Стадия вызова на уроке призвана решать сразу несколько задач: - сформировать положительную мотивацию;
- вызвать интерес учащихся к новой теме;
- сформировать главные цели урока;
- наметить круг вопросов, которые будут решаться на уроке;
- активизировать деятельность учащихся, включить их в работу.
- Верно — не верно. Учитель предлагает несколько утверждений по теме урока. Учащиеся фиксируют свои ответы, соглашаясь или отрицая услышанное. На стадии рефлексии необходимо вновь вернутся к этим вопросам и скорректировать свои ответы в связи с полученной информацией.
- Кластер — прием, который помогает не только вспомнить все, что относится к теме, но и систематизировать ЗУН. Задается ключевое слово. Учащиеся называют факты, термины, даты, относящиеся к этому слову. Затем "гроздья" кластера можно группировать, объединяя ответы по какому-либо принципу.
- Инсерт — эффективный метод, который позволяет выделить из текста важные абзацы и предложения. Инсерт — это прием маркированного чтения. На полях текста учащиеся отмечают специальными значками то, что они уже знают, то, что явилось новым, то, что идет вразрез с их знанием и то, что требует уточнений, пояснений. Таблица, составленная после прочтения, анализируется в ходе урока и дети возвращаются к ней уже на стадии рефлексии.
- Дерево предсказаний. На доске — изображение дерева. Его ветви — это направления размышлений. Листья — мнения и предположения учащихся.
- Толстые и тонкие вопросы — не только помогают актуализировать знания по теме, но и учат расставлять приоритеты и составлять разные типы вопросов. Тонкие вопросы для этого приема — максимально конкретные, требующие четких и кратких ответов: Что? Когда? Где? Почему? Толстые вопросы предполагают размышление, аргументацию, приведение доказательств и примеров: Объясните, почему..?, В чем различие..? Что, если..?
- Инвентаризация. Учащиеся в начале урока тезисно записывают то, что им известно по теме. В дальнейшем список обсуждается в парах и по ходу урока пополняется или корректируется.
- Таблица "ЗХУ". Ученик вспоминает все, что он знает по теме и записывает свои мысли в таблицу:
Я это знаю | Хочу узнать | Узнал на уроке | | | |
На стадии вызова заполняются первые две колонки. Третья пополняется фактами и сведениями во время урока. А на этапе рефлексии учащиеся проводят анализ таблицы. Таблицу ЗХУ легко использовать уже в начальной школе. Для облегчения систематизации знаний учитель может задавать наводящие вопросы. Например, на уроках чтения: Какие произведения этого писателя вы знаете? Что интересного в его рассказах? Что вы хотите узнать о нем? И т.д. - Прогнозирование по иллюстрации. Учащимся предлагается рисунок или иллюстрация. Они выдвигают свои теории и предположения о том, что изображено и как это связано с темой урока.
- Ассоциации. Называется тема урока или предлагается рисунок. Учащиеся высказывают свои мнения — какие ассоциации вызывает эта тема? Например, озвучивается название произведения. Какие ассоциации вызывает это название? Что может происходить в рассказе с таким названием? и т.д.
- Мозговой штурм — один из вариантов создания "банка идей". Собираются и записываются все мнения учащихся, даже самые фантастические. Никакой критики! Затем следует этап коллективного обсуждения, в ходе которого в каждом из предположений пытаются найти рациональное зерно. Оставляются в банке только самые перспективные по версии учащихся идеи.
- Корзина идей — в условную "корзину" тезисно записываются все соображения и предположения учащихся по заявленной теме. В ходе урока все мнения корректируются и либо остаются в корзине, либо выбрасываются из нее. На этапе рефлексии учащиеся вновь возвращаются в корзине и систематизируют накопленные ЗУН.
- Перепутанные цепочки. Учитель предлагает ряд перепутанную последовательность событий, действий. Ученики должны восстановить правильную последовательность.
