Внеурочное занятие по математике по теме "3D"
методическая разработка по геометрии (7 класс)

Просолупова Наталья Геннадьевна

Данное заняие помогает детям различать двухмерные и трехмерные изображения, учит рисовать объемные изображения на плоскости, развивает интерес к геометрии и пространственное воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_3d.pptx1.44 МБ
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

3 D

Слайд 3

Бананы Р исуем 3 D



Предварительный просмотр:

  Тема:   "3D"

                                     

Цель: 1. Познакомить с новым понятием геометрическое тело, названием  геометрических тел;

           2. Рассмотреть тела ( на примерах) как целое, не выделяя элементы;

           3. Научить различать геометрические тела от геометрических фигур;

           4. Развивать познавательный интерес  к геометрии, развивать речь,  

               мышление;

             5. Воспитывать   ответственность за достигнутый результат.

Задачи:

1) Уметь сравнивать геометрические тела с окружающими предметами.

2) Формировать пространственное представление учащихся, развивать восприятие формы, образную память. Активировать творческую деятельность учащихся.

3) Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, трудолюбие.

Оборудование:  Демонстрационные модели различных  геометрических тел и геометрических фигур.                             

     Ход урока:

Организационный момент.

Актуализация знаний.

        Вступительное слово:

         Здравствуйте, дети и гости. Сегодня мы начнём свой урок с игры "Делай как я". Перед вами лежат заготовки, возьмите в руки маркер и простой карандаш. Повторяйте действия за мной (или за видео). Обводим чёрным маркером, закрашиваем. Берём в руки простой карандаш и раскрашиваем полоски через одну, начиная с крайней. А теперь посмотрите, что же у нас получилось? Чем эта картинка отличается? (Она объёмная).  А как называется эффект видения объёма? (3D). Это и есть тема нашего урока, давайте запишем её в тетрадях. А  почему появляется объём? Что изменилось в фигуре, что у неё появился объём? (Добавилось ещё одно измерение) .

        Перед вами лежит множество предметов, множество геометрических фигур. Разделите, пожалуйста, их на два класса и объясните принцип, по которому вы это сделали (желающие пробуют, говорят, нужно разделение: плоские, объёмные).

        Нас окружает множество предметов. Они отличаются формой, размерами, материалом, из которого изготовлены, окраской и многими другими качествами. Но на математике (геометрии) нас интересуют лишь форма предметов и их размеры.

         Например, мячи имеют форму шара (показ), хотя все они разных размеров. Многие небесные тела имеют форму близкую к форме шара.

        Формы предметов очень разнообразны.

   ―Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием – геометрическое тело. Мы уже знаем одно понятие – геометрические фигуры. Назовите, какие геометрические фигуры вы знаете? (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник и т.д.).

Рассмотрим некоторые геометрические тела.

 «Открытие» детьми нового знания. Исследовательская работа.          

1.  Рассмотрим шар – на что похож шар: на клубок, мяч, апельсин, арбуз.  С чем можно сравнить шар – с известной геометрической фигурой – кругом.  Посмотрим, чем они похожи и чем отличаются. Шар можно потрогать, бросить, покатить. А круг? (нет).  Зато круг можно нарисовать циркулем, а шар? (нет). Назовите  предметы, похожие на шар. (арбуз, апельсин, теннисный мяч, и т.д.)  Поверхность шара называют сферой. Слово «сфера» произошло от греческого слова «сфайра», которое переводится на русский язык как " мяч". Не нужно путать понятия «шар» и «сфера». Сфера – это, можно сказать, оболочка или граница шара.

2.  Цилиндр.  На что похож он? А кто-нибудь знает как быстро сделать цилиндр? (Взять прямоугольник и свернуть его). Перед вами лежат ваши рисунки и скрепки, давайте быстро сделаем цилиндры. Назовите предметы, которые имеют форму цилиндра (Стакан, банка, карандаш). А вы знаете, что  слово «цилиндр» произошло от греческого слова «кюлиндрос», означающего «валик», «каток». А на рубеже XYIII –XIX  веков мужчины многих стран носили твердую шляпу с небольшими полями, которая называлась цилиндром из-за большого сходства с этой геометрической фигурой.

3.  Конус.  Слово «конус» произошло от греческого слова «конос», означающего составную шишку (демонстрация шишки). Действительно, есть некоторое сходство.

Назовите сходство между перечисленными фигурами. (Это тела вращения)

А какие ещё объёмные фигуры вы знаете? (Тетраэдр, пирамида, призма, куб, параллелепипед). Они называются многогранниками.

Найди лишнюю фигуру в каждом ряду  (на доске на листах).

А сейчас  мы с вами попробуем создать  своими руками многогранники.  Перед вами развёртки.

