Дифференцированный подход в обучении при подготовке к ГИА
проект по математике (11 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.КИРДАСОВО
МР АБЗЕЛИЛОВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Образовательный проект
«Дифференцированный подход в обучении при подготовке к ГИА»
Составитель:
Шарафутдинова Гузалия Раисовна
Должность:
учитель математики
Кирдасово, 2020
Содержание
Введение....................................................................................................
1. Дифференцированный подход в обучении при подготовке к ГИА
1.1. Понятие дифференцированного обучения...................................
1.2. Виды дифференцированного обучения...........................................
2. Комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ.
3. Мониторинг качества образования
4. Создание условий для учащихся в процессе подготовки к ГИА.
4.1.Психологическая подготовка к ОГЭ и ЕГЭ
4.2. Методическая подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ
4.3. ИКТ на уроках математики
5. Практическая часть проектной работы
Заключение
Используемая литература
Интернет-ресурсы
"Великая цель образования —
это не знания, а действия».
Герберт Спенсер.
Введение
Учителем математики работаю с 2009 года. К ГИА учеников начала готовить с 2015 года. Экзамен по математике при правильной подготовки хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста — высокая степень восприимчивости, мотивация учащихся и компетентный педагог. Каждый педагог ищет и применяет в своей работе те методы обучения, которые позволяют получить высокие результаты в изучении предмета. В подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по математике особое значение имеет дифференцированный подход в обучении учащихся, так как математика является одним из сложных предметов.
Целевая группа проекта: школьники в возрасте 11-17 лет.
Цель: Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих качественную подготовку учащихся к ГИА посредством дифференцированного подхода в обучении при подготовке к ГИА.
Задачи:
- Изучить возрастные и психологические особенности учащихся, их учебные возможности;
- Анализировать перспективы развития этих возможностей;
- Использовать дифференцированный подход к обучению на индивидуальном уровне;
4. Адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности школьников к его особенностям;
5. Повысить учебную мотивацию и развивать познавательную активность;
- Разрабатывать модель использования некоторых приемов технологии дифференцированного обучения, эффективных для получения выпускником высоких результатов ГИА.
Актуальность: Задача учителя, прежде всего, научить каждого на максимально возможном для него уровне. Дифференциация обучения позволяет обоснованно и эффективно вести работу с учащимися, выстраивать индивидуальные направления их обучения и развития. В основе уровневой дифференциации лежат два основных принципа. Первый - это достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки, второй — создание условий для усвоения материала на более высоких уровнях теми школьниками, которые проявляют интерес к математике и желание освоить больше.
Объект исследования — процесс подготовки учащихся к ГИА.
Предмет исследования — способы дифференциации процесса подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Проблема — как организовать дифференцированное обучение в рамках подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Гипотеза: Дифференцированный подход к обучению способствует получению высокого качества знаний обучающихся и высокие показатели на ОГЭ и ЕГЭ.
Практическое применение — данная проектная работа может быть использована учителями математики в школе и других учебных заведениях.
Новизна — исследовательский проект работы по этой теме в МБОУ СОШ с. Кирдасово еще не было. Это первая попытка систематизировать опыт работы по дифференцированному обучению при подготовке к ГИА. В начале работы по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, многие учителя, как я думаю, в основном ориентировались на средние результаты учащихся по ОГЭ и ЕГЭ. Теперь на основе опыта многолетней работы нужно стремиться к высоким результатам по ГИА. Эта цель не только учителей, но и учащихся. Для получения высоких результатов по ГИА большое значение имеет дифференцированное обучение.
Ожидаемые результаты: наиболее полное раскрытие возможностей ученика успешное самоопределение выпускников как показатель развития личности и сохранения индивидуальности повышение качества знаний учащихся, высокие результаты ОГЭ и ЕГЭ.
1. Дифференцированный подход в обучении при подготовке к ГИА
- Понятие дифференцированного обучения.
Дифференциация происходит от латинского differentia, – что в переводе означает – «различие, разделение». В педагогической энциклопедии понятие дифференциации трактуется следующим образом: дифференциация обучения – способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности). Дифференцированное обучение — это организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуально-психологические особенности личности, формируются группы учащихся с различающимися содержанием образования, методами обучения (И.М. Осмоловская).
