной деятельности, способных привить интерес к математике, развить мотивацию к определенному виду математической деятельности, включить учащегося в самостоятельную поисковую и исследовательскую деятельность. Общая характеристика программы В последние десятилетия усилия специалистов в области школьной математики и представителей из Министерства образования РФ, отвечающих за состояние образования в нашей стране, сосредоточены, главным образом, на решении трех основных задач: переходе на «Стандарты второго поколения»; включении профильного обучения в образовательную программу в ряде школ; внедрении ЕГЭ как основного показателя качества знаний российских школьников. Внеурочная деятельность в условиях реализации ФГОС более всего направлена на достижение планируемых результатов обучения: личностных, предметных и метапредметных. Внеурочная деятельность способствует развитию, раскрытию способностей и активизации познавательного интереса учащихся. Необходимо возродить лучшие традиции внеклассной работы по математике с учащимися, чтобы не потерять тех детей, которые в скором времени могут стать гордостью отечественной математической науки и тех, кто проявляет к математике живой интерес. При этом внеурочная деятельность через рассмотрение задач прикладного характера позволяет приблизить математику к жизни, делает эту науку более осязаемой для учащихся, усиливает их мотивацию знать эту науку. Актуальность программы. Являясь дополнением к урочной деятельности внеурочная позволяет сделать обучение более успешным, включить учащихся в активную познавательную деятельность, способствует формированию УУД. Программа даёт возможность углубить знания по отдельным темам, приобрести навыки исследовательской деятельности, выявить и реализовать свои возможности, получить более прочные, дополнительные знания по предмету для будущей профессии. Внедрение программы повышает эффективность образовательного процесса и увеличивает мотивацию к изучению предмета «Математика». Практическая значимость программы: развитие математических способностей, логического мышления, алгоритмических и исследовательских навыков, приобщение к математической культуре, истории математических открытий, профориентационная направленность содержания. Творческий характер и многообразие форм деятельности способствуют благоприятной социальной адаптации в жизни. «Работа» в команде формирует качества толерантности, взаимопомощи, ответственности за свои знания, учит вести диалог, приучает к критической самооценке своих действий. Использование современных технических средств способствует совершенствованию информационной грамотности учащихся. Деятельностные технологии позитивно влияют на формирование социального здоровья учащихся, формируют потребность в самопознании, саморазвитии. Связь с другими программами: программа концептуально имеет прямую связь с программами, также направленными на формирование исследовательских навыков, на расширение и углубление математических знаний, на воспитание самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, интеграции с другими предметами через поисково-деятельностные технологии. Кроме того, программой предусмотрены конкретные формы проведения занятий.
Цели организации внеурочной деятельности:
1) развивать творческое, логическое, конструктивное мышление учащихся; математический кругозор, мотивацию к исследовательскому виду деятельности;
2) расширять и углублять знания и умения учащихся по математике, формировать навык планирования последовательности действий при решении задач, то есть алгоритмическую культуру учащихся;
3) воспитывать чувство гордости за математику в любом открытии; за ее прикладную связь с другими науками и практической жизнью человека, за отечественную математику; 4) активизировать познавательную, творческую и исследовательскую инициативу учащихся, навыки самостоятельной работы;
5) выявлять одаренных и вовлекать каждого учащегося во внеклассную деятельность — непременное условие для самореализации и саморазвития учащихся;
6) Способствовать личностному росту учащихся через вовлечение их в творческую индивидуальную и коллективную исследовательскую деятельность благодаря занятиям в математическом кружке;
7) воспитывать культуру общения (диалога): коммуникативность, толерантность, а также культуру выступления, стиль, информационно-коммуникативные навыки, ответственность, самостоятельность на занятиях математического кружка;
8)формировать личностные компетентности учащихся, содействовать профессиональной ориентации учащихся в области математики и ее приложений;
9) воспитывать волевые качества, настойчивость, инициативу.
Задачи по организации внеурочной деятельности:
Обучающие:
- Развивать познавательный интерес к нестандартным и усложненным задачам, содержание которых выходит за пределы учебника, решение которых требует знания новых методов, новых навыков, новых знаний, не предусматриваемых школьной программой. Формировать навык решения соответствующих задач. Выявлять логико-математические способности.
- Включать в познавательную деятельность по изучению прикладных вопросов математики («Метод математической индукции») всех учащихся.
- Формировать навык решения задач на применение принципа Дирихле.
- Развивать мотивацию к исследовательской деятельности, к самостоятельности при решении задач на последовательности,
- Развивать мотивацию к решению задач практического содержания: физического, экономического, химического, исторического профилей.
- Формировать умение рассуждать и навык решения задач по темам «Графы», «Индукция», «Уравнения», «Инвариант».
Воспитательные:
- Формировать гражданскую позицию, общественную активность личности, культуру общения и поведения в социуме, навык здорового образа жизни;
- Формировать глобальное мировоззрение через занятия интегративно-математического содержания.