- Ключевые слова. Учитель перечисляет ключевые слова, относящиеся к новой теме. Учащиеся пытаются предположить, о чем пойдет речь на уроке, какие вопросы будут рассматриваться.
- Бортовой журнал. Учащиеся заполняют таблицу:
Что я знаю по теме | Что я узнал нового | Это осталось непонятным | | | |
Прием рассчитан на весь урок, на стадии вызова заполняется только первая колонка. - Отсроченная догадка. По названию темы или по ключевым словам учащиеся высказывают предположение: какой вопрос будет главным на уроке. К догадке возвращаются в конце урока, проверяя правильность предположений.
- Круги по воде. Ключевое слово или понятие записывается в столбик. И на каждую букву учащиеся предлагают существительные или словосочетания по теме.
| Стадия осмысления — это получение учащимися новой информации и работа с ней. Функции этой стадии урока: - Информационная. Учащиеся получают новую информацию, работают с ней, осмысливая и анализируя, оценивая и сравнивая с тем багажом знаний, который уже имеется.
- Систематизирующая. Все приемы стадии осмысления направлены на то, чтобы учащиеся не просто освоили пласт новой информации, но и смогли систематизировать его, так сказать, "разложить по полочкам" в своей памяти.
- Ранжирование — эффективный прием, позволяющий выделить главное в новой информации. После знакомства с новым материалом учащиеся составляют список главных моментов, положений. Затем напротив каждого пункта в своем списке выставляется оценка по одному из критериев: важности, нужности, полезности и т.д.
Например, на уроке "Окружающий мир". Тема: пресные воды суши. У учащегося получился приблизительно такой список: - Большая часть земли покрыта соленой водой.
- Соленую воду пить нельзя.
- Пресная вода — в реках, ледниках, озерах и т.д.
После этого учитель просит расставить места (ранг) пунктов с точки зрения их практической важности. И вопрос: Какое их этих знаний пригодится вам во время путешествия, похода? - Диаграмма Венна — прием, помогающий провести сравнительную характеристику понятий, предметов, явлений. После прочтения текста учащиеся заполняют следующую таблицу (таблицу удобнее заполнять, чем окружности):
Общие черты | Отличительные особенности 1-го предмета (явления) | Отличительные особенности 2-го явления | | | |
Например, на уроке русского языка после знакомства с текстом о местоимениях, предлагается сравнить местоимения и существительные. Общие черты | Отличительные особенности существительного | Отличительные особенности местоимения | - Это самостоятельные ЧР.
- Изменяются по падежам.
| Называет предмет. | Указывает на предмет. |
- Бортовой журнал — еще один своеобразный вид таблицы, который наглядно демонстрирует связь уже имеющегося знания и нового. Как и многие другие приемы критического мышления, охватывает сразу несколько стадий урока.
Заполняется следующая таблица: Что я знаю по теме | + или — | Что узнал нового | | | |
Первая графа заполняется на стадии вызова, когда учащиеся тезисно записывают то, что они уже знают. Далее, на стадии осмысления, работают со второй графой. Здесь учащиеся соотносят свои утверждения с новой информацией. По ходу чтения или прослушивания лекции они отмечают, правы они были или нет. С третьей колонкой начинаем работать после прочтения текста. Здесь тезисно записывается все то новое, что было в тексте. Опять-таки, рекомендуется на стадии рефлексии вернуться к своим бортовым журналам и оценить проделанную работу. - Зигзаг — довольно необычный прием, в котором чередуются индивидуальная и групповая работа. Очень удачный прием, когда требуется за урок охватить большой пласт новой информации.
- Инсерт — это прием активного чтения с пометками. Учащимся предлагается прочитать текст, маркируя отдельные предложения или абзацы специальными значками. После этого составляется таблица, по которой проводится следующая работа.
- ИДЕАЛ. Название приема представляет собой аббревиатуру, которая объединяет название действий в ходе этого приема. И — интересно, в чем проблема?, Д — давайте найдем все возможные решения, Е — есть ли среди предложенных решений лучшие и т.д. Этот прием учит формулировать главную проблему, намечать пути ее решения, анализировать и делать выбор.