Дифференцированное обучение — это: 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа); 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых (Г.К.Селевко)
Дифференциация характеризуется созданием групп учащихся, в которых элементы дидактической системы различаются. Понятие дифференцированного обучения имеет более узкий смысл. Дифференцированное обучение – процесс обучения, организованный с учетом индивидуально-типологических особенностей учеников.
Необходимость дифференциации проистекает от имеющихся у людей различий. В условиях классно-урочной системы без введения дифференциации процесс обучения организуется одинаково для всех учащихся и оказывается, по- разному эффективен. Среди учащихся разных возрастов имеются школьники с высоким, средним и низким уровнем развития как практического, так и словесно-логического компонентов продуктивного мышления, с относительным преобладанием интуитивно-логического мышления над словесно-логическим. Часть учеников, обладающие логическим мышлением хорошо усваивают предметы естественнонаучного цикла, но не испытывают склонности и интереса к гуманитарным дисциплинам. Есть ученики с хорошо развитым образным мышлением, глубоко чувствующие, но не любящие точные науки.
Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части. Процесс обучения в условиях дифференциации становится максимально приближенным к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям.
Немаловажной задачей процесса обучения является развитие ученика: его интеллектуальной, эмоционально-ценностной, волевой сфер. При организации дифференцированного обучения, усиливаются развивающие функции процесса обучения.
Цель дифференцированного обучения – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.
Дифференцированное обучение, как я понимаю, означает развивать определенные способности учащихся к математике, мотивировать их к высоким результатам, а не заставлять всех всех и подряд стремиться к результатам, которых они не могут достичь.
1.2. Виды дифференцированного обучения.
Дифференцированное обучение осуществляется в различных организационных формах, с помощью различных учебных средств и на различных уровнях (частно-методическом, технологическом, общепедагогическом, социальном). В современной образовательной практике используется следующая классификация видов и форм дифференциации.
По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:
— по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);
— по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);
— по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);
— по уровню умственного развития (уровню достижений);
— по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту, социотипу и др.);
— по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).
По организационному уровню гомогенных групп выделяют дифференциацию:
— региональную по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы);
— внутришкольную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки);
— в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения и т.д.);
— межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы);
— внутриклассную, или внутрипредметную (группы в составе класса).
Внутриклассную дифференциацию называют еще "внутренней", в отличие от всех других видов "внешней" дифференциации.
К внутренней дифференциации иногда относят и деление класса на любые, даже разнородные группы, для которых применяется интегративная модель дифференцированного обучения. Примерами может служить разделение учащихся при групповых способах обучения, использование игровых методик, бригадно-лабораторного метода, метода проектов и т.п.
В особую дифференциальную группу может быть выделена любая группа, обучение в которой отличается какими-либо условиями или компонентами учебно-воспитательного процесса. По этим признакам отмечают следующие виды дифференцированных групп:
— по целям обучения: группы компенсирующего обучения (выравнивания, коррекции, педагогической поддержки), творческие, работы с одаренными, предвузовской подготовки, овладения специальностью и др.;
— по содержанию обучения: спецклассы (группы, школы) профильные, по направлениям, с углублением, с уклоном, раннего изучения предмета, специальных программ, группы профессионализации и специализации, дополнительных образовательных услуг и др.;
— по методам и технологиям: группы развивающего обучения, коллективного способа обучения, работающие по авторским методикам Шаталова, Волкова или других авторов; компьютерной технологии, социоигровой, вальдорфской педагогики, монтес сори — методики, повышенного индивидуального внимания, компенсирующего обучения и др.;
— по уровню обучения: группы базового образовательного стандарта, продвинутого уровня (группы углубленного изучения предмета, факультативные, гимназические, лицейские), компенсирующего, адаптирующего уровня (выравнивания, коррекции, педагогической поддержки), специальные и др.;
— по темпу (времени) обучения: классы (группы) опережающего, ускоренного и замедленного обучения (трех-, четырех-и пятилетняя начальная школа, экстернат).
В настоящее время наибольшее распространение получили два вида дифференциации по индивидуально-психологическим особенностям детей: по уровню умственного развития и по области интересов (профилю). Они организуются на различных возрастных ступенях: при поступлении в школу, при переходе из начальной ступени в среднюю и из средней — в старшую.
- Комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ.
Мы пришли к выводу о том, что только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ГИА способствует повышению эффективности и качества результатов экзамена в тестовой форме. Под комплексным подходом мы понимаем целенаправленное сотрудничество администрации, учителей-предметников, учащихся и их родителей.