- Воспитывать патриотизм, гражданскую позицию по отношению к открытиям отечественной математики через включение в занятия сведений по истории математики
- Формировать личностные компетенции через метапредметное содержание курса и практическую направленность занятий кружка.
Развивающие:
- Развивать личностные свойства: внимание, внимательность, память, самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
- Формировать потребности в самопознании, саморазвитии. - Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать.
- Развивать логическое мышление.
- Развивать умение алгоритмизации решения задач. Формировать навык построения «модели» решения задач.
- Развивать исследовательские навыки при решении задач занимательной арифметики, задач на последовательности, софизмы, ребусы, шифры, головоломки, переливания, взвешивания и другие.
- Развивать математико-интегративное мышление через решение задач практического содержания. Отличительные особенности программы: программа составлена в полном соответствии с требованиями составления программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС 2-го поколения, содержит базовые теоретические идеи: развитие познавательного интереса к математике, углубление и расширение тем учебного курса, формирование УУД. Метапредметный, творческий, интегрированный и
исследовательский характер деятельности позитивно влияют на формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, получение опыта самостоятельного общественного действия. Ключевые понятия: мотивация, познавательная активность, УУД, ФГОС, деятельность, математическая грамотность, логика, метапредметность, поиск, исследование, интеграция, гражданская позиция, культура общения и поведения в социуме, диалог, самостоятельность, ответственность, активность, самопознание, саморазвитие, здоровый образ жизни.
Курс рассчитан на 34 часа.
Формируемые универсальные учебные действия полностью отвечают задачам основной образовательной программы по основной школе, ФГОС. Программа построена с учетом возраста и психологических особенностей учащихся.
Режим занятий: в 1 час в неделю
Планируемые результаты освоения курса
Результаты первого уровня (достигаются во взаимодействии с педагогом):
- приобретение учащимися знаний, умений и навыков по решению нестандартных задач;
- приобретение знаний об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий;
- формирование мотивации к учению через внеурочную деятельность.
Результаты второго уровня (достигаются в дружественной детской среде (коллективе)):
- самостоятельное или во взаимодействии с педагогом выполнение задания данного типа, для данного возраста;
- умение высказывать мнение, обобщать, классифицировать, обсуждать.
Результаты третьего уровня (достигаются во взаимодействии с социальными субъектами)
- умение самостоятельно применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат;
- приобретение опыта исследовательской деятельности;
- приобретение опыта организации совместной деятельности в группах и опыта публичного выступления.
Содержание программы:
Содержание программы курса внеурочной деятельности связано с программой по предмету «Математика» и спланировано с учетом прохождения программы 10 класса. Программа курса предполагает изучение таких вопросов, которые не входят в школьный курс математики, но необходимы при дальнейшем ее изучении, при сдаче экзамена за курс среднего общего образования (особенно в форме ЕГЭ). Появление задач, решаемых нестандартными методами на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащихся и их математической культуры. При отборе содержания и структурирования программы курса использованы принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности. Формы/методы организации деятельности: индивидуальная, парная, групповая работа, эвристическая беседа, практическая работа. При проведении занятий применяются личностно-ориентированные технологии обучения, такие как: технология полного усвоения знаний, когда все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса; необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса; технология разноуровневого обучения, технология коммуникативного обучения, которая позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.
Основные виды деятельности учащихся: знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; поисковая деятельность (поиск информации); самостоятельная работа; работа в парах, в группах; творческие работы; составление презентаций; подготовка и проведение мероприятий, позволяющих повысить интерес к математике у учащихся.
Содержание учебного материала
Введение (2 часа).
Цели и задачи курса, инструктаж по ТБ. Приёмы и схема поиска решения нестандартных задач.
Задачи, содержащие модуль (10 часов).
Определение модуля. Свойства модуля и его геометрической смысл. Преобразования алгебраических выражений, содержащих модуль. Построение графиков функций, содержащих модуль. Уравнения и неравенства, содержащие модуль.
Уравнения (15 часов).
Преобразование алгебраических уравнений. Решение алгебраических уравнений методом подбора. Решение алгебраических уравнений методом группировки и разложением на множители. Решение алгебраических уравнений методом замены переменной. Однородные уравнения. Симметричные уравнения Решение алгебраических уравнений методом введения параметра. Дробно-рациональные уравнения Общие положения. Сведение рационального уравнения к алгебраическому. Решение рациональных уравнений методом разложения на множители и делением на х≠0 рациональных уравнений методом замены переменных.
Неравенства (6 часов). Неравенства с двумя переменными на координатной плоскости. Доказательство неравенств. Обобщенный метод интервалов.
Системы уравнений и неравенств (7 часов). Решение систем уравнений. Графический способ решения систем неравенств
Итоги внеурочной деятельности подводятся на школьных, районных, городских, областных и Всероссийских олимпиадах по математике, а также на результатах участия на конференциях, турнирах, конкурсах. Но важнее всего — первоначальная рефлексия: каждый участник может сам себя оценить или это может быть коллективная оценка после каждого занятия.