- Кубик Блума — достаточно новый и интересный прием, который учит детей не просто детально изучать текст, но и формулировать вопросы разного типа.
- Генераторы и критики. После получения новой информации класс делится на две группы "генераторов" и "критиков". Выбирается проблема, не требующая долгих обсуждений. Задача генераторов — предложить как можно больше вариантов решений, задача критиков — оценить предложения и выбрать самые лучшие и адекватные.
- Таблица ЗХУ. Работа с таблицей начинается еще на стадии вызова. Заполняются следующие графы:
Уже знаю | Хочу узнать | Узнал на уроке | | | |
На стадии вызова заполняется первая колонка. Вторая — по мере прочтения текста (отмечаются все места, требующие уточнения, пояснения, практических примеров). Третья колонка заполняется уже после проработки информации. На этапе рефлексии нужно вернуться к таблице и оценить проделанную работу. - "Жокеи и лошади" — прием используется, когда нужно запомнить много понятий, названий, терминов и т.д. Учитель заранее подготавливает карточки по количеству учащихся в классе. На половине карточек пишется название термина, понятия, на второй половине карточек — его пояснение, толкование. Например, на уроке географии можно написать страны и их столицы, на уроке литературы — имена главных героев и их характеристики.
После прочтения текста раздаются карточки, и учащиеся превращаются в условных "лошадей" и "жокеев". Цель: найти себе пару. Совет: чтобы предотвратить массовое хождение, можно попросить условных "лошадей" оставаться на месте. По классу ходят только "жокеи". - Взаимообучение. Психологи отмечают, что выучить новое легче всего, когда объясняешь это другим (то есть, играешь роль учителя). На этом принципе построен и прием взаимообучения. Учащиеся получают одинаковый текст, разбитый на абзацы. Они изучают его самостоятельно, отмечая трудные места и подготавливая вопросы по каждому абзацу. Затем начинается работа в группах (или в парах). Учащиеся по очереди объясняют остальным членам группы свою часть текста. Остальные могут задавать вопросы, требовать уточнений и пояснений. Потом учащиеся меняются ролями.
- Фишбоун — еще один прием, который помогает учащимся наглядно увидеть связь между причинами и последствиями, выстроить логическую цепочку, систематизировать полученные знания. Строится скелет рыбы, где голова — это проблема, которую нужно решить, верхние "кости" — причины или направления размышлений, нижние — это конкретные примеры и факты, а хвост рыбы — вывод.
- Таблица аргументов. После знакомства с новым материалом учитель предлагает несколько аргументов, тезисов по теме. Учащиеся заполняют следующую таблицу:
- «Пометки на полях»
- «Таблица аргументов»
- «Чтение с остановками»
| Для чего нужна рефлексия? Если ребенок понимает: - ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
- какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
- какой вклад в общее дело он может внести;
- может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,
…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя. Когда проводить? Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала. - Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
- Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
- Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
- "Знаки" (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.
- облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
- сегодня я узнал...
- было трудно…
- я понял, что…
- я научился…
- я смог…
- было интересно узнать, что…
- меня удивило…
- мне захотелось… и т.д.
Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради). - Графическая: на доске таблица со знаками
В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке. Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов: Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита": В — всесильный О — олицетворяет справедливость Л — луна, черный пудель и "чертовщина" А — антипод Иешуа Н — не абсолютное зло Д — дьявол - Фразеологизм или пословица
Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д. Кластер Синквейн Ключевые слова Прием «Взаимообучение» Прием «Эссе» Прием «ПОПС» П- позиция (ваша точка зрения, Словамаркеры: Я считаю, что… По моему мнению… Я предполагаю, что..) О- обоснование (объяснение, Потому что…) П – пример (факты, доказывающие точку зрения, Я могу доказать это на примере того, что…) С- следствие (вывод, Можно сделать вывод…) |