В информационной деятельности нашего образовательного учреждения по подготовке к ГИА мы выделяем три направления: информационная работа с педагогами, с учащимися, с родителями.
Содержание информационной работы с педагогами.
1) Информирование учителей на производственных совещаниях:
- нормативно-правовыми документами по ГИА;
- о ходе подготовки к ГИА в школе, в городе;
2) Включение в планы работы школьных методических объединений (ШМО) следующих вопросов:
- проведение и обсуждение результатов пробных ГИА;
- творческая презентация опыта по подготовке учащихся к ГИА (на методической или научной конференции в рамках школы);
- выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки учащихся к ГИА (с учетом психологических особенностей учащихся);
- психологические особенности 9-классников.
3) Педагогический совет " ГИА – методические подходы к подготовке учащихся".
4) Направление учителей на городские семинары и курсы по вопросам ГИА.
Содержание информационной работы с учащимися.
1) Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:
- правила поведения на экзамене;
- правила заполнения бланков;
- расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам Интернет).
2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ГИА.
3) Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.
4) Пробные внутришкольные ГИА по различным предметам.
Содержание информационной работы с родителями учащихся.
1) Родительские собрания:
- информирование родителей о процедуре проведения ГИА, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов. Информирование о ресурсах Интернет;
- информирование о результатах пробного внутришкольного ГИА;
- пункт проведения экзамена, вопросы проведения ГИА.
- Индивидуальное консультирование родителей.
- Мониторинг качества образования
Мы работаем в общеобразовательной школе, наши ученики имеют средние учебные возможности и понятно, что без прочного усвоения базовых знаний детьми невозможно дальнейшее обучение, а уровень усвоения знаний можно увидеть с помощью проведения комплексной проверки знаний, умений и навыков учащихся.
Одна из задач, которые решаем на уроках математики - подготовка учащихся к итоговой аттестации в новой форме, поэтому стараемся найти такие способы организации учебного процесса, которые будут ускорять, интенсифицировать развитие учащихся и при этом учитывать, возможности каждого.
Особое внимание в процессе деятельности ОУ по подготовке учащихся к ГИА занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые учащихся будут сдавать в форме и по материалам ГИА. Мониторинг – отслеживание, диагностика, прогнозирование результатов деятельности, предупреждающие неправомерную оценку события, факта по данным единичного измерения (оценивания). Мониторинг качества образования – "следящая" и в определенной степени контрольно-регулирующая система по отношению к качеству образования.
Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. Он должен включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемыми учащимися в форме ГИА, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного экзамена. Учитель анализирует их, выносит на обсуждение на административные и производственные совещания, доводит до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на выпускной ГИА.
- Создание условий для учащихся в процессе подготовки к ГИА.
- Психологическая подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.
Психологическая подготовка учащихся может заключается в следующем: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах.
Методы проведения занятий по психологической подготовке учащихся разнообразны: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники, анкетирование, мини-лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенной тематике. Содержание занятий должно ориентироваться на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-психического напряжения, как противостоять стрессу.
Работа с учащимися проводится по желанию учащихся – со всем классом или выборочно.
- Методическая подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.
Устный счет – один из важных приемов при подготовке учащихся к ГИА по математике.
В методике математики различают устные и письменные приемы вычисления. Устная работа на уроках имеет большое значение – это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.п. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые устные упражнения. В начальной школе они сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название “устный счет”, хотя в современных программах содержание устных упражнений весьма разнообразно и велико за счет введения алгебраического и геометрического материала, а также за счет большого внимания к свойствам действий над числами и величинами.
Важность и необходимость устных упражнений велика в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ученика. Создание определённой системы повторения ранее изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер.
Однако устный счет как этап урока до сих пор применяется в основном в начальной школе или в 5-6 классах, имея своей главной целью отработку вычислительных навыков. В связи с введением обязательной ГИА по математике возникает необходимость научить учащихся старших классов решать быстро и качественно задачи базового уровня. При этом необыкновенно возрастает роль устных вычислений и вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и таблицы. Заметим, что многие вычислительные операции, которые мы имеем обыкновение записывать в ходе подробного решения задачи, в рамках теста совершенно не требуют этого. Можно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень) преобразования устно. Конечно, для этого потребуется организовать отработку такого навыка до автоматизма.
Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения в среднем звене на каждом уроке необходимо отводить 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.
Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции.
Устные упражнения как этап урока имеют свои задачи:
1) воспроизводство и корректировка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя;
2) контроль состояния знаний учащихся;
3) автоматизация навыков простейших вычислений и преобразований.
Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислить трудно.
Если в 5-6 классах устный счет – это выполнение действий с числами: натуральные числа, обыкновенные дроби, десятичные дроби, то в старших классах – это могут быть совершенно различные операции, навык выполнения которых надо довести до автоматизма. Например, на уроках математики мы используем УС по темам:
7 класс:
1) Запись чисел в стандартном виде и действия с ними.
2) Формулы сокращенного умножения.
3) Решение простейших ЛУР.
4) Действия со степенью.
5) График линейной функции.
8 класс:
1) Линейные неравенства и числовые промежутки.
2) Решение простейших линейных неравенств.
3) Решение КВУР с помощью теоремы Виета и частных случаев.
4) Решение КВУР рациональными способами.
5) Арифметический квадратный корень и его свойства.
9 класс:
1) Решение неравенств 2 степени.
2) Преобразование графиков функций.
3) Формулы приведения.
4) Тригонометрические формулы.
- Значения тригонометрических функций.
10 класс: 1) Нахождение производной (физический и геометрический смысл производной, касательная, исследование функций);
2) Тригонометрические уравнения
3) Иррациональные уравнения
4) Стереометрия (8 задание)
11 класс: 1) Показательные уравнения и неравенства.
2) Логарифмические уравнения и неравенства.
3) Стереометрия (объем и площадь поверхности)
Практика показала, что систематическая работа УС способствует значительному повышению продуктивности вычислений и преобразований. Сокращается время на выполнение таких операций, как решение КВУР, линейных неравенств и неравенств 2-ой степени, разложение на множители, построение графиков функций, преобразования иррациональных выражений и другие. Эти операции переходят из разряда самостоятельной задачи в разряд вспомогательной и становятся инструментом (“таблицей умножения”) для решения более сложных задач.
- ИКТ на уроках математики.
По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3часть увиденного, 1/2часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.
Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:
использовании участниками образовательного процесса некоторых формализованных моделей содержания;
деятельности учителя, управляющего этими средствами;
повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.
Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:
использование диагностических и контролирующих материалов;
выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
использование компьютера для вычислений, построения графиков;
создание уроков с помощью программы “PowerPoint”
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения:
графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;
возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации. На практике реализуется принцип успешности
(компьютер позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь).
При применении компьютера и внедрения ИКТ на уроках учитываются возрастные возможности и образовательные потребности учащихся, специфика развития мышления и других психических процессов в условиях информатизации учебной деятельности. Здесь решается задача – закладываются основы рационального и эффективного общения учащегося с компьютером, как главным инструментом нового информационного общества. Использование программы PowerPoint на уроках математики способствует:
– стимулированию процесса обучения, таких как восприятие и осознание информации;
– повышению мотивации учащихся;
– развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых;
– развитию у учащихся более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, влечет формирование более глубокого понимания изучаемого материала;
– осуществлению дифференцированного подхода;
– формированию коммуникативных и учебно-познавательных компетенций учащихся;
– развитию вычислительных навыков учащихся;
– формированию навыков самоконтроля, взаимоконтроля и самообучения;
– реализации межпредметных связей;
– включению у учащихся всех каналов восприятия информации.
Применение информационных технологий помогают:
- создать у школьника положительную мотивацию в изучении нового материала;
- развить познавательный интерес к предмету;
- первично закрепить знания учащихся;
- проверить прочность усвоения знаний.
Применение презентации, созданной в среде PowerPoint. Нестандартная подача материала в виде электронной презентации повышает качество любого урока. При изучении нового материала она позволяет иллюстрировать учебный материал разнообразными наглядными средствами. Это могут быть: слайды, в которых отсутствует текст; презентация, которая состоит только из текста, если это урок лекция; конспект урока. В этом случае презентация состоит из темы урока, цели, ключевых понятий и домашнего задания.
- Практическая часть проектной работы.
Работа по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ в школе проводится по определенному плану на каждый текущий учебный год. Кроме этого составляется перспективный план в 5-11 классах. Этот перспективный план позволяет выявить уровень обученности и усвоения учениками учебных материалов, определить план работы по дифференцированному обучению.