Календарно-тематическое планирование
10а класс
№ п/п | Дата | Наименование тем | Количество часов | Форма деятельности | Примечание |
Введение(2ч). | |||||
1-2 | 04/09 11/09 | Цели и задачи курса. Приёмы и схема поиска решения нестандартных задач | Лекция, презентация | ||
Задачи, содержащие модуль (5 часов). | |||||
3 | 02/10 | Преобразования алгебраических выражений, содержащих модуль | |||
4-5 | 09/10 | Построение графиков функций, содержащих модуль | |||
6-7 | 16/10 | Уравнения и неравенства, содержащие модуль | |||
Уравнения(15часов) | |||||
8 | 23/10 | Преобразование алгебраических выражений и уравнений | |||
9-10 | 30/10 13/11 | Решение алгебраических уравнений методом разложения на множители | |||
11 | 20/11 | Решение алгебраических уравнений методом замены переменных. | |||
12 | 27/11 | Однородные уравнения | |||
13 | 04/12 | Симметричные уравнения | |||
14-15 | 11/12 18/12 | Решение алгебраических уравнений методом введения параметра | |||
16 | 25/12 | Дробно-рациональные уравнения. Общие положения. | |||
17-18 | Сведение дробно - рационального уравнения к алгебраическому | ||||
19-20 | Решение дробно - рациональных уравнений методом разложения на множители и делением на х ≠ 0 | ||||
21-22 | Метод замены переменных в дробно - рациональных уравнениях | ||||
Неравенства (6 часов). | |||||
23-24 | Неравенства с двумя переменными на координатной плоскости | ||||
25-26 | Доказательство неравенств | ||||
27-28 | Обобщенный метод интервалов | ||||
Системы уравнений и неравенств (7 ч) | |||||
29 | Системы уравнений: основные методы решения | ||||
30-31 | Метод Гаусса | ||||
32-33 | Метод замены переменных | ||||
34 | Графический способ решения систем неравенств | ||||
35 | Системы неравенств: алгебраические методы |
11б класс
№ п/п | Дата | Наименование тем | Количество часов | Форма деятельности | Примечание |
Введение(2ч). | |||||
1-2 | 05/09 12/09 | Цели и задачи курса. Приёмы и схема поиска решения нестандартных задач | Лекция, презентация | ||
Задачи, содержащие модуль (5 часов). | |||||
3 | 03/10 | Преобразования алгебраических выражений, содержащих модуль | |||
4-5 | 10/10 | Построение графиков функций, содержащих модуль | |||
6-7 | 17/10 | Уравнения и неравенства, содержащие модуль | |||
Уравнения(15часов) | |||||
8 | 24/10 | Преобразование алгебраических выражений и уравнений | |||
9-10 | 31/10 14/11 | Решение алгебраических уравнений методом разложения на множители | |||
11-12 | 21/11 28/11 | Решение алгебраических уравнений методом замены переменных. Однородные уравнения | |||
13-14 | 05/12 12/12 | Решение алгебраических уравнений методом введения параметра | |||
15 | 19/12 | Дробно-рациональные уравнения. Общие положения. | |||
16 | 26/12 | Сведение дробно - рационального уравнения к алгебраическому | |||
17 | Симметричные уравнения | ||||
18 | Сведение дробно - рационального уравнения к алгебраическому | ||||
19-20 | Решение дробно - рациональных уравнений методом разложения на множители и делением на х ≠ 0 | ||||
21-22 | Метод замены переменных в дробно - рациональных уравнениях | ||||
Неравенства (6 часов). | |||||
23-24 | Неравенства с двумя переменными на координатной плоскости | ||||
25-26 | Доказательство неравенств | ||||
27-28 | Обобщенный метод интервалов | ||||
Системы уравнений и неравенств (7 ч) | |||||
29 | Системы уравнений: основные методы решения | ||||
30-31 | Метод Гаусса | ||||
32-33 | Метод замены переменных | ||||
34 | Графический способ решения систем неравенств | ||||
35 | Системы неравенств: алгебраические методы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа элективного курса для 6 класса основы естествознания
по программе работаю 2-ой год, она помогает детям определиться с выбором дальнейшего профиля обучения. Ориентирована на привлечение детей к изучению предметов естественнонаучного цикла....
Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"
Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса "Бизнес-курс за школьной партой" в рамках предпрофильной подготовки....
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Элективный курс, для 11 классов "Вводный курс делового письма"
Данная программа разработана в соответствии с федеральным базисным учебным планом. Согласно государственному стандарту общего образования, преподавание иностранного языка представлено на двух уровнях:...
Рабочая программа элективного курса в 7 классе "Учимся красиво говорить" ФГОС
I.Планируемые результаты освоения элективного курса. Личностные:-самоо...
Элективный курс в 10 классе в 9 классе Подготовка г ОГЭ
Электив в 10 классе "Решение нестандартный задач по математике"...