 Слуховой диктант 

А теперь в своих тетрадях мы выполним слуховой диктант.  Я буду говорить, а вы выполнять рисунки в тетрадях. Начните рисовать на чистой странице.

- Нарисуйте  в центре  тетрадного листа  круг.  

- Справа от него нарисуйте  треугольник.

- Слева от круга нарисуйте  квадрат.

- Над кругом – прямоугольник.

- В правом верхнем углу  нарисуйте треугольник.

- В левом верхнем - квадрат.

- В нижнем левом – прямоугольник.

- В нижнем правом прямоугольник.

 Сколько получилось у каждого из вас треугольников, квадратов, прямоугольников?  (Если у вас получилось треугольников -2, квадратов – 2, прямоугольников – 3, то выполнено верно).

И закончим урок мы снова объёмным рисунком.  "Бананы".  Я приготовила вам заготовки карандашных рисунков банана.  Будем следовать инструкциям.

 Подведение итогов урока. Оценки за урок. 

- С каким геометрическими телами мы сегодня познакомились?

Работали все хорошо, молодцы. Называю оценки. За хорошую работу на уроке и старание у вас остались объёмные рисунки и модели. Урок окончен, всем спасибо.

Спасибо за урок.


 

Стихотворение «Треугольник и квадрат»

Жили – были два брата

Треугольник с квадратом.

Старший – квадратный,

Добродушный, приятный.        .

Младший – треугольник,

 Вечно недовольный.

Стал спрашивать квадрат:

- Почему ты злишься, брат?

Тот кричит ему…

- Смотри ты полней меня и шире,

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре!

Брат! Я же старше, я - квадрат

И сказал ему нежней:

«Неизвестно кто нужней»

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на стволы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы

 Уходя, сказал…

«Приятных, я тебе желаю снов».

Спать ложился, был квадратом,

А проснешься без углов.

Но наутро младший брат                    

Страшенной мести был не рад,

Поглядел он – нет квадрата,

Онемел ... стоял без слов.

 Вот так месть, теперь у брата

Восемь новеньких углов.

Вот в такой смешной, нелепой ситуации можно оказаться, если не знать свойства геометрических фигур.

Блиц-турнир  (4-5 минут)

1.  Сколько цифр вы знаете (10)

2.  Какое число является ни простым, ни составным? (1)

3.  Наименьшее семизначное число (1 000 000)

4. Сотая часть числа (процент)

5.Инструмент  для измерения углов (транспортир)

6. Сколько сантиметров в 7/25 метра (28)

7 Сколько секунд в ¾ минуты?(45)

8.При умножении на какое число результат не меняется? (1)

9.  Сколько лет в 7/20 века? (35)

10. Наименьшее простое число (2)

11. Сумма длин всех сторон многоугольника (периметр).

12. Какую часть  суток составляют 8 часов? (1/3)

13.Сколько нулей в записи числа миллион? (6)

14.Когда произведение равно  нулю ?  (если множитель =0)

15.Что больше: 2 м или 201 см? (201 см)

16. Радиус окружности 6 см. Чему равен диаметр?  (12)

17. Какую часть часа составляет 20 минут?  (1/3)

18. Наибольшее отрицательное число?  (-1)

19. Найти 1% от центнера. (1кг)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеурочная занятость по математике

ПрограммаНаучно – позновательного часапо математике«Математика. ГИА. От простого к сложному.»для 9  классавсего  34часов  (1 ч. в неделю)...

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ внеурочных занятий по математике «А ну-ка, посчитай!!!»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  внеурочных занятий по математике «А ну-ка, посчитай!!!» 1 час в неделю, 34 часа вгод...

Методическая разработка внеурочного занятия по математике; Интеллектуальный десант по теме: "Нам циркуль строить и жить помогает "

От современного человека сегодня  требуются  умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать недостающ...

Внеурочное занятие по математике "С математикой за столом"

Внеурочное занятие по математике «С математикой за столом»Задачи:— формирование представления о важности здорового питания как обязательной составляющей ежедневного рациона питания;— Рассмотреть взаим...

Методическая разработка внеурочного занятия по математике «МАТЕМАТИКА БЕЗ ФОРМУЛ»

Развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; раскрытие способностей и поддержка одарённости обучающихся; организация интеллектуальных и творчески...

Рабочая программа внеурочных занятий по математике в 6 классе "Занимательная математика"

Рабочая программа внеурочных занятий по математике в 6 классах "Занимательна математика" рассчитана на 1 час занятий в неделю.Всего 35 занятий в год....

Внеурочное занятие по математике для 8-9 классов.Викторина-игра по математике для 8-9 классов

Викторина-игра для использования во внеурочной деятельности, на неделе  математики....