План работы по подготовке к ОГЭ по математике
МБОУ СОШ с. Кирдасово
учитель математики: Шарафутдинова Г.Р.
№п/п | Мероприятия | Сроки |
1 | Работа по изучению индивидуальных особенностей учащихся (с целью выработки оптимальной стратегии подготовки к экзамену ). | В течение года |
2 | Психологическая подготовка к ОГЭ. Индивидуальное консультирование учащихся. | В течение года |
3 | Использование современных образовательных технологий, новых форм организации учебно- воспитательного процесса, способствующих повышению качества подготовки школьников к итоговой аттестации, формированию предметной компетенции. | В течение года |
4 | Пополнение классной библиотеки методической и информационной литературой по подготовке к ОГЭ | В течение года |
5 |
| В течение года |
6 | Проводить пробные ОГЭ | 1 раз в месяц |
7 | Подготовка, оформление информационного стенда «Подготовка к ОГЭ-2017» для учащихся и их родителей | 2 четверть |
8 | Индивидуальные консультации родителей | В течение года |
9 | Работа с заданиями различной сложности. Практикум по решению заданий ч.2 (дополнительные консультации) | в течение года |
10 | Регулярное проведение классных родительских собраний | В течение год |
11 | участие в диагностических работах, проводимых РЦОИ | В течение года |
12 | Выполнение заданий с Открытого банка заданий ОГЭ | В течение года |
План подготовки к ЕГЭ МБОУ СОШ с. Кирдасово по математике
Подготовительный этап :
- тщательное изучение учителем демоверсии ЕГЭ (цель – понять особенности заданий, которые будут предложены учащимся в этом году);
- оценку готовности учащихся к ЕГЭ, выявление проблем, типичных как для данного класса, так и индивидуально для каждого ученика;
- формирование на основе подготовленного аналитического материала понимания у обучающихся специфики ЕГЭ;
- планирование работы по развитию навыков выполнения первой части экзаменационного задания;
№п/п | Мероприятия | сроки |
1 | Психологическая подготовка к ЕГЭ. Индивидуальное консультирование учащихся. | В течение года |
2 | Организация и проведение мониторинга и пробных ЕГЭ | В течение года |
3 | Обзор демонстрационного варианта ЕГЭ | Сентябрь |
4 | Знакомство учащимися с сайтами для подготовке к ЕГЭ | Октябрь |
5 | Обзор литературы для подготовки к ЕГЭ | В течение года |
6 | Проведение консультаций | В течение года |
7 | Проведение дополнительных консультаций с учащимися группы риска | В течение года |
8 | Подготовка еженедельных индивидуальных заданий для самостоятельной подготовки учащихся | В течение года |
9 | Регулярное решение заданий КИМ ов ЕГЭ на уроках | В течение года |
10 | Информирование родителей о результатах пробного ЕГЭ | В течение года |
11 | Участие в диагностических работах РЦОИ | В течение года |
12 | Регулярный анализ ошибок допущенных на пробном ЕГЭ | В течение года |
Опираясь на вышеизложенные принципы можно предложить следующую систему работы при подготовке школьников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по математике.
В начале учебного года выпускники и их родители (обязательно) знакомятся с планом подготовки к ЕГЭ по математики и с дополнительными материалами:
- со структурой Единого государственного экзамена по математике;
- с перечнем Интернет ресурсов
- со списком пособий для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ
- с требованиями к уровню подготовленности учащихся
- с советами психологов
- как лучше всего запоминать материал при подготовке к ГИА
Изучение программного материала позволяет организовать подготовку к ЕГЭ уже с сентября 10 класса, далее в 11 классе.
В основу положены следующие концептуальные положения:
- Личностный подход, педагогика успеха, педагогика сотрудничества. Включает два принципа:
- активное обучение
Учащиеся должны понять, что для усвоения научных истин одного старания прилежания недостаточно, а нужны долгие, иногда мучительные размышления.
- дифференцированное обучение и оценки
Этот принцип реализуется довольно просто. Ведь предлагаются задачи разной сложности – от типовых до трудных. И каждый учащийся волен выбирать для решения те задачи, которые ему доступны.
- Обучать математике значит обучать решению задач, а обучать решению задач значит обучать умениям типизации и умениям решить типовые задачи.
- Индивидуализировать обучение «трудных» и «одаренных» (целевые группы).
- Органическая связь индивидуальной и коллективной, групповой деятельности (работа в коллективе, группах и индивидуально).
Характерной особенностью нашего времени является стремление многих учителей перестроить учебный процесс, активизировать учащихся, заинтересовать их, приучить их к самостоятельной работе (компьютерное тестирование, анализ решенных задач, критерии оценивания и т.д.).
С учетом первого принципа все предлагаемые задания разбиты по следующим темам:
- Преобразования выражений.
- Уравнения и неравенства.
- Решение задач.
- Системы уравнений и неравенств.
- Проценты. Прогрессии. Пропорции.
- Функции.
- Производная и первообразная.
- Геометрические задачи (рассматриваются на уроках геометрии).
В соответствии с данными темами и сильными сторонами учащихся выстраиваем дальнейшую работу.
1. В течении 10 класса параллельно с изучением тем проводятся консультативные занятия по подготовке к ЕГЭ: решение задач первой части. В 8-м классе идет работа по подготовке к ЕГЭ, тоже в консультативной форме.
2. Учащимся 9-х, 11-х классов предлагаются тренировочные тематические задания для самостоятельного решения дома в течении заданного срока (две- три недели). Проводится ряд индивидуальных консультаций. При необходимости на некоторых консультациях задания решаются на доске.
Например: на второй недели сентября выдаются индивидуальные задания по теме «преобразования выражений» из первой части.
- Проводится зачет по заданиям первой части. Задания для зачета составлены из решенных заданий (не реже 1 раза в месяц).
Например: в конце сентября зачет по теме «преобразования выражений» из первой части . Сдавшие получают следующие задания, но уже более сложные. Не сдавшие продолжают решать задания .
- Учащиеся, не сдавшие зачет, продолжают получать консультации по прошлым заданиям, с остальными ведем дальнейшую работу.
- На втором зачете каждый учащийся сдает тот материал, который ему необходим. Ко второму, завершающему, зачету учащиеся оказываются дифференцированными на несколько групп (целевых) по уровню подготовленности.
Получение текущей информации о достижениях учащихся обеспечивается за счет внедрения графика оперативного учета. Если ученик успешно достигает запланированного данным стандартом уровня знаний, умений и навыков, то он и получает в соответствии с достигнутыми результатами отметки. Если он претендует на более высокий уровень знаний ( а это всегда выбор самого учащегося), то справедливо оценивать его, исходя из более высоких требований к знаниям, умениям и навыкам. Для учащихся со слабыми знаниями предоставляется возможность пересдать зачет. На ту же работу ему дается в три раза больше времени.
Организованная таким образом работа создает ситуацию взаимопомощи, взаимного обучения, обеспечивает возможность достижения результатов «неуспешными» учениками, самореализации успешных школьников в качестве консультантов.
К концу третьей четверти тематическое повторение закончено и можно приступить к комплексным тестам. На весенних каникулах проводится пробное тестирование. Учащиеся приглашаются на четыре часа, что позволяет психологически настроиться на сдачу ГИА, формирует убеждение в том, что, если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл и в то же время позволяет понять, что ГИА – это не очень легко и просто. И пока есть время можно ликвидировать пробелы и подготовиться к экзамену.
В апреле – мае происходит обучение постоянному жесткому самоконтролю времени, оценке объективной и субъективной трудности заданий и соответственно разумному выбору этих заданий, прикидке границ результатов и минимальной подстановке и приему «спирального движения» по тесту.
Геометрия
При преподавании геометрии необходимо уделять внимание формированию базовых знаний курса стереометрии. (Угол между прямыми в пространстве, угол между прямой и плоскостью, угол между плоскостями, многогранники и т.д.). Одновременно необходимо находить возможность восстанавливать базовые знания курса планиметрии (прямоугольный треугольник, решение треугольников, четырехугольники и т.д.). При изучении геометрии необходимо:
- повышать наглядность преподавания;
- больше уделять внимания вопросам изображения геометрических фигур;
- формированию конструктивных умений и навыков;
- применению геометрических знаний к решению практических задач.
Мною применяются следующие виды работ:
Класс условно делится на четыре группы.
Группа 1- ученики, которые интересуются предметом, решают задачи
продвинутого уровня; которые поставили перед собой цель - получить высокие баллы в профильном уровне, необходимые для поступления в ВУЗ.
Группа 2 – самостоятельно могут решать задачи среднего уровня; которые хотят получить не очень высокие баллы, но достаточные для поступления в ВУЗ.
Группа 3– ученики, решающие стандартные задачи, используя образцы и алгоритмы решения.
Группа 4 - «трудные дети» (в 8-9кл.), для которых учебный материал по математике дается с трудом.
Задания для каждой группы различны. При организации тематической подготовки к экзамену я использую такую форму как долгосрочное домашнее задание. Учащимся предлагается набор заданий, которые они должны выполнить в промежуток изучения конкретной темы. Два года назад, начиная использовать эту форму работы, я не дифференцировала задание. И в результате оказывалось, что часть учеников не справлялась с большей частью заданий, а некоторые уже через несколько дней сдавали тетради на проверку, так как предложенные упражнения оказывались для них очень простыми и не развивали учеников, то есть такая организация работы не давала положительных результатов.
У каждого ученика имеется тематический сборник по подготовке к ЕГЭ. Задания в нем даны по уровням. Набор заданий формирую для каждой группы отдельный: группа 1 - минимальное количество заданий базового уровня, задачи повышенного и высокого уровня сложности, для учеников группы 2 предлагаю задания базового и повышенного уровней, а для учащихся группы 3 основную часть составляют задачи базового уровня. Группа 4 — требует к себе особого внимания, особой системы работы. Для них составляется специальный банк заданий.
Долгосрочные домашние задания выполняются в специальных тетрадях, которые затем сдают на проверку. После проверки, рекомендую выполнить работу над ошибками. Тех учеников, которые выполнили правильно менее половины задач, приглашаю во внеурочное время на дополнительное занятие, после которого они работают над ошибками.
Считаю, что эту форму работы необходимо использовать, так как для успешной сдачи ЕГЭ недостаточно хорошо работать на уроках и регулярно выполнять домашние задания, необходимо ещё дополнительная подготовка. Долгосрочными домашними работами, я некоторым образом обязываю учеников заниматься дополнительно.
Особое внимание в процессе деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ занимает мониторинг качества обученности, который должен быть системным и комплексным.
Давайте рассмотрим задания разного уровня сложности. Например,
Комментарий к заданию 9 – средний уровень сложности.
Учащийся должен уметь выполнять вычисления и преобразования:
- Выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма;
- Вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
- Проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции
Задание базового уровня - устный счет № 1
-9,56
5.
6.
7.
8.
9.
10. .
11.
12.
13..
14. .
15. .
16.
17.
18.
19.
20. .
Высокий уровень сложности представляют задания ЕГЭ второй части №13,14,15 и далее, №21-24 заданий ОГЭ.
Результаты проектной работы.
Результаты ОГЭ и ЕГЭ.
Учебный год | Класс | ФИО | Количество баллов |
2018/2019 | 11 | Бикьянова Алия | 68 |
Газизов Ильсаф | 39 | ||
Гиниятова Гульшат | 45 | ||
Киеккужин Идель | 74 | ||
Мингажева Айгиза | 62 | ||
Насирова Язгуль | 56 | ||
Шафикова Гульназ | 68 | ||
9 | Ихсанова Диля | 15 | |
Сагадатова Нурания | 22 | ||
Салимьянова Залия | 22 | ||
Салимьянова Зилия | 23 | ||
Хисматова Василя | 13 | ||
Хальфетдинова Зилия (ОВЗ) | Оценка 4 | ||
Ниязгулова Зиляра (ОВЗ) | Оценка 4 |
Заключение
На основе проектно-исследовательской работы я пришла к таким выводам: преимуществом использования технологии уровневой дифференциации является обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальное по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал; дифференцированное обучение позволяет учитывать способности учащегося в усвоении материалов разного уровня сложности; стимулировать учащихся к решению задач высокого уровня; дает возможность учащимся верить в себя, что они могут добиться еще лучших результатов.
Практическое применение — данная проектная работа может быть использована учителями математики в школе и других учебных заведениях.
Новизна — исследовательской проектной работы по этой теме в МБОУ СОШ
с. Кирдасово еще не было. Это первая попытка систематизировать опыт работы по дифференцированному обучению при подготовке к ГИА. Проект отвечает реальным запросам ученика и учителя. В начале работы по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, многие учителя, как я думаю, в основном ориентировались на средние результаты учащихся по ОГЭ и ЕГЭ. Теперь на основе опыта многолетней работы нужно стремиться к высоким результатам по ГИА. Эта цель не только учителей, но и учащихся. Для получения высоких результатов по ГИА большое значение имеет дифференцированное обучение.
Литература
- О преподавании математики в учебном году. Методическое письмо /под ред. И. В.Ященко, А. В.Семенова. – М.: МИОО, 2016.
2. ЕГЭ – 2015. Математика. Тематические тренировочные задания /В. В.Кочагин, М. Н.Кочагина. –М.:Эксмо, 2015.
3.ЕГЭ 2016. Математика: Сборник тренировочных работ /Под ред. А. Л.Семенова и И. В.Ященко. – М.: МЦНМО, 2016.
4.Ященко И. В., Шестаков С. А., Захаров П. И. Подготовка к ЕГЭ по математике в 2015 году. Методические указания. – М.: МЦНМО, 2015.
5.ЕГЭ 2016. Математика. Задачи(1-12) базовый уровень. Рабочие тетради / Под ред. А. Л.Семенова и И. В.Ященко. – М.: МЦНМО, 2016.
6.Шестаков С. А., Захаров П. И. ЕГЭ 2014. Математика. Задача 12 профильный уровень / Под ред. А. Л.Семенова и И. В.Ященко. – М.: МЦНМО, 2014.
7.Смирнов В. А. ЕГЭ 2015. Математика. Задача 13 профильный уровень/ Под ред. А. Л.Семеноваи И. В.Ященко. – М.: МЦНМО, 2015.
8.Сергеев И. Н., Панферов В. С. Задача 14профильный уровень / Под ред. А. Л.Семенова и И. В.Ященко. – М.: МЦНМО, 2015.
9.Панферов В. С., Сергеев И. Н. Отличник ЕГЭ. Математика. Решение сложных задач; ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2016.
10.ЕГЭ 2015. Математика. Типовые тестовые задания / Под ред. Семенова А. Л., Ященко И. В. – М.: «Экзамен», 2015.
11.Смирнов В. А. Геометрия. Планиметрия: Пособие для подготовки к ЕГЭ / Под ред. А. Л.Семенова и И.
В.Ященко. – М.:
Антонова И.В., Черкашина К.В. О дифференцированной работе с учащимися при обучении математике в общеобразовательной школе /И.В. антонова, К.В.Черкашина //Научное отражение, 2017. - № 5-6 – С.17-20
2 Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии/ В.В. Гусев.// М. : Народное образование, 2001. – С. 42–44.
3 Печерица Э.И. Особенности реализации профильного обучения школьников в условиях введения ФГОС / Э.И. Печерица// Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin) -2014 -6 (147) -с.102-107
Интернет-ресуры.
http://window.edu.ru/window/method/
http://www.mccme.ru/free-books/
http://school-collection.edu.ru/collection/matematika/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход в обучении математике. Выступление.
Выступление на методическом обЪединение....
Дифференцированный подход в обучении - новый подход к системе образования.
Огромный поток информации сыпется на головы наших детей. Это и новые открытия новых законов, новые знания, старые забытые учения, факты из жизни знаменитых людей. Все это необходимо ...
«Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта» Реализация дифференцированного подхода к обучению детей (педагогическая классификация по В.В. Воронковой, таблица)
Систематезированный в виде таблицы материал с характеристикой 4 типов групп учащихся и основными положениями реализации дифференцированного подхода на уроках труда, математики и русского языка....
Дифференцированный подход в обучении учащихся при подготовке к ГИА.
Математика является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих школьников.Как показали многочисленные психолого-педагогические исследова...
Дифференцированный подход в обучении при подготовке к ГИА
Государственная итоговая аттестация по математике – первое серьёзное испытание в жизни каждого девятиклассника. Существенная особенность ГИА по ма...
Дифференцированный подход в обучении как способ подготовки учащихся к итоговой аттестации по математике.
Применение дифференцированного подхода в обучении для подготовки учащихся к итоговой аттестации по математике....
Презентация к выступлению по теме "Дифференцированный подход к обученю учащихся на уроках математики и при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ"
Презентация к выступлению на совещании на тему: " Диыыеренцированный подход к обученю учащихся на уроках математики и при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